Использование информационных технологий в формировании представлений о правилах безопасности дорожного движения у старших дошкольников




Скачать 199.46 Kb.
Дата 23.08.2016
Размер 199.46 Kb.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6» п. Пролетарский

Ракитянского района Белгородской области


Использование информационных технологий в формировании

представлений о правилах безопасности дорожного движения

у старших дошкольников

Автор опыта: Ноздрачева Ирина

Сергеевна

воспитатель МДОУ «Центр развития

ребенка – детский сад № 6»

п. Пролетарский

п. Пролетарский

2013 год



Содержание

Информация об опыте ……………………………………………………3


Технология опыта ………………………………………………………...6
Результативность опыта …………………………………………………10
Библиографический список ……………………………………………..14
Приложения к опыту …………………………………………………….15

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта
Использование информационных технологий в образовательно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду — в условиях коллективного воспитания.

Приоритетным направлением педагогической деятельности является разработка использования современных технологий в процессе передачи старшим дошкольникам знаний о правилах безопасности дорожного движения. Выбор данной темы обусловлен тем, что причиной дорожно-транспортных происшествий часто становятся дети, зачастую дошкольники. Это обусловлено тем, что дошкольники не знакомы с правилами дорожного движения и элементарными правилами поведения на улице.

Возникла необходимость формирования знаний, умений, навыков с помощью информационных технологий.

Другим важным условием стал личный интерес к данной проблеме, обусловленный опытом работы, стремлением сформировать у детей представления о правилах дорожного движения.

Перед началом работы по теме опыта проводилась диагностика по определению начального уровня знаний детей 5-7 лет по правилам дорожного движения.

По теме опыта был проведен опроса среди родителей в форме анкетирования (Приложение 1). Результаты анкетирования показали, что родители мало уделяют внимания формированию знаний о правилах дорожного движения, дети мало знают о безопасности дорожного движения. Все это родители оправдывают своей занятостью на работе, или своей неграмотностью в этом вопросе. Большинство родителей (95,2%) считают, что в детском саду необходимо вести систематическую работу по безопасности дорожного движения и с детьми, и с родителями. Учитывая требования программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также опрос и пожелания родителей, был сделан вывод о необходимости получения детьми дополнительных знаний о правилах безопасности дорожного движения.


Актуальность опыта.

Актуальность данного опыта состоит в том, что проблема аварийности с участием детей одна из самых важных. Возникла жизненная потребность в обучении дошкольников правилам дорожного движения. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Опасные ситуации на дорогах, возрастающее количество грузового и пассажирского транспорта – тревожные реалии сегодняшней жизни. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в ближайшие годы будет только возрастать.

Несмотря на наличие программно-методических и нормативных материалов, на практике далеко не все родители понимают необходимость воспитания безопасного поведения на улицах поселка. Возникает противоречие между необходимостью обеспечить охрану жизни и здоровья детей и отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей безопасному поведению



Ведущая педагогическая идея опыта.

Создание условий для успешной деятельности по изучению и применению на практике знаний Правил дорожного движения:



  • формулировка терминов и понятий в соответствии с возрастом детей;

  • повышение уровня знаний через использование информационных технологий.


Длительность работы над опытом.

По данной теме работа велась в течение 3 лет. Данная работа «Использование информационных технологий в формировании представлений о правилах безопасности дорожного движения у старших дошкольников» была разделена на 3 основных этапа, и строилась как совместная деятельность детского сада, семьи и социума в интересах ребенка.

1этап – 2009-2010 учебный год – выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.

2этап – 2010-2011 учебный год. Корректировка задач, составление тематических планов, создание памяток и буклетов при помощи ИКТ. Аудио и видео - записи, компьютерные игры, анализ опасных дорожных ситуаций в записи.

3этап – 2011-2012 учебный год. Становление опыта, оценка результатов, описание работы.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о дорожной безопасности и правил дорожного движения с использованием информационных технологий.



Теоретическая база опыта.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

  • развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

  • обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация);

  • организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. 

Вопросы правил дорожной безопасности полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые выделены впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. В настоящее время в детском саду реализуются различные комплексные и дополнительные программы развития и воспитания и образования детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности проблему безопасного поведения на дорогах.

В исследовании Н.С. Карпинской доказано, что дети начинают оценивать свое поведение по аналогии с воспринятым материалом.


Таким образом, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. 

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения. В организованно образовательной деятельности по изучению Правил дорожного движения активно используется мультимедийная техника, которая позволяет дошкольникам не только изучать теорию, но и создавать, решать ситуационные задачи.

Новизна опыта заключается в том, что в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения четко обозначены:


  • направления работы по теме;

  • система формирования у дошкольников представлений и понятий о безопасности дорожного движения и формирования навыка безопасного поведения на дороге с использованием информационных технологий.


Технология опыта.

Тема: «Использование информационных технологий в формировании представлений о правилах безопасности дорожного движения у старших дошкольников»

Прочитанная и переработанная педагогическая литература по использованию информационных технологий в процессе передачи старшим дошкольникам знаний о правилах безопасности дорожного движения помогла осознать и поставить перед собой педагогическую цель.

Цель: формирование представлений о правилах безопасности дорожного движения при помощи использования информационных технологий.

Для решения этой цели были определены следующие задачи:



  • разработать электронные презентации для повышения уровня знаний о правилах дорожного движения старших дошкольников;

  • познакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улицах поселка посредством использования информационных технологий.

В работе использовались такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями, видео и аудиотехнику.

Усвоение материала в определенной последовательности обеспечило тематическое планирование (Приложение 2) которое включало разные формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, праздники и развлечения, где ведущим методом обучения и воспитания являлись формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения.

Работа по формированию у дошкольников знаний о безопасности на дорогах проводилась в три этапа:

I этап


  • изучение литературы и существующего накопленного опыта;

  • оформление  необходимой документации;

  • детальное планирование работы;

II этап

  • формирование у старших дошкольников осознанного безопасного поведения на улицах города.

  • проведение диагностики для контроля знаний и умений детей.

III этап

  • выявление эффективности проведенной работы;

  • прослеживание динамики усвоения знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста;

  • обобщение и систематизация накопленного опыта по инновационной деятельности.

Решить задачи обучения дошкольников правилам дорожного движения в полном объёме возможно только путём интеграции всех образовательных областей:

  • « Безопасность»,

  • « Социализация»,

  • « Коммуникация»,

  • « Здоровье»,

  • « Познание»,

  • « Чтение художественной литературы»,

  • « Художественное творчество»,

  • « Музыка»,

  • « Физическая культура»,

  • « Труд».

Организация воспитательного процесса и проведение непосредственной образовательной деятельности по безопасности дорожного движения строится на основе принципов и методов воспитания. Принципы воспитания – это основа действенного решения воспитательных задач.
Схема 1

Принципы воспитания.


Принцип социальной безопасности

Организация воспитательного процесса




Принцип возрастной

безопасности

Принцип индивидуального подхода

В отечественных и зарубежных исследованиях выделены основные принципы использования компьютерно-игровых программ в работе с детьми. Разработаны обобщенные критерии оценки технических средств как элементов предметно-игровой среды для обеспечения безопасного и комфортного пребывания ребенка в ДОУ. Учитывая эти принципы, мы делаем первые шаги и используем компьютер как средство обучения. В нашем дошкольном учреждении используются компьютерные технологии при решении задачи из области безопасности, а именно: передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Мы считаем, что задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Важно знакомить детей с азбукой дорожного движения еще до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир. В целях повышения эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма мы используем компьютерные технологии. Особый интерес вызывает у детей креативные задания в виде компьютерных презентаций и мультимедийных пособий (Приложение 3), такие как:



  • «Узнай знак»

  • Интерактивный кроссворд – «Транспорт»

  • «Перекресток»

  • «Говорящий светофор»

  • Презентация «Использование информационно-игрового модуля по профилактике ДДТТ»

(Предусмотрена демонстрация, так как на бумажном носителе невозможно воспроизвести звук, динамику движения и мультипликацию.)

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации, он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.

Мы используем игровые презентации для сообщения детям новых знаний по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки», «Элементы дороги» и т.д. А также для закрепления полученных представлений и навыков по темам: «Я пешеход», «Улицы города», «Красный, желтый, зеленый».

Развиваем способность к установлению причинно-следственных связей, проводим профилактику негативного поведения в дорожно-транспортной среде. Презентации на темы: «Что будет, если….?», «Регулируемый перекресток».

Предполагается, что объекты и понятия уже известны ребенку. В игровых презентациях предлагаются детям вопросы и задания. В случае правильного ответа, по клику взрослого, выставляется правильный ответ, также, ребенку может выдаваться поощрение (реплика, призовой объект, переход к следующему вопросу и т.п.). При неправильном ответе ребенок может получить помощь, подсказку от взрослого или ребенка. Эти задания мы используем как часть непосредственно образовательной деятельности, а также для индивидуальной работы с детьми.

В результате работы по внедрению информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс детского были отмечены преимущества, на которых следует остановиться:



  • практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. Дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

  • у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;

  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

  • презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;

  • использование новых приемов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

  • занятия с использованием информационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

  • высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Для достижения более высоких результатов по этой теме в группе были созданы уголки безопасности, которые оснащены:

  • дидактическими играми по правилам уличного движения;

  • учебными макетами, перекрестками;

  • книгами разных авторов на соответствующую тематику;

  • строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

  • транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т.д.); сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн);

  • настольно-печатными играми;

  • моделями машин: легковых и грузовых;

  • макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

  • разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;

  • «маршрутными листами», где изображен путь от дома до детского сада;

  • рукописные книги, выполненные родителями совместно с детьми;

  • аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;

  • альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;

  • иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

Группа оснащена техническими средствами: телевизор, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни.
Раздел II

Результативность.
Для того что бы отследить эффективность выполнения поставленной цели: «Формирование представлений о правилах безопасности дорожного движения при помощи использования информационных технологий», используются методики, позволяющие фиксировать уровень знаний у старших дошкольников о правилах безопасности на дорогах.

Используемые методики:

Методика 1. Что изучается?

Знания о правилах дорожного движения



Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»
Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на вопросы:

1.Как называют людей, идущих по улице?

2.Как правильно ходить по улице?

3.Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу.

Ребенок рассматривает предметные картинки.

- Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора.


Критерии оценки

3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения.

2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков.

1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает


Результаты диагностики 2009-2010 учебного года.

19,2 % детей – 3 балла. 29,9% детей – 2 балла. 30,7% детей – 1 балл



Результаты диагностики 2010-2011 учебного года.

38,5% детей – 3 балла. 38,5% детей – 2 балла. 23% детей – 1 балл



Результаты диагностики 2011-2012 учебного года.

53,8% детей – 3 балла. 34,7% детей – 2 балла.11,5% детей – 1 балл




Методика 2. Для выявления уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения и умение их практического применения, мы разработала примерное содержание показателей уровня знаний и методику их выявления. 
Определили показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю. 
По каждому критерию определены уровни знаний ПДД. 
При оценке уровня знаний используются оценки в 0 баллов; 0,5 баллов; 1 балл. 
Каждый уровень имеет свои оценки: 
Низкий уровень – до 7 баллов (старшая группа), до 11 баллов (подготовительная группа) 

Средний уровень – 8 – 17 баллов (старшая группа), 12 – 27 баллов (подготовительная к школе группа) 

Высокий уровень – 18 – 21 (старшая группа), 28 – 34 баллов (подготовительная к школе группа) 
Результаты диагностики 2009-2010 учебного года.

15,4% детей – высокий уровень. 57,7% – средний уровень. 26,9% – низкий уровень



Результаты диагностики 2010-2011 учебного года.

42,3% детей – высокий уровень. 42,3% детей – 2 балла. 15,4% детей – низкий уровень



Результаты диагностики 2011-2012 учебного года.

57,7 % детей – высокий уровень. 34,6% детей – средний уровень. 7,7%% детей – низкий уровень



Представленные диаграммы свидетельствуют о положительной динамике. Так, в 2009-2010 учебном году результативность почти по всем критериям была менее 20%.

В 2010-2011 учебном году по всем критерия показатели более 60%.

В 2011-2012 учебном году по всем критериям показатели улучшились до 92%.



  • Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
    наблюдается положительная динамика качества знаний дошкольников;
    стабильно высокие результаты по всем разделам программы;

  • формирование у старших дошкольников устойчивых навыков работы с мультимедийной техникой.

  • использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

  • компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

  • рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

  • необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Дети длительное время могут сосредоточенно работать над упражнением или заданием, так как повысилась устойчивость и произвольность внимания.

Родители больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребенка и понимание личного примера в обучении детей безопасности на дороге. Все эти факты указывают на то, что все разработанные и проведенные мероприятия по формированию навыка безопасного поведения на дороге помогут детям постичь главные правила, необходимые для того, «чтобы жили и дружили люди и автомобили».




Библиографический список


  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.

  2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице //Дошкольное воспитание. №3. 1981.

  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.

  4. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. №2. С. 65-66.

  5. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

  6. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 1985. № 6; 1986. № 7.; 1987. № 7, 9.

  7. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.

  8. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.

  9. Зернов Н.Г., Ковригин А.Е. Как предупредить детский травматизм // Особенности развития и гигиена дошкольника. — М.: Знание, 1987.

  10. Клименко В. П. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.: Просвещение, 1973.

  11. Кобренкова С. Отвести беду. //Дошкольное воспитание. №6. 1990.

  12. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.

  13. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.

  14. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Советский спорт, 1999

  15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.

  16. Пономарев В. Т. Энциклопедия безопасности. — Л.: Сталкер

  17. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 1998г.

  18. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1979.

  19. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.N196-ФЗ
    "О безопасности дорожного движения"(с изменениями от 2 марта 1999 г.)

  20. Федяевская В.М. За безопасность детей на улице. — М: Изд. Института Санитарного Просвещения, 1952.

  21. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2001.


Приложения
Приложение №1 – Анкета для родителей ……………………………….16
Приложение №2 – Тематическое планирование ………………………..17
Приложение №3 – Электронные пособия и игры ………………………26

  • авторская электронная книга «Сказка про кота Василия»;

  • интерактивный кроссворд – «Транспорт»;

  • электронное пособие «Говорящий светофор»;

  • презентация «Использование информационно-игрового модуля по профилактике ДДТТ».

Приложение № 4 – Конспект НОД …………………………………….27


Приложение №5 – Мастер-класс для родителей ……………………...29
Приложение №6 – Фотоматериалы ……………………………………33



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница