Использование компьютерных технологий в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья




Скачать 62.44 Kb.
Дата 18.09.2016
Размер 62.44 Kb.
Использование компьютерных технологий в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила:

Егорова В.А.

Учитель-дефектолог

МАДОУ «ЦРР – ДС №68 г. Благовещенска» корпус №2



 Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. 

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда».

К материальным составляющим ИКТ мы относим – компьютер и ноутбук, интерактивную доску, мультимедийный проектор, наушники и колонки, микрофон.

Если говорить о тех видах ИКТ, которые мы используем на занятиях, то к ним мы относим –

  • интернет-порталы;

  • видео-записи;

  • мультимедийные и интерактивные презентации;

  • аудиозаписи;

  • компьютерные программы и игры.

Из направлений использования ИКТ мы можем выделить следующие:

  • Коррекционно-развивающая работа с детьми. Применение компьютерных технологий позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

  • Проведение родительских собраний. Использование ИКТ позволит наглядно показать реализуемую работу, в том числе диаграммы и таблицы проведенной диагностики.

  • Освещение деятельности в СМИ. С помощью интернета мы можем разместить результаты своей работы на разных форумах, вести свой сайт.

  • Обмен опытом и повышение уровня самообразования. Электронные источники позволяют найти новые материалы, которые будут отражены в дальнейшей работе, а также с помощью интернета мы можем посетить интерактивные вебинары.

  • Ведение документации и оформление диагностик. С появлением компьютера нам стало гораздо удобнее создавать учебные планы, таблицы и прочую документацию, а также оформлять результаты диагностики, в том числе и на диаграммах.

  • Консультации коллектива ДОУ. Применение презентаций позволяет более доступно изложить новые требования, законы и другие материалы для коллектива.

Использование ИКТ на занятиях позволяет:



  • повысить непроизвольное внимание детей, активизировать учебную деятельность;

  • обеспечить личностно-ориентированный подход;

  • осуществлять индивидуальную и коллективную работу;

  • увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, сократить использование бумажных носителей, разнообразить форму подачи одинакового материала;

  • обогащать знания детей, словарь по теме, развивать психические функции;

  • приучать детей к самостоятельности, развить навык самоконтроля;

  • развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию;

  • развивать произвольную моторику пальцев рук;

  • моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

  • формировать и развивать совместную координированную деятельность зрительного и моторного анализаторов.

Таким образом, использование ИКТ на занятиях позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.


На своих дефектологических занятиях я активно использую такие Икт, как мультимедийная установка и мультимедийный проектор, персональные компьютеры и ноутбук, такую гарнитуру, как микрофон, наушники и колонки.
Мной используются следующие программы:

«Домашний логопед. Практический курс». Цель программы – постановка и автоматизация звуков в речи. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры – «Звуковичок» и «Угадай-ка», которые сформируют навыки верного произношения звуков, а также помогут развить неречевой (различение звуков природы, бытовых шумов и т. д.) и фонематический (различение звуков речи) слух. 


«Учимся говорить правильно». Цель программы - В легкой, веселой и ненавязчивой форме программа "Учимся говорить правильно"  научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. 

Содержание праграммы:

 1) Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.) 
2) Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов) 
3) Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка) 
4) Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)
«Уроки Мудрой Совы и Учимся с Логошей». Программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе. Обучение грамоте, математика, игры для развития мелкой моторики, координации, внимания, зрительной памяти, мышления.
«Игры для Тигры». Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного.

«Учимся и оздоравливаемся». Использование пособия позволит методически правильно организовать процесс обучения, а так же является незаменимым средством обучения детей с гиперактивностью, дефицитом внимания, часто и длительно болеющих детей.

Вот эти программы я использую на занятиях уже длительное время.

Интерактивный портал «МЕРСИБО». Это интернет-ресурс, который содержит множество развивающих игр.

Когда мы открываем главную страничку, мы можем увидеть рабочий стол специалиста, куда входят:

КАЛЕНДАРЬ (мы можем вносить пометки, задания, расписание, вести карты детей и пр.),

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (если родитель является пользователем портала, мы можем отправить ему личную страничку дневника ребенка),

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (вкладка непосредственно с образовательными ресурсами).

Итак, подробнее об играх. Мы можем воспользоваться артикуляционной гимнастикой, конструктором картинок и играми на развитие внимания и мышления, фонематического слуха и дыхания, грамматики и лексики, атематики, обучения чтению и многие другие, общим количеством более 90 штук.

Пробно вам даются 11 игр


Чем хороши и полезны интерактивные игры? Для современных детей компьютерная среда также привычна и естественна, как для их родителей настольные и предметные игры. Игры Мерсибо стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в привычной и интересной для него игровой форме.
Интерактивные игры – это еще один способ помочь нашим детям эффективно и органично развиваться в современном мире

Самостоятельный выбор объектов по теме;

Ведение электронной документации;

Проведение вебинаров и семинаров для специалистов;

Я использую этот портал в своей работе. Доступ к нему обеспечивает интернет и регистрация.

Из опыта работы с программой, я могу сказать о том, что данные игры очень эффективно повышают интерес к работе у детей с ОВЗ. Данные игры имеют разный уровень сложности, который я могу выставить сама, что тоже немаловажно. Я буду и дальше использовать данный образовательный ресурс в работе.


Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми, встаёт вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей очень мало (10 – 15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок двигается 70 – 80 % времени бодрствования.



Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего развития.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница