Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева




Скачать 0.61 Mb.
страница 1/3
Дата 06.09.2016
Размер 0.61 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.02.УП.03.

ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Москва 2013

Разработчики: Г.А.Степанова, театровед, кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей


Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензент: Н.Н.Суворова, директор Детской школы театрального искусства имени А.Калягина города Вятские Поляны Кировской области, заслуженный работник культуры Российской Федерации
Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-Срок реализации учебного предмета, возраст учащихся;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цели и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры программы учебного предмета;

-Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

II. Содержание предмета

-Учебно-тематический план;

-Краткое содержание разделов и тем;

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа по учебному предмету «История театрального искусства» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра».

Учебный предмет «История театрального искусства» преемственен предмету «Беседы об искусстве» и относится к предметам обязательной части учебного плана.

Освоение данной программы знакомит учащихся с историей драматического театра и театральной культурой в целом, обеспечивая целостное художественно-эстетическое развитие личности.

2. Срок реализации учебного предмета «История театрального искусства»

Срок освоения программы по предмету «История театрального искусства» составляет 3 года (с 6 по 8 класс - при сроке обучения 8 лет, с 3 по 5 класс - при сроке обучения 5 лет).

Срок освоения программы по предмету «История театрального искусства» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства, может быть увеличен на 1 год (6-й или 9-й класс соответственно).

3. Объем учебного времени и виды учебной работы

Срок обучения 8 лет


Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации




Всего часов

классы

6

7

8




Полугодия

1

2

1

2

1

2




Аудиторные занятия

16

17

16

17

16

17

99

Самостоятельная работа

8

8,5

8

8,5

8

8,5

49

Максимальная учебная нагрузка

24

25,5

24

25,5

24

25,5

148,5

Вид промежуточной аттестации




зачет




зачет

зачет

Итоговая аттестация (экзамен)




Срок обучения 5 лет

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации




Всего часов

классы

3

4

5




Полугодия

1

2

1

2

1

2




Аудиторные занятия

16

17

16

17

16

17

99

Самостоятельная работа

16

17

16

17

16

17

99

Максимальная учебная нагрузка

32

34

32

34

32

34

198

Вид промежуточной аттестации




зачет




зачет

зачет

Итоговая аттестация (экзамен)




В 9 (6) классе объем аудиторной нагрузки составляет 33 часа, объем самостоятельной работы – 33 часа.

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация программы по учебному предмету «История театрального искусства» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.



5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

художественно-эстетическое развитие личности учащегося, овладение духовными и культурными ценностями на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории театрального искусства, а также выявление одаренных детей в области театрального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные организации и организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы в области театрального искусства.



Задачи:

- приобретение детьми теоретических знаний в области театрального искусства;

- знакомство учеников с основными этапами развития отечественного и зарубежного театра, историей возникновения театральных жанров;

- получение первичных знаний основных тенденций в современном театральном искусстве и репертуаре театров, знаний основной театральной терминологии;

- приобретение знаний по истории зарубежного и русского драматического искусства, особенностей национальных традиций театрального искусства;

- знакомство с творческими биографиями великих зарубежных и русских драматургов, режиссеров и актеров;

- развитие творческих способностей, владение основами анализа пьес и спектаклей, основами анализа различных режиссерских интерпретаций художественного произведения;

- расширение круга чтения, формирование интереса к литературе об искусстве.

История театрального искусства делится на две последовательно изучаемых части: «История зарубежного театра» и «История русского театра».

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский;

  • эвристический.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Средства, необходимые для реализации учебного предмета «История театрального искусства», - библиотечные фонды, фонды фонотеки, аудио- и видеозаписи для сопровождения изложения учебного материала просмотром фрагментов спектаклей и фильмов с целью иллюстрации изучаемых тем.

Во время самостоятельной работы учащиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Самостоятельная работа включает посещение театров, музеев, концертных залов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Срок обучения 8 лет (6-8 классы)


№№

Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия


1.



ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение

История зарубежного театра

Беседа


1


-


1


2.

Античный театр

Возникновение театрального искусства.

Античная трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Античная комедия: Аристофан.

Театр в Древнем Риме.


Лекция

6,5

2,5

4

3.



Театр Средневековья

Жанры средневекового театра.

Особенности театральной зрелищности.





3

1

2

4.


Театр эпохи Возрождения и XVII в.

Общая характеристика культуры эпохи Возрождения.

Италия. Два направления в итальянской театральной культуре: учено-гуманистический театр и комедия дель арте.

Возникновение оперы.

Комедия дель арте.

«Золотой век» испанского искусства. Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон.

Становление профессионального театра и драматургии в Англии. Шекспир.

Французский классицизм. Корнель, Расин.

Высокая комедия Мольера.





12

4

8

5.



Театр XVIII в.

Эпоха Просвещения. Особенности эстетики.

Английская комедия. Шеридан.

Д. Гарик - реформатор английской сцены.

Создание английской национальной оперы. Генри Перселл.

Французское Просвещение. Вольтер.

Эволюция французской комедии. Бомарше.

Дени Дидро «Парадокс об актере». Реформы Лекена. «Комеди Франсез».

Италия. Карло Гоцци.

Театральные реформы Карло Гольдони.

Германия: Лессинг. Шиллер. Гете.





15

5

10

6.


Театр конца XVIII в. - XIX в.

Франция. Зарождение и становление романтизма.

Виктор Гюго.

Зарождение критического реализма. Основные черты направления.

Актерское искусство. Тальма, Бокаж, Дорваль, Леметр, Рашель.

Возникновение лирической оперы. Жорж Бизе. Возникновение французской классической оперетты. Жак Оффенбах.

Романтизм в Англии. Джордж Гордон Байрон. Актер-романтик Эдмунд Кин.

Особенности итальянского романтизма. Актеры - романтики Эрнесто Росси, Томмазо Сальвини. Оперный театр «Ла Скала»






12

4


8

7.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Театр на рубеже XIX – XX вв.

Франция. Э.Золя и Р.Роллан.

Неоромантизм Эдмонда Ростана.

Зарождение символизма. М.Метерлинк. Театральные реформы Андре Антуана.

Скандинавские страны. Г.Ибсен. А.Стриндберг.

Оперное искусство на рубеже веков. Массне, Сен-Санс, Дебюсси, Равель.

Германия. Г.Гауптман. Мейнингенский театр.

Развитие искусства режиссуры. Отто Брам и Макс Рейнхардт.

Оперные театры Германии. Вагнер. Открытие Байретского театра.

Англия: Б.Шоу, О.Уайльд, Гордон Крэг.

Постановочные открытия Крэга.

Италия. Становление психологического реализма. Элеонора Дузе.






15

5

10

8.


Зарубежный театр XX в.

Разнообразие направлений. Англия. Драматургия Бернарда Шоу, Джона Пристли, Джона Осборна, Гарольда Пинтера.

Театр «Олд Вик». Актеры Джон Гилгуд, Лоренс Оливье, Пол Сколфид, Майкл Рейдгрейв, Вивьен Ли.

Королевский Шекспировский театр в Стратфорде-на-Эйвоне.

Режиссер Питер Брук.

Франция. Драматургия Жана Кокто, Пола Клоделя, Жана Ануя, Жан-Поля Сартра, Эжена Ионеско, Сэмюеля Беккета.

Академические театры. Оперный театр «Гранд-Опера». Бульварные театры. Авангардистские театры. Антуан Арто, Луи Жуве, Жан Луи Барро, Жан Вилар, Жерар Филип, Мария Казарес, Марсель Марсо.

Создание Авиньонского фестиваля.

Германия. Эпический театр Бертольта Брехта.

Италия. Драматургия Луи́джи Пиранделло, Эдуардо де Филиппо.

Джорджо Стрелер. «Пиколло Театро».

США. Драматургия Теннеси Уильямса, Юджина О’Нила, Артура Миллера, Эдварда Олби.

Развитие жанра мюзикла.





19,5

6,5

13

9.



Современный зарубежный театр: 90-е годы XX века – начало XXI века

Драматургия: Эрик-Эмманюэль Шмитт, Мартин Макдонах и др.

Том Стоппард.

Театральные поиски Ежи Гротовского, Арианы Мнушкиной.

Творчество Роберта Уилсона, Франка Касторфа, Кристофера Марталера, Михаэля Тальхаймера и др.

Режиссура Тадеши Сузуки, Кристиана Люпы, Томаса Остермайера и др.

Многообразие театральных поисков современных режиссеров. Театр танца Пины Бауш. Театр «Зингаро» и др.





9

3

6

10.


История русского театра.

Русский театр от истоков до начала XVIII в.

Народные истоки русского театра. Театры при Алексее Михайловиче.

Школьный театр в конце XVII в., Симеон Полоцкий. Создание государственного публичного театра в Москве.





3

1

2

11.



Русский театр XVIII в.

Федор Волков и создание русского профессионального театра. И.А.Дмитриевский, Я.Д.Шумский, первые русские актрисы.

Первые русские драматурги.

А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин. Д.И.Фонвизин «Бригадир», «Недоросль».






3

1



2

12.


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Русский театр

первой половины XIX в.

Драматургия В.А.Озерова, И.А.Крылова. Актеры А.С.Яковлев, Е.С.Семенова.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Русский музыкальный театр. К.А.Кавос, Ш.Дидло.

Русский водевиль. Актеры водевиля. Н.О.Дюр, В.Н.Асенкова, В.И.Живокини.

А.С.Пушкин и театр. Драматургия А.С.Пушкина. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии».

Н.В.Гоголь. «Ревизор», «Женитьба».

М.Ю.Лермонтов. «Маскарад». И.С.Тургенев. «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне».

Великие русские актеры П.С.Мочалов, В.А Каратыгин, М.С.Щепкин.

М.И.Глинка и создание русской национальной оперы.





13,5


4,5


9


13.


Русский театр

второй половины XIX в.

Драматургия А.Н.Островского.

Драматургия А.К.Толстого, А.В.Сухово-Кобылина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого.

Малый театр. Актеры П.М.Садовский, Л.П.Никулина-Косицкая, П.М. Ленский.

Александринский театр. Актеры А.Е.Мартынов, В.В.Самойлов и др.

Оперный театр. Деятельность С.И.Мамонтова и С.И.Зимина. Становление оперной режиссуры.






7,5

2,5

5

14.


Русский театр конца XIX – начала XX вв.

Драматургия А.П.Чехова, А.М.Горького, Л.Н.Андреева, А.А.Блока.

Актеры: М.Н. Ермолова, А.П.Ленский, А.И.Южин-Сумбатов, М.П.Садовский, О.О.Садовская, М.Г.Савина, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов, П.А.Стрепетова.

К.С. Станиславский.

Создание Московского Художественного Общедоступного театра.

Вс.Э. Мейерхольд.

А.И. Южин, А.И.Таиров, Е.Б.Вахтангов. «Фантастический реализм». В.Ф.Комиссаржевская. Музыкальный театр Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.П.Павлова, В.Ф.Нижинский, Т.П.Карсавина, А.А.Горский, М.М.Фокин.





10,5

3,5

7

15.


Русский театр после 1917 года и до середины 50-х годов XX вв.

Драматургия В.В.Маяковского Театральные поиски Вс.Э.Мейерхольда после 1917 года.

Создание новых театров. ГосТИМ, Театр Революции, Театр МГСПС, Театр им. Е.Б.Вахтангова, БДТ.

Е.Б.Вахтангов. «Принцесса Турандот». Ю.Завадский, Ц.Мансурова, Р.Н.Симонов.

Музыкальный театр 1920-х годов. Оперная студия К.С.Станиславского.

Основные тенденции русского театра 1930-50- х годов.






7,5

2,5

5

16.



Русский театр

второй половины XX вв.

Образование Театра «Современник». О.Н.Ефремов.

Г.А.Товстоногов и БДТ им. М.Горького. Ю.П.Любимов и Театр драмы и комедии на Таганке.

Обзор творчества выдающихся режиссеров XX вв.

Обзор основных направлений драматургии второй половины XX вв.

Основные представления о творчестве выдающихся актеров.

Музыкальный театр. Б.А.Покровский и Московский камерный музыкальный театр. «Геликон-опера», Московская «Новая опера». В. А.Гергиев и Мариинский театр.





9

3

6

17.

Новейший период в развитии русского театра как часть мирового театрального процесса.

Театр в условиях отсутствия цензуры. Развитие антрепризного театра, жанра мюзикла, театральный андеграунд. Интенсивность международного театрального обмена.






1,5

0,5

1




Итого:

Консультации – 2 часа






148,5

49,5


99


Учебно-тематический план

Срок обучения 5 лет (3-5 классы)

№№

Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение

История зарубежного театра

Беседа

1


-


1


2.

Античный театр.

Возникновение театрального искусства.

Античная трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Античная комедия: Аристофан.

Театр в Древнем Риме.


Лекция

9

5

4

3.

Театр Средневековья.

Жанры средневекового театра.

Особенности театральной зрелищности.





5

3

2

4.

Театр эпохи Возрождения и XVII в.

Общая характеристика культуры эпохи Возрождения.

Италия. Два направления в итальянской театральной культуре: учено-гуманистический театр и комедия дель арте.

Возникновение оперы.

Комедия дель арте.

«Золотой век» испанского искусства. Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон де ла Барка.

Становление профессионального театра и драматургии в Англии. Уильям Шекспир.

Французский классицизм. Пьер Корнель, Жан Расин.

Высокая комедия Жан-Батист Мольера.





15

7

8

5.

Театр XVIII в.

Эпоха Просвещения. Особенности эстетики.

Английская комедия. Ричард Бринсли Шеридан.

Д. Гарик - реформатор английской сцены.

Создание английской национальной оперы. Генри Перселл.

Французское Просвещение. Вольтер.

Эволюция французской комедии. Бомарше.

Дени Дидро «Парадокс об актере». Реформы Лекена. «Комеди Франсез».

Италия. Карло Гоцци.

Театральные реформы Карло Гольдони.

Германия: Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Шиллер, Иога́нн Во́льфганг фон Гете.





20

10

10

6.

Театр конца XVIII в. - XIX в.

Франция. Зарождение и становление романтизма.

Виктор Гюго.

Зарождение критического реализма. Основные черты направления.

Актерское искусство. Тальма, Пьер Бокаж, Мари Дорваль, Фредерик-Леметр, Элиза Рашель.

Возникновение лирической оперы. Жорж Бизе. Возникновение французской классической оперетты. Жак Оффенбах.

Романтизм в Англии. Джордж Гордон Байрон. Актер-романтик Эдмунд Кин.

Особенности итальянского романтизма. Актеры - романтики Эрнесто Росси, Томмазо Сальвини.

Оперный театр «Ла Скала»





16

8

8

7.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Театр на рубеже XIX – XX вв.

Франция. Э.Золя и Р.Роллан.

Неоромантизм Эдмонда Ростана.

Зарождение символизма. М.Метерлинк. Театральные реформы Андре Антуана.

Скандинавские страны. Г.Ибсен, А.Стриндберг.

Оперное искусство на рубеже веков Ж.Массне, К.Сен-Санс, К.Дебюсси, М.Равель.

Германия. Г.Гауптман. Мейнингенский театр.

Развитие искусства режиссуры. Отто Брам и Макс Рейнхардт.

Оперные театры Германии. Р.Вагнер. Открытие Байретского театра.

Англия: Б.Шоу, О.Уайльд, Гордон Крэг.

Постановочные открытия Крэга.

Италия. Становление психологического реализма. Элеонора Дузе.






20

10

10

8.

Зарубежный театр XX в.

Разнообразие направлений. Англия. Драматургия Бернарда Шоу, Джона Пристли, Джона Осборна, Гарольда Пинтера.

Театр «Олд Вик». Актеры Джон Гилгуд, Лоренс Оливье, Пол Сколфид, Майкл Рейдгрейв, Вивьен Ли.

Королевский Шекспировский театр в Стратфорде-на-Эйвоне.

Режиссер Питер Брук.

Франция. Драматургия Жана Кокто, Пола Клоделя, Жана Ануя, Жан-Поля Сартра, Эжена Ионеско, Сэмюеля Беккета.

Академические театры. Оперный театр. «Гранд-Опера». Бульварные театры. Авангардистские театры. Антуан Арто, Луи Жуве, Жан Луи Барро. Жан Вилар, Жерар Филип, Мария Казарес, Марсель Марсо.

Создание Авиньонского фестиваля.

Германия. Эпический театр Бертольта Брехта.

Италия. Драматургия Луи́джи Пиранделло, Эдуардо де Филиппо.

Джорджо Стрелер. «Пиколло Театро».

США. Драматургия Теннеси Уильямса, Юджина О’Нила, Артура Миллера, Эдварда Олби.

Развитие жанра мюзикла.





23

10

13

9.

Современный зарубежный театр: 90-е годы XX века – начало XXI века

Драматургия: Эрик-Эмманюэль Шмитт, Мартин Макдонах и др.

Том Стоппард.

Театральные поиски Ежи Гротовского, Арианы Мнушкиной.

Творчество Роберта Уилсона, Франка Касторфа, Кристофера Марталера, Михаэля Тальхаймера и др.

Режиссура Тадеши Сузуки, Кристиана Люпы, Томаса Остермайера и др.

Многообразие театральных поисков современных режиссеров. Театр танца Пины Бауш. Театр «Зингаро» и др.





14

8

6

10

История русского театра.

Русский театр от истоков до начала XVIII в.

Народные истоки русского театра. Театры при Алексее Михайловиче.

Школьный театр в конце XVII в., Симеон Полоцкий. Создание государственного публичного театра в Москве.





4

2

2

11

Русский театр XVIII в.

Федор Волков и создание русского профессионального театра. И.Дмитриевский, Я.Шумский, первые русские актрисы.

Первые русские драматурги. А.Сумароков, Я.Княжнин. Д.И.Фонвизин «Бригадир», «Недоросль».





5

3

2

12

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Русский театр

первой половины XIX в.

Драматургия В.А.Озерова, И.А.Крылова. Актеры А.С.Яковлев, Е.С.Семенова.

А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Русский музыкальный театр. К.А.Кавос. Ш.Дидло.

Русский водевиль. Актеры водевиля. Н.О.Дюр, В.Н.Асенкова, В.И.Живокини.

А.С.Пушкин и театр. Драматургия А.С.Пушкина. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии».

Н.В.Гоголь. «Ревизор», «Женитьба».

М.Ю.Лермонтов. «Маскарад». И.С.Тургенев. «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне».

Великие русские актеры: П.С.Мочалов, В.А.Каратыгин, М.С.Щепкин.

М.И.Глинка и создание русской национальной оперы.






16


7


9


13


Русский театр

второй половины XIX в.

Драматургия А. Н.Островского.

Драматургия А.К.Толстого, А.В.Сухово-Кобылина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого.

Малый театр. Актеры П.М.Садовский, Л.П Никулина-Косицкая, П.М.Ленский.

Александринский театр. Актеры. А.Е.Мартынов, В. В.Самойлов и др.

Оперный театр. Деятельность С.И.Мамонтова и С.И.Зимина. Становление оперной режиссуры.






11

6

5

14

Русский театр конца XIX – начала XX вв.

Драматургия А.П. Чехова, А.М.Горького, Л.Н. Андреева, А.А.Блока.

Актеры: М.Н.Ермолова. А.П.Ленский, А.И.Южин-Сумбатов, М.П.Садовский, О.О.Садовская, М.Г.Савина, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов, П.А.Стрепетова.

К.С.Станиславский.

Создание Московского Художественного Общедоступного театра.

Вс.Э.Мейерхольд.

А.И.Южин, А.И.Таиров, Е.Б.Вахтангов. «Фантастический реализм». В.Ф.Комиссаржевская. Музыкальный театр. Ф.И. Шаляпин, Л.В.Собинов, А.П.Павлова, В.Ф.Нижинский, Т.П.Карсавина, А. А.Горский, М.М.Фокин.





13

6

7

15

Русский театр после 1917 года и до середины 50 –х годов XX вв.

Драматургия В.В.Маяковского Театральные поиски Вс.Э.Мейерхольда после 1917 года.

Создание новых театров. ГосТИМ, Театр Революции, Театр МГСПС, Театр им. Евг.Вахтангова, БДТ. Е.Б.Вахтангов. «Принцесса Турандот». Ю.Завадский. Ц.Мансурова. Р.Н.Симонов.

Музыкальный театр 1920-х годов. Оперная студия К.С.Станиславского. Основные тенденции русского театра 1930-50- х годов.






9

4

5

16

Русский театр

второй половины XX вв.

Образование Театра «Современник». О.Н.Ефремов.

Г.А.Товстоногов и БДТ им. М.Горького. Ю.П.Любимов и Театр драмы и комедии на Таганке. Обзор творчества выдающихся режиссеров XX вв.

Обзор основных направлений драматургии второй половины XX вв.

Основные представления о творчестве выдающихся актеров.

Музыкальный театр. Б.А.Покровский и Московский камерный музыкальный театр: «Геликон-опера», Московская «Новая опера». В.А.Гергиев и Мариинский театр.






14

8

6

17

Новейший период в развитии русского театра как часть мирового театрального процесса.

Театр в условиях отсутствия цензуры. Развитие антрепризного театра, жанра мюзикла, театральный андеграунд. Интенсивность международного театрального обмена.






4

3

1




Итого:

Консультации – 2 часа






198

99

99

Учебно-тематический план на дополнительный год

9 (6) класс

№№

Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

18

19



1 полугодие

История зарубежного театра















Франция. Театральный авангард первой половины XX века. От Антуана Арто до создателей «Картеля». Французская драматургии 30–40-х годов XX века.




4

2

2

Германия. Экспрессионизм. Теория эпического театра Бертольта Брехта. «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана». Агитационный театр.




4

2

2

Театр Испании и Италии




4

2

2

Театр США. Драматургия. Основные направления




4

2

2

Питер Брук «Махабхарата», «Гамлет» «Счастливые дни». Книга П.Брука «Пустое пространство». Джорджо Стрелер. Создание «Пикколо театро ди Милано». Спектакль «Слуга двух господ». Книга Стрелера «Театр для людей».




4

2

2

Ежи Гротовский. Вроцлавский театр-лаборатория. Ариана Мнушкина Театр «Дю Солей». От Роберт Уилсона до Тадеши Судзуки.




4

2

2

Обзор основных тенденций современного театрального искусства. От Кристиана Люпы ло Эймунтаса Някрошюса.




6

3

3

2 полугодие

Русский театр второй половины XX - XXI вв.















Творчество выдающихся деятелей русского театра XX века. Создание театра «Современник». Возникновение Театра на Таганке. БДТ имени А.М. Горького. Спектакли. Актеры театра.




8

4

4

Режиссура А.Эфроса, В.Плучека, А.Гончарова, М.Захарова, Г.Волчек, Б.Равенских, Л.Хейфеца, А.Васильева, П.Фоменко, Л.Додина. Основные спектакли.




8

4

4

Драматургия второй половины XX вв.




6

3

3

Актерское искусство второй половины XX века.




6

3

3

Основные направления развития музыкального театра второй половины XX века – начала XXI века.




4

2

2

Подготовка к экзамену




4

2

2
















Итого:

Консультации – 2 часа






66

33

33


Содержание учебного предмета

1. Введение

1.1. Театр как одно из древнейших искусств. Народные истоки театра. Игровая природа театрального действия. Виды и основные жанры театрального искусства. Театр как искусство синтетическое и коллективное. Театр как форма художественного отражения жизни.

Часть I. История зарубежного театра

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница