Искусство звука: история, теория, практика




Скачать 71.4 Kb.
Дата 18.09.2016
Размер 71.4 Kb.
ИСКУССТВО ЗВУКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Андрей Смирнов
1. – Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха. Рихард Вагнер и концепция «тотального произведения искусства будущего». Наука и искусство.

Экспериментальная музыка 1950-1970-х, ее следствия и влияния. Джон Кейдж и концепция случайности. «Найденный объект» (found object), «найденный звук» (found sound), шум и музыкальный звук.

Пьер Шеффер и концепция «звукового объекта». Конкретная музыка, редуцированное слушание, музыка для «пленки». Этюды Пьера Шеффера (1948). Центр GRM (Париж). Фоноген и Морфофон.

Сериальная музыка. Формализация и параметризация музыкального материала. Электронная музыка. Герберт Аймерт и первая студия электронной музыки WDR (Кёльн, 1951).

Электроакустическая музыка и «акусматика». Звуковые ландшафты (Soundscapes).

«Мультимедиа» и «гибридные искусства».



- Этюды Пьера Шеффера (1948)

- Карлхайнц Штокхаузен - электронные этюды начала 1950-х

- Алвин Люсьер – “Music on a Long Thin Wire”

- Джеймс Тенни - “Rising”

- Жан Клод Риссе - “Suite for Little Boy” (2-я часть)

- Бернар Пармеджани - «De Natura Sonorum» (1975)
2. – Русский футуризм, Николай Кульбин: «Свободная Искусство», «Свободная Музыка», «художники свободной музыки» (1909). Итальянский футуризм. Футуристические манифесты. «Искусство Шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914).

Визуальная и звуковая поэзия. Поэзия футуристов и дадаистов. «Конкретная поэзия» и концепция Ойвинда Фахльстрема. Текстово-звуковая композиция.

Алексей Гастев. Центральный Институт Труда и биомеханика. Теория Проекционизма Соломона Никритина. Проекционный театр и мультимедиа технологии 1920-х.

Дзига Вертов и «Лаборатория слуха» (1916). Статья Арсения Авраамова «Новая музыкальная наука и Новая Эра в истории музыки» (1916). Общество им. «Леонардо да Винчи» (1917). Евгений Шолпо, эссе «Враг музыки» и «Механический оркестр» (1917-18).

Лев Термен. Изобретение Терменвокса. Термен и Авраамов – Общество возрождения музыки (1927). Термен и Эйзенштейн (1927). Шумовой оркестр и шумовая музыка 1920-30х.

- «интонарумори», музыка Луиджи Руссоло

- Карлхайнц Штокхаузен – «Пение отроков»

- Стен Хансон «Oips!»

- Тревор Вишарт «VOX Cycle», «Anticredos»
3. – Футуристические звуковые машины. Проекционный театр, мастерская Фореггера, Сергей Эйзенштейн и театральные мастерские Пролеткульта. Паровой «Орган труда» (1918). Арсений Авраамов и «Гудковая» симфония (1922-23). Шумовой оркестр и шумовая музыка 1920-30х. Шумовые инструменты Владимира Попова. Радиотеатр конца 1920-х и раннее звуковое кино. «Кино для ушей». Вальтер Руттман (Германия) и композиция "Weekend" (1930).

Монтаж и форма. Сергей Эйзенштейн: монтаж аттракционов. Концепция вертикального монтажа.

Дзига Вертов и фильм «Энтузиазм (Симфония Донбаса)» (1930-31). Шумовая музыка композитора Николая Крюкова. Фильмы «Дела и люди», «Изящная жизнь».

- Вальтер Руттман - "Weekend" (1930)

- Дзига Вертов – «Энтузиазм. Симфония Донбаса» (1931)

- Александр Мачерет (Крюков, Шебалин) - «Дела и люди» (1932)

- Борис Юрцев (Николай Крюков) - «Изящная жизнь» (1932)
4. – Звук: волна, частота, амплитуда, фаза, границы восприятия. Анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертоны, гармоники. Аддитивный и субтрактивный синтез звука. Архаические техники синтеза звука. Примеры прото-инструментов XIX – начала ХХ веков: камертонные синтезаторы Гельмгольца, пневматические анализаторы и синтезаторы Рудольфа Кёнига. Оптический синтез. Евгений Шолпо, «Механический оркестр» Евгения Шолпо (1917-18). Электро-оптические синтезаторы 1920-х. Звуковое кино и «графический звук». Оптический синтез и работы современных звуковых художников. Инсталляции Пола Демариниса (США) «The Edison Effect» (1989-1993).

- Пол Демаринис – «Edison Effect»

- Дерек Хольцер – «Toneweels»

- Работы Мариски де Грот.
5. – Звуковое кино и «графический звук». Арсений Авраамов, Оскар Фишингер - «орнаментальный звук» (1930); Николай Воинов, «бумажный звук» (1932-1935); Евгений Шолпо - «Вариофон» (1930-1951); Борис Янковский и Рудольф Пфеннингер - спектральный анализ, декомпозиция и ресинтез. Синтоны и спектральные мутации. Синтоны и кросс-синтез 1930-х, как прото-компьютерная музыка.

Норман МакЛаррен (США), Дафния Орам (Англия).

Визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации. Евгений Мурзин: синтезатор «АНС» и искусственная синестезия. АНС, система UPIC Яниса Ксенакиса, программы Spear, Metasynth.

- Синтетические звуковые дорожки Арсения Авраамова, Евгения Шолпо (1930-е).

- Бумажный звук Николая Воинова (1931-35).

- Альфред Шнитке – «Поток» (1968).
6. – Звук: акустика и психоакустика. Относительность понятия "тембр". Нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертоны, гармоники, их частоты и фазы. Визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации. Анализ сонограмм компьютерных музыкальных композиций «Rising» Джеймса Тенни и «Fall» Жан Клод Риссе. Преобразование графики в звук. Евгений Мурзин: синтезатор «АНС» и искусственная синестезия. АНС, система UPIC Яниса Ксенакиса, программы Spear, Metasynth.

Алэйн Савуре - «Don Quixotte Corporation»

- Джеймс Тенни - “Rising”

- Жан Клод Риссе - “Suite for Little Boy” (2-я часть)

- Рей Желетт – «Hommage à Pollock no 2 (1991)»
7. – Акустика помещений, отражение звука, эхо, реверберация. Явление резонанса. Бинауральный эффект. Локализация звука в пространстве. Движущиеся источники звука и эффект Доплера. Акустические обратные связи. Примеры звуковых композиций и инсталляций. Акустика музыкальных инструментов. Певческий голос, форманты, горловое пение. Речь: фонемы и дифтонги. Анализ сонограмм. Синтез речи, Voder (1939), формантный синтез, программа CHANT (IRCAM).

Опыты синтеза речи и акустики в программах PD и MAX/MSP. Работа с сонограммами в программах BW и ARSS. Продолжение работы с этюдом №2.



Примеры:

- Элвин Люсьер - "I am sitting in a room"

- Мишель Мак Наб «Hidden City» (1987)

- Жан-Баптист Барье «Chreode1» (1983)

- Дэвид Эван Джонс «Scritto» (1986)

- тувинский фольклор

- Элвин Люсьер - "Heterodyning"

- Инсталляция «Film Machine» Кейчиро Шибуйя и Такаши Икегами (2007)

- Давид Тюдор - «Rain Forest»,

8. – Субтрактивный синтез и аналоговые синтезаторы.Жан-Клод Риссе: развитие техники аддитивного синтеза, звуковые парадоксы. Джон Чоунинг, FM–синтез и центр CCRMA в Стэнфордском университете.

Ксавье Серра и техника спектрального моделирования (программы Diphones (IRCAM) и Spear).

Перри Кук и техника физического моделирования (программа Modalise (IRCAM)).

Техника гранулярного синтез.

- Каталог звуков Риссе, композиции “Mutations”, “Songs”.

- Композиции Джона Чоунинга «Sabelithe», «Turenas», «Stria», «Phone».



- Оке Пармеруд – “Tren”

- Ханс Тучку – “…erinnerung…”, “Les invisibles””Sieben Stufen”
9. – Лев Термен: «технические возможности сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». Иллюмовокс и Дальновидение. Терменвокс и Терпситон. Ритмикон.

Электронные музыкальные инструменты и синтезаторы. Лев Термен и Сергей Эйзенштейн.



Управление звуком и изображением с помощью движения и жеста. Интерактивность и интерактивная музыка. Сенсорные технологии. Способы детектирования, анализа и записи акустических, механических и электромагнитных вибраций. Шпионские технологии. Типы сенсоров, способы регистрации. Примеры инструментов и инсталляций.MIT Media Labs, Тод Маковер, Джо Парадизо, концепция «гипер-инструмента».

- Композиции Тода Маковера (США).
10. – Экспериментальная музыка 1950-1970-х, ее следствия и влияния. Случайность. Звуковые ландшафты (Soundscapes). Концепции и музыкальные примеры. «Язык новых медиа» и «дигитальное искусство» 1990-х. «Пост-дигитальное» мышление 2000-х и «эстетика ошибок». Николас Коллинз и концепции DIY («Сделай сам») и Circuit Bending. Хакерство как художественный метод. Объекты и способы хакерства. «Live электроника, живое исполнение компьютерной музыки, звуковые инсталляции. Интерактивность в современном театре. Видеосистемы «motion tracking». Интерактивность в современном театре. Популярные языки и визуальные среды музыкального и мультимедийного программирования. Обзор существующих инструментов и систем.

- Джон Кейдж - «Cartridge Music»

- Элвин Люсьер- «Музыка для Альфа Волн»

- Перформансы театра Palindrome.

Программы (легальные, бесплатные):
PC (Windows):

  1. Audacity - http://audacity.sourceforge.net/

  2. Wavosaur - http://www.wavosaur.com

  3. Reaper - http://www.reaper.fm/

  4. BW - Bitmap/waves - http://www.elisanet.fi/victorx/BitmapPlayer.htm

  5. ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)

  6. Hog - http://bpcmusic.com/hog/

  7. Paulstretch (растягивание времени) - http://hypermammut.sourceforge.net/paulstretch/

  8. Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis) -http://www.klingbeil.com/spear/

  9. PD - http://puredata.info/


Macintosh (OSX):

  1. Audacity - http://audacity.sourceforge.net/

  2. Reaper - http://www.reaper.fm/

  3. ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)

  4. Soundhack

  5. Paulstretch (растягивание времени) http://hypermammut.sourceforge.net/paulstretch/

  6. Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis) http://www.klingbeil.com/spear/

  7. PD (win & mac) http://puredata.info/


Литература:

  1. Curtis Roads. Computer Music Tutorial. MIT Press, 1996

  2. Цтирад Когоутек. Техника композиции в музыке ХХ века. Издательство "Музыка", Москва, 1976

  3. А. Нисбет. Звуковая студия. Москва, Связь 1979

  4. Nicolas Collins. Handmade Electronic Music. The Art of Hardware Hacking. Routledge, Taylor & Francis Group, New York, 2006.

  5. Д.В. Севашко. Звукорежиссура и запись фонограмм. М.: Альтекс-А, 2004

  6. Учебник PD - http://pd-tutorial.com/english/index.html

  7. Music and Mathematics. From Pythagoras to Fractals. Edited by John Fauvel, Raymond Flood And Robin Wilson, Oxford Press, 2003

  8. Смирнов А.И. Музыкальная акустика. http://asmir.info/studies/musical_acoustics.doc

  9. Trevor Wishart. On Sonic Art. Imagineering Press, 1985


Интернет ресурсы:

Интернет-библиотека - http://asmir.info/lib/

Книги - http://asmir.info/stuff/books

Статьи - http://asmir.info/stuff/articles

Фонотека - http://asmir.info/stuff/music

Программное обеспечение - http://asmir.info/lib/stuff/software

Программа AUDACITY - http://audacity.sourceforge.net/

Среда визуального программирования PD - http://puredata.info/



Учебник PD - http://pd-tutorial.com/english/index.html
Для входа в библиотеку: имя guest, пароль guest
Вопросы:

Смирнов Андрей Иванович

[email protected]
+7 903 0191400





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница