Виноградова Е.Н., Конопольская Л.С.
Интеллектуальная игра «Самый умный»
среди восьмиклассников
Разработка учителя географии Виноградовой Елены Николаевны
и учителя химии Конопольской Людмилы Сергеевны
МОУ «Эммаусская СОШ», Тверская обл., Калининский р-н
Цель:
Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.
Из этой цели вытекают задачи:
-
Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях.
-
Развивать межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом.
-
Привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление.
-
Развить навыки саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности.
-
Привить интерес к познавательной деятельности.
-
Применение ИКТ.
Краткое описание
Участники игры: ведущий – учитель, восемь учащихся 8 класса (по числу школ)
Предварительная подготовка и оборудование: компьютерная презентация с вопросами (прилагается); для первого тура бланки ответов; для второго тура сигнальные карточки.
Можно приготовить поощрительные подарки победителям. Каждому ученику вручается грамота, готовится бейджик.
Правила игры:
Игра состоит из 4 туров.
1 тур – вопросы в виде тестов; ребята ответы записывают в заготовленных бланках, всего 12 вопросов. Бланки с ответами сдают жюри. После 1 тура остаются 6 участников. При одинаковом количестве баллов задаются дополнительные вопросы.
2 тур – видеовопросы; право ответа принадлежит тому, кто первым поднял сигнальную карточку. После 2 тура остаются 4 участника. При одинаковом количестве баллов задаются дополнительные вопросы.
3 тур – «Объяснение картинок» с помощью болельщиков (кто больше объяснит за 1 минуту картинок). После 3 тура остаются 3 участника, которые выходят в финал.
4 тур – финальный со случайным выбором темы (рулетка).
Темы игры:
-
География: «Интересные и загадочные явления природы в России»; «Самое, самое в России»; «Великие люди».
-
История: «Великие люди»; «Война 1812 г.».
-
Химия: «Великие люди»; «Химическое оборудование»; «Состав, строение, свойства атома»; «ПЗ Д.И.Менделеева»; «Состав, строение, свойства веществ».
-
Биология: «Великие люди»; «Самое, самое…»; «По скелету».
Порядок выступления в финале определяется после выполнения задания «Дешифровщик».
Победителем становится участник, набравший наибольшее количество баллов.
Ожидаемые результаты:
Повышение эрудиции
Развитие навыков работы со справочной литературой
Выработка алгоритмов мышления
Развитие культуры речи
Развитие логической культуры
Выработка аналитических навыков
Развитие творческих способностей
Выработка коммуникативных навыков
Приобретение навыков саморазвития.
ТСО: компьютер, проектор, экран.
Ход игры
Ведущий: Мы приветствуем зрителей и участников игры "Самый умный"! Сегодня - поединок лиги учеников восьмых классов. На игровой подиум вышли 8 игроков, чтобы разыграть 3 путёвки в финал и побороться за звание "Самый умный". Я с удовольствием представляю вам участников игры.
-
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
-
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
-
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
1-й ТУР
Ведущий: Мы начинаем игру. Вначале несколько слов о её правилах. Игра состоит из вопросов по географии, биологии, химии, истории. В игре четыре тура. В 1-м туре вы отвечаете на тестовые вопросы. Шестеро лучших выйдут во второй тур. 2 тур – видеовопросы; право ответа принадлежит тому, кто первым поднимет сигнальную карточку. После 2 тура остаются 4 участника, которые выйдут в полуфинал. В полуфинале вам понадобится помощь ваших болельщиков. В финал выйдут трое участников.
Внимание! Вы готовы? Итак, начинаем 1-й тур! К каждому вопросу предлагается 3-4 варианта ответов. Нужно выбрать из них единственный верный. Для ответа на каждый вопрос у вас 5 секунд. Всего я задам 12 вопросов. Правильный ответ вы записываете в бланк ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
-
Химия изучает:
-
свойства веществ;
-
свойства веществ и смесей;
-
свойства веществ и их превращений;
-
механизмы химических реакций.
-
Назовите самое высокое растение в семействе злаков:
-
рожь;
-
кукуруза;
-
бамбук.
-
Нечто случайное, подтолкнувшее к крупному открытию, называется:
1)Сражение с ветряными мельницами;
2)Панургово стадо;
3)Ньютоново яблоко.
-
Какого озера не существует:
-
Озеро чернил;
-
Озеро – «сковородка»;
-
Озеро – «кастрюля».
-
Элемент, названный в честь Земли:
1)неодим;
2)Теллур;
3)Полоний.
-
«В Европу изделия из этого материала привозили участники крестовых походов. Он ценился на вес золота. Осколки разбитой посуды знатные дамы носили на золотых цепочках в качестве украшений». О чём идёт речь?
1)О фарфоре;
2)О золоте;
3)О меди.
-
В процессе фотосинтеза главную роль играют:
1)хромосомы;
2)Хлоропласты;
3)Хромопласты;
4)Лейкопласты
-
Самое чистое море у берегов России:
1)Карское;
2)Чукотское;
3)Белое;
4)Охотское.
-
Закон постоянства состава открыл учёный:
1) Дж. Пристли;
2) Ж.Л.Пруст;
3) К.Шееле;
4) Дж. Дальтон.
-
Какие грибы размножаются почкованием:
1)шампиньоны;
2)Пеницилл;
3)Дрожжи;
4)Мукор.
-
На кого написана эпиграмма: «Он мало царствовал, но много начудесил: Сто двадцать пять в Сибирь сослал, и пятерых повесил!»:
1) на Николая I;
2) на Николая II;
3) на Александра I.
-
Это самая большая постройка, созданная живыми организмами на дне океана. Постройка создана останками строителей. Кто они?
1)кальмары;
2)кораллы;
3)акулы.
После 1 тура остаётся 6 участников.
2 тур – видеовопросы; право ответа принадлежит тому, кто первым поднимет сигнальную карточку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
-
Н.М.Пржевальский; 5) лиственница;
-
Чарльз Дарвин; 6) Ледовое побоище, Чудское озеро;
-
Наполеон Бонапарт; 7) класс пресмыкающиеся (рептилии);
-
Д.И.Менделеев; 8) сушилка для хим. посуды.
После 2 тура остаются 4 участника.
3 тур – «Объяснение картинок» с помощью болельщиков (кто больше объяснит за 1 минуту картинок). Участник объясняет – болельщик отгадывает. За каждую правильно угаданную картинку – 1 балл.
После 3 тура остаются 3 участника.
4 тур.
Огромное спасибо ребятам, которые принимали участие в игре, но проиграли. А мы пожелаем удачи всем тем, кто прошёл в финал!
Итак, передо мной трое финалистов. Они показали лучшие результаты в первом, втором и третьем турах и будут бороться дальше за звание «Самый умный». Но прежде, чем определить порядок ответов, мы проведём конкурс "дешифровщик".
Вам необходимо отгадать зашифрованное слово по принципу клавиш на телефоне. Кто первым справится с заданием, поднимает сигнальную карточку.
-
Любимый предмет.
-
Кем мечтаешь стать в будущем?
-
Кто за Вас болеет?
-
Любимая книга.
-
Ваш кумир.
-
Любимый актер (актриса, певец, певица).
В финале тема вопроса определяется случайным выбором с помощью рулетки. На обдумывание ответа 5 секунд.
Если вы верите в себя – выигрывайте, не верите – проигрывайте. Мы желаем вам удачи!
За каждый правильный ответ в финале – 2 балла.
Победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
Вопросы финала:
Биология
-
Какая часть скелета напоминает о неволе?
-
Самый горячий орган в теле человека.
-
В какую сумку нельзя ничего положить?
-
Самая крупная почка растений.
-
Самый многочисленный класс животных нашей планеты.
-
Что служит сигналом, вызывающим наступление листопада у растений в умеренном климате?
Химия
-
Самый пластичный металл
-
Назовите химическую связь в молекуле Br2
-
Какой металл используют для производства ламп накаливания?
-
Учителем Д.И.Менделеева в университете был «дедушка русской химии», уроженец г.Торжка. Назовите фамилию этого человека.
-
В каком году открыт периодический закон химических элементов?
История
-
Назовите дату начала Отечественной войны 1812 г.
-
Река, где французы потерпели последнее поражение на русской земле.
-
Крупнейшее сражение Отечественной войны
-
Назовите дату окончания Отечественной войны
-
Военный министр, исполняющий обязанности главнокомандующего в начале войны
-
Земельные укрепления на Бородинском поле
-
Деревня, где на военном совете решалась судьба Москвы
География
-
«И, не пуская тьму ночную на золотые небеса,
Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса…»
Кто автор строк и какое явление природы он описал?
-
Как называется озеро, являющееся географическим центром России?
-
Скажите, который час по поясному времени в данный момент
-
Как называются тектонические структуры, лишённые осадочного чехла?
-
Как называются ледниковые формы рельефа?
-
«Мороз и солнце; день чудесный!...
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит…»
Кто автор строк, какой тип погоды описан в стихотворении?
Подведение итогов.
Награждение победителя кубком, а всех участников - поощрительными призами.
Дополнительные вопросы
-
Слово «школа» переводится с греческого как:
А: работа
Б: отдых
В: знание
Г: чтение
-
Во время походов Александра Македонского греки увидели в Индии нечто, что потом они назвали «шерстью дерева». Что это? (хлопок)
-
Вещество, поддерживающее горение (кислород)
-
Канал, отделяющий Африку от Евразии (Суэцкий канал)
-
Как называли одну из 9 муз – покровительницу истории (Клио)
-
Титул властителя Древнего Египта (Фараон)
-
Наименьшая частица химического элемента (атом)
-
Это дерево живет не одну сотню лет, а поэтому для многих народов является символом могущества и долголетия (дуб)
-
В старину кору этого дерева использовали вместо бумаги. (берёза)
-
Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
-
Что такое кинология?( наука о собаках)
-
В каком году родился Д.И.Менделеев7 (1834 г.)
-
Какой город считается полюсом холода северного полушария
( Оймякон)
-
Их называли «торговыми ветрами». Они привели корабли Колумба к Америке. (пассаты)
-
Какой род войск русской армии называется инфантерией? (пехота)
-
Как меняются в периоде металлические свойства? (убывают)
-
Чем является морская вода с точки зрения химии? (смесь веществ)
-
Какие птицы не садятся на землю? (ласточки)
-
Кто в болотах и пруду делает руду? (бактерии)
|