Конститутивные признаки жанра интернет-мема в аспекте преподавания рки




Скачать 151.61 Kb.
Дата 14.09.2016
Размер 151.61 Kb.
Aneta Banaszek-Szapowałowa
Конститутивные признаки жанра интернет-мема

в аспекте преподавания РКИ
Интернет-мем рассматривается одновременно с теоретической (генологическая характеристика) и практической (преподавание РКИ) стороны. В статье предлагается теоретическое осмысление признаков жанра, анализ нескольких примеров интертет-мемов, предложение способов работы с подобным материалом с учётом методики, соединяющей дидактические, лингвистические и психологические аспекты учебного процесса.

Ключевые слова: интернет-мем, речевой жанр, преподавание РКИ
Расценивая речевой, или коммуникативный, жанр как «один из наиболее эффективных механизмов при рассмотрении ситуаций использования языка, механизмов порождения и интерпретации речи» [Дементьев: 2007, с. 39], имеет смысл посмотреть на заявленный в заголовке интернет-мем одновременно с теоретической (генологическая характеристика) и практической (преподавание РКИ) стороны. Такая постановка проблемы обусловливается признанием коммуникации в Интернете важной и актуальной сферой, в том числе и речевого, проявления человека, а самого феномена интернет-мемов привлекательным и ценным материалом как для лингвиста, так и для преподавателя. Обозначенные в самом начале интернет-мемы предварительно мы будем определять как такие способы представления идей и понятий, которые, способствуя очень быстрому их распространению от одного человека к другому, характеризуют соответствующую их передачу при помощи Интернета1.

Общие, принимаемые нами методологические установки, касающиеся учебного процесса, заключаются в положении, связанным с тем, что «эффективность овладения любым языком (независимо от целей его изучения с точки зрения обучающегося и от того, является ли он носителем данного языка) достигается, прежде всего, методами, совмещающими развитие интелектуальных способностей личности (а тем самым, параллельное развитие интереса к предмету изучения) и углубление лингвистических знаний (теоретической базы).»2 [Червинская, Червинская: 1999, с. 184-185]

Цитируемые авторы предлагают активизировать учебный процесс «за счёт дополнительных заданий повышенной сложности с обязательным творческим элементом, если не принципом их выполнения, подготовка которых предполагает индивидуальную и совершенно самостоятельную внеаудиторную работу каждого студента – в силу его личностных возможностей» [там же, с. 189]. Данная вспомогательная и совмещённая (соединяющая дидактические, лингвистические и психологические аспекты) методика обращает внимание, в том числе, на «соревновательный азарт» и побуждение «к саморазвитию и поиску в изучаемом предметном материале нового, интересного, неожиданного для „первооткрывателя”» [там же, с. 192].

Мы, в свою очередь попытаемся показать, что для обучения РКИ в предложенном ключе подходят интернет-мемы. Подтверждение чему будет продемонстрировано в трёх этапах, представляющих собой:

- теоретическое осмысление признаков жанра,

- анализ нескольких примеров интертет-мемов,

- предложение способов работы с подобным материалом.

Итак, принимая во внимание «несоизмеримость концепции жанра»3, выработанных в рамках национальных лингивстик [Witosz: 2009, с. 99], невозможность создания единой для всех лингвистических направлений концепции жанра, а, как замечает К.Ф. Седов, «его признали своим, независимо друг от друга, самые разные науки и научные отрасли: психо-, социо-, прагмалингвистика, лингвокультурология, речеведение, теория дискурса, когнитология и т.д.» [Седов: 2007, с. 5], сложность типологии и создания «такой модели жанра, которая сделала бы возможным однородное описание целого универсума типов высказываний, начиная с повседневных, прикладных, а заканчивая художественными» [Ampel-Rudolf: 2009, c. 121], – принимая во внимание все это, мы предлагаем собственную характеристику жанра интернет-мемов, имеющую целью выявление его конститутивных признаков.

Отталкиваясь от предложенного в самом первом абзаце определения интернет-мемов (разбив на концептуальные части, мы его представляем далее в скобках), следует указать, в первую очередь, на такие жанровые особенности интертет-мема, как:


  1. поликодовость (репрезентация),

  2. прецедентность (понятия / идеи),

  3. многофункциональность (очень быстро распространяющаяся),

  4. способность к мутирующему воспроизведению (от одного к другому),

  5. ограниченность сферой коммуникации (при помощи интернета).

1. Репрезентация понятия (идеи), о которой речь, чаще всего имеет форму креолизованного (поликодового) текста, являющегося «сложным образованием, в котором вербальные и невербальные элементы образуют визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, направленное на комплексное воздействие на адресата» [Щурина: 2010, с. 83]. Основными компонентами креолизованного текста, перечисляемыми М.Б. Ворошиловой, все из которых прослеживаются и в интернет-мемах, являются надпись / подпись, вербальный текст, с одной стороны, и иллюстрации (рисунок, фотография, карикатура и др.), схемы, таблицы, символические изображения, формулы и т.п., с другой. [Ворошилова: 2007, с. 76] При восприятии такого рода текста происходит двойное декодирование заложенной в нём информации, как замечает Л.В. Головина [Цит. по: там же, с. 78]

2. Представляемое мемом понятие (идея) имеет прецедентный характер. «Прецедентные феномены в сжатом виде способны передать информацию о тексте-источнике либо о целом культурном / историческом событии, следовательно, обладают особым типом коннотации, которую можно назвать культурной коннотацией. Наличие культурных коннотаций обеспечивает возможность идентификации прецедентного феномена адресатом» [Щурина: 2010, с. 84]. Критерий «сфера культурного воздействия», в частности, лёг в основу одной из предложенных Я. Срокой классификаций мемов. Исследователь выделяет локальные и глобальные мемы, с тем что определение локальный мем может, по мнению автора, охватывать как одну страну или несколько стран, так и «быть обращено к представителям определённой среды или социальной группы» [Sroka: 2014, с. 65].

3. Причину очень быстрого распространения интернет-мемов стоит усматривать в их многофункциональности. Исследователи демотиваторов (одного из типов мемов) приводят результаты опроса, проведённого ими среди пользователей интернета, согласно которым эти последние считают подобного рода тексты видом массового искусства, сетевым юмором, рекламой, средством общения [Баслина, Ухова: 2014 , с. 136]. Названные функции, как представляется, способны выполнять и другие типы мемов. Как замечает В. Коловецки, «интернет-мемы имеют развлекательную природу, поскольку именно такой характер свойствен интернет-культуре и современной культуре как таковой», одновременно они «затрагивают важные для молодого поколения вопросы, способствуя критике, автокритике, мировоззренческим дискуссиям и т.п.» [Kołowiecki: 2012].

4. В этом месте следует обратить внимание на заимствование термина мем из меметики и на то, что сам Р. Докинз склонен усматривать в интернет-мемах продолжение своей теории. [Sroka: 2014, с. 35, 38] Оба типа мемов: мем в понимании автора книги «Эгоистический ген» и интернет-мем, – распространяются вирусным способом, с тем отличием, что за распространение мемов в интернете отвечает механизм маркетинга. Переходя от лица к лицу, рассматриваемые тексты могут воспроизводиться точно либо модифицироваться (чему способствуют такие инструменты, как, напр., генератор risovach.ru или редактор troll-face.ru). «Популярность мемов, а тем самым, и цикл их жизни, зависит от участников сетевой коммуникации ... Кристаллизация топовых мемов в данный момент может служить показателем демократичности, с учетом, в качестве ведущего фактора, также и креативности» [Sroka: 2014, с. 36].

5. Обращая внимание на то, что «в настоящее время мы имеем дело с беспрецедентным масштабом и лёгкостью включения непрофессионалов в формирование содержания интернета», Я. Срока утверждает, что обязательным условием для понимания феномена интернет-мемов является знакомство с философией 2.0. [Sroka: 2014, с. 22] Ссылаясь на В. Гоголека, он обращает внимание на два ключевых для неё проявления: создание социальных сетей, как наиболее быстро развивающихся форм обмена информацией в интернете, и надёжные технологии, благодаря которым генерирование информации пользователями интернета становится очень простым [Sroka: 2014, с. 19]. Можно уже говорить и о вторичной сфере мем-коммуникации, примером чему является воспроизведение популярных мемов на футболках, кру́жках, на транспарантах митингующих и протестующих.

Для демонстрации признаков жанра мы выбрали тему спорт, а для анализа мемы, посвящённые одной только его дисциплине – большому теннису. Примеры были отобраны из раздела «Теннисные мемы» социальной сети ВКонтакте4 и сайта admem5. Имея в виду, в том числе, и аспект преподавания РКИ, целесообразно, как представляется, подразделить собранный материал на две группы, в зависимости от преобладания одного из двух компонентов6:



  1. обыгрывание фактов спортивной жизни с опорой на глобальные шаблоны мемов и приёмы комизма с использованием текстов на русском языке,

  2. использование русского языка и произведений культуры для создания мемов о спорте (что сужает круг лиц, способных декодировать текст, сводя их к носителям русского языка).

В первую группу (факты спортивной жизни) можно отнести, наряду с другими, мемы, обыгрывающие:

- ход спортивной карьеры теннисиста

Внезапно появившееся чувство иррационального беспокойства в связи с тем, что любимый игрок Роджер Федерер уже больше никогда не выиграет матча крупного теннисного турнира, воплощается в меме, созданном в конвенции фотокомикса, героем которого выступает излюбленное животное мемосферы (см. рис. 1). Тревожную мысль А ЧТО ЕСЛИ... иллюстрирует фотография кошки с испуганными глазами, последующее самоуспокоение выражает второй снимок, на котором та же кошка принимается за еду, и текст ДА НЕ БРЕД КАКОЙ-ТО.

- поведение теннисистки во время матча

Мем, в котором обыгрываются громкие крики Марии Шараповой во время игры (см. рис. 2), выполнен в стилистике «демотиватор»7 (иллюстрация в чёрной рамке с белой подписью – лозунгом зачастую с дополнительным пояснением), являющейся пародией «на мотивационные постеры, или мотиваторы, — популярный в США вид наглядной агитации, предназначенный для создания подобающего настроения в школах, университетах и на рабочих местах» [Щурина: 2010, с. 84] Восклицание, переданное в виде записи ааАх, ставится один в ряд с цитатами великих людей.

- событие околоспортивной жизни

Очень популярный шаблон «Когда...» (человек, лежащий в луже собственных слёз) соотносится в предлагаемом виде с отчаянием, в которое пришёл герой мема, отдав себе отчёт в том, что до сих пор не пробовал конфет от Шараповой8 (см. рис. 3). Визуальная гиперболизация печали в отобранном нами материале связывается также с переживанием проигрыша любимого игрока в меме с текстом Федю Жалко (Роджер Федерер, Федя на сленге говорящих на русском языке поклонников, проиграл Новаку Джоковичу в финале Уимблдона 2014) и невозможностью следить за играми теннисного турнира, – рисунок сопровождает вербальный компонент: Я когда не могу Посмотреть матчи Уимблдона (по телику нигде не показывают – сообщает первый комментарий под мемом).

Вторая группа (русский язык и культура как основополагающий компонент мема) может включать такие элементы, как, напр.:

- модифицированную цитату, вставленную в кадр из фильма / передачи

Мем, предлагаемый в качестве примера (см. рис. 4), использует фотографию Л. Каневского и фразу, которую он произносил в конце каждой серии авторского цикла документальных телепередач «Следствие вели...» о громких преступлениях советского периода. Ведущий программы известен также как исполнитель одной из главных ролей серии детективных телефильмов «Следствие ведут знатоки». Слова но это уже совсем другая история соотносятся здесь не с криминальной, а со спортивной тематикой: автором мема предполагается в неопределённом будущем определённый результат встречи известных игроков – сербского теннисиста и представителя Швейцарии. Среди отобранных мемов имеется ещё один пример с той же фотографией и текстом: ОДНАЖДЫ МАРРЕЙ СТАНЕТ ПЕРВОЙ РАКЕТКОЙ МИРА НО ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ.

- высказывание на намеренно искажённом русском языке

Примером может послужить мем (см. рис. 5), появившийся во время матча Петры Квитовой со стоящей в рейтингах ниже канадской спортсменкой Эжени Бушар, впервые в своей карьере сумевшей пробиться в финал турнира Большого шлема в женском одиночном разряде (Уимблдон 2014). Автор мема, по-видимому, поклонник чешской теннисистки, использует стилистику «адвайс» (Advice Animals), т.е. помещение на ярком фоне из разноцветных лучей фотографии (чаще всего только головы) животного или человека, выступающей «своеобразной экземплификацией стереотипа, явления или категории лиц, для которой мем становится формой пародии». [Sroka: 2014, с. 40-41] Локальный, национальный характер данного мема обусловливается композицией фотографии лемура и текста узбагойся9. Производные единицы, а среди них как однокоренные, так и разнокоренные слова, строятся по схеме, согласно которой глухие согласные заменяются звонкими, хотя не в каждой разновидности мема можно заметить такую закономерность, ср. примеры других теннисных мемов: Сначала Уильямс потом Джокович Australian Open узбагойся и ТЕННИС ТОВАРИЩИ ЭТО ЛУЧШЕЕ УЗБАГОИТЕЛЬНОЕ10.

- субстандартную лексику

В качестве примера приведём мем, построенный в популярной конвенции несоответствия изображения сопровождающему его вербальному компоненту (см. рис. 6). Восточный мудрец в поучительной позе с поднятым указательным пальцем (довольно распространенный шаблон, подобный снимок в рассматриваемом разделе «теннисные мемы» появляется более, чем один раз) даёт наставления игрокам в большой теннис. Мудрец, как бы тренер, использует термины дисциплины: первый, второй сет, а также спортивный жаргон: гореть 5:0. Мем стал поводом для активного обсуждения. Под ним появился ряд комментариев-воспоминаний фанатов тенниса в отношении того, кому и когда удалось отыграться, хотя по всем данным матч был уже проигран.

Опираясь на предложенную характеристику жанра и последующий анализ выбранных интернет-мемов, приведём примеры заданий, которые, согласно представленной в начале методике, должны способствовать повышению эффективности обучения РКИ.

1. Выявите культурные компоненты мемов:

А. Рис. 7. Что вы можете сказать об этом мультфильме? Кто изображён на иллюстрации? Как звучит оригинальный текст героя детского фильма? На чём основана модификация, лежащая в основе мема?

Б. Рис. 8. Кто они по национальности? Как записать фамилии спортсменов на русском языке? Как зовут этих теннисистов российские болельщики в своём кругу?

2. Посмотрите или вспомните один из известных российских фильмов / мультфильмов / телепередач. Какой кадр мог бы стать основой мема? Какую цитату вы бы к нему подобрали?

3. Поработайте с фразеологическим словарём русского языка, а также словарями крылатых выражений, спортивной лексики и др. Создайте новые мемы, опираясь на выбранные словарные статьи.

4. Прочитайте последние спортивные новости по заданной теме, посвященные одной из дисциплин спорта или проходящему чемпионату. Создайте свой мем, который вы выдвинете на конкурс.

5. Создайте спортивный мем на любую тему, напр.: великие спортсмены, неожиданное поражение, ключевые моменты игры, коррупция в спорте и пр. Во время аудиторной работы произведите рейтинг мемов.

6. Выберите один из шаблонов интернет-мема, создайте ряд реплик, модифицируя только вербальные компоненты. Сравните полученные результаты во время работы в группах.

В заключение следует ещё раз обратить внимание на неоднородность явления интернет-мемов, открывающую широкий круг возможностей для проявления креативности обучающихся (креолизованный характер текстов, неограниченный ряд потенциальных воспроизведений). Задания, базирующиеся на текстах данного жанра, преполагают работу не только с самим языком, но и с национально-культурными понятиями / идеями (прецедентные феномены, различные функции мемов: развлекательная, общения и пр.). Благодаря применению новейших технологий, предложенные формы работы удачно вписываются в тенденцию модернизации форм обучения РКИ (интернет-коммуникация).



Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3


Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8
Ampel-Rudolf M., Gatunkowe reguły kształtowania schematów tekstu. Schemat informacyjny. Biuletyn PTJ LXV / 2009, s. 121-133

Kołowiecki W., Memy internetowe jako nowy język internetu. „Kultura i Historia” 21/2012

http://www.kulturaihistoria.umcs.lublin.pl/archives/3637 (27.10.2014)

Sroka J., Obrazkowe memy internetowe. Warszawa 2014.

Witosz B., Gatunek tekstu wobec „porządku dyskursu”. Biuletyn PTJ LXV / 2009, s. 99-110

Баслина Е.Ю., Ухова Л.В., Демотивационный постер как речевой жанр сетевого юмора Ярославский педагогический вестник № 1, Т. I (Гуманитарные науки) / 2014, с.135-140

Ворошилова М.Б., Креолизованный текст: аспекты изучения Политическая лингвистика. Вып. 21/2007. Екатеринбург, с. 75-80

Дементьев В.В., Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия В: Антология речевых жанров. Москва 2007, с. 39-61

Червинская А.П., Червинская М.А., Лингвопсихологические аспекты преподавания языка. Ассоциативная методика и речевая практика. Lingwodydaktyka języka rosyjskiego w szkole wyższej. Red. M. Szymoniuk. Katowice 1999. c. 184-200.

Щурина Ю.В., Комические креолизованные тексты в интернет-коммуникации. Вестник Новгородского Государственного Университета 57 /2010, с. 82-86
рис. 1

http://vk.com/tennis_mems?z=photo-54611104_330591317%2Falbum-54611104_00%2Frev

рис. 2

http://admem.ru/tag/%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%81



рис. 3

http://vk.com/tennis_mems?z=photo-54611104_341597869%2Falbum-54611104_00%2Frev

рис. 4

http://vk.com/tennis_mems?z=photo-54611104_322304630%2Falbum-54611104_00%2Frev

рис. 5

http://vk.com/tennis_mems?z=photo-54611104_333094366%2Falbum-54611104_00%2Frev

рис. 6

http://vk.com/tennis_mems?z=photo-54611104_335065702%2Falbum-54611104_00%2Frev

рис. 7

http://vk.com/tennis_mems?z=photo-54611104_340214610%2Falbum-54611104_00%2Frev

рис. 8

http://vk.com/tennis_mems?z=photo-54611104_322346859%2Falbum-54611104_00%2Frev



Constitutional features of speech genre of Internet meme

in ‘Russian as a foreign language teaching’ context
An Internet meme is reviewed concurrently both in theoretical (generic characteristics) and practical (teaching Russian as a foreign language) perspective. It is suggested in the article the theoretical approach to consider the features of speech genre, as well as few Internet meme examples are analyzed; it is also considered the ways to work with the given topic in accordance to the methodology, which constitute didactic, linguistic and psychological aspects of the learning process.

Key words: Internet meme, speech genre, teaching Russian as a foreign language
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Банашек-Шаповалова Анета,

кандидат филологических наук

Силезский университет (Польша, г. Катовице)

Область научных интересов: вербализация и концептуализация межличностных отношений в польском

и русском языках.

ABOUT THE AUTHOR

Banaszek-Szapowałowa Aneta,

PhD, University of Silesia (Poland, Katowice)

Scientific interests: verbalization and conceptualization of interpersonal relations in Polish and Russian language

e-mail: [email protected]



1 Ср. более обстоятельное определение, предложенное Я. Срокой [2014, с. 33].

2 Выделения в тексте сохранены вслед за оригиналом.

3 Здесь и далее перевод мой – А.Б-Ш.

4  1147 мемов за период 6.06.2013-16.10.2014 (дата обращения: 20.10.2014).

5 Только два мема в теме «большой теннис» (один – «настольный теннис»).

6 О способах описания и классификации креолизованных текстов с точки зрения разных видов корелляции, устанавливаемых между вербальным и невербальным компонентами, см.: [Ворошилова 2007].

7 Демотиваторы рассматриваются как отдельный жанр, напр., в работе [Баслина, Ухова: 2014].

8 В 2012 году Мария Шарапова запустила бренд Sugarpova, под которым выпускаются также конфеты.

9 О происхождении мема см. http://wikireality.ru/wiki/%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%8F

10 Вне выбранной нами темы большого тенниса существует большое количество модификаций мема, касающихся вербального и невербального компонентов, либо обоих одновременно, напр.: фотография лемура в его природной среде с вытянутыми лапами предположительно в защитной позе и текстом ВОУ, ВОУ ПОЗБАГОЙНЕЕ, снимок упаковки успокоительных капель с надписью узбагоительные капли, изображение «серьёзного» лемура с текстом ГАГОЙ ДЫ ЗМЕЖНОЙ.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница