Изучение произведений крупной формы в начальных классах




Скачать 104.36 Kb.
Дата 26.09.2016
Размер 104.36 Kb.
Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Изучение произведений крупной формы в начальных классах

Составитель:

Преподаватель отделения

специального и общего

фортепиано

Багаутдинова А.Т.

г. Нефтеюганск

2013г.
Оглавление


Введение ………………………………………………………………….. 3

Глава I Формирование целостного представления о произведениях

крупной формы …………………………………………………………... 3

1.1 Поэтапный разбор произведений, музыкальные образы .................... 4

1.2 Разбор произведения С.Муха «Вариации» ………………………….. 5

Заключение ……………………………………………………………….. 6

Список использованной литературы …………………………………. 9

Нотное приложение …………………………………………………….. 10

Список рекомендованных фортепианных произведений крупной формы для обучающихся младших классов …………………………13

Введение
«Музыка это один из путей воспитания человека, пробуждения в нем любви к искусству, знакомства с музыкальными шедеврами».

Т.Б.Юдовина-Гальперина

Большое значение в развитие обучающихся на начальном этапе обучения, является работа над изучением произведений крупной формы. Очень часто в педагогической практике приходится сталкиваться с тем, что, исполняя музыкальное произведение крупной формы – сонатины, вариации - ученик не всегда представляет себе смысл данных названий. Произведения, которые имеют четко выраженное название, например «Танец», «Марш», «Песня» маленькому ребенку, так или иначе, уже знакомы по своей жанровой принадлежности. Дети встречаются с такими названиями в детском саду, школе. Пьесы с программным названием, такие как, например: «В стране гномов», «Бабочки», «Новая кукла», «Зима»- так же настраивают ребенка на определенный зрительный образ. Дети в возрасте 7-8 лет уже имеют определенный багаж зрительных представлений, различных впечатлений об окружающем их мире, формированию которых способствуют книги, кинофильмы, компьютерные игры, а так же личные наблюдения и впечатления. Опираясь на эти детские впечатления и представления, мы, педагоги, можем добиваться воплощения того или иного образа и с помощью музыкальных звуков.

Л.А.Баренбойм: «Педагогу необходимо найти на первом этапе тонкие и эмоционально впечатляющие ассоциативные связи с миром образов, знакомых ребенку…»


Глава I Формирование целостного представления о произведениях

крупной формы.
С первых уроков работа над звукоизвлечением непосредственно связана с воплощением художественного образа и формированием представления музыкальной формы.

Но как объяснить ребенку художественный образ музыкального произведения, где в заголовке стоит незнакомое слово «Сонатина» или «Вариации»?

Очень часто приходится слышать такие слова учеников: «Да не люблю я всякие там сонатины!» Возникает вопрос, почему? И частые ответы – «Непонятно про что произведение». Вот поэтому и неинтересно.

Ведь наша задача как преподавателей не только научить грамотно, исполнять текст музыкальных произведений, но и не менее важно научить ребенка распознавать музыкальные образы, и наилучшим способом передать их в своем исполнении, используя все возможные средства музыкальной выразительности.


1.1 Поэтапный разбор произведений, музыкальные образы.
На уроках, при знакомстве с новым произведением с названием «Сонатина» или «Вариации», мы говорим о том, что это произведение крупной формы. Слово «крупная» ребенку понятно, произведение действительно отличается от изучаемых пьес большим объемом, это ребенок видит сразу. А вот что такое «форма» следует объяснить. Не стоит на начальном этапе давать углубленное понятие крупной формы. Об этом более подробно будете говорить в старших классах, а так же на теоретических занятиях. Объяснять следует на доступном для ребенка языке. Можно рассказать, что существуют произведения малой формы такие как пьесы и этюды (эти слова должны быть уже знакомы), в которых рассказывается про какой- то конкретный образ: «Танец медвежат», «Веселые ребята» и др., и есть произведения более объемные, в которых много частей и рассказываться может в них про разных героев и даже про то, что с ними происходит. Такие произведения могут иметь названия «Сонатина», «Соната», «Концерт», «Симфония», но несмотря на то, что произведения эти инструментальные, т.к. в них нет слов, они могу быть очень интересными, о многом нам рассказать. Главное научиться понимать язык музыки, научиться читать музыкальные произведения как литературные. Задача педагога – открыть этот мир музыкальных образов. Здесь, конечно же, стоит включать педагогу всю свою фантазию и изобретательность, чтобы увлечь маленького ребенка.

Т.Б.Юдовина-Гальперина «Считает, что если педагог ставит перед собой задачу сформировать познавательной интерес к музыке, не существует никаких непреодолимых преград для достижения этой цели. Учебный процесс, который строится на интересе, рождает те качества, без которых невозможно научиться игре на фортепиано. Интерес стимулирует желание преодолеть трудности».

Изучение произведений крупной формы – вариаций, классических сонат обязательно включено в программу обучения игре на фортепиано. При этом мы не только знакомим ученика с различными произведениями композиторов- классиков, их музыкальным стилем, характерным для той или иной эпохи, но и стараемся научить понимать внутренний, глубинный смысл музыки. Тем самым, выполняя не только образовательные, но и воспитательные задачи. Учим слушать, сопереживать, вникая в смысл, спрятанный за знаками на нотном стане, понимать и ценить мир прекрасного и его влияние на человечество.

Но постигать этот невероятно огромный пласт мировой культуры все-таки следует от простого к сложному. Выбирать для начального изучения следует произведения более близкие и доступные для понимания ребенка младшего школьного возраста.

«Восприятие искусства – активный процесс, в который входят… и эмоциональное переживание, и работа воображения, и «мысленное действование». По словам Б.М.Теплова, особенно большое значение, имеет в младшем возрасте.

В репертуарных фортепианных сборниках много различных вариаций, часто на темы народных песен. Слово «песня» ребенку понятно, поэтому стоит остановиться на образном содержании самой песни, т.е. на теме. Какая она по характеру, какими средствами выразил ее композитор? Затем необходимо рассказать о том, что вариации – это изменение основной темы, песни. Проиграть произведение до конца, пусть ученик послушает и обратит внимание на то, как меняется тема в разных вариациях. При исполнении, конечно же, стоит несколько утрированно выделять тему, потому что иногда в потоке более мелких длительностей ребенку бывает трудно уловить главную мелодию. Затем следует проанализировать вместе с учеником, что же за приключения происходят с нашей темой. Как она звучит, быстрее или медленнее, в мажоре или миноре, меняется ли регистр, кто бы мог это исполнить. Позвольте ребенку самому проявить фантазию, и он сочинит вам целую историю или сказку. Но чтобы это не было отвлеченной фантазией, все время обращайтесь к нотному тексту, ищите подкрепления словам среди музыкальных средств выразительности, чтобы не пел медведь в высоком регистре и не журчал ручеек половинными длительностями. Но встречаются вариации и другого плана.

1.2 Разбор произведения С.Муха «Вариации.

В качестве примера хочу привести интересные вариации композитора А.Муха с дополнительным названием «Танец зверюшек». Изучая это произведение, можно придумать, что это могла бы быть история про «теремок». Тема одна, но звучит везде по-разному, так как видят этот теремок разные персонажи. Вот восьмушки написаны с паузами и поставлен штрих острого стаккато – скорее всего это лягушка («Ква, ква, ква, ква домик я нашла»). А в 4 такте восьмые на стаккато - это уже мышка («А я – мышка, я – норушка будем вместе жить»). Разные образы требуют разного и стаккато: прыгучее, всей рукой для лягушки и мелкое пальцевое стаккато для образа мышки.

Первая вариация. Тема теремка звучит в верхнем регистре, значит, мышка и лягушка уже живут в теремке, а в левой руке появляется новый персонаж – поступенное движение снизу вверх от «соль» малой октавы к «соль» первой октавы на стаккато. «Зайка выбежал из леса и увидел теремок». Сложное полифоническое место для исполнения, необходимо и тему слушать и провести «Зайку». Обращение к конкретным персонажам помогает ребенку найти нужный тембр и звуковое соотношение правой и левой руки. Диалог между «зверюшками» помогает разнообразить звуковое исполнение, сделать его осмысленным: «Кто, кто здесь живет, звонко песни поет?» «А я мышка, я – лягушка. Нам здесь весело!»

Но вот во второй вариации характер музыки резко поменялся. Темп аллегретто сменился на темп анданте, из третьей октавы перенос в большую и малую октаву. Движение мелодии тоже изменилось - та же тема зазвучала на легато более певуче и даже протяжно. Появился другой персонаж и увидел теремок по-своему: «А я – медведь, не умею песни петь. Научите вы медведя танцевать и петь». Дальше звучат отголоски темы, но в разных регистрах и с ферматой на окончании фразы «я - зайка, я - лягушка, я - мышка». Есть примечание в 13 такте - smorzando, что значит, постепенно замирая - «испугались звери, призадумались». Но радостно звучащая кода позволяет нам сделать вывод, что вместе веселее «будем вместе веселиться, да и песни петь!»


Заключение.
Конечно, вариации более благодатный материал для развития фантазии в осмыслении музыкальных образов, больше контрастов ладовых, темповых, штриховых. Надо только их открыть для ребенка, тогда музыкальное исполнение будет для него самого увлекательным приключением с разными героями. На простом доступном материале наша задача подготовить ученика к изучению классической сонатной формы, научить разбираться в сложных переплетениях музыкальных мыслей, фраз и предложений. Заложить основной понятный материал, объясняя его увлекательно и интересно.

Сложнее с сонатной формой – здесь все подчинено точным правилам: темп не меняется, основные мелодии на первый взгляд как будто бы те же. Так может показаться ребенку при первом прочтении. Но это не так. Необходимо открыть ребенку прекрасный мир звуков. Ведь сонатная форма – это целый театр, драматическое или комическое действие которое разворачивается перед нами здесь и сейчас. Нужно научить ребенка выяснять характеры главных героев (главной и побочной партии), в чем их не похожесть друг на друга. А что их объединяет. Проследить вместе с учеником, изучая такт за тактом, как развиваются события (разработка), что происходит с одним героем (главной партии), а что с другим (побочная партия), меняются ли герои в репризе, в чем эти изменения? Сравнить экспозицию (показ) и репризу. Необходимо указать на тональные изменения побочной партии, сказать о тональном, ладовом согласии к концу произведения, о темповом единстве. Не надо бояться давать правильные названия разделам сонатины. Давая понятия главной, побочной партии, экспозиции, разработки, репризы больше делать акцент на образное различие тем, звуковое различие, и особенно заострять внимании ученика на то, какими средствами выражено то или иное изменение в «герое». Во время знакомства с различными вариантами крупной формы уже на начальном этапе, важно учить ребенка сравнивать, анализировать нотный текст, используя уже знакомые понятия лада, фактуры, штрихов, оттенков, и использовать весь свой арсенал умений и навыков, чтобы наиболее полно и выразительно передать в своем исполнении художественный образ и его развитие. Вместе с этим следует не забывать о чувстве целостности формы, что очень важно в произведениях крупной формы. Во время знакомства с различными вариантами крупной формы уже на начальном этапе, важно учить ребенка сравнивать, анализировать нотный текст, используя уже знакомые понятия лада, фактуры, штрихов, оттенков, и использовать весь свой арсенал умений и навыков, чтобы наиболее полно и выразительно передать в своем исполнении художественный образ и его развитие.

И чем увлекательней и интересней будет для ребенка мир образов в крупной форме, тем больше у него возникнет желание «прочитать» и понять смысл других сонатин и вариаций. Зажигая искру интереса, мы подготавливаем ребенка к «прочтению» классических сонат с их более сложным внутренним содержанием, открывая для него увлекательный мир познания музыки.

Изучение произведений крупной формы, чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры, точность выполнения всех деталей текста.



Литература
1. Алексеева А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1999г.

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1999г.

3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. С-П., 1999г.

4. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М., 1998г.

5. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1998г.

6. Коган Г. Работа пианиста. М., 1999г.

7. Коган Г. Вопросы пианизма. М., 1999г.

8. Корто А. О фортепианном искусстве. М.,2000г.

9. Маккиннон Л. Игра наизусть. С-П.,1999г.

10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 2000г.

11. Ребенок за роялем: педагоги-пианисты о фортепианной методие. М., 2001г.

12. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., 2000г.

13. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 2002г.

14. Щапов А.Б. Фортепианный урок в музыкальной школе. М., 2002г.








Список рекомендованных фортепианных произведений крупной формы для обучающихся младших классов

1. Некрасов Ю. Маленькая сонатина Ми минор

2. Беркович И. Сонатина До мажор

3. Щуровский Ю. Вариации на чешскую песню Фа мажор

4. Сильванский Н. Вариации Соль мажор

5.Ванхаль Я. Сонатина До мажор

6. Гедике А. Тема с вариациями До мажор

7. Литкова И. Вариации (Б.Н.П. «Савка и Гришка делали дуду») Ре мажор

8. Прач И. Тема и вариация Фа мажор

9. Хаслингер Т. Сонатина До мажор

10. Штейбельт Д. Сонатина До мажор

11. Страннолюбский Б. Тема и вариация (Р. Н. П. «Я пойду, пойду в зеленый

сад гулять») Соль мажор

12. Кабалевский Д. Легкие вариации на тему русской народной песни

Фа мажор

13. Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни До мажор

14. Дюбюк А. Русская песня с вариацией Ля минор

15. Беркович И. Русская песня с вариацией Ля минор



16. Кочугова И. Маленькие вариации Соль мажор

17. Чичков Ю. Маленькая сонатина До мажор


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница