|
Итоги Первой мировой войны
|
Скачать 106.4 Kb.
Дата |
16.09.2016 |
Размер |
106.4 Kb. |
|
Учитель истории и обществознания, Клевцова Екатерина Игоревна,
МБОУ «СОШ «151 г. Челябинска»
Тема урока: Итоги Первой мировой войны
8 класс
Цели:
-
Образовательная: изучить заключительный этап первой мировой войны; рассмотреть итоги войны; сделать выводы на основе имеющихся данных о последствиях первой мировой войны.
-
Развивающая: продолжить формирование навыков работы с документами; развивать умения анализа, синтеза; формулировать выводы, работать с причинно-следственными цепочками; развитие умения высказывать и доказывать собственное мнение.
-
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за принимаемые решения (на примере стран, развязавших войну); уметь разрешать конфликтные ситуации; воспитание коммуникативных навыков; воспитывать толерантность и гуманизм.
Задачи урока:
-
Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
-
Совершенствовать навыки работы с исторической картой.
-
На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: АРМ, презентация, документы по теме
Ход урока:
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Предполагаемые результаты
|
-
Организационный момент (2 минуты)
|
Здравствуйте, уважаемые ребята.
Сегодня мы с вами продолжаем беседу об одном из самых значимых и трагических событий ХХ века – Первой мировой войне.
|
|
-
Повторение пройденного материала
|
И прежде, чем мы перейдем к последнему этапу этой беседы, я предлагаю вам вспомнить ранее изученный материал. Сейчас некоторым из вас я раздам тесты, на которые будет выделено 5 минут. Ваша задача ответить за это время на 5 вопросов, в каждом из которых будет только 1 верный вариант ответа.
Остальной класс, мы будем беседовать и вспоминать ключевые события Первой мировой войны вместе.
(раздать тесты)
За каждый ответ вы будете получать вот такой смайлик – с веселой улыбкой, если ответ верный и грустный, если вы ошиблись.
Вопросы:
1) Назовите страны Антанты и страны Тройственного союза
2) Что стало поводом к 1МВ
3) Назовите первое сражение, в котором впервые были применены танки
4) Какие цели преследовала в данной войне Германия
5) Какие цели преследовала в данной войне Франция
6) Какие новые виды оружия появились в ходе 1МВ
7) Назовите самую кровопролитную по числу жертв битву
8) Назовите крупнейшее событие на Восточном фронте
9) Как называется быстрая молниеносная война?
10) В ходе какой битвы угроза для столицы Франции исчезла и германские войска вынуждены были отступить?
|
Часть класса работает с тестами, остальная – беседует с учителем
|
-
Переход к новому материалу; определить цели и план урока
|
Что ж, а теперь я предлагаю начать наш разговор о Итогах Первой мировой войны. Итак, запишите тему сегодняшнего урока «Итоги Первой мировой войны». (слайд 1)
Результатом нашей беседы должен стать ваш ответ на сложный вопрос: «Какие же итоги Первой мировой войны вынесли страны-участницы для себя, и какие уроки из этого события получили последующие поколения, в том числе и мы с вами» (слайд Какие итоги и уроки Первой мировой войны вынесли страны-участницы?)
Для того чтобы успешно ответить на данный вопрос, нам необходимо определить четкий план работы на уроке. (слайд 2)
1. окончание войны
2. Жертвы и потери
3. мирный договор и создание системы коллективной безопасности
|
Записывают тему и план
|
-
Сообщение нового материала
|
Переходим к первому пункту нашего плана. «Окончание войны»
Последним крупнейшим событием 1МВ было сражение под Амьеном в августе 1918 г., (слайд-карта 3) в котором союзные войска под командованием маршала Фоша нанесли окончательное поражение германской армии. А уже 5 октября 1918 г. правительство Германии обратилось к американскому президенту Вудро Вильсону с просьбой о подписании перемирия.
Как мы с вами говорили ранее, среди населения стран Четверного союза почти с середины войны началось своеобразное «брожение» - люди не видели смысла в ведении этой войны, да и кризис назревал внутри самих государств. Уже в ноябре 1918 г. в Германии произойдет революция, которая свергнет монархию; Австро-Венгрия так же перестанет существовать как единое государство.
Начинается серия подписания перемирий.
Одной из первых перемирие подписала бывшая Австро-Венгрия – 3 ноября 1918 г. (слайд) А спустя неделю, 11 ноября, в Компьенском лесу подобное перемирие было подписано и Германией. Таким образом, 11 ноября считается датой окончания 1МВ.
Компьенское перемирие содержало в себе ряд условий, исполнение которых для Германии было обязательным. Перед вами лежат выдержки из данного документа.
|
Слушают, записывают основные даты и события под диктовку
|
-
Работа с документом
|
Задание: Прочесть выдержку из текста Компьенского перемирия и определить на ваш взгляд 2 самых важных условия, установленных Антантой для Германии, которые могли повлиять на ее дальнейшее развитие.
Компьенское перемирие
Из текста договора о перемирии между Союзниками и Германией, подписанного в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года (сокращенно):
Ст. 1. Конец военных действий на суше и в воздухе на протяжении шести часов после подписания перемирия.
Ст. 2. Срочная эвакуация оккупированных стран: Бельгии, Франции, Люксембурга, точно так же, как и Эльзас Лотарингии – чтобы она была проведена на протяжении 15 дней…
Ст. 3. Передача немецкой армией военного имущества, а именно: 5 тысяч пушек, 25 тысяч пулеметов, 3 тысяч минометов и 1700 самолетов.
Ст. 7. Передача союзникам 5 тысяч паровозов, 150 тысяч вагонов и 5 тысяч грузовиков.
Ст. 12. Все немецкие войска, которые на данный момент находятся на территориях, которые до войны были частью Австро-Венгрии, Румынии и Турции, должны немедленно вернуться в пределы Германии… Немецкие войска, которые расположены на территории России, также должны вернуться в пределы Германии.
Ст. 15. Отказ от Бухарестского, Брест-Литовского и от всех дополнительных договоров.
Ст. 22. Сдача союзникам и Соединенным Штатам Америки всех немецких подводных лодок…
Ст. 23. Надводные немецкие военные корабли, указанные союзниками и Соединенными Штатами Америки, будут немедленно разоружены и после этого размещены в нейтральных портах.
Ст. 34. Термин перемирия составляет 36 дней с правом продолжения.
В дальнейшем это должно было оказать большое влияние на экономическое и политическое развитие Германии, по мнению Антанты.
|
Работают с документом
Предполагаемые ответы:
-
Передача Антанте военного имущества
-
Вывод войск с оккупированных территорий
|
-
Работа с таблицей
|
Теперь предлагаю поговорить о втором пункте нашего плана «Жертвы и потери» (слайд )
После окончания войны страны смогли подвести определенные итоги и подсчитать потери, понесенные каждой из участниц 1МВ
Задание:
Сравнить людские потери стран Антанты и Четверного союза, сделать выводы.
Кроме того, тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории. Миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни. Война отразилась на всех!
|
Записывают
Анализируют таблицу, делают выводы
Отвечают и делают выводы почему так происходило
|
-
Сообщение нового материала
-
Работа с документом
|
Переходим к заключительному пункту нашего плана (слайд )
Жестокость и насилие войны, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни заставили крупнейшие государства мира задуматься о том, каким образом в дальнейшем не допустить повторения подобных событий.
Уже в начале 1919 г. в Париже начала свою деятельность мирная конференция (слайд-фото), на которой приняли активное участие США – Вудро Вильсон, Великобритания – Дэвид Ллойд-Джордж, Франция – Жорж Клемансо, Италия – премьер министр Витторио Орландо.
На этой конференции были приняты условия мира, которые для Германии оказались грабительскими и унизительными. Они еще больше ужесточили те условия, которые были приняты в Компьенском договоре.
Кроме того, страны-победительницы реализовали одну из идей Вильсона – создание организации международной безопасности - Лиги наций, призванной не допустить в дальнейшем повторения подобных событий.
Германия сопротивлялась данному договору, но всё же была вынуждена его подписать. И 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный договор между Германией и странами-победительницами. Перед вами лежит краткое содержание Версальского м/д. давайте обратимся к нему и внимательно прочитаем.
Вопросы:
-
Какие обязанности вменялись Германии?
-
Как решался вопрос по поводу германской армии?
-
Какие экономические и территориальные потери понесла Германия?
Согласно договору:
Примерное содержание версальского мирного договора:
-
Германия признавала свою ответственность за весь ущерб, причиненный все странам участницам первой мировой войны. Этот ущерб проигравшая сторона должна будет возместить.
-
Вильгельм 2, император страны, признавался международным военным преступников и его требовали предать трибуналу (статья 227)
-
Устанавливались четкие границы между странами Европы.
-
Немецкому государству запрещалось иметь регулярную армию (статья 173)
-
Все крепости и укрепленный районы к западу от Рейна должны быть полностью уничтожены (статья 180)
-
Германия обязывалась выплачивать репарации странам победительницам, но конкретные суммы в документы не уточняются, а есть довольно расплывчатые формулировки, позволяющие эти суммы репараций назначать по усмотрению стран Антанты (статья 235)
-
Территории к западу от Рейна буду оккупированы союзными войсками, чтобы следить за соблюдениями условий договора (статья 428).
|
Работают с документом, отвечают на вопросы
|
-
Беседа
|
Итак, мы рассмотрели основные результаты и итоги 1МВ.
-Как вы считаете, насколько они были жестоки по отношению к Германии?
-Почему страны победительницы приняли именно такие условия договора – они пытались подавить Германию, как главного соперника или поживиться за счет побежденной страны?
А теперь на основе всех известных вам фактов, попытайтесь всё же ответить на главный вопрос нашего урока: (слайд) «Каковы были итоги войны (обобщите), и какие же уроки вынесли крупнейшие страны мира после данного события»
Уточняющие вопросы:
1. Перечислите политические последствия войны для разных стран.
2. Оцените социально-экономические итоги войны.
3. Сформулируйте итоги войны для нравственного состояния общества.
4. Что, по вашему мнению, можно считать уроками войны? Правомерно ли говорить об общих уроках войны для стран- победительниц и проигравших стран?
Выводы учителя:
Война – страшное событие, приведшее к огромным жертвам – людским, экономическим, привело к разрухе, но в конечном итоге проблема решена не была.
Следует сначала испробовать все меры по решению конфликтов мирным путем – договоры, дипломатию, уступки, конференции и т.д., и войну стараться не допускать, поскольку она не всегда приводит к желаемым результатам.
|
-Нормальные, т.к. Германия была агрессором и нельзя было допустить новой войны
-
Отвечают на проблемный вопрос и записывают в тетради: Людские и технические потери
-
Возникновение новых государств (Германия, А-В, Россия)
-
Создание Лиги наций
-
Оформление четких границ большинства государств
Применение к Германии жестких мер
|
-
Домашнее задание
|
Напишите письмо от имени солдата, участвующего в 1 мировой войне (придумайте имя, но события должны быть достоверными)
|
Записывают домашнее задание
|
-
Рефлексия
|
Перед вами есть небольшая табличка, которую я попрошу вас заполнить. Заполните эти колонки и особенно обратите внимание на последнюю – Как вы оцениваете свою работу на этом уроке.
Что удалось узнать на уроке
|
Что еще хочу узнать
|
Что я сделал для того, чтобы узнать
|
Свою работу оцениваю как…
|
|
|
|
|
Выставление оценок:
У кого больше 3 смайлов – 5
У кого 2 смайлика – 4
|
|
|
|
|