«Физика – Первое сентября» № 1/2013. Практикум, 11 класс. Тема «Оптика»
Е.В. Алексеева [email protected],
ЧУ СОШ Первая Школа, г. Москва
Продолжение. См. диск к № 10/2012
Лабораторная работа № 1
Проверка законов преломления и отражения света
Оборудование: источник тока, лампа, соединительные провода, экран с щелью, прозрачный полуцилиндр, лимб, держатель, плоское зеркало, планшет.
Выполнение работы:
-
Подготовьте таблицу для записи результатов измерений.
№ опыта
|
Угол падения
|
Угол преломления
|
Sin
|
Sin
|
Sin / sin
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
-
Соберите установку по рисунку. Лампу и экран установите на планшет. Лампу подключите к источнику тока. Экран разместите на расстоянии 3–4 см от лампы.
-
В центре лимба установите полуцилиндр так, чтобы луч падал перпендикулярно плоской поверхности точно в её середину.
-
Поверните лимб так, чтобы угол падения луча составил 10. Измерьте угол преломления, запишите показания в таблицу.
-
Повторите опыт несколько раз, увеличивая каждый раз угол падения на 10. Перед измерением углов проверяйте, попадает ли свет на середину плоской поверхности полуцилиндра.
-
Вычислите значения синусов углов и их отношение для каждого опыта. Запишите в таблицу.
-
Сделайте вывод о значении отношения синусов углов падения и преломления.
-
Подготовьте таблицу для записи результатов измерений.
Угол падения
|
|
|
|
Угол отражения
|
|
|
|
-
В установке, показанной в части А, замените полуцилиндр на держатель с плоским зеркалом. Луч должен быть перпендикулярен поверхности зеркала.
-
Поверните лимб так, чтобы угол падения луча на зеркало составил 10, измерьте угол отражения, запишите показания в таблицу.
-
Повторите измерения при углах падения в 20, 30.
-
Сделайте вывод о зависимости угла отражения от угла падения.
Лабораторная работа № 2
Определение показателя преломления стекла призмы
Оборудование: стеклянная призма, 4 булавки, коврик, линейка, циркуль.
Выполнение работы:
-
Коврик положите под страницу тетради, сверху поместите призму так, чтобы её плоскопараллельные грани совпадали с разметкой тетради, обведите контур призмы карандашом.
-
Расположите тетрадь горизонтально на уровне глаз (следите, чтобы призма не смещалась относительно контура). Разместите 2 булавки перед призмой и 2 за призмой (вертикально, прокалывая страницу и закрепляя на коврике) так, чтобы при рассматривании через призму все булавки казались расположенными на одной линии и для наблюдателя сливались в одну. Линия, проходящая по местам проколов, не должна быть перпендикулярна плоскопараллельным граням.
-
Уберите коврик и булавки, отметьте места проколов точками 1, 2, 3 и 4, постройте ход светового луча, сделайте дополнительные построения (см. рисунок).
-
Запишите для данного случая закон преломления (показатель преломления воздуха считать равным единице), найдите значение показателя преломления стекла.
-
Определите по рисунку значения синусов углов и , подставьте в закон, выполните соответствующие преобразования.
-
Измерьте необходимые расстояния, рассчитайте показатель преломления стекла, определите погрешность измерения.
Контрольный вопрос
Чтобы определить показатель преломления стекла, достаточно измерить транспортиром значения углов и и вычислить отношение их синусов. Какой из методов определения показателя преломления предпочтительнее: этот или использованный в работе?
Лабораторная работа № 3
Наблюдение световых явлений
Выполнение работы:
-
Расположите ладонь вблизи поверхности стола, рассмотрите тень руки в проходящем свете источника. Удаляйте руку от стола (поднимая вверх), следите за изменением тени. Объясните возникновение тени в первом и тени и полутени во втором случаях.
-
Расположите ручку или карандаш в вытянутой руке перед собой горизонтально. Закрыв левый глаз, смотрите на левый конец ручки. Заметьте, когда правый конец ручки выпадет из поля зрения. Выполните опыт при обратных условиях. Объясните данное явление.
-
Подвесьте кольцо на нитях, закреплённых на штативе, развернув кольцо ребром к себе. Отойдите на расстояние 3–5 м от штатива и, закрыв левый глаз ладонью, подойдите к кольцу и проденьте карандаш или ручку в кольцо. Почему опыт удаётся с трудом?
-
Закоптите поверхность ложки, монеты или другого металлического предмета. Опустите предмет в сосуд с водой. Почему поверхность предмета кажется блестящей?
-
В неглубокую чашку поместите монету и рассматривайте край монеты под некоторым углом. Не меняя угол зрения, заполните чашку водой. Почему монета стала видна целиком?
Лабораторная работа № 4
Наблюдение поляризации и дисперсии света
Оборудование: источник тока, лампа, соединительные провода, 2 поляроида в оправе, чёрное зеркало, призма, экран со щелью.
Выполнение работы:
Наблюдение поляризации
-
Подключите лампу к источнику тока. Посмотрите на горящую лампу через один поляроид, медленно вращая его вокруг оси, совпадающей с лучом зрения. Меняется ли яркость лампы при вращении поляроида? Почему?
-
Посмотрите на горящую лампу через два поляроида, вращая один из них. Как и почему меняется яркость лампы?
-
Положите на стол чёрное зеркало, найдите в нём изображение горящей лампы и рассмотрите это изображение через один поляроид, медленно вращая его вокруг оси, совпадающей с отражённым лучом (см. рисунок).
-
Ответьте на вопросы:
А) Как и почему меняется яркость отраженного света при вращении поляроида?
Б) Что является поляризатором в случае, описанном в пункте № 3? анализатором?
Наблюдение дисперсии
1. Возьмите в одну руку экран со щелью, а в другую – стеклянную призму. Экран расположите вертикально на фоне окна или горящей лампы на расстоянии 30–40 см от глаза, а призму – горизонтально перед глазом (см. рисунок). Наблюдайте дисперсионный спектр, рассматривая хорошо освещённую щель в экране через косые грани призмы. Выполните рисунок спектра, соблюдая порядок цветов.
2. Ответьте на вопросы:
А) Какие цвета, и в каком порядке видны в изображении щели?
Б) Свет какого цвета больше преломляется в призме? Какого меньше? Почему?
Лабораторная работа № 5
Наблюдение явлений интерференции и дифракции
Оборудование: камертон, молоточек, стеклянные пластины, источник тока, лампа, соединительные провода, установка со щелью, лоскут капроновой ткани, диск.
Выполнение работы:
1. Наблюдение интерференции звуковых волн:
Ударьте по камертону молоточком, поднесите звучащий камертон на расстоянии 10–15 см к уху и поворачивайте камертон вокруг его оси симметрии то в одну, то в другую сторону.
Опишите и объясните происходящее явление.
2. Наблюдение интерференции на стеклянных пластинках:
Стеклянные пластины сложите вместе и сожмите, наблюдайте радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы. Наблюдайте изменение формы и расположения колец при изменении нажима на пластины.
Опишите и объясните происходящее явление.
.
3. Дифракция света на узкой щели:
Соберите цепь, состоящую из источника тока, лампы, соединительных проводов. Включите лампу. Смотрите на нить накала лампы через узкую щель. Нарисуйте наблюдаемую картину. Изменяйте расстояние между краями щели, описшите и объясните изменение дифракционных спектров.
4. Дифракция света на капроновой ткани:
Смотрите на нить накала лампы через капроновый лоскут, вращая его в вертикальной плоскости. Нарисуйте наблюдаемую картину, объясните её возникновение.
5. Дифракция в отраженном свете:
Наблюдайте дифракционный спектр в свете, отражённом от поверхности грампластинки или компьютерного диска. Объясните возникновение спектра.
Лабораторная работа № 6* (профильный курс)
Определение фокусного расстояния линзы и системы линз
Оборудование: источник тока, лампа, соединительные провода, 2 линзы, планшет, лист с разметкой, держатели, экран.
Выполнение работы:
-
Соберите электрическую цепь из источника тока, лампы и соединительных проводов. Включите лампу.
-
Расположите линзу между экраном и источником света. Перемещая экран, получите чёткое изображение спирали нити накала на экране. С помощью разметки на координатной сетке измерьте расстояние от лампы до линзы d1 и от линзы до экрана (). Запишите формулу тонкой линзы для данного случая, определить фокусное расстояние линзы f1 и оптическую силу D1.
-
Выполните задание № 2 для другой линзы (обозначения величин d2; , f2, D2).
-
Сложите линзы вместе, повториту задание №2 для системы линз, определиту фокусное расстояние и оптическую силу системы (d; d'; f, D).
-
Сделайте вывод об оптической силе системы линз.
-
С помощью первой линзы получите на экране чёткое изображение окна или предметов за окном. Измерьте расстояние от линзы до экрана (фокусное расстояние). Сравните полученное значение с f1, сделайте вывод.
Контрольный вопрос:
Как по форме линзы определить, какая это линза – собирающая или рассеивающая?
Лабораторная работа № 7* (профильный курс)
Определение показателя преломления стекла линзы
Оборудование: двояковыпуклая линза, штангенциркуль, линейка.
Выполнение работы:
Показатель преломления стекла, из которого изготовлена линза, можно определить из формулы:
,
где − главное фокусное расстояние, и − радиусы сферических поверхностей, образующих линзу.
Если линза симметричная и двояковыпуклая, то , следовательно,
, откуда .
Радиус кривизны сферических поверхностей можно рассчитать по геометрическим размерам: толщине , диаметру и толщине цилиндрического слоя (см. рисунок):
-
С помощью линзы получите на экране чёткое изображение окна или предметов за окном. Измерьте расстояние от линзы до экрана (фокусное расстояние ).
-
Штангенциркулем измерьте толщину линзы , толщину её цилиндрического слоя и диаметр линзы .
-
Рассчитайте радиус сферических поверхностей и показатель преломления стекла .
Контрольный вопрос:
Почему в опыте №1 расстояние от линзы до экрана можно считать фокусным расстоянием?
Лабораторная работа № 8* (профильный курс)
Измерение длины световой волны
Оборудование: источник тока, лампа, соединительные провода, экран со щелью, дифракционная решётка, магнитный держатель, планшет, лист с разметкой.
Выполнение работы:
-
Соберите установку: планшет накройте листом с разметкой; на одном краю планшета установите лампу, подсоединённую к источнику тока, и экран. Лампу установите так, чтобы нить накала располагалась над осевой линией координатной сетки, а плоскость экрана и нить накала − на одной линии координатной сетки. На противоположной стороне планшета установите держатель с закреплённой в нём дифракционной решёткой. Центр решётки должен располагаться на одной линии с центром нити накала.
-
Включите лампу, наблюдайте дифракционные спектры 1-го порядка. Для этого смотрите на лампу через дифракционную решётку под некоторым углом относительно линии, соединяющей решётку и лампу.
-
Перемещая экран вдоль координатной сетки, совместите его щель с 1-й красной линией дифракционного спектра. Измерьте по сетке расстояние от лампы до решетки и расстояние от середины нити лампы до щели экрана.
-
Используя условие максимума для дифракционной решётки, выведите формулу для расчёта длины волны красного света (период дифракционной решетки указан на ней).
-
Повторите измерения для фиолетового света.
-
Определите погрешность измерения.
Контрольный вопрос:
Чем отличается дифракционный спектр от дисперсионного?
|