IX Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»
Русский язык
2 класс
1 тур
Ответы
(30 баллов)
ЗАДАНИЕ № 1 (3 балла)
звонкие
-
-
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Ж
|
З
|
Й
|
Р
|
Л
|
М
|
Н
|
П
глухие
|
Ф
|
К
|
Т
|
Ш
|
С
|
|
|
|
|
|
В таблице расставлены согласные звуки. В верхнем ряду находятся звонкие согласные звуки, в нижнем – глухие.
Звуки: б, в, г, д, ж, з – это парные звонкие согласные звуки.
Звуки: п, ф, к, т, ш, с – это парные глухие согласные звуки.
Звуки: р, л, й, м, н – это непарные звонкие - СОНОРНЫЕ звуки.
ЗАДАНИЕ № 2 (6 баллов)
НАПРИМЕР: ПОЛЕНО – НОС – ОСА – САХАР – АРБУЗ – УЗДЕЧКА – КАПУСТА – ТАБАК – АКРОБАТ – АТАКА – КАШПО - ПОЛЕНО
ЗАДАНИЕ № 3 (3 балла)
-
Олимпиада – о, эль, и, ЭМ, ПЭ, и, а, дэ, а.
-
Поле – пэ, о, эль, е.
-
Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е.
-
Грустно – гэ, ЭР, у, ЭС, тэ, эн, о.
-
Светло – эс, вэ, е, тэ, эль, о.
ЗАДАНИЕ № 4 (6 баллов)
Портфель. Сложное французское слово, которое, как и слова портсигар, портмоне, портупея, портшез, состоит из корня «порт» - («порте»- носить) и соответствующего второго слова: портфель - для ношения бумаг( «фель»- лист бумаги), портсигар - для ношения папирос или сигар, портмоне - для ношения денег, портупея - для ношения оружия, портплед - для ношения пледа (т.е покрывала), портшез - переносное кресло.
Тетрадь. В древнерусском языке слово тетрадь известно с XI века. В Древней Руси словом тетрадь книжники называли четыре листа пергамента, сшитые вместе, из которых потом получалась книга. Интересно, что слово тетрадь произошло от греческого «тетрадион», имевшего аналогичное значение, хотя в более древние времена это слово означало просто четверку. Например, четверка воинов, четверка лошадей.
Резинка. Слово резина пришло к нам из греческого языка, где оно означает «смола». Английский химик Джозеф Присили в 1770 году заметил, что резинки, то есть кусочки застывшего сока каучукового дерева, хорошо стирают следы карандаша с бумаги. В 1840 году люди научились вулканизировать каучук, резинка стала доступна любому школьнику и прочно заняла свое место в пенале рядом с ручкой и карандашом. В некоторых городах резинку называют ластиком, в переводе с латинского значит «упругий», «хорошо растягивающийся», отсюда и ластик.
Пенал. Пенал - это коробочка для хранения ручек, карандашей, перьев, резинки. Слово пенал пришло к нам из немецкого языка. (Можно заметить, что в немецком языке «пеналом» шутливо называют и гимназию, а «пенальщиком» - школьника.) Корень этого слова латинский- «penna», что значит «перо». Следовательно, пенал- это первоначально коробочка только для перьев. Затем в пенале стали хранить и ручки, и карандаши, и резинки.
Карандаш - тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку и употребляемая для письма, черчения и рисования. Восходит к тюркскому «кара таш» - «тростник-камень» (тростниковая трубочка с вставленным в нее стержнем из графита). Дословный перевод: «кара» - «черный», «таш» - «камень».
Современные карандаши появились случайно. В конце ХVIII века чешский фабрикант Гартмут, изготавливающий химические чашки - тигли, нечаянно уронил одну из них. Осколок чашки, падая, прочертил четкую линию на бумаге, потому что в глину добавляли немного порошка графита. После недолгих опытов Гартмут нашел их оптимальное соотношение, и вскоре его фабрика начала делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке: они легко ломались, да и пачкали пальцы, тогда французский ученый Конте изобрел для них деревянную «одежду», и вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные «рубашки».
ЗАДАНИЕ № 5 (4 балла)
1.(Гончий) Гоночный автомобиль едва не перевернулся на повороте.
Гончий – порода охотничьих собак.
Гоночный – быстро двигающийся транспорт.
2.Врач взял (ланцетом) пинцетом кусочек ваты.
Ланцет – остроконечный хирургический ножичек.
Пинцет – медицинский инструмент в виде пружинящих щипчиков.
3.Они не сумели (основать) обосновать свои требования.
Основать - воздвигнуть опорную часть предмета.
Обосновать – подкрепить доказательствами.
4.Я купил у кондуктора (абонент) абонемент.
Абонент – лицо, пользующееся абонементом.
Абонемент – документ, предоставляющий право на пользование чем-н.
ЗАДАНИЕ № 6 (8 баллов)
Критерии оценивания
2 класс
ЗАДАНИЕ № 1 (3 балла)
1,5 балла – дан правильный ответ
1,5балла – приведены аргументы
Минус 0,5 балла - за каждый неправильно выполненный шаг
ЗАДАНИЕ № 2 (6 баллов)
6 баллов – за правильный ответ (все слова составлены верно)
Минус 0,5 балла за каждый неправильно выполненный шаг
ЗАДАНИЕ № 3 (3 балла)
3 балла – за правильный ответ (все буквы названы верно)
Минус 0,5 балла за каждый неправильный ответ
ЗАДАНИЕ № 4 (6 баллов)
1 балл - за каждое правильное подробное объяснение, основанное на этимологии слова – итого 5 баллов
Плюс 1 балл за полный исторический комментарий
Минус 0,5 балла - за каждый отсутствующий этимологический комментарий
ЗАДАНИЕ № 5 (4 балла)
4 балла – за правильный ответ (все слова - паронимы названы верно)
Минус 0,5 балла за каждый неточный ответ
ЗАДАНИЕ № 6 (8 баллов)
Оригинальность авторского видения, наличие аргументированной позиции автора – 5 баллов
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью – 3 балла
Наличие орфографических ошибок – минус 0,5 балла
Наличие пунктуационных ошибок – минус 0,5 балла
Наличие речевых ошибок – минус 0,5 балла за каждую допущенную ошибку
Использованы только ресурсы Интернета – минус 2 балла
|