Использование информационных технологий при формировании метапредметных навыков и умений на уроках биологии



Скачать 41.59 Kb.
Дата 16.09.2016
Размер 41.59 Kb.
Использование информационных технологий при формировании метапредметных навыков и умений на уроках биологии.

Широкова Анна Дорофеевна

учитель биологии

зав.кафедрой ЕНЦ

МАОУ СОШ №4 им. И.С. Черных

г. Томск

anna_s2@mail.ru

Современному учителю сегодня приходится решать довольно глубокое противоречие в системе обучения. Для того чтобы выпускник школы был успешным в социуме, профессиональной деятельности, он должен обладать большим багажом знаний. Возможности для этого есть, современный ученик находится в среде пресыщенной информацией, но без глубокой мотивации затруднительно а, то и невозможно усвоение большого объема необходимой информации.

Важно, чтобы дети научились применять знания на практике. То есть были компетентны. Достаточно часто, обладая большим объёмом знаний, ученики не умеют их применять, не только в учебной деятельности, но и в жизненном пространстве. Неумение получать новые знания самостоятельно, использовать их – это проблема многих современных учеников.

В формировании устойчивого интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Информационная, познавательная сторона урока приводит только к временной заинтересованности на уроке. Учителю необходимо, так построить свою деятельность на уроке, чтобы ученики понимали и принимали цели, чтобы они были активными участниками реализации этих целей - субъектами деятельности.

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

Понимая, не слишком благотворное влияние ИКТ на развитие и здоровье ребенка, мы, тем не менее, осознаем, что дети проводят значительное время за компьютером.


Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет - источников,  СМИ, рекламы, электронных игр. Поэтому учителю, учитывая реалии дня, следует направить эту увлеченность  детей в нужное русло и использовать в обучении. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения - один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.

Ребенок, владея современными компьютерными технологиями,  учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.



ИКТ на уроках можно применять:

1) при изучении нового материала на уроке;

2) при самостоятельном изучении учебного материала;

3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом.

4) при повторении, закреплении и контроле знаний на разных уровнях узнавания, понимания и применения.

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.


Выбор технических средств обусловлен формой учебного занятия.

1.Урок – презентация;

2. Виртуальная экскурсия;

3. Практикум;

4. Тематический проект;

5. Урок – исследование.



На уроках биологии значительно повышается привлекательность уроки при использовании интерактивных моделей. Работая с моделями, учащиеся становятся активными участниками проводимых экспериментов. Модели можно заимствовать из Интернет – источников, либо создавать самим, используя работы учащихся. Например, сканируя рисунки ребят, можно создать интерактивные задания для закрепления знаний или контроля.

Преподавание предметов естественно - научного цикла в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако это часто невозможно з-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. Поэтому использование виртуальных практических и лабораторных работ значительно помогает на уроке, которые можно использовать полностью для демонстрации, или только для сопровождения классной работы. Для этой цели использую возможности сайтов: Виртуальная лаборатория - http://www.virtulab.net ; Информационно - образовательный портал Республики Узбекистан http://eduportal.uz/rus/info/virtlab/bio/ ; YouTube - http://www.youtube.com/watch?v=AUGsaLIAWLc.

В младших классах часто использую работу в группах, и здесь на помощь приходят ИКТ. Например, группа прорабатывает тему «Правила поведения во время грозы (урагана)», ребята делают рисунки, составляют памятку, затем защищают свою работу. Как дополнительное средство наглядности к их листовке использую презентацию Power Point сканированных листовок, это значительно повышает качество защиты и способствует развитию познавательного интереса.



Для того, чтобы размещать Презентации на сайте YouTube, Электронный дневник использую программы для конвертирования презентаций в видеоролики, например - Leawo\PowerPoint to Video Free или делаю ролик из «сканов» рисунков ребят в программе Киностудия Windows Live .

Привлечение учащихся к созданию презентаций, роликов позволяет им реализовать свои творческие способности. Повышает заинтересованность к предмету, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Ученик приобретает опыт публичного выступления.



Источники:


  1. http://smayls.ru/smile/animashki-komputeri-381.html

  2. http://gifanimation.ru/images/komputer_new/17-4.gif

  3. http://gifanimation.ru/images/komputer_new/19-4.gif

  4. https://www.google.ru/imgres?imgurl&imgrefurl

  5. Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии \Т.А. Пылина, учитель биологии 1 квалификационной категории, руководитель ШМО «Естествознание" МОУ СОШ № 101 города Челябинска.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница