Каждый водитель должен знать!




Скачать 63.16 Kb.
Дата 01.09.2016
Размер 63.16 Kb.


Каждый водитель должен знать!
Все мы нередко становились свидетелями или участниками ситуаций связанных с остановкой транспортных средств сотрудниками ГИБДД. Однако не все автовладельцы знают, какими правами и обязанностями они обладают в данной ситуации и что имеет право требовать от них инспектор ДПС. В целях недопущения нарушения своих прав и минимизации возможного развития конфликтных ситуаций с представителями власти свои права и обязанности должен знать каждый водитель.

И так, необходимо знать, что инспектор ГИБДД является сотрудником полиции, и, следовательно, на него распространяются положения Федерального закона «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011г. Согласно ч. 1 ст. 1 данного закона полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации.

Кроме того, деятельность инспекторов ДПС четко регламентируется Приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (далее по тексту Регламент).

Сотрудник ГИБДД не имеет право останавливать транспортное средство по своему усмотрению, беспричинно! В соответствии с. п. 63 Регламента Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;

7. необходимость использования транспортного средства (в служебных целях);

8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

9. проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

10. проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Иных причин для остановки транспортных средств законодательством не предусмотрено.

Согласно п. 19 Регламента взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

Пунктом 20 Регламента установлено, что при обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства (п. 21 Регламента).

Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов.

При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица (п. 23 регламента).

И так, в случаи соблюдения вышеуказанных требований сотрудником ДПС, в соответствии с п. 2.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993г. водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документы на право управления транспортным средством.

Согласно п. 26 Регламента с документами граждан при проверке, сотруднику полиции предписано, обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.

Имеет ли право водитель не выходить из автомобиля и вести разговор с сотрудником полиции через окно? Ответ ДА, при остановке транспортного средства инспектор ДПС должен сам к вам подойти. Но многие водители, от незнания или от страха, сразу же выходят из автомобиля и бегут на встречу инспектору. Обязанности водителя выйти из автомобиля установлены в п. 70 Регламента, к ним относятся, например, необходимость устранения технической неисправности транспортного средства, присутствие водителя при сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции и т.д.

В случаи если инспектор приглашает вас в патрульный автомобиль для составления в отношении вас протокола об административном правонарушении и при этом указывает, что вы можете понести наказание за неподчинение его требованиям, все его слова безосновательны. То есть, исходя из анализа действующих норм законодательства материал об административном правонарушении должен быть составлен инспектором при вас. И если водитель отказался проследовать в патрульный автомобиль, инспектор ДПС должен составить материал около вашего автомобиля, безусловно обеспечив соблюдение прав лица, в отношении которого ведется административное преследование. При этом, водителям транспортных средств необходимо учитывать реальную возможность совершения инспектором вышеуказанных действии, например при штормовом ветре и сильных осадках инспектор ДПС физически не сможет выполнить свои должностные обязанности и следовательно водителю придется согласиться на предложение сотрудника пройти в патрульный автомобиль.

Имеет ли право водитель, пассажир осуществлять аудио-видеозапись общения с инспектором ДПС? Однозначно ДА. Пунктом 25 регламента закреплено, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011г. одним из принципов деятельности полиции являться открытость и публичность. Данные записи будут являться доказательством неправомерности действий сотрудника полиции.

В случаи нарушения прав участников должного движения каждый имеет право на защиту, с жалобой на действие сотрудника полиции, можно обратиться как к руководству правоохранительного органа, так и в прокуратуру или в суд.


Контактная информация:

ОМВД России по Зональному району с. Зональное, ул. Ленина 22.

Прокуратура Зонального района – с. Зональное, ул. Ленина 30.

Зональный районный суд – с. Зональное, ул. Ленина 9.

Прокурор района

советник юстиции Д.В. Темасков






База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница