Использование информационно-коммуникативных технологий в системе работы по изучению слов с непроверяемыми орфограммами




Скачать 241.33 Kb.
Дата 23.09.2016
Размер 241.33 Kb.
Отдел образования, спорта и туризма Островецкого райисполкома

Государственное учреждение образования

«Гимназия №1 г.Островца Гродненской области»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ

Степаняк Марина Чеславовна

учитель начальных классов,

высшая категория

Островец


2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ………6

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ …………………..…..8

2.1. Этап знакомства с новым словарным словом………….............8

2.2. Этап запоминания……………………………………………….10

2.3. Тренировочно-закрепительный этап…………………………...10

2.4. Учётно-контрольный этап………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………12

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………........... ..13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Развивающие упражнения

(по Г.А.Бакулиной)…………………………………………………..15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примеры упражнений, используемых на

тренировочно-закрепительном этапе……………………………...16

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Классификация словарных диктантов»………18

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Звуковой диктант.……………………………..19

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «Словарная работа» 3 класс………………..….19

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. «Пазлы»…………………………………………20

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. «Этимологический словарик»………………...21

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. «Антонимы»……………………………………21

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. «Тест. Словарные слова»……………………...21

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. «Изучаем словарные слова 4 класс»………...22


ВВЕДЕНИЕ

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций

Русский язык — один из богатейших языков мира. Николай Васильевич Гоголь очень точно подметил: «Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.»

Однако русский язык считается не только самым красивым, но и одним из самых трудных для изучения языком. С одной стороны, родной язык ребенок познаёт с детства. С другой - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного на запоминание отдельных лексических единиц, название которым «словарные слова».

На протяжении всего курса русского языка в начальной школе большое значение придаётся словарной работе. Раздел программы «Слово» формирует у учащихся представления о лексическом значении слова. Большое внимание уделяется обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса учащихся. [16, с.43 ] Без усвоения слов с непроверяемым написанием нельзя говорить об овладении в полной мере грамотным письмом.

Актуальность

Опираясь на личный педагогический опыт и опыт моих коллег, могу сказать, что написание слов с непроверяемой орфограммой, является одной из самых сложных тем для усвоения учащимися на первой ступени образования. Особенность этих написаний состоит в том, что они не подчиняются никаким орфографическим правилам и могут быть усвоены только путем изучения и запоминания каждого слова в отдельности с использованием орфографического словаря и с применением разнообразных упражнений. Вопрос развития речи является одним из важнейших вопросов методики преподавания русского языка, а лексическая работа, т.е. работа над словом, одна из составных его частей. Как же сделать процесс усвоения школьниками «трудных» слов, если не лёгким, то хотя бы менее напряжённым и более результативным?.. Сделать его интересным. Интересно – и глаза учеников неотрывно следят за текстом, рассматривают картину. Интересно – и в классе устанавливается тишина или наоборот, рабочий шумок. Вот так всё просто: развиваем познавательный интерес наших учеников – развиваем познавательную активность, побуждаем к деятельности. Однако мир меняется. Изменяются детские интересы, изменяются игрушки. И вот, в центре внимания – его величество компьютер. Дети воспринимают его как желанную универсальную игрушку. Для учителя же – это мощнейший инструмент, позволяющий сделать процесс обучения более эффективным. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. Было бы ошибкой не использовать это при изучении слов с непроверяемой орфограммой.

Актуальность данной темы заключается в том, что работа по усвоению огромного лексического запаса должна проходить системно с использованием лучшего педагогического опыта. Известный ученый – методист А.В.Текучев писал: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка». Актуальность темы ещё и в том, что процесс изучения словарных слов должен быть интересным, познавательным, развивающим все виды памяти, мышление. Процесс запоминания активизируют разного рода занимательные упражнения и задания. Особенно привлекательны для учащихся начальной школы упражнения, которые необходимо выполнять на компьютере: игры, тесты, тренажёры.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель педагогической деятельности – формировать у детей на I ступени образования умение грамотно писать слова с непроверяемой орфограммой, используя ИКТ в системе с традиционными методами и приёмами.

Задачи:


- развивать орфографическую зоркость;

- формировать у учащихся навык орфографического письма в процессе работы над «трудными» словами;

- развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;

- совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение словарного запаса;

- развивать познавательную активность детей.

Длительность работы над опытом

Работая с учащимися над правописанием «трудных» слов, я заметила, что те дети, которые приходили на дополнительные занятия в компьютерный класс, гораздо быстрее заучивали словарные слова и показывали лучшие результаты при проверке знаний. Это подтолкнуло меня к тому, чтобы самой научиться создавать необходимые тренажёры, тесты, презентации и включать их в систему изучения слов с непроверяемой орфограммой.

На первом этапе мне предстояло ответить на вопрос: «Как это сделать?» Первая презентация, созданная мной, называлась «Словарный диктант» и была опубликована на сайте «Настаўнік.info». Однако в ней было много недостатков. Для их устранения я разместила презентацию на портале «Сеть творческих учителей» в группе «ИКТ в начальной школе». Благодаря замечаниям и рекомендациям творческих педагогов я создала тренажёр «Словарная работа», который в 2010 году был опубликован на сайте «Методисты.ру», а в 2011 году в журнале «Пачатковая школа». В 2013 году он получил диплом II степени за победу в интернет-конкурсе «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» на сайте 1-4.by . Следующий тренажёр, созданный мной назывался «Безударные гласные». В 2010 году он опубликован на сайте «Методисты.ру», в2011 – в журнале «Пачатковая школа», в 2012 году он получил I диплом за победу в интернет-конкурсе «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» на сайте

1-4.by .

На втором этапе работы над опытом я делилась с коллегами: «Как это делать». В 2012 году выступила на заседании районного методического объединения по теме «Методы и средства эффективного обучения младших школьников», в 2013 году на заседании районного методического объединения по теме «Пути совершенствования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка».

Третий этап – это систематизация накопленного мной опыта по работе над правописанием слов с непроверяемой орфограммой.

Идея опыта

Грамотное включение в урок русского языка элементов ИКТ в совокупности с традиционными, занимательными методами и приёмами изучения «трудных» слов позволит учителю оживить урок, сделает процесс запоминания слов с непроверяемыми орфограммами увлекательным и более результативным, снизит степень тревожности у детей при контроле усвоения словарных слов, мотивирует учащихся на обогащение словарного запаса.

Новизна данной работы заключается в грамотном соединении традиционных методов и приёмов и технологий современности, в частности элементов информационно-коммуникативной технологии.



ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Вопросу изучения «трудных» слов уделяли большое внимание крупнейшие методисты еще в 19 веке: Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров и др. М.Р. Львов в словаре-справочнике по методике преподавания русского языка определил словарно-орфографическую работу как «изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее». [11, с.215].

Уже в 19 веке ведущие методисты пришли к выводу, что одним из путей рационализации словарно-орфографической работы является применение таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.

1.Опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти. О роли проговаривания как одного из важнейших средств обучения орфографии писали Н.И. Жинкин, Н.Н. Китаев, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие. Учитель русского языка П. С. Тоцкий выпустил книгу «Орфография без правил». Его главная мысль заключена в том, что если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, они-то и решат на практике правописание слова.

2. Мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций. Г.Е. Окулова в работе "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "С точки зрения культуры умственного труда мнемоника – один из самых удобных приёмов запоминания. Так пусть он и служит орфографии, пусть помогает детям в усвоении трудных слов!" [13, с.5]

3. Этимологический анализ. Известный методист Н.Н. Китаев в течение нескольких лет изучал сравнительную эффективность различных приёмов изучения правописания непроверяемых орфограмм и пришёл к выводу, что приём "морфологическо-этимологического" анализа является одним из наиболее продуктивных, так как "помогает учащимся осознать правописание непроверяемого слова" [10, с.55].


ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ

Для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка мной были созданы тренажёры, тесты, пазлы, словарные диктанты с использованием ИКТ. Для достижения более высоких результатов при изучении слов с непроверяемыми орфограммами я систематизировала известные методы и приёмы, включив средства ИКТ.



2.1.Этап знакомства с новым словарным словом

Алгоритм:

Таблица 1.1.

Осознание лексического значения слова



Методы и приёмы

Описание, примеры

Средства ИКТ

- развёрнутое описание

Капуста - огородное растение, растущее кочаном.

Приложение

«Словарная работа» 3 класс



Приложение

«Этимологическийсловарик»



-разгадывание

загадки


- показ иллюстрации

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.


- используя игру

«Волшебный мешочек», «Пазлы»

Приложение «Пазлы»

-развивающее задание

И

Д

Р

К

О

О

Р
Приложение 1«Развивающие упражнения»

Приложение

«Словарная работа» 3 класс



Таблица 1.2.

Звуковой анализ слова



-слушание


-говорит учитель или диктор

Приложение

«Звуковой диктант»



-проговари-

вание


-деление на слоги

-постановка ударения



-дети повторяют за учителем
-делят на слоги
-ставят ударение

Таблица 1.3.

Приведение зрительного образа



-запись на доске





-карточки

Приложение «Картинки-запоминалки»

-слайд презентации



Приложение

«Словарная работа» 3 класс



Таблица 1.4.

Соотношение звучания слова с его написанием,

решение орфографической задачи, запись слова


-слушание, проговаривание, сопоставление

-дети повторяют за учителем вслух, шёпотом, беззвучно
(Орфографическая задача: можно ли проверить написание слова?)






2.2.Этап запоминания

Таблица 2.1.

Запоминание словарного слова


-орфографическое проговаривание

-дети повторяют за учителем вслух, шёпотом, беззвучно


-этимологический анализ




-сообщает учитель

- работа с этимологическим словарём, сервисами Интернет, «Этимологическим словариком»



Приложение

«Этимологический словарик»


-мнемонические приёмы запоминания

(облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций)


Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, звучанию, действию, материалу, назначению, и т.д. В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове.





2.3. Тренировочно-закрепительный этап

Таблица 3.1.

Закрепление правописания словарных слов


-фонетические упражнения

-орфографи

ческие упраж

нения


- упражнения на определение состава слова

-морфологи-

ческие упраж-

нения


-синтаксичес-

кие упражне-

ния

-лексические упражнения



Приложение 2


Игра «Из каких слов выпали гласные?»
-нахождение «опасных мест»

-письмо с «дырками»

-редактирование текста

-от слов берёза, праздник, солома, образуйте родственные слова, укажите, при помощи чего они образовались.

-подберите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

-составьте предложение с данными словами


-группировка слов по темам, безударным гласным

-подбор синонимов

-подбор антонимов

-составление текста по опорным словам



http://nach-shkola.ucoz.ru/publ/obuchalka/slovarnye_slova/iz_kakogo_slova_vypala_bukva/15-1-0-49

http://nach-shkola.ucoz.ru/publ/obuchalka/slovarnye_slova/uchim_slovarnye_slova_o_a_3_klass/15-1-0-48


Приложение

«Антонимы»


-различные виды диктантов



-простые и творческие

-слуховые и зрительные
Приложение 3

«Классификация словарных диктантов»




Приложение

«Словарная работа» 3 класс





2.4.Учётно-контрольный этап

Таблица 4.1.

Проверка знаний (самоконтроль, контроль)

-диктанты


-тестовые задания

-контрольные диктанты

Приложение 3

«Классификация словарных диктантов»



Приложение

«Словарная работа» 3 класс


«Тест. Словарные слова».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система по изучению словарных слов, представлення мною в работе, не является завершённой. Это открытая система, т.е. каждый может пользоваться

уже имеющимся материалом и вносить свои коррективы. Мною было создано электронное средство обучения для 4 класса «Учим словарные слова». Оно представлено в приложении 10.

Критериями сформированности речевой культуры являются:

умение пользоваться словарями, соблюдение орфоэпических норм, проявление познавательного интереса к слову, использование словарного запаса в устной и письменной речи, владение нормами речевого этикета.

Использование приведённой системы изучения слов с непроверяемой орфограммой, позволило мне повысить интерес учащихся моего класса к изучению словарной лексики русского языка, улучшить качество запоминания «трудных» слов, оживить речь детей, повысить результаты при проверке знаний. Дети стали сомневаться в написании новых слов и почти безошибочно находить «опасные» места. А там, где есть сомнение - там начинается поиск истины. Учащиеся научились пользоваться словарями, придумывать «запоминалочки» для лучшего усвоения словарных слов. Ответы учащихся на других предметах стали более полными. Динамику успехов в усвоении словарных слов можно проследить по таблице 1, приведённой в приложении 11.



Я не случайно эпиграфом работы выбрала слова Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Современный мир меняется очень быстро, и мы, учителя, просто обязаны научиться использовать достижения науки и техники в педагогической деятельности. Однако только в совокупности информационно-коммуникативные технологии, традиционные методы и приёмы, развивающие игры и упражнения будут способствовать быстрому и прочному усвоению знаний.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Введенская, Л.А. От серьёзной науки до словесных шуток/ Л.А. Введенская, Н.П.Колесников – Москва: Новая школа – 1996. – 160 с.

  2. Грабчикова, Е.С. Русский язык: 2 класс: словарно-орфографические упражнения: пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения/Е.С.Грабчикова. – 2-е издание. – Минск: Аверсэв, 2006. – 104 с. – (Рабочие тетради).

  3. Грабчикова, Е.С. Русский язык: 3 класс: словарно-орфографические упражнения: пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения/Е.С.Грабчикова. – 2-е издание. – Минск: Аверсэв, 2006. – 112 с. – (Рабочие тетради).

  4. Грабчикова, Е.С. Русский язык: 4 класс: словарно-орфографические упражнения: пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения/Е.С.Грабчикова. – 2-е издание. – Минск: Аверсэв, 2006. – 128 с. – (Рабочие тетради).

  5. Долгополова, С.Р. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в 3-м классе с использованием компьютерных технологий/С.Р.Долгополова// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630564/ - Дата доступа 07.01.2014/

  6. Замирова, Л.А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе/Л.А.Замирова – Минск: ООО Сэр-Вит - 2001. - 160 с.

  7. Иншакова, О.В. Словарные слова в образах и картинках/О.В.Иншакова – М.: Гуманитарный издательский центр Владос - 2005.- 21с.

  8. Канакина, В.П. Работа над трудными словами в начальных классах/ В.П.Канакина – Москва: Просвещение – 1991. – 112 с.

  9. Клюхина, И.В. Сценарии занятий по изучению слов с непроверяемым написанием./ И.В.Клюхина – Москва: ВАКО – 2009.- 135 с.

  10. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии/ А.Н. Кохичко // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С.55-60

  11. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка./М.Р.Львов - Москва: Высшая школа: Academia – 1999.- 245 с.

  12. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах./ М.Р.Львов – Москва: Просвещение – 1990. – 160 с.

  13. Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе./ Г.Е. Окулова – Москва: Просвещение – 1992. – 42 с.

  14. Плигин, А.А. Что делать, чтобы ваш ребёнок запомнил словарные слова?/А.АПлигин - М. : Айрис-Пресс – 2004. - 48с.

  15. Тиринова, О.И. Основные требования к уроку русского языка /О.И.Тиринова// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа – 2009. - №3. - С.38-40.

  16. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. 1-4 классы. Минск: Министерство образования Республики Беларусь: Национальный институт образования. 2012. – 239 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Развивающие упражнения (по Г.А.Бакулиной)

1. Упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная и произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Например: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них»:

Далее упражнения даются без указаний. Например: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомились на уроке»:




О З А Б В Е Т Р А Д К (обед, завтрак)

2. Вторую группу составляют упражнения с символами, шифрами, кодами. Например: «Назовите два слова, с которыми мы познакомились на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел»:

- первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1 (капуста)

- второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8 (картофель)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

3. В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово берёза):



В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова: выд...вить, охр...нять, б...лезнь, кр...ситель, зн...чение, умн...жать,



аб...жур, сл...мался, л...скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово вокзал.)

Приложение 2

Примеры упражнений, используемых на тренировочно-закрепительном этапе

Фонетические упражнения

  1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:

бер..г, в..кзал, з..мл..ника, ж..лез.., г..рох, ..сина, уч..ник, пл..ток, с..рень,

с..пог, к..пуста, ..рех.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш,

Работа над составом слова.

1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

2. Подберите слова к данным схемам:

Морфологические упражнения

1. Подберите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения.

Синтаксические упражнения


  1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

берёза … … …

в небе

огурец … … …

в доме

воробей … … …

в школе

комната … … …

в лесу

ученик … … …

в огороде

2. Составьте предложение с данными словами:

ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Лексические упражнения

1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.п.

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?

- автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

- капуста, помидор, солома, морковь;

- пенал, тетрадь, телефон, карандаш.



Приложение 3

Классификация словарных диктантов

группировка по орфографическим признакам

предупредительный

объяснительный

объяснительный

предупредительный

выборочный

картинный

кратковременный

по памяти

с пропущенными буквами

по перфокартам

с использованием сигнальных карточек

выборочный

по памяти

по загадкам

по описанию

с использованием сигнальных карточек

запись с исправлением ошибок

подбор синонимов, антонимов

запись по алфавиту

запись цепочкой слов

подбор слов с общим признаком

подбор родственных слов

группировка по орфографическим признакам

подбор синонимов, антонимов

подбор слов с общим признаком

подбор родственных слов



СЛОВАРНЫЕ

ДИКТАНТЫ

простые

творческие

слуховые

зрительные

слуховые

зрительные

Приложение 4

Звуковой диктант

Пояснительная записка .

Предмет: Русский язык (фрагмент урока)

Тема. Правописание словарных слов.

Цели: развивать орфографическую память обучающихся, обеспечить запоминание орфографического написания слов.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;


- презентация PowerPoint

В данной работе совмещён картинный словарь и слуховой. Работа может проводиться как фронтально, так и индивидуально на любом этапе урока. По необходимости учитель может использовать отдельные слайды.



Приложение 5

«Словарная работа» 3 класс





Рекомендации по использованию.

Элементы этой презентации можно использовать на любом этапе урока, а также для самостоятельной работы. Ученик должен : а) выбрать картинку и произнести слово (кликнуть по картинке); б) прочитать слово орфографически, вставить нужную букву; в) проверить; г) записать.

Для закрепления предусмотрены дополнительные задания: письмо по памяти, отгадывание загадок, расшифровка слов. Для некоторых слов подобраны статьи, содержащие интересные факты о происхождении слов.

Для проверки усвоения материала предусмотрены два диктанта: предупредительный, зрительный. Они могут использоваться как разноуровневые задания.

Предупредительный диктант: а)кликни по прямоугольнику, б)произнеси слово орфографически, в)запомни слово, г)кликни по слову (оно исчезнет), д)запиши это слово. Также со всеми словами. Когда все слова исчезнут, кликни по кнопке «проверь себя».

Зрительный диктант: а)запомни слова, б)кликни по жёлтому прямоугольнику, в)запиши слова, г)проверь себя.

Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной работы, так и индивидуальной. На уроке учитель имеет возможность использовать только избранные слайды, ненужные можно скрыть. При необходимости можно изменить гиперссылки. Например: при проведении орфографической разминки удобнее сначала разгадать слово, затем проговорить орфографически, записать, проверить. (3слайд. Изображение картины 16 слайд с заданием 5 слайд)

Слова выбраны в соответствии с программой. В диктанте использовано 10 слов, что облегчает проведение самооценки по десятибалльной шкале оценивания.



Приложение 6

«Пазлы»

Двойным щелчком запусти программу и начни игру, кликнув на картинку в центре экрана. Чтобы перетащить пазл, необходимо навести на него курсор и прижать левой кнопкой мышки. Прочитай слова, запомни их написание, запиши, придумай предложение, употребив эти слова. Учитель может создать пазлы, используя картинки с подписью, а также картинки-запоминалки, ребусы.

Приложение 7

«Этимологический словарик»




Это приложение может использоваться на различных этапах урока, а также может быть темой детского проекта в 4 классе.

Приложение 8

«Антонимы»



Подбери к словам на коричневой полоске антонимы, запиши, проверь.



Приложение 9

«Тест. Словарные слова»



Для того, чтобы начать выполнение теста, необходимо включить макросы. После выполнения тестового задания есть возможность выполнить работу над ошибками или повторить тест. При закрытии этого приложения, изменения не сохраняются.



Приложение 10

«Изучаем словарные слова 4 класс»



Данный мультимедийный продукт составлен в соответствии с учебной программой для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения для 1 - 4 классов. Он будет полезен учителям начальных классов при подготовке и проведении уроков русского языка. Может использоваться для индивидуальных занятий, а также для занятий учащимися в домашних условиях.



Приложение 11

Таблица 1

Уровень усвоения словарных слов


Уровни усвоения

(контроль.слов.дикт.)



2 класс, 4 четверть

3 класс, 1 четверть

3 класс, 2 четверть

3 класс, 3

четверть


4 класс

3 четверть



Низкий














Удовлетворительный

5,9%













Средний

23,5%

11,8%










Достаточный

35,3%

35,3%

47,1%

40%

30%

Высокий

35,3

52,9%

52,9%

60%

70 %




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница