|
Лабораторная работа № разработка таблиц базы данных выполнение задания
|
Скачать 135.85 Kb.
Дата |
03.10.2016 |
Размер |
135.85 Kb. |
|
Лабораторная работа № 3.
РАЗРАБОТКА ТАБЛИЦ БАЗЫ ДАННЫХ
1.Выполнение задания
-
Запустите приложение Microsoft Access и создайте новую базу данных.
-
Выберите пункт меню Сохранить базу данных как… и сохраните созданную базу данных в вашу папку.
-
В новой базе данных создаётся одна таблица, в которой существует всего одно поле. Для добавления полей и настройки их свойств перейдите в режим конструктора. Для этого необходимо нажать кнопку Режим, которая находится в группе Режимы на вкладке Главная или на вкладке Работа с таблицами | Поля. Можно выбрать режим из выпадающего меню этой кнопки, а можно просто нажать кнопку Режим – при этом происходит смена режимов с режима таблицы на режим конструктора и наоборот. При первом переключении режимов приложение Microsoft Access потребует ввести имя таблицы – введите Специальности.
-
Таблица уже имеет поле с именем Код, но нужно сменить тип поля на текстовый. В режиме конструктора таблицы значения столбца Тип данных представляют собой поле со списком, из которого нужно выбрать нужный тип. Выберите для поля Код текстовый тип данных.
-
Нижняя часть окна приложения Microsoft Access в режиме конструктора таблиц содержит свойства поля. Значения некоторых свойств вводятся вручную, значения других – выбираются из списка. Для поля Код задайте длину 6 символов, маску для ввода (000000), установите, что поле является обязательным, а пустые строки не допускаются. Поскольку поле изначально создано, как ключевое, значение свойства Индексированное поле уже имеет нужное значение – Да (совпадения не допускаются).
-
Во второй строке введите название второго поля таблицы Специальности – Название, задайте текстовый тип данных и установите, что поле является обязательным, а пустые строки не допускаются.
-
Перейдите в режим таблицы. Приложение Microsoft Access скажет, что нужно сохранить таблицу. Нажмите кнопку Да и вы увидите таблицу с двумя поля, в которой пока нет никаких данных. Данные вводить не надо, позже мы импортируем данные во все таблицы из текстовых файлов.
-
Для создания следующей таблицы нажмите кнопку Конструктор таблиц, которая находится в группе Таблицы на вкладке Создание. При таком способе создания новая таблица открывается в режиме конструктора без каких-либо автоматически созданных полей. Создайте таблицу Группы в соответствии с описанием:
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер
|
Маска
|
Институт
|
Текстовый
|
2
|
|
Группа
|
Текстовый
|
2
|
00
|
Специальность
|
Текстовый
|
6
|
000000
|
-
Для всех полей нужно также установить, что поле является обязательным, а пустые строки не допускаются.
-
Для того чтобы в поле Институт вводились правильные значения, нужно создать подстановку из буквенных кодов для институтов. Щелкните левой кнопкой мыши по типу поля Институт и из выпадающего списка выберите Мастер подстановок.
-
В появившемся диалоговом окне выберите Будет введён фиксированный набор значений и нажмите кнопку Далее.
-
Под заголовком Столбец 1 введите значения «А», ФП», «ЭР», «Т», «ЭЛ», «Э», «С» (без кавычек, каждое в отдельной строке), уменьшите ширину столбца и нажмите кнопку Далее.
-
Установите флажок Ограничиться списком, чтобы можно было вводить только заданные коды институтов, и нажмите кнопку Готово.
-
Для того чтобы список нельзя было изменить, можно задать значение Нет в свойстве поля Разрешить изменение списка значений. Это свойство находится на вкладке Подстановка.
-
Нужно задать ключ таблицы. Для данной таблицы ключ состоит из значений двух полей Институт и Группа. Для выделения двух полей, удерживая клавишу Ctrl, щелкните левой кнопкой мыши по кнопке выделения поля (небольшая кнопка серого цвета слева от имени поля). Затем нажмите кнопку Ключевое поле, которая находится в группе Сервис на вкладке Работа с таблицами | Конструктор. Для выбранных полей слева от имени поля появится изображение ключика.
-
Перейдите в режим таблицы. Приложение Microsoft Access спросит имя таблицы для сохранения – введите Группы.
-
Снова нажмите кнопку Конструктор таблиц, которая находится в группе Таблицы на вкладке Создание для создания следующей таблицы, и задайте поля таблицы в соответствии с описанием:
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер
|
Маска
|
Код
|
Счётчик
|
Длинное целое (задаётся автоматически)
|
|
Фамилия
|
Текстовый
|
50
|
|
Имя
|
Текстовый
|
50
|
|
Отчество
|
Текстовый
|
50
|
|
Пол
|
Логический
|
|
|
Дата рождения
|
Дата/Время
|
|
00.00.0000;0;_
|
Институт
|
Текстовый
|
2
|
|
Группа
|
Текстовый
|
2
|
00
|
Год поступления
|
Текстовый
|
2
|
00
|
-
Для всех текстовых полей укажите, что поле является обязательным, а пустые строки не допускаются.
-
Для поля Пол в свойстве Формат поля нужно ввести значение «;\м;\ж» (без кавычек), чтобы пол отображался соответствующей буквой. Также надо задать значение по умолчанию, равное 1, и в свойствах поля на вкладке Подстановка изменить тип элемента управления со значения Флажок на значение Поле.
-
Для поля Дата рождения в свойстве Формат поля задайте значение Краткий формат даты и задайте маску – она выбирается из набора стандартных масок после нажатия кнопки с тремя точками справа от значения свойства.
-
Для поля Дата рождения задайте также свойство Условие на значение – >DateAdd("yyyy";-40;Date()) And Сообщение об ошибке.
-
Для поля Институт создайте подстановку так же, как для поля Институт в таблице Группы.
-
Укажите, что поле Код является ключом таблицы.
-
Укажите, что поле Дата рождения является индексированным, но совпадения допускаются.
-
Для данной таблицы можно создать ещё два индекса – по сочетанию значений полей Фамилия – Имя – Отчество и полей Институт – Группа – Год поступления. Поскольку индексы основаны на нескольких полях, для создания нельзя просто изменить соответствующее свойство поля. Для создания составного индекса нажмите кнопку Индексы, которая находится в группе Показать или скрыть на вкладке Работа с таблицами | Конструктор. В появившемся диалоговом окне можно увидеть два уже существующих индекса – PrimaryKey (это индекс, который автоматически создаётся для ключа таблицы) и индекс для поля Дата рождения. Для создания нового индекса введите имя индекса (например, «ФИО») в столбец Индекс. В столбце Имя поля выберите имя первого поля индекса – Фамилия. В столбце Порядок сортировки оставьте По возрастанию. В следующей строке оставьте пустым столбец Индекс, а в столбце Имя поля выберите имя второго поля индекса – Имя. Аналогично в третьей строке в столбце Имя поля выберите имя третьего поля индекса – Отчество. Таким образом, мы получили индекс с именем ФИО, состоящий из трёх полей.
-
Аналогично создайте индекс с именем Группа, состоящий из полей Институт, Группа и Год поступления.
-
Перейдите в режим таблицы и при сохранении укажите имя таблицы – Студенты.
-
Создайте таблицу Оценки в соответствии с описанием:
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер
|
Маска
|
Студент
|
Числовой
|
Длинное целое
|
|
Семестр
|
Числовой
|
Байт
|
|
Оценка1
|
Числовой
|
Байт
|
|
Оценка2
|
Числовой
|
Байт
|
|
Оценка3
|
Числовой
|
Байт
|
|
Оценка4
|
Числовой
|
Байт
|
|
-
Задайте составной ключ таблицы по значениям полей Студент – Семестр.
-
Для поля Семестр задайте условие на значение – Between 1 And 12. Задайте соответствующее сообщение об ошибке.
-
Для полей Оценка1, Оценка2, Оценка3 и Оценка4 задайте подстановку из значений 2, 3, 4, 5.
-
Создайте таблицу Экзамены в соответствии с описанием:
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер
|
Маска
|
Специальность
|
Текстовый
|
6
|
000000
|
Семестр
|
Числовой
|
Байт
|
|
Экзамен1
|
Текстовый
|
255
|
|
Экзамен2
|
Текстовый
|
255
|
|
Экзамен3
|
Текстовый
|
255
|
|
Экзамен4
|
Текстовый
|
255
|
|
-
Для всех текстовых полей укажите, что поле является обязательным, а пустые строки не допускаются.
-
Задайте составной ключ таблицы по значениям полей Специальность – Семестр.
-
Для поля Семестр задайте условие на значение – Between 1 And 12. Задайте соответствующее сообщение об ошибке.
-
Импортируем данные в базу данных из текстовых файлов. Скачайте с сайта http:\\natalia.appmat.ru\IT текстовые файлы с данными и сохраните их в папку с базой данных. После этого нажмите кнопку Текстовый файл, которая находится в группе Импорт и связи на вкладке Внешние данные.
-
В появившемся диалоговом окне нажмите кнопку Обзор… и выберите нужный файл. Выберите опцию Добавить копию записей в конец таблицы и выберите нужную таблицу. Нажмите кнопку ОК.
-
Выберите подходящий формат данных. В предоставляемых текстовых файлах поля разделяются знаком табуляции, поэтому нужно выбрать формат данных с разделителями (обычно устанавливается по умолчанию). Нажмите кнопку Далее.
-
Выберите разделитель полей – табуляцию. Нажмите кнопку Далее и затем нажмите кнопку Готово. Сохранять шаги импорта не надо, поэтому просто нажмите кнопку Закрыть.
-
Откройте таблицу, куда были импортированы данные, в режиме таблицы и убедитесь, что импорт данных прошёл успешно.
-
Аналогично импортируйте данные в остальные таблицы.
-
Теперь необходимо создать связи между таблицами. Нажмите кнопку Схема данных, которая находится в группе Отношения на вкладке Работа с базами данных. Откроется окно схемы данных и появится диалог добавления таблицы. Добавьте в схему данных все созданные таблицы и закройте окно диалога.
-
Перетащите поле Код таблицы Специальности на поле Специальность таблицы Экзамены. В появившемся диалоговом окне при необходимости можно отредактировать поля, связывающие таблицы (если перетаскивание окажется неудачным). Тип связи определяется приложением Microsoft Access автоматически.
-
В диалоговом окне Изменение связей установите флажок Обеспечение целостности данных и нажмите кнопку Создать. Созданная связь отображается линией между таблицами. При необходимости связь можно удалить или отредактировать, щёлкнув правой кнопкой мыши по этой линии.
-
Аналогично создайте связь между полем Код таблицы Специальности и полем Специальность таблицы Группы.
-
Создайте связь полем Код таблицы Студенты и полем Студент таблицы Оценки.
-
Осталось создать связь между таблицами Группы и Студенты. Но эта связь осуществляется по двум полям. Поэтому в таблице Группы необходимо выделить два поля, щелкая по ним левой кнопкой мыши и удерживая нажатой клавишу Ctrl, и перетащить оба поля на таблицу Студенты. В диалоговом окне Изменение связей выберите одноименные поля в таблице Студенты, установите флажок Обеспечение целостности данных и нажмите кнопку Создать.
-
У вас должна получиться схема данных, показанная ниже. Если такая схема данных не получилась, удалите неправильные связи и создайте новые.
-
Откройте таблицу Студенты в режиме таблицы. Для удобного просмотра и поиска данных можно использовать инструменты сортировки и фильтрации, собранные в группе Сортировка и фильтр на вкладке Главная. Порядок сортировки и фильтры можно также задавать с помощью выпадающего меню, которое появляется при нажатии стрелочки, расположенной справа от заголовков столбцов таблицы. Отсортируйте таблицу так, чтобы студенты были упорядочены сначала по институтам, а потом – по фамилиям. Обратите внимание, что для этого сначала нужно установить сортировку для поля Фамилия, а потом – сортировку для поля Институт.
-
Для снятия сортировки нажмите кнопку Удалить сортировку, которая находится в группе Сортировка и фильтр на вкладке Главная.
-
С помощью инструментов сортировки и фильтрации выведите список студентов мужского пола, упорядоченный по датам рождения.
-
Снимите фильтр и сортировку с таблицы.
-
Нажмите на кнопку со знаком +, находящую у левого края строки таблицы. Поскольку в схеме данных установлена связь между таблицами Студенты и Оценки, вы увидите часть таблицы Оценки, относящейся к конкретному студенту. Можно посмотреть оценки любого студента.
-
Откройте таблицу Специальности в режиме таблицы. Найдите специальность Вычислительные машины, комплексы, системы и сети. Это будет проще сделать, если отсортировать таблицу по коду или названию специальности (код искомой специальности – 230101). Нажмите на кнопку со знаком +, находящую у левого края строки таблицы. Однако согласно схеме данных, таблица Специальности связана с двумя таблицами – Экзамены и Группы, причём в обоих случаях это связь типа «один» (со стороны таблицы Специальности) ко «многим» (со стороны другой таблицы). Поэтому приложение Microsoft Access попросит вас выбрать нужную подтаблицу. Выберите таблицу Группы и нажмите кнопку ОК. Теперь вы может видеть группы, относящиеся к специальности Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.
-
Вы можете нажать кнопку со знаком +, например, у группы А-08 и увидеть всех студентов разных годов поступления, обучающихся в этой группе. Для каждого студента можно аналогично открыть подтаблицу с его оценками.
-
Покажите результаты выполненной работы преподавателю.
-
Сохраните базу данных для дальнейшего редактирования.
-
Закройте приложение Microsoft Access.
2.Вопросы для контроля
-
Какие режимы просмотра таблиц существуют в приложении Microsoft Access?
-
Какие типы полей существуют в приложении Microsoft Access?
-
Как можно ограничить данные, вводимые в то или иное поле таблицы?
-
Как создать ключ таблицы?
-
Как создать простой индекс?
-
Как создать составной индекс?
-
Что такое схема данных и зачем она нужна?
-
Как можно изменить порядок и набор записей, отображаемых в таблице?
|
|
|