Исследование рынка мобильного интернет-доступа в России
В данном документе излагаются ключевые результаты исследования российского рынка мобильного интернет-доступа, проведенного J’son & Partners Consulting по заказу Google в ноябре 2012 года. Выводы исследования основаны на оценках аналитиков компании J’son & Partners Consulting, представителей основных игроков рынков сотовой связи и мобильного ритейла, а также данных социологических опросов населения
Ключевые результаты исследования мобильного Интернета в России
-
Абоненты мобильной передачи данных
По оценкам J’son & Partners Consulting, на конец 2012 года суммарная активная1 абонентская база передачи данных с мобильных устройств в России составит 65 млн абонентов (сим-карт). К 2013 году общее число активных абонентов передачи данных, по нашим оценкам, достигнет 79 млн. Проникновение мобильного интернета в России к концу 2012 года составит 46%, что существенно превышает аналогичный показатель 2011 года (34%).
Активная абонентская база передачи данных c мобильных устройств (в SIM-картах), Россия, 2011-2015, млн
|
|
Данные: J’son & Partners Consulting
На сегодняшний день насчитывается 22,5 млн. абонентов мобильного интернет-доступа через смартфоны. Среди всех «мобильных» пользователей передачи данны, наибольший трафик – около 450 МБ/мес – генерируется пользователями планшетов. По данному показателю пользователи смартфонов отстают не сильно – 303 МБ/мес.
Краткий портрет пользователя смартфона:
-
на текущий момент, основные пользователи смартфонов – мужчины (61%);
-
среди пользователей смартфонов больше всего людей в возрасте от 18 до 34 лет;
-
60% пользователей имеют высшее образование;
-
76% пользователей смартфонов работают, 10% учатся, 10% - являются безработными, 1% - пенсионерами;
-
36% обладателей смартфонов являются пользователями меньше 6 месяцев;
-
для большинства владельцев смартфонов (53%) нынешний многофункциональный гаджет является первым;
-
20% пользователей смартфонов на базе ОС Android приобрели свое устройство менее трех месяцев назад.
-
Рынок устройств мобильной передачи данных
По оценкам J’son & Partners Consulting, на конец 2012 года объем продаж смартфонов в России достигнет 12,7 млн. (+57%, по сравнению с результатами 2011 года). Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в России в 2012 году – 30%.
Продажи смартфонов под управлением Android в 2012 году превысили продажи «умных телефонов» на базе других операционных систем. По итогам 2012 года, по нашим оценкам, доля ОС Android составит 58% суммарных продаж всех смартфонов в штучном выражении. Доля продаж устройств под управлением данной ОС выросла в два раза по сравнению с 2011 годом.
-
-
Продажи смартфонов по операционным системам в натуральном выражении, Россия, 2009-2012
|
|
Данные: J’son & Partners Consulting
По оценкам J’son & Partners Consulting, средняя цена смартфона по итогам 2012 года составит 328 USD. Третья часть проданных смартфонов в 2012 году относятся к ценовому сегменту «меньше 200$».
Данные: J’son & Partners Consulting
50% всего рынка смартфонов приходится на Tоп-10 регионов России, более того на Москву приходится около 20% всего рынка.
В несколько раз увеличилась средняя производительность смартфона и доля смартфонов с сенсорным экраном и поддержкой GPS-навигации:
Характеристики «среднего» смартфона2
|
Параметр
|
2008
|
3Q 2012
|
CPU (MHz)
|
303
|
884
|
RAM (Mb)
|
69
|
470
|
Доля устройств с 3G
|
89%
|
83%
|
Доля устройств GPS
|
33%
|
94%
|
Доля устройств с сенсорным экраном
|
22%
|
94%
|
Диагональ экрана, дюймов
|
2,4
|
3,4
|
Данные: J’son & Partners Consulting
На текущий момент у большинства пользователей смартфонов установлено от 5 до 20 приложений, 36% обладателей смартфонов активно использовали от 5 до 10 приложений за последние 30 дней (40% – 1-4 приложениями). Средняя стоимость приложения составляет около 3 USD. Самой популярной категорией среди скачиваемых приложений является категория «Игры». Самой дорогой – категория «Бизнес»: средняя стоимость приложения данной категории составляет свыше 7 USD.
-
Использование мобильного интернета на смартфонах
-
Среди всех пользователей мобильного интернета на смартфонах 41% выходят в сеть все 7 дней в неделю (в прошлом году данный показатель составлял 32%)
-
68% пользователей ежедневно используют смартфон дома, 54% пользуются «на ходу», 52% – на работе
-
Самые востребованные функции смартфона связаны с мобильным интернетом. 75% обладателей смартфонов используют мобильную передачу данных для проверки электронной почты, 72% – для поиска информации, 71% – для посещения социальных сетей
-
52% владельцев смартфонов ежедневно (большую часть недели) пользуются поисковыми сервисами (40% в 2011 году)
-
41% пользователей мобильного интернета на смартфонах еженедельно пользуются смартфоном для просмотра видео (28% в 2011 году)
-
48% пользователей ежедневно (большую часть недели) используют свои смартфоны для посещения социальных сетей (32% в 2011 году)
-
Одновременно с использованием смартфона 60% пользователей слушают музыку, 43% смотрят телевизор, 37% выходят в интернет с другого устройства
-
Технические параметры использования мобильного интернета с мобильных устройств
-
Средняя стоимость 1 МБ трафика мобильного интернета для большинства регионов России в 2012 году составила менее 70 копеек
-
Суммарный трафик доступа в интернет с мобильных устройств в России в 2012 году составит 98 ПБ
-
Прогнозы развития мобильного интернета
-
Число активных абонентов мобильного интернета в России по состоянию на конец 2013 года составит около 79 млн.
-
В 2013 году в России будет продано 16,4 млн. смартфонов, по сравнению с 2012 годом рост объема продаж составит около 30%
-
Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в 2013 году составит 38%
-
Количество проданных в следующем году планшетных ПК достигнет 3,5 млн. устройств, рост продаж по сравнению с 2012 годом составит около 40%
-
Стоимость мобильного трафика снизится в среднем до 40 копеек за МБ
-
Общий объем трафика с мобильных устройств в 2013 году удвоится по сравнению с текущим годом и составит 201 петабайт
-
Рынок мобильного контента в России в 2013 году вырастет на 30% по сравнению с предыдущим годом и составит $3,2 млрд. USD
Суммарные продажи в России, 2009-2015, млн. устройств
|
Смартфоны
|
Планшетные ПК
|
|
|
Данные: J’son & Partners Consulting
Драйверы рынка продаж смартфонов и планшетных ПК:
-
текущий уровень развития технологии позволяет организовать выпуск недорогих смартфонов и планшетных ПК. Поэтому средняя розничная цена смартфона в России падает, что делает данные многофункциональные телефоны более доступными для покупателя;
-
развитие покрытия и качества операторских 3G-сетей и сетей – LTE;
-
субсидирование покупки смартфонов и планшетных ПК со стороны операторов мобильной связи;
-
разработка и рост популярности мобильных приложений, требующих наличия «функционального» телефона и наличия доступа в Интернет;
-
общее развитие мобильного интернет-доступа, рост популярности мобильных сервисов/приложений для смартфонов и планшетных ПК.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, в следующие несколько лет суммарный трафик передачи данных с мобильных устройств будет расти. Предположение основано на следующих факторах:
-
рост продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК;
-
распространение 3G, LTE. Рост пропускной способности каналов;
-
снижение стоимости 1 МБ трафика, в том числе и за счет роста продаж безлимитных тарифов передачи данных
Трафик передачи данных с мобильных устройств, ПБ.
Средняя стоимость 1 МБ трафика, Россия, 2009-2014, руб.
|
|
Данные: J’son & Partners Consulting
|