Консультация для педагогов «духовно-нравственное воспитание в доу»




Скачать 105.74 Kb.
Дата 12.09.2016
Размер 105.74 Kb.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ»

На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно- нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию. Искажения в развитии личности особенно опасны в детском возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Эта опасность усиливается духовно-нравственным кризисом, который переживает современное общество. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, жестокость, войны, преступления становятся обыденным явлением, многократно уменьшает шансы детей на нормальное развитие. Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности. Не способствует успеху воспитания и то, что в последнее время получили широкое распространение научно малообоснованные программы. Имеющиеся учебные и методические пособия, подготовленные в разные годы и в различных педагогических традициях, подчас имеют антигуманное содержание, не обеспечивают целостного и углубленного знакомства детей и педагогов с отечественной духовной культурой, а зачастую формируют представления религиозного оккультизма, как у начинающих, так и у опытных педагогов. Этим и объясняется опасный разнобой в построении воспитательной работы. Все это, а также мировоззренческая дезориентация, наносит ущерб духовно-нравственному развитию детей, и дискредитируют саму идею и практику духовно-нравственного воспитания. Поэтому нередко в образовательных учреждениях полностью отказываются от духовно- нравственного воспитания, что имеет не меньшие отрицательные последствия для нормального духовно-нравственного развития ребенка.

Именно поэтому в настоящее время важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям формирования личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Большое внимание уделяется взаимодействию с родителями обучающихся, так как важность семьи неоспорима не только для отдельной личности, но и для государства в целом. Семья есть первая и основная школа, где воспитываются добрые характеры и подготавливаются будущие общественные деятели. Недаром Российский император Александр третий, передавая престол своему наследнику и будущему царю Николаю второму завещал: « Береги семью, ибо она основа всякого государства».

Однако, в настоящее время в значительной мере утрачены традиции воспитания в семье, отчего возникает необходимость знакомства с православными ценностями самих родителей обучающихся, в связи, с чем в представленном пособии предложены методы взаимодействия семьи и образовательных учреждений (всех видов и типов),что способствует социально-педагогическомуи нравственному оздоровлению общества.

В приложении в качестве примера предлагаются программы, занятия, планы работы, социальные проекты по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи Предлагаемые методические рекомендации направлены на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно- нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей.

Формирование системы духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно- нравственное воспитание. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Исходя из цели, формулируются задачи:

- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

- воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Методы и формы работы с детьми в духовно-нравственном направлении

Педагог, работая с детьми, активно использует разнообразные формы и методы проведения занятий, которые зависят от профиля дошкольного образовательного учреждения, рассмотрим наиболее часто используемые:

- словесно-образный:

чтение литературных произведений воспитателем;

беседы с элементами диалога;

рассказы по схемам, иллюстрациям;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.

- наглядно-действенный:

наблюдения;

экскурсии;

показ сказок;

рассматривание иллюстраций, репродукций картин;

дидактические игры;

целевые прогулки и т.д.

- практический:

игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.;

оформление коллекций на различную тематику;

конкурсы, викторины;

вечера с родителями, для родителей и детей;

изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

При организации деятельности педагог использует и другие методы:

- объяснительно - иллюстративный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

Метод педагогического проекта. Данный метод дает возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта и его презентации. Задача педагога- стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний (приложение 1).

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:

- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;

- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- в театрализованную деятельность: позволяющую воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.

- в музыкально-художественную деятельность: углубляющую знания детей в области духовной, классической музыки расширяющую кругозор по изобразительному искусству.

Рекомендуются следующие формы работы:

- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей;

- беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности;

- слушанье классической, духовной музыки;

-чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;

-посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно- нравственными ценностями;

- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;

- проведение совместных праздников с родителями;

- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.

Семья и духовно-нравственное воспитание

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым.

Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.

Так как первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищённости и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь ребенок учится милосердию, состраданию, правдолюбию – именно родители и первые воспитатели закладывают основу духовно-нравственного воспитания маленького человека.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно- нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.

Помимо этого взаимодействие с семьями рекомендуется организовать работу по следующим направлениям:

1.Образовательное направление, предполагающее проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей. Данные встречи посвящаются семейным традициям, годовому кругу праздников, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи. Примером может быть работа с родителями, вышеуказанного учреждения, например: оформление фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», изготовление поделок, конкурс рисунков. Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

2.Организационно-методическое направление - взаимодействие с семьей, проведение семейных праздников с участием и родителей и детей. Данное взаимодействие предполагает совместную досуговую деятельность, экскурсии, театрализованные представления, подготовку и проведение мероприятий духовно-нравственного содержания. Таким образом, семья играет центральную роль в становлении сознания ребенка, которая является для него примером и образцом для подражания.

Партнерские отношения в системе духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание дошкольника в целом является сложным многоплановым процессом. Воспитание неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны проживания. Для повышения эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольному образовательному учреждению следует вступать в отношения социального партнерства с другими учреждениями и организациями. Наиболее вероятными социальными партнерами в этой области могут быть:

- муниципальные центры духовно-нравственного воспитания, созданные в каждом районе и городе области. Специалисты центров могут оказывать помощь в разработке и рецензировании методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, консультировать при подготовке мероприятий данного направления, а также проводить совместные мероприятия с родительской общественностью и детьми;

-учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, дома творчества) и культуры(театры, библиотеки, музеи, дома культуры), позволяющими расширять возможности духовно- нравственного воспитания, используя средства искусства и культуры, реализовывать творческие, культурные возможности.



Модель выпускника

Модель выпускника включает в себя перечень знаний, умений и навыков, сформированные моральные и интеллектуальные качества у выпускника дошкольного образовательного учреждения, при реализации программы духовно- нравственного воспитания. Дошкольное образовательное учреждение, учитывая особенности своей направленности и традиции, формирует собственную модель выпускника, наиболее соответствующую разработанной программе духовно- нравственного воспитания.

Предлагаем сформировать у выпускника ключевые компетенции на основе духовно-нравственных ценностей:

1.Социальная компетентность - принимает разные роли и действует в соответствии с ними; - устанавливает и поддерживает отношения с различными людьми (сверстниками, старшими и младшими); -анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, решает конфликтные ситуации; - инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения.

2.Деятельностная компетентность - ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий; - делает выбор и принимает решение; - договаривается о совместных действиях, работает в группе; - прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (своих, других);

3.Здоровьесберегающая компетентность - осмысленно пользуется предметами личной гигиены; - проявляет активность в выбранных видах двигательной активности; - осознает пользу движений; - соблюдает правила безопасного поведения в быту, в различных видах деятельности, в разных ситуациях; - изучает жизнерадостность, обнаруживает внутренний покой

4. Коммуникативная компетентность - выражает своими словами мысли, планы, чувства, желания, результаты; -задает вопросы; - аргументирует свою точку зрения;

5. Информационная компетентность - активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт).



Драгоценное время детства дано для того чтобы, человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития. В детстве,- писал В.А. Сухомлинский – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…». По выражению В.А. Сухомлинского чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница