Муниципальное Образовательное Учреждение лицей №23 г.Сочи
Методическая разработка уроков информатики в 5 классе по теме «Знакомство с компьютером»
на муниципальный конкурс
«Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ»
в номинацию информатика.
Автор учитель информатики
Захарова Надежда Ивановна
-2008-
Пояснительная записка
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика и информационные технологии». Основными целями курса информатики на пропедевтическом этапе являются: — формирование логического и алгоритмического мышления, развитие математических способностей, формирование общих представлений об устройстве компьютера и приобретение простейших навыков работы с ним. Все это формирует информационную культуру школьника.
Тема «Знакомство с компьютером», как одна из ключевых тем курса, которая вводит ученика, только что перешагнувшего порог младшей школы в «Мир информатики». Совершенно очевидно, что на этой ступени обучения информатика должна войти в жизнь ребёнка через игру, конструирование, художественную и творческую деятельность, а компьютер должен стать развивающим средством самостоятельной деятельности ребёнка. Вот почему в данной работе используется прием подачи новых знаний через игру-сказку.
Оригинальность и творческая составляющая работы состоит в том, что во время обучения активно используется интерактивная доска, которая дает возможность учителю включить в изучение темы, как отдельных учащихся, так и весь класс; организовать дискуссию; обсудить и выбрать лучшее из предложенного; создать проблемную ситуацию. Интерактивная доска не только вызывает большой интерес и активность учеников, но и заставляет учителя творчески подходить к подготовке урока.
Технологическая карта, представленного урока разработана для варианта с учетом того, что учащихся не умеют еще работать на компьютерах. Но её легко переконструировать и ввести выполнение отдельных упражнений учащимися на индивидуальных рабочих станциях, если это необходимо.
Техническое оснащение урока состоит из одного компьютера класса Pentium 3 или выше, интерактивной доски модели InterWriter и мультимедиа проектора. На компьютере должен быть установлена операционная система Windows XP и Flash player версии 8 или выше.
Для проведения урока необходимо:
-
скопировать папку «Урок информатики» в корень диска С:
-
запустить интерактивный режим работы доски;
-
в меню файл открыть из папки файл informatika.gwb;
-
далее следовать технологической карте проведения урока.
План – конспект урока
Предмет: «Информатика и информационные технологии».
Класс: 5 класс
Тема : «Знакомство с компьютером»
Урок 1 – «Правила поведения в кабинете информатики».
«Основные части компьютера».
Урок 2 - «Дополнительные устройства компьютера»
Дидактический материал: Карточки –задания – 12шт., карточки
домашнего задания -12 шт.
Техническое обеспечение: Интерактивная доска, проектор,компьютер.
Программное обеспечение: Четыре учебных флеш-фильма
(pazly.swf, zastavka.swf, texnika bezop.swf,
povtori.swf), один флеш-тест (test-tb.swf).
Файл флипчарта InterWriter (informatika-5klass.gwb).
Цели урока:
-
познакомить учащихся, впервые пришедших в компьютерный класс, с правилами поведения в классе и правилами работы с интерактивной доской;
-
в игровой форме познакомить учащихся с назначением и использованием компьютера, с основным составом компьютерной станции, с назначением каждого устройства, входящего в основной состав компьютера.
Задачи урока:
-
дать начальные знания об основных устройствах компьютера и их взаимосвязи;
-
научить работать пером и интерактивной доской;
-
прививать навыки аккуратной и внимательной работы у доски и на компьютере.
Методы обучения:
-
вербальный (запоминание и повторение);
-
проблемное обучение (активная самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций)
-
игровой (самореализации в игре и свободная развивающая деятельность)
Место мультимедийной разработки:
-
используется в процессе всего урока.
Источники информации:
-
Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс/Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2001.
-
Изучаем компьютер. Компьютерный курс/Под ред. А.А.Дуванова http://www.botik.ru/~robot/sale/comp.htm
Ход урока: представлен в форме технологической карты урока.
Урок 1 –Технологическая карта.
Этап урока
|
Содержание работы учителя
|
Содержание работы учащихся
|
№ слайда интерактивной доски
|
Орг. Момент.
5 мин.
|
Приглашает учащихся в кабинет и знакомится, называя фамилию каждого ученика
|
Учащиеся усаживаются за парты в центре класса и знакомятся с учителем.
|
|
Вводная часть – введение в тему урока
3 мин.
|
Учитель переводит флипчарт в следующий экран и включает на доске флеш-фильм и рассказывает : « На день рождения цыпленку подарили компьютер. А у кого из Вас дома есть компьютер?
Чтобы узнать, как правильно работать на нем, цыпленок пришел в кабинет информатики в нашу школу, где ребята изучают компьютер. Вместе с цыпленком и мы с Вами сегодня узнаем, зачем нужен компьютер и как он устроен».
|
Во время рассказа учителя отвечают на вопросы и просматривают фильм и
|
|
Часть 1- Получение новых знаний по технике безопасности и правилам поведения в кабинете.
3 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Прежде чем начинать изучение компьютера цыпленку нужно познакомиться с правилами техники безопасности, которые нужно соблюдать в кабинете информатики. По дороге в кабинет цыпленку встретятся запретные знаки. Изучим и мы их ребята!» Включает второй флеш-фильм. После окончания фильма просит повторить учеников, что нельзя делать в кабинете информатики.
|
Просматривают фильм, запоминают и повторяют запретные правила.
|
|
Закрепление новых знаний.
5 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Теперь чтобы цыпленку попасть в кабинет информатики ему нужно сдать тест, поможем ему ребята». Включает ссылку на доске флеш-теста по ТБ и правилам поведения и вызывает к доске 2-х учеников, объясняет, как нужно работать ручкой для интерактивной доски.
|
2 человека выходят к доске и выбирают правильные ответы на вопросы теста, затем через кнопку ПРОВЕРИТЬ проводят проверку правильности выполнения теста.
|
|
Часть 2-
Получение новых знаний об основных частях компьютера.
2-3 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Итак, тест сдан и можно приступить к изучению компьютера Помогать нам будет ученик старшего класса Петя Кук. Он уже давно занимается в кабинете информатики и много интересного расскажет нам.
Перед Вами рабочая станция персонального компьютера. Она состоит из системного блока, монитора, клавиатуры и компьютерной мыши. Давайте послушаем, что Петя расскажет нам о компьютере». Далее учитель может сам включать по желанию фрагменты рассказа Пети или вызывать учащихся для включения фрагментов речи с целью обучения работе у доски.
|
Все вместе слушают рассказ Пети и комментарии учителя о том, что умеет делать компьютер и из чего он состоит.
|
|
Изучение нового – монитор.
2-3 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран, где разбирает назначение каждого устройства, входящего в основной состав компьютера. Комментирует сам и включает речь Пети.
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, что выполняет монитор в составе компьютера.
|
|
Изучение нового – клавиатура2-3 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран, где разбирает назначение каждого устройства, входящего в основной состав компьютера. Комментирует сам и включает речь Пети.
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение клавиатуры.
|
|
Изучение нового – компьютерная мышь.
2-3мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран, где разбирает назначение каждого устройства, входящего в основной состав компьютера. Комментирует сам и включает речь Пети.
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, зачем нужна мышь в компьютере.
|
|
Изучение нового – системный блок.
2-3 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран, где разбирает назначение каждого устройства, входящего в основной состав компьютера. Комментирует сам и включает речь Пети.
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, что системный блок является главным устройством, в котором находится «мозг» и «память».
|
|
Закрепление новых знаний
5 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран, включает флеш-конструктор и предлагает ученику, который еще не был у доски, поиграть. Слова учителя: «Нужно собрать рабочую станцию компьютера на доске с помощью конструктора и назвать её основные части». После выхода из конструктора включает шторку.
|
Один ученик выходит к доске и перетаскивает по экрану изображения на свои места. Все остальные следят и помогают товарищу, если он ошибается.
|
|
Часть 3 –
Создание проблемной ситуации.
6 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Петя рассказал нам, что компьютер умеет показывать рисунки и фильмы, проигрывать музыку, печатать книги. Все это информация, которая приходит и выходит из компьютера. А основные устройства помогают вводить и выводить эту информацию. Как вы думаете, что хочет Петя сказать нам, показывая эту схему?»
Учитель организует обсуждение и предлагает ученикам самостоятельно сформулировать вывод о том, что все устройства различаются в зависимости от направления движения информации. В конце обсуждения опускает шторку и показывает правильный ответ. Отключает шторку.
|
Предлагают свои варианты ответов на поставленную учителем задачу. Например: «Информация вводится в компьютер через мышь или клавиатуру и выводится на монитор» или «У компьютера есть устройства ввода и вывода» и т.д.
Из нескольких вариантов выбирают наиболее правильный и полный ответ.
|
|
Часть 4 - Контроль знаний
8 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: « Подведем итоги нашего урока. Если Вы внимательно слушали меня и Петю и аккуратно выполняли задания у доски, то вы легко восстановите пропущенные слова и продолжите предложения».
Вызывает 2-х учеников для прохождения теста, выполненного средствами флипчарта, а остальным учащимся раздает карточки с таким же заданием. После того как все заполнят тест учитель стирает смайлики и открывает правильные ответы. При этом учащиеся допустившие ошибки исправляют их и сами выставляют себе оценку.
|
Первый ученик выбирает инструмент перо черного цвета и вписывает пропущенные названия устройств и их назначение.
Второй ученик перетаскивает из нижнего левого угла названия основных устройств компьютера и устанавливает их на полочки справа.
|
|
Домашнее задание
2 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и раздает карточки с домашним заданием и объясняет, что нужно выполнить дома (текст задания на экране).
|
|
|
Заключительная часть –Повторение если останется время .
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: « У нас осталось несколько минут до звонка, давайте еще раз повторим какие устройства компьютера относятся к основным. Вызывает одного ученика к доске или самостоятельно включает флеш-фильм.
|
Ученик щелкает ручкой-мышью по кнопкам с названиями устройств и на экране появляются изображения этих устройств
|
|
Конец урока
|
Слова учителя: «Урок окончен Петя и я приглашаем Вас на урок в следующий раз».
|
Ученики встают аккуратно придвигают стулья к партам и покидают класс
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАРТОЧКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
План – конспект урока
Предмет: «Информатика и информационные технологии».
Класс: 5 класс
Тема : «Знакомство с компьютером»
Урок 2 – «Назначение компьютера».
«Дополнительные устройства компьютера».
Техническое обеспечение:: Интерактивная доска, проектор, компьютер.
Программное обеспечение: учебный флеш-фильм
(povtori.swf).
Файл флипчарта InterWriter (informatika-urok2.gwb).
Дидактический материал: карточки домашнего задания 12 шт.
Цель урока:
-
продолжить знакомство с правилами работы у интерактивной доски;
-
познакомить учащихся с использованием компьютера в различных областях;
-
рассказать о дополнительных устройствах, подключаемых к компьютеру и назначением каждого из них.
Задачи урока:
-
дать начальные знания об основных и дополнительных устройствах компьютера и их взаимосвязи;
-
прививать навыки аккуратной и внимательной работы у доски и на компьютере;
-
научить отличать основные устройства компьютера от дополнительных.
Методы обучения:
-
вербальный (запоминание и повторение);
-
проблемное обучение (активная самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций)
-
игровой (самореализации в игре и свободная развивающая деятельность)
Место мультимедийной разработки:
-
используется в процессе всего урока.
Источники информации:
-
Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс/Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2001.
-
Изучаем компьютер. Компьютерный курс/Под ред. А.А.Дуванова http://www.botik.ru/~robot/sale/comp.htm
Ход урока: представлен в форме технологической карты урока.
Урок 2- Технологическая карта.
Этап урока
|
Содержание работы учителя
|
Содержание работы учащихся
|
№ слайда интерактивной доски
|
Оргмомент
1 мин.
|
Учитель приглашает учащихся в класс
|
Учащиеся усаживаются за парты в центре класса и знакомятся с учителем.
|
|
Часть 1
Проверка домашней работы
2 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Давайте проверим, все ли правильно выполнили домашнее задание»
|
Сверяют карточку с заданием со схемой на доске и исправляют, если необходимо. Сдают учителю подписанные карточки.
|
|
Повторение.
3 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «На прошлом уроке мы разбирали с Вами, из каких основных частей состоит компьютер. Давайте еще раз назовем их». Включает флеш-фильм
|
Смотрят на доску и вслух все вместе произносят название появляющихся на экране устройств.
|
|
Часть 2
Получение новых знаний о дополнительных устройствах компьютера
5 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети, затем говорит: «Давайте вместе с Петей посмотрим, как выглядят и называются другие устройства, которые помогают работать компьютеру»,
|
Все вместе слушают рассказ Пети и комментарии учителя о том, что умеет делать компьютер и из чего он состоит.
|
|
Изучение нового
2 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение принтера.
|
|
Изучение нового
2 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение звуковых колонок.
|
|
Изучение нового
2 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение наушников.
|
|
Изучение нового
2 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение микрофона.
|
|
Изучение нового
2 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение сканера.
|
|
Изучение нового
2 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение джойстика.
|
|
Изучение нового
2 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение камеры.
|
|
Изучение нового
2 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение фотоаппарота.
|
|
Изучение нового
2 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, зачем нужен дисковод.
|
|
Изучение нового
2 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети
|
Все вместе слушают рассказ Пети о том, зачем нужна флеш-память.
|
|
Часть 2 Закрепление изученного.
5 мин
|
Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Петя рассказал нам очень много интересного. Давайте проверим, что Вы запомнили». Вызывает 2-е группы учеников к доске.
Первая группа должна перетащить в правый круг устройства ввода, а вторая – в левый круг устройства вывода.
|
По одному учащиеся перетаскивают изображения разных устройств в левый или правый круги. Все остальные учащиеся следят за правильностью выполнения упражнения и помогают, если необходимо.
|
|
Часть 2
Практика – игра.
8 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран. Предлагает поиграть в игру, в которой нужно соединить название устройства с его изображением.
|
Один или несколько учеников выходят к доске и выполняют упражнение. Если название не совпадает с изображением оно не устанавливается а возвращается вниз.
|
|
Домашнее задание
1 мин.
|
Переводит флипчарт в следующий экран и объясняет, что нужно выполнить: «Буквой К обозначен компьютер. Подпишите на полочках названия известных Вам устройств, которые можно подключить к компьютеру. Обратите внимание на направление красных стрелочек. Подумайте, почему они разные?
|
Получают у учителя карточку домашнего задания .
|
|
Конец урока
|
Слова учителя: «Урок окончен Петя и я приглашаем Вас на урок в следующий раз».
|
Ученики встают аккуратно придвигают стулья к партам и покидают класс
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание: запиши на полочках названия всех известных устройств, которые можно подключить к компьютеру. Обрати внимание на направление красных стрелок. Подумай, почему они разные?
|