Контрольная работа по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени»




Скачать 5.37 Mb.
страница 1/22
Дата 26.09.2016
Размер 5.37 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе: кн. для учителя / Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. — М.: Просвещение, 2009. — 384 с.

Содержание
Предисловие ………………………………………………………………………………………3

Вариант распределения учебных часов

по темам программы 9 класса…………………………………………………………………. .4

Введение. Урок 1…………………………………………………………………………………..5



Литература древней Руси

«Слово о полку Игореве». Уроки 2—4 …………………………………………………………8



Русская литература ХVIII века

М.В. Ломоносов. Уроки 5—7……………………………………………………………………23

Катулл. Гораций*1. Урок 8……………………………………………………………………….31

Г.Р. Державин. Уроки 9—10 ………………..............................................................................35

А. Н. Радищев. Урок 11………………………………………………………………………......39

Н. М. Карамзин. Уроки 12—14……………………………………………………………..……42



Шедевры русской литературы ХIХ века

Общая характеристика русской литературы

ХIХ века. Поэзия, проза и драматургия ХIХ века

в русской критике и публицистике. Понятие

о романтизме и реализме. Урок 15 ……………………………………………………………. 51

В.А. Жуковский. Уроки 16—17 ……………………………………………………………….. 55

А.С. Грибоедов. Уроки 18—25 …………………………………………………………………61

А.С. Пушкин. Уроки 26—29 …………………………………………………………………... 74

Контрольная работа за 1 четверть. Урок 30 ………………………………………………… 83

А.С. Пушкин. Уроки 31—39 ………………………………………………………………….. 85

М.Ю. Лермонтов. Уроки 40—50 …………………………………………………………….. 103

Контрольная работа по лирике Лермонтова,

роману «Герой нашего времени». Урок 51 …………………………………………………. 134

Данте Алигьери*. Урок 52 ………………………………………………………………… 136

Н.В. Гоголь. Уроки 53—59 …………………………………………………………………….140

А.Н. Островский. Уроки 60—61 ……………………………………………………………… 156

Ф.М. Достоевский. Уроки 62—63 …………………………………………………………... . 162

Л.Н. Толстой. Уроки 64—66 . ………………………………………………………………… 166

А. П. Чехов. Уроки 67—68 ………………………………………………………………… …173

Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева,

А.А. Фета. Урок 69 …………………………………………………………………………… 174

Песни и романсы на стихи русских поэтов

ХIХ века. Урок 70 ………………………………………………………………………………177

Литература ХХ века

Русская литература ХХ века: многообразие

жанров и направлений. Урок 71 ………………………………………………………………180

И.А. Бунин. Уроки 72—73 …………………………………………………………………… 181

А.А. Блок. Уроки 74—75 ……………………………………………………………………… 184

А.А. Ахматова. Уроки 76—77 …………………………………………………………………188

М.И. Цветаева. Уроки 78—79 ………………………………………………………………… 192

В.В. Маяковский. Уроки 80—81 ………………………………………………………………200

С.А. Есенин. Уроки 82—83 . ……………………………………………………………… ….205

М.А. Булгаков. Уроки 84—85 …………………………………………………………… …213

А.Т. Твардовский. Уроки 86—87 ………………………………………………………… …218

М.А. Шолохов. Уроки 88—89 …………………………………………………………………223

Н.А. Заболоцкий. Уроки 90—91 ……………………………………………………………… 228

А.И. Солженицын. Уроки 92—93 …………………………………………………… … …233

З а ч е т н о е з а н я т и е п о р у с с к о й п р о з е

ХХ в е к а. Урок 94 …………………………………………………………………………….240

Б.Л. Пастернак. Урок 95 …………………………………………………………………… …241

З а ч е т н о е з а н я т и е п о р у с с к о й

п о э з и и ХХ в е к а. Урок 96 ……………………………………………………………… 244

Песни и романсы на стихи русских поэтов

ХХ века. Урок 97 …………………………………………………………………………… …245

У. Шекспир*. Уроки 98—99 …………………………………………………………… …245

И.В. Гёте*. Уроки 100—101 ……………………………………………………………… 247
Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задания для летнего чтения.



Урок 102 …………………………………………………………………………… ………… 250

Предисловие

Книга для учителя «Уроки литературы в 9 классе» входит в учебно-методический комплект, соответствующий «Программе литературного образования. 5—11 классы (базовый и профильный уровни)» под редакцией В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2007).

Изучение литературы с девятиклассниками — это заключительный этап литературного образования в основной школе. В 9 классе, наряду с обобщением знаний, полученных в 5—8 классах, ведется работа по подготовке школьников к усвоению курса литературы на историко-литературной основе, совершенствуются важные умения, необходимые в старшей школе: интерпретировать лирическое стихотворение, эпизод прозы или драмы, отвечать на вопрос проблемного характера, выполнять исследовательские и проектные задания.

Именно в 9 классе происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников. В этой ситуации повышается роль личности учителя, становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемые литературой. На первый план выходят способы мотивации учебной деятельности: различные виды самостоятельной работы, продуктивные виды деятельности, методы эмоционального стимулирования, нестандартные виды работы.

Изучение литературы в 5—8 классах уже подготовило учеников к восприятию и истолкованию художественных произведений в 9 классе. Девятиклассники имеют гораздо меньше времени для выразительного чтения на уроке, больше времени уделяют выявлению проблематики произведений, работают с особенностями художественной формы. Большое внимание учитель уделяет углублению восприятия и истолкования прочитанного. В 9 классе широко представлены новые писатели и произведения и все шире привлекаются материалы критической, мемуарной и справочной литературы.

Особую роль играют формы работы, которые помогут интегрировать знание художественной литературы со знаниями по истории Отечества и истории мировой художественной культуры. Учитель организует семинары, дает задания для самостоятельной исследовательской работы учащихся, требующей привлечения различных источников информации. Большое значение имеют обобщающие уроки, на которых мы рекомендуем использовать активные методы работы.

При изучении каждого литературного произведения педагогу важно учитывать все стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: мотивацию, подготовку к восприятию, первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценку, подготовку ученика к самостоятельной интерпретации художественного текста.

В конце учебника в разделе «Зарубежная литература» даны главы, посвященные Катуллу, Горацию, Данте, Шекспиру и Гёте. Мы предлагаем провести урок, посвященный Катуллу и Горацию, перед изучением произведений Державина, так как знаменитое стихотворение Горация «К Мельпомене» поможет осмыслить державинский «Памятник». Обзор «Божественной комедии» Данте мы помещаем перед изучением поэмы Гоголя «Мертвые души». Уроки по творчеству Шекспира и Гёте приведены в конце учебного года.

В качестве ориентира для учителя предлагается вариант распределения учебных часов по темам программы 9 класса.

Неотъемлемой частью учебно-методического комплекта для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной являются книги: «Литература. 9 класс. Хрестоматия художественных произведений» авторов-составителей В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс» В.Я. Коровиной, И.С. Збарского, В.И. Коровина.



Вариант распределения учебных часов по темам программы 9 класса (102 часа)


Тема

Количество часов

Введение

1

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве». Подготовка к сочинению

3

Классицизм. М. В. Ломоносов

3

Г. Р. Державин

2

А. Н. Радищев

1

Н. М. Карамзин.

Подготовка к сочинению по литературе ХVIII в.



3

Общая характеристика русской литературы ХIХ в.

1

В. А. Жуковский

2

А. С. Грибоедов. Подготовка к сочинению

8

А. С. Пушкин. Подготовка к сочинению

13

М. Ю. Лермонтов. Подготовка к сочинению

11

Н. В. Гоголь. Подготовка к сочинению

7

А. Н. Островский

2

Ф. М. Достоевский

2

Л. Н. Толстой

2

А. П. Чехов.

Подготовка к сочинению по творчеству А. Островс-кого, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова



3

Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет (обзор)

1

Общая характеристика литературы ХХ в.

1

И.А. Бунин

2

М. А. Булгаков

2

М. А. Шолохов

2

А. И. Солженицын

2

Поэзия Серебряного века. А. А. Блок

2

Поэзия С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цве-таевой, Н. А. Заболоцкого, А. А. Ахматовой, Б. Л. Па-стернака, А. Т. Твардовского

12

Песни и романсы на стихи русских поэтов

ХIХ и ХХ вв.



2

Зарубежная литература

6

Уроки контроля

6

Итого

102


Введение
Урок 1
Литература как искусство слова

и ее роль в духовной жизни человека.

Выявление уровня литературного

развития учащихся
Кроме литературы, чем и дышать,

опускаясь на дно морское...



М. Щербаков. Целое лето
I. Литература как искусство слова и ее роль

в духовной жизни человека

Урок можно начать с осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока, которая принадлежит московскому поэту, создателю авторской песни, нашему современнику Михаилу Щербакову1.

Для создания проблемной ситуации урока можно предложить школьникам обсудить несколько высказываний русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытаться подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции:

«Как человек, как личность писатель русский... стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни — литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М. Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою...» В. Розанов.

«Русская литература... всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.

Эмоциональным аккордом урока может стать чтение стихов, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе, например «Русскому писателю» Некрасова, «Слово» Бунина, «Творчество» Ахматовой, «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» Пастернака.

Вопросы для фронтальной беседы

1. Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова.

2. Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

3. Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

4. Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

5. Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?


II. Выявление уровня литературного развития

учащихся

для диагностики уровня литературного развития девятиклассников может быть проведена устная беседа, определяющая уровень знаний и умений, полученных в 5—8 классах. Характер вопросов должен быть ориентирован на выявление начитанности школьников, их читательских интересов, способности к актуализации социально-нравственной проблематики произведений, умения применять при анализе текста историко- и теоретико-литературные знания.


Примерные вопросы для беседы (по выбору учителя)

1. В чем оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и в чем их значение для современного читателя?

2. Какие вечные вопросы поднимались русскими писателями? Как они их решали?

3. В каких произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

4. Каков обобщенный облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание?

5. Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

6. Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

7. Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?

8. Какова роль антитезы в литературном произведении? Приведите примеры из русской прозы или поэзии.

9. Какую роль играет в художественном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из произведений, изученных в 8 классе.



10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драматического произведения. Приведите примеры.
Может быть проведена и небольшая письменная работа диагностического характера. В заданиях на начитанность будут актуализированы проблемы узнавания автора по характерному фрагменту текста (например, портрет или пейзаж). В дополнительных вопросах можно затронуть проблемы авторского отношения к изображаемому, функции композиционных приемов, родо-жанровую специфику произведений.


Аспекты литературного развития

I вариант

II вариант

1. Начитан-ность и читательский кругозор

«Сказки она рассказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу и заглядывая в лицо мне расширенными зрачками, точно вливал в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова...» О каком герое идет речь? Назовите имя героя, автора произведения, его жанр. Какой композиционный прием использован автором в приведенном отрывке?

«... Виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на треугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже и глубже дышала, и слово: ,,Гретхен” — не то восклицание, не то вопрос так и просилось на уста». Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите его автора, жанр, главных героев. Какой композиционный прием использован автором? Каково авторское отношение к изображаемому? Аргументируйте свое мнение

2. Умение ана-лизировать текст

Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина. Определите его настроение и авторскую позицию. Назовите ключевые образы стихотворения и художественные средства, использованные для их создания. Приведите примеры

Вспомните одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Определите его настроение и авторскую позицию. Назовите ключевые образы стихотворения и художественные средства, использованные для их создания. Приведите примеры

3. Развитие речи

Что может привлекать современного читателя в произведениях древнерусской литературы?

Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» включена в репертуар многих современных театров?


Критерии для определения уровня начитанности

и литературного кругозора ученика (задание 1)

1. Может ли ученик узнать произведение по фрагменту?

2. Правильно ли называет автора, главных героев, жанр?

3. Может ли определить композиционный прием в приведенном отрывке текста?

4. Умеет ли выявить отношение автора к изображаемому и доказать свое мнение?
Критерии для выявления умения анализировать текст

(задание 2)

1. Помнит ли ученик изученные стихи, умеет ли определять их настроение?

2. Может ли выявить позицию автора, прокомментировать мысли и чувства лирического «я»?

3. Может ли назвать ключевые образы, связанные с пониманием прочитанного текста?

4. Способен ли прокомментировать главные изобразительно-выразительные средства создания поэтических образов и определить их функции?
Критерии для выявления уровня развития речи

школьника (задание 3)

1. Умеет ли ученик отвечать точно на поставленный вопрос, ясно и последовательно выражать свои мысли?

2. Осознает ли современное звучание литературы далеких эпох?

3. Может ли аргументировать свое мнение о произведении?

4. Есть ли в ученическом высказывании речевые недочеты и грамматические ошибки?
Кроме того, учителю нужно проверить уровень понимания произведений, которые изучены в основной школе, но важны при итоговой аттестации за курс средней (полной) школы и включены в программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать домашнее задание.
Домашнее задание1

Ответить письменно на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

3) Что «дурное в России» высмеивают Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» — древнерусский текст и его перевод на современный русский язык (если есть возможность).




Литература древней Руси
«Слово о полку Игореве»
В 9 классе традиционно изучается «Слово о полку Игореве» и подводятся итоги изучения древнерусской литературы.

В 10—11 классах ученики больше не обращаются к произведениям древнерусской литературы.

Полный текст «Слова о полку Игореве», безусловно, сложен для девятиклассников.

В учебнике «Слово о полку Игореве» это произведение присутствует только в поэтическом переводе Н.А. Заболоцкого.

Мы предлагаем изучать произведение и по прозаическому переводу на современный русский язык, но несколько отрывков прочитать на древнерусском языке.

На уроке внеклассного чтения или на факультативном занятии можно будет обратиться к другим поэтическим переводам и переложениям «Слова о полку Игореве».

Литература, посвященная «Слову о полку Игореве», очень обширна.

Ученикам будут новы и малопонятны исходные данные, на которых можно строить анализ: историко-культурный контекст времени и непосредственно древнерусский язык.

Наиболее понятна ученикам композиция произведения.

Отталкиваясь от принципов, положенных в основу композиции, мы и строим систему уроков по «Слову о полку Игореве».

Учитель дополнит эту схему наблюдениями над текстом литературного памятника и поэтикой произведения, почерпнутыми из других источников. Он будет способствовать созданию в классе атмосферы поиска и открытия.

Информация, которую мы предлагаем учителю, обширна.

Мы надеемся, что учитель воспользуется данными материалами, сообразуясь с наличием часов в программе и уровнем литературного развития учащихся.

Хорошо, если на уроках будут звучать фрагменты из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», завершенной Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым в 1890 году.



Урок 2

Самобытный характер древнерусской

литературы. Богатство и разнообразие

ее жанров. «Слово о полку Игореве».

История открытия и изучения памятника. Зачин.

Историко-культурный контекст времени

создания произведения
I. Самобытный характер древнерусской литературы.

Богатство и разнообразие жанров
Лекция Обучение конспектированию

Древнерусская литература возникла в ХI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь сменило время княжеств Северо-Восточной Руси с центром во Владимире, летописная Русская земля пережила монголо-татарское нашествие, освободилась от ига. Великий князь московский стал царем, Государем Всея Великия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск «колена Рюрикова», на троне воцарилась династия Романовых. Русь становилась Россией, передавая своей преемнице богатейшие литературные традиции.

Термин «древнерусская литература» является условным. Начиная с ХIII века литература, изучаемая нами, является восточнославянской словесностью Средневековья. Продолжая употреблять термин, исторически закрепившийся за названным явлением, не будем забывать о его реальном смысловом наполнении.

Древнерусская литература делится на несколько периодов (по Д.С. Лихачеву):

• литература Киевской Руси (ХI—ХIII веков);

• литература ХIV—ХV веков;

• литература ХVI века;

• литература ХVII века.

В эпоху Киевской Руси происходило становление литературных жанров, закладывались основы всех восточнославянских литератур — русской, украинской, белорусской. В это время жанры греческой и византийской литературы начинают развиваться на национальной почве. В процессе становления древнерусского литературного языка большую роль играет не только живой разговорный язык того времени, но и еще один язык, близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, — язык старославянский (церковнославянский).

Литература следующих двух периодов — это уже литература собственно русского народа. Это время создания традиций, развития новых идей в русской культуре и словесности, время, которое называют Предвозрождением.

ХVI век — время развития публицистических жанров литературы. Создается «Домострой» — свод житейских правил и наставлений, отражающий принципы патриархального быта. «Домострой» требует строгости домашнего уклада.

Во время царствования Ивана Грозного создаются «Великие Минеи Четьи» — свод из двенадцати книг, включающих чтение на каждый месяц. Каждая из двенадцати книг насчитывает от тысячи пятисот до двух тысяч листов большого формата. Составление беловых списков длилось около двадцати пяти лет. В книги включены произведения различных жанров, к созданию, переводу и редактированию которых было привлечено большое количество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков.

В это же время создается «Лицевой свод», который содержит положение всемирной истории от сотворения мира до ХV века. Сохранившиеся десять томов насчитывают около десяти тысяч листов, украшенных 17 744 миниатюрами (цветными иллюстрациями).

ХVII век — эпоха, когда меняется мировоззрение людей, старые литературные формы распадаются, возникают новые жанры и идеи. Намечается переход к литературе Петровского времени. Развивается сатирическая и бытовая литература, центр внимания постепенно перемещается на жизнь простого человека — не князя, не святого.

Древнерусская литература не похожа на литературу Нового времени: ее пронизывают иные мысли и чувства, в ней иной способ изображения жизни и человека, иная система жанров.

В эпоху Средневековья невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую. Основные жанры древнерусского литературного творчества — летописание, житие, красноречие (которое включает в себя поучение, жанры похвалы и слова), воинские повести, хожения (хождения) и послания. Поэзии, драматургии, романа, повести в современном понимании этих жанров в ХI—ХVI веках не было. Они возникают только в ХVII веке.

Все жанры древнерусской литературы развиваются в тесной взаимосвязи с устным народным творчеством. Более всего фольклорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерусская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать все, что было написано до него. Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились оставлять неизменными только тексты богослужебных книг и законодательных актов.

Главная роль книги в культуре древней Руси — служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важными книгами считались Евангелие, Священное Писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важными также считались исторические произведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочинения, не преследовавшие дидактических целей. Их считали «суетными».

В начале своего развития древнерусская литература очень тесно связана с бытом, особенно бытом богослужебным. Произведения, помимо литературного значения, имеют еще и практическое, прикладное. Лишь постепенно с течением времени происходит отделение художественно-эстетической функции от бытовой, прикладной.

Древнерусская литература — дореалистическая, средневековая, изучение ее показывает нам, насколько отличается наше восприятие мира от восприятия наших предков. В сознании жителей древней Руси книга являлась символом христианства, просвещения и особого уклада жизни. При испытании христианства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В «Житии равноапостольного князя Владимира» рассказывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере. Евангелие не сгорело в огне. Пораженные язычники поверили в истинность нового учения и крестились. И книга, и сама письменность овеяны ореолом чуда. Славянская азбука была дана Константину после его молитвы как Божественное откровение. Понятия христианство, книга и чудо тесно переплетались между собой.

Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать древнерусские тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксические конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — все требует комментария. Если не вдуматься в смысл произведения, современному читателю может показаться, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» забавной сказкой, и ее богословская проблематика и философская глубина останутся незамеченными.

За последние столетия коренным образом изменились стереотипы общественного сознания, нормы поведения, мышление человека, старые слова обрели новый смысл, поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобретением книгопечатания к книге стали относиться иначе.

Первоначально вся письменная литература была исключительно церковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощущение авторов и читателей. Это проявляется не только в богослужебных и богословских текстах, но и в описании истории, в воинских повестях и светских сюжетах.

В представлении православного Средневековья «почитание книжное» было нравственной заслугой и добродетелью, приближало человека к постижению Бога, для этого надо было «в нощи и в дне» читать и перечитывать духовную литературу. «Повесть временных лет» пишет, что именно так и поступал Ярослав Мудрый. Искусство чтения состояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного «вьсем сердцьмъ». Читатель останавливался, повторно перечитывал важные места, внимательно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чтения учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу вещей, постигать «духовными очима» невидимый простому глазу мир.

Книга — микрокосм, в котором «любители душепитательных словес» наслаждаются вечными истинами и получают лекарство душевное — утешение и поучение. Читать следовало не торопясь, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными помыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души.

До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя вера в чудесную силу слова.


II. История открытия и изучения

«Слова о полку Игореве»

Перед учителем стоит сложная задача: важно не просто дать ученикам информацию об этом памятнике древнерусской письменности, приблизив это произведение к ним с помощью упрощения и осовременивания понятий, но, напротив, помочь ученикам ощутить атмосферу Древней Руси, почувствовать боль и страдания автора за Русскую землю. Вступительное слово учителя должно быть эмоционально. Сначала обратимся к чувствам, понятным и близким для учеников.


Беседа

Представьте, что вы живете в конце ХVIII века. Еще жива Екатерина Великая, которая заявляет, что покровительствует наукам и искусствам. Это время дворяне называют «золотым веком» Екатерины. Русские дворяне путешествуют, подолгу живут в Европе, наблюдают жизнь других народов. Русские люди чувствуют, с одной стороны, свою общность с народами Европы, с другой стороны, свое отличие от них, особенность своей национальной культуры. Возникает желание понять, в чем же причины этой особенности, и образованные люди России обращаются к истории своей страны. Так, Н.М. Карамзин, возвратясь из Европы, начинает писать повести на материале русской истории. В это время в Москве живет Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, граф, член Российской академии наук, позже ставший президентом Академии художеств. Мусин-Пушкин — страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые, рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории «Русской Правды» — первого русского сборника законов.

Читать древнерусские рукописи — кропотливая работа. Переписчики вносили изменения в первоначальные тексты, делали ошибки, включали отдельные произведения в сборники, могли сшивать разные по содержанию рукописи в одну книгу (такие сборники назывались конволютами).

— Собирали ли вы когда-нибудь что-нибудь? Марки, значки, плюшевые игрушки или другие предметы?

Представьте себе чувства страстного собирателя, когда ему приносят такой сборник — конволют и среди известных произведений он вдруг читает незнакомые строки, которые сразу выделяются из стиля всего сборника.

(Читаем зачин от слов: «Не лепо ли ны бяшеть, братие…» — до слов: «они же сами княземъ славу рокотаху».)

— Какое впечатление произвели на вас эти строки?

Ученики, как правило, ответят, что понятны только отдельные слова, общий смысл неясен, но звучит очень красиво и мелодично.

У А.М. Мусина-Пушкина захватило дыхание: он был опытным историком и археографом и сразу понял, что перед ним новый, еще неизвестный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и художественную ценность. Было это в 1792 году. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто. В древнерусской письменности не существовало разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания. Были такие буквы, которые исчезли из русского алфавита после реформы Петра I.

С текста литературного памятника — «Слова о полку Игореве» — сразу сделали список для Екатерины II. Через восемь лет, в 1800 году, стараниями нескольких ученых произведение было издано, а еще через двенадцать лет случилось непоправимое — единственный подлинный текст «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара. Оправившись после Отечественной войны, ученые начали сличать Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. Оказалось, что в них имеются многочисленные орфографические расхождения. В некоторых ситуациях эти расхождения вызывали затруднения при понимании смысла слов, возникли так называемые «темные места». Количество «темных мест» за десятилетия изучения этого произведения значительно сократилось благодаря усилиям ученых самых различных специальностей, вплоть до историков, занимающихся вооружением.

Было сделано множество переводов «Слова о полку Игореве» — как дословных, так и поэтических, «Слову...» посвящено более пяти тысяч исследований — как статей, так и монографий. Каждый факт, упоминаемый в произведении, был десятки раз проверен историками и литературоведами. «Слово…» восхищает и притягивает внимание множества читателей. Для Николая Заболоцкого, уже известного нам русского поэта, поэтический перевод «Слова…» стал подлинным жизненным подвигом.

Само же «Слово о полку Игореве» занимает в современных книгах около пятнадцати страниц.

Давайте попробуем с вами прочитать это произведение и хотя бы немного приблизиться к пониманию того, чем эти строки вот уже более двухсот лет приковывают к себе внимание огромного количества исследователей и просто любителей русской литературы.
III. Зачин
Комментированное чтение

Учитель еще раз читает древнерусскую версию «Слова о полку Игореве», ученики следят по тексту (нужно заблаговременно сделать ксерокопии), затем высказывают свои догадки относительно смысла зачина. Не будем торопиться поправлять их: пусть самостоятельно попробуют понять то, что хотел сказать своим читателям древнерусский автор, имени которого мы, вероятно, так никогда и не узнаем. Будем радоваться каждому словосочетанию, каждой фразе, самостоятельно понятой учениками.

После этой коллективной работы прочитаем вслух перевод текста на современный русский язык:

«Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей песнь о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову. Ведь Боян вещий, если кому хотел песнь слагать, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, ибо помнил он, говорят, прежних времен усобицы. Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал сокол — та первой и пела песнь старому Ярославу, храброму Мстиславу, зарезавшему Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу. А Боян, братья, не десять соколов на стаю лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал, а они сами славу киязьям рокотали».


После объяснения развернутой метафоры: соколы — персты, лебеди — струны — смысл отрывка становится понятен ученикам. Однако необходимо обратить внимание на то, что в переводе утрачена важнейшая составляющая древнерусского текста — ритмичность, напевность. Перевод уже не очаровывает, не звучит так завораживающе, как подлинный текст. Важно, чтобы школьники сами почувствовали эту особенность. Скажем ученикам, что мы будем изучать текст в основном в переводе, но самые выразительные отрывки будем непременно читать на древнерусском языке.

Коллективно отрабатывая чтение зачина, будем внимательно следить за реакцией учеников: важно, чтобы все факты и слова были поняты школьниками.

Прежде чем читать и комментировать текст, расскажем ученикам об исторических событиях и политической ситуации ХII века.
IV. Историко-культурный контекст времени

создания произведения

«Слово о полку Игореве» посвящено событиям 1185 года.

— Что вы знаете об этом времени?

Ученики вспоминают сведения, которые им известны из истории Древней Руси.


Лекция

Существует понятие аберрации, то есть уклонения от нормы (от латинского слова aberratio — уклонение). Существует аберрация оптических систем, то есть искажение изображения, неточное соответствие объекту. Например, два предмета, которые находятся далеко от нас, но на большом расстоянии друг от друга, кажутся нам примерно одинаково удаленными. Это называется аберрацией дальности. Так, например, Солнце и Луна кажутся примерно одинаковыми по размеру, в то время как Солнце расположено в 375 раз дальше. Историки тоже знают явление аберрации, когда события, далекие от нашего времени, кажутся нам происходящими примерно в одну эпоху. Из-за этого мы не видим динамики исторических изменений, история кажется нам застывшей, неподвижной. Жизни Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, кажется нам, протекают в одно и то же время, нам трудно бывает уловить, чем отличается время Мономаха от времени, когда русские князья обращались за поддержкой к Всеволоду Большое Гнездо. Мы попытаемся внимательное присмотреться к событиям русской истории, чтобы лучше понять произведение, которое мы сейчас изучаем, — «Слово о полку Игореве».

(Рекомендуем учителю пользоваться картой древней Руси, показывая города и земли, о которых идет речь; записывать на доске и в тетрадях даты наиболее важных событий. Факты, изложенные ниже, способствуют пониманию исторической основы и трагического пафоса «Слова о полку Игореве».)

В 1054 году умер Ярослав Мудрый, оставив после себя пятерых сыновей. Между ними и внуком Ростиславом Владимировичем князь разделил Русскую землю, за исключением Полоцкого княжества, отошедшего потомству его старшего брата Изяслава Владимировича. Порядок престолонаследия был «очередным, то есть киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти братьев переходил к старшему племяннику.

Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям жить в мире и любви, во всем слушаться старшего брата. Но отцовский завет выполнялся недолго. Почти сразу после смерти князя между братьями начались усобицы. Многие князья оказались недовольны разделом. Самым решительным из недовольных оказался Олег Святославич. В 1078 году он пошел из Тмутаракани походом на дядей, призвав на помощь половцев, но был разбит.

В 1093 году умер последний из Ярославичей — Всеволод. Олег Святославич, к тому времени вновь укрепившийся в Тмутаракани, снова призвал на помощь половцев и напал на Русь. Он хотел вернуть себе Чернигов, завещанный Ярославом Мудрым его отцу Святославу. В Чернигове в это время правил Владимир Мономах, приходившийся Олегу двоюродным братом. Половцы во главе с Олегом осадили Чернигов. Заботясь о сохранении жизни населения Чернигова, Владимир Мономах уступил престол двоюродному брату, а сам ушел в Переяславль. За те беды, которые принес Русской земле Олег Святославич, наводя на нее половцев, его прозвали в народе Олегом Гориславичем.

Только в 1113 году, двадцать лет спустя после добровольного оставления им Чернигова, Владимир Мономах стал киевским князем. За двенадцать лет его княжения в Киеве единство Руси было отчасти восстановлено. Еще семь лет после смерти Владимира Мономаха Русью правил его сын, Мстислав Великий. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти в 1132 году распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Ольговичи, то есть потомки Олега Гориславича, и спокойствию Руси пришел конец. Раздробленность стала фактом.

С 1132 до 1185 года — даты похода Игоря Святославича на половцев, о котором идет речь в Слове о полку Игореве», — больше пятидесяти лет. Вспомним последние пятьдесят лет нашей истории. Сильно ли изменился мир за это время? Можно ли считать, что за пятьдесят лет в ХII веке мир не изменился, остался таким же, каким был прежде?

Перемены были огромны. Мы не будем сейчас перечислять экономические причины этих перемен. Скажем о главном: за пятьдесят лет со времени смерти Мстислава Великого наиболее сильной среди русских земель становится Ростово-Суздальская земля, наиболее сильным и влиятельным князем — Юрий долгорукий. В 1169 году войско во главе с его сыном Андреем Боголюбским штурмом берет Киев и предает его страшному разгрому. Был подожжен даже Киево-Печерский монастырь, признанная святыня христианской Руси.

Любой другой русский князь в прежние годы остался бы княжить в Киеве. Андрей Боголюбский не поехал в Киев, а остался у себя во Владимире, в Киев же послал своего младшего брата Глеба. Этот факт свидетельствует о том, что Киев в эти годы потерял свое значение как центр Русской земли.

В период правления Всеволода Большое Гнездо (1176—1212) Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Власть Всеволода ощущалась и на юге. Даже в спорах князей за самые отдаленные земли Руси его слово долго оставалось решающим.

Именно к периоду княжения на северо-востоке Всеволода Большое Гнездо относятся события «Слова о полку Игореве».

Тем не менее соперничество среди русских князей за первенство продолжалось. На княжеском съезде в Любече было провозглашено: «Кождо да держит отчину свою». Но князья не только стремились держать свои отчины, но и захватить или пограбить земли других князей. Например, Игорь Святославич, внук Олега Гориславича (главный герой «Слова...»), правивший в Новгороде-Северском, что в Черниговской земле, незадолго до похода на половцев «взял на щит» город Глебов у Переяславля, «кровопролитье сотворил в земле христианской», «не пощадил христиан». Об этом рассказывается в «Повести о походе Игоря Святославича на половцев», включенной в Киевскую летопись.

Игорь причинил христианам такие беды, что «живые мертвым завидуют».

Всеволода Большое Гнездо половцы не тревожат — Владимирская земля, казалось бы, надежно укрыта от кочевников лесами и болотами.

В Киеве в это время княжит двоюродный брат новгород-северского князя Святослав Всеволодович, тоже потомок Олега Гориславича.

За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс с Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого.

Этот энергичный князь потребовал власти над городами Киевской Руси.

Двенадцать лет сохранялось это двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежало Святославу Всеволодовичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу.

Это «двоевластие» в Киевской земле прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году.

Мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.

Русские земли объединяла православная вера, общие письменность и язык, но в разных княжествах уже возникали свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ еще помнил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова о полку Игореве».

И вот в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, княжившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев.
Домашнее задание

Прочитать первую часть «Слова о полку Игореве» (прозаический перевод) до слов:

«Унылы городские стены, и веселие поникло» (для работы в профильных классах — по оригиналу до слов:

«Уныша бо градомъ, забралы, а веселие пониче»).

Подготовить выразительное чтение зачина.


Урок 3

Композиция «Слова о полку Игореве»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница