Лекция 1 история развития общественного дошкольного воспитания в стране




Скачать 1.11 Mb.
страница 1/5
Дата 23.08.2016
Размер 1.11 Mb.
  1   2   3   4   5


СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Лекция 1.1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ В СТРАНЕ (1917-1985 г.)
1. Становление системы дошкольного воспитания в Белоруссии в XIX-начале XX вв.

2. Развитие системы дошкольного воспитания в БССР в 20-80-е гг. ХХв.



1. Становление системы дошкольного воспитания

в Белоруссии в XIX - начале XX вв.
Первые шаги по открытию учреждений общественного дошкольного воспитания в Белоруссии относятся к началу XIX века. Оно было представлено детскими приютами и воспитательными домами малюток. В 1802 г. был открыт первый Николаевский детский приют на 28 мест в Могилеве, в 1804 - в Гродно, в 1808 - воспитательный дом в Витебскедля незаконнорожденных. С этого времени в Белоруссии и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание. В конце XIX - начале XX вв. детских приютов и домов насчитывалось примерно 50. Открывались они преимущественно по инициативе богатых людей, духовенства, а государство только приветствовало такую благотворительность.

Детское опекунство, которое начало развиваться в царской России еще при Петре и Екатерине II, в 30-40 гг. XIX в. значительно активизировалось под влиянием общественно-политического движения в стране. В 1839 г. издается специальное «Положение о детских приютах», разработанное русским педагогом В.Ф. Одоевским. В числе первых городов Белоруссии, которые открывали приюты для детей 3-10-летнего возраста, были Витебск, Минск, Могилев. Благотворительные учреждения организовывались на средства, пожертвованные в пользу приютов городскими товариществами и некоторыми частными лицами.

В создании и организации детских приютов в Витебской губернии и поиске средств на их содержание большую помощь оказывал известный русский педагог В.Ф. Одоевский.

Социально-экономическое и культурное развитие Белоруссии в 70-е - первой половине 90-х гг. XIX в. наложило свой отпечаток на деятельность детских учреждений. В это время был принят ряд специальных законодательных актов, которые регулировали некоторые стороны деятельности детских приютов. В частности, в 1888 г. издана записка «О мерах по улучшению системы опекунства брошенных и незаконнорожденных детей». Через несколько лет после записки создаются

2 приюта в Минском районе и Быхове.

Общественное дошкольное воспитание в Белоруссии как по развитию сети детских учреждений, так и по уровню организации образовательной работы занимало во второй половине XIX в. незначительное место в системе народного образования, делало только первые шаги в своем становлении.

В конце XIX - начале XX вв. Белоруссия находилась в менее выгодном положении в осуществлении идеи общественного воспитания детей по сравнению со многими районами Центральной России. Если в крупных промышленных центрах России можно было встретить детские ясли и сады, которые открывались предприятиями и фабриками, то на территории Белоруссии не известно ни одного такого случая. Дошкольное воспитание развивалось здесь в основном по инициативе прогрессивных общественных деятелей и частных лиц.

Этот период (конец XIX - начало XX вв.) характеризуется появлением нового типа учреждений для детей преддошкольного и дошкольного возраста - яслей-приютов.Этот тип учреждений должен был стать одним из методов борьбы за снижение безнадзорности и смертности малолетних детей. В Белоруссии ясли-приюты впервые были организованы в Минске, где женщины-работницы составляли довольно высокий процент от общего количества рабочих. Первый дневной приют «Ясли» был открыт минским Товариществом защиты женщин 18 января 1905 г.

В дневной приют "Ясли" принимали детей в возрасте от 2 до 8 лет всех национальностей, они получали бесплатное трехразовое питание. Приводили детей к 7 утра, если матери на работу к 4 часам утра, разрешали детей оставлять на ночь. В дальнейшем приют «Ясли» начал существовать самостоятельно под названием Товарищество «Ясли». Правление (руководство) Товарищества разработало и утвердило Устав, которым определялись цель, задачи и содержание работы с детьми. Основная цель, говорилось в Уставе, заключается в том, чтобы «поддержать бедный рабочий люд и помочь ему в деле досмотра и воспитания его детей». Воспитательно-образовательная работа в дневных яслях-приютах не имела единых требований организации и методов воспитания. Их цель - простой присмотр и уход за малолетними детьми. Воспитательно-образовательная работа включала в себя простейшие элементы умственного, нравственного и физического воспитания, отсутствовало единство требований общественного и семейного воспитания, не учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.

Буржуазно-филантропические Товарищества Белоруссии открывали в начале XX в. бесплатные народные детские сады,преимущественно в крупных городах и промышленных центрах для детей городской бедноты и рабочего класса. В отличие от яслей-приютов народные детские сады работали не более 6 часов в день. Из всех городов Белоруссии наибольшее количество народных детских садов и очагов имел Минск.

В начале XX в. был открыт народный детский сад, в котором содержались на полном бесплатном обеспечении дети рабочих и беднейшего населения. Работа добровольных товариществ по созданию приютов активизировалась в годы первой мировой войны; детские приюты, сиротские дома создавались для детейпреддошкольного и дошкольного возраста.

В годы первой мировой войны в Белоруссии возникает новый тип дошкольных учреждений - детский очаг.По своим целям, задачам и содержанию работы с детьми он был во многом подобен детскому саду. Отличие заключалось только в продолжительности нахождения детей в нем: неменее 8 ч. в сутки. Образовательная работа в этих учреждениях проводилась по системе, заимствованной у Ф. Фребеля и М. Монтессори.

Бесплатные народные детские сады и очаги постоянно несли большие материальные убытки, что мешало организации и воспитанию детей. Многие очаги не имели земельных участков для проведения с детьми игр и занятий на свежем воздухе. Большая скученность, отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий были главной причиной сокращения времени нахождения детей в очаге, что противоречило его назначению. Дети часто приходили в очаг всего только на 6 и менее часов вместо установленных 8-12 ч. Такое кратковременное нахождение детей в очаге совсем не удовлетворяло потребностей рабочих, которые работали на производстве не менее 12 ч. в сутки. Все без исключения народные детские очаги были очень переполнены. На одну руководительницу приходилось в среднем 40-50 детей, причем разного возраста.

Наряду с бесплатными дошкольными учреждениями существовали платные, в которых находились дети зажиточных семей.

Детские сады и очаги благотворительных товариществ и частных лиц не могли решить острую проблему общественного воспитания детей трудящихся. И все же несмотря на то, что добровольные товарищества открывали новые типы дошкольных учреждений в плохих, слабо приспособленных и почти не оборудованных помещениях, они по сравнению с учреждениями 50-80-х гг. XIX в. по досмотру детей имели некоторые преимущества, являлись определенным шагом вперед в развитии общественного воспитания дошкольников. По неполным данным всего в дореволюционной Белоруссии насчитывалось примерно 40 дошкольных учреждений разных типов, главными из которых были народные детские дома, приюты, ясли-приюты, очаги, сады и дошкольные группы при школах. Детей содержалось в них свыше 3 тысяч человек. В среднем детское учреждение имело, как правило, по 2-3 группы. В каждой из них находилось по 30, а в некоторых даже по 50- 60 детей.
2. Развитие системы дошкольного воспитания

в БССР в 20-80-е гг. XX в.
По-настоящему государственный характер общественное дошкольное воспитание приобрело только после Великой Октябрьской социалистической революции 1917г. Она открыла широкие перспективы для научной разработки вопросов теории и практики общей и дошкольной педагогики, для создания советской системы коммунистического воспитания, первой ступенью которой является общественное дошкольное воспитание. В декабре 1917 г. в составе Народного комиссариата социального обеспечения организуется отдел охраны материнства и младенчества, которому поручается забота о здоровье, воспитании детей от рождения до трех лет, создание для них детских учреждений. В ноябре 1917 г. С.Н.К. издал декрет об организации Государственной комиссии по просвещению. Дошкольное дело было выделено в самостоятельный отдел. Этим декретом дошкольное воспитание включено в единую систему народного образования.

В ноябре 1917 г. опубликована первая декларация по дошкольному воспитанию. В ней указывалось, что общественное воспитание детей должно начинаться с раннего возраста, с первых ступеней развития ребенка, что оно должно быть бесплатным и неразрывно связано со школой.

В 1918 г. при дошкольном отделе был открыт Дошкольный институт под руководством К.Н. Корнилова, который должен был стать "всероссийским центром по изучению физической и духовной природы ребенка". К работе института были привлечены крупные специалисты того времени—психологи, педагоги, врачи. Одновременно с Институтом дошкольного воспитания был открыт Центральный музей по дошкольному воспитанию. Музей ставил своей задачей не только воспроизвести историю развития педагогических систем дошкольного воспитания, но и стать центром сбора, анализа и пропаганды лучших достижений советской дошкольной теории и практики.

В 1919 г. в программе партии дошкольное воспитание рассматривалось как первое звено в системе воспитания детей и тем самым предусматривалась необходимость связи общественного дошкольного воспитания со школой.

В дошкольных учреждениях равное воспитание детей всех сословий и национальностей, воспитание велось на родном языке, в духе уважения к труду, дружбы. В соответствии с первыми декретами РСФСР по народному образованию и школе, которыми руководствовались и в Белоруссии, ставились три первоочередные задачи:

- создание сети дошкольных учреждений,

- выработка новой системы воспитания в них,

- формирование квалифицированных педагогических кадров.

Решению этих задач стали придавать по-настоящему государственное значение только после изгнания из Белоруссии летом 1920 г. польских интервентов.

Первоначально самыми распространенными типами дошкольных учреждений являлись детские ясли, приюты, сады, дома, площадки.Основными программными документами, которыми они руководствовались в своей практической деятельности, были Декларация Дошкольного отдела НКП РСФСР от 20 декабря 1917 г. «О дошкольном воспитании» и «Основные принципы единой трудовой школы», принятые Государственной комиссией по образованию НКП РСФСР 6 октября 1918 г. Вышли в свет «Инструкция по ведению очага и детского сада» (1919г.), первый документ, в котором заложены основы организации жизни детей и работы дошкольных учреждений, «Руководство по ведению очага и детского сада» (1920г.) Использовались также системы воспитания западноевропейских ученых-педагогов Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребеля , М. Монтессори и русских педагогов Е.Н. Водовозовой , Е.И. Тихеевой и др.

В 1919 году был учрежден Совет защиты детей , приняты декреты об охране материнства и детства.

Отсутствие в государстве необходимых материальных и финансовых средств, неотложная потребность в срочном обеспечении дошкольных учреждений кадрами сделали самой популярной формой их подготовки одно-, трех- и шестимесячные курсы. Вместе с тем, определенные шаги делались и по подготовке специалистов по дошкольному воспитанию более высокой квалификации. В 1921 году в Минском институте народного образования (МИНО) было открыто отделение по подготовке воспитателей детских садов.

Кроме МИНО, дошкольные отделения начали создаваться и в других педагогических институтах. Так, 19 августа 1920 года было опубликовано сообщение о приеме абитуриентов на дошкольное отделение Могилевского института народного образования. С 1928 года началосьиздание журнала «Дошкольное воспитание».

В 1938 году состоялся первый выпуск специалистов по дошкольному воспитанию Минского педагогического института имени А.М. Горького. Но того количества специалистов дошкольного воспитания, которое готовили эти институты, было очень мало. Поэтому в ряде средних педагогических учебных заведений были дополнительно открыты дошкольные отделения.

Накануне Великой отечественной войны в республике в 6 училищах готовили воспитателей для детских садов: Минском, Могилевском, Бобруйском, Полоцком, Кричевском, Высочанском. Но и приход специалистов со средним специальным образованием ожидался через достаточно продолжительный отрезок времени. Поэтому курсовая подготовка еще долгие годы должна была занимать ведущее место в системе дошкольного педагогического образования.

Развивалась научная мысль по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. В 1932 году был подготовлен «Проект программы детского сада»,«Программа и внутренний распорядок детского сада» (1934г.), в 1938 году - «Пособие воспитателю детского сада», в которых были сформулированы основные принципы, цели, задачи, изложено содержание дошкольного воспитания с учетом возрастных особенностей детей, определены формы, методы и средства воспитания и обучения, место белорусского языка и литературы в работе с детьми.

Довоенная дошкольная педагогикаБеларуси отличалась своей спецификой по сравнению с такой же наукой других республик СССР. Она сыграла решающую роль в создании белорусского национального детского сада.

Во время войны почти все дошкольные учреждения Беларуси были разрушены или сожжены. Но сразу после освобождения в 1944 году началось возрождение сети дошкольных учреждений.

Нормативно-правовые документы данного периода по дошкольному воспитанию: постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (1942г.); постановление «О приеме детей семилетнего возраста в школы» (1943г.), «Положение о колхозном саде» (1945г).

К концу 1944 года в 284 детских садах воспитывалось 19295 дошкольников. Довоенного же уровня сеть дошкольных учреждений достигла только в 1958 году.

В 1945 году было издано новое «Пособие для воспитателей детского сада», которое в 1953 году, а потом в 1963 году переработано в Программу детского сада, которая значительно пополнилась новым содержанием, формами и методами воспитания и обучения с учетом достижений ученых в разработке вопросов умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Основной тип дошкольного учреждения в этот период - ясли-сад, в котором воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет. Ясли-сады созданы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерях по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" (1959 г.). Данное постановление было направлено на установление единой системы воспитания детей от первого года жизни до перехода в школу, на улучшение организации лечебно-профилактического обслуживания детей, на укрепление связи родителей и детского сада в осуществлении единства воздействия на детей. Воспитание детей поручается одному педагогическому коллективу и одному врачу, который наблюдает за состоянием здоровья и физического развития каждого ребенка.

Практически заново приходилось создавать систему подготовки воспитателей. И в этот период не обошлось без кратковременных курсов. Хотя быстро возобновили свою деятельность Могилевское и Минское педагогические училища, открыли дошкольные отделения в Пинском (1960 г.), Полоцком (1967 г.) училищах. Активно занимались подготовкой специалистов для системы дошкольного воспитания Минский государственный педагогический институт имени А.М. Горького и Могилевский государственный педагогический институт. В 1984 году создается факультет дошкольного воспитания в Брестском государственном педагогическом институте имени А.С. Пушкина.

Важное значение имело постановление «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (1984г.) для создания условийобучения с 6-летнего возраста, введения учреждения «школа-детский сад».

Хотя с большим опозданием, но все-таки началась в Беларуси и подготовка дипломированных ученых-педагогов в области дошкольного воспитания. Долгое время в решении этой проблемы мы находились на одном из последних мест среди республик СССР. Первым приступил к подготовке ученых по дошкольному воспитанию МГПИ имени А.М. Горького. В 1970 году в его аспирантуре обучались 6 специалистов в области дошкольного воспитания. На то время на кафедре дошкольной педагогики института работали только 2 кандидата педагогических наук (Г.В. Петроченко и Я.И. Ковальчук). В 1972 году на ученом совете при МГПИ имени А.М. Горького по проблемам дошкольного воспитания защитили кандидатские диссертации Е.А. Андреева и А.И. Васильева.

Появление в рядах ученых и преподавателей кандидатов наук в области дошкольного воспитания создало реальные возможности для подготовки из них докторов наук. В 1980 - 1990-е годы защитили докторские диссертации Е.А. Андреева (по проблеме развития дошкольного воспитания в Белорусской ССР), Л.Д. Глазырина (по проблеме физического воспитания дошкольников), Н.С. Старжинская (по проблеме развития речи дошкольников).

Послевоенное развитие дошкольного воспитания нельзя сводить только к созданию широкой сети дошкольных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений по подготовке воспитателей. Определенный успех достигнут в развитии теории дошкольного воспитания. Этой проблемой занимались кафедры педагогических институтов, специальный отдел НИИ педагогики (сегодня Национальный институт образования). Они оказали неоценимую помощь управлению дошкольного воспитания Министерства просвещения по созданию своих программ воспитания и обучения в детском саду.

После издания в 1958 году Закона о связи школы с жизнью впервые такая программа была основательно разработана в республике в 1963 году. В ней нашли отражение такие вопросы как: преемственность ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста; диалектическая взаимосвязь дошкольной педагогики и психологии, физического, умственного, духовного, эстетического и трудового воспитания; психофизическая подготовка детей дошкольного возраста к школе. В 1970 - 1980-е годы эта программа была значительно усовершенствована за счет включения материалов по духовному и эстетическому воспитанию детей.

Заслуживает внимания и предложение строить этот вид воспитательной работы на национальной белорусской основе. Такое направление в педагогическом процессе детского сада дало возможность хоть немного повысить у детей чувство патриотизма и национального самосознания, чему никак не способствовали реалии тогдашней жизни в нашей республике. В 1984 годуиздается «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду».


Вопросы для самоконтроля
1.Какими типами учреждений была представлена система дошкольного воспитания в Белоруссии в XIX - нач. XX веков?

2.По каким направлениям развивалась система дошкольного воспитания в БССР в 20-80-е годы XX века?


Лекция 1.2.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В 90-Е ГОДЫ XX В.
1. Основные противоречия в системе общественного дошкольного воспитания. Сокращение сети дошкольных учреждений после распада СССР.

2. Реформа образования в Республике Беларусь в 90-е годы XX в. и государственная политика в сфере образования

3.Важнейшие инструктивные, программно-методические документы, определяющие состояние и развитие системы дошкольного образования в республике.

4. Структура дошкольного образования в 90- е годы.

5. Научно-методический журнал «Пралеска» (1991 г.) и его роль в обобщении и внедрении передового педагогического опыта дошкольного образования в Республике Беларусь. Национальная «Программа воспитания и обучения в яслях-саду «Пралеска» (1995 г.).

1.Основные противоречия в системе общественного

дошкольного воспитания
Анализ деятельности созданных в постсоветских странах, и в первую очередь в Беларуси, дошкольных учреждений, показывает, что они сыграли положительную роль в оказании помощи семье по воспитанию детей, подготовке их к школе и предоставлении возможности профессионального и общественного роста женщине-матери.К началу 1990-х годов в БССР сложилась достаточно сильная система дошкольного воспитания.

В 1990 г. насчитывалось 5350 дошкольных учреждений, охват детей дошкольным воспитанием составлял 68%. Большинство дошкольных учреждений находилось в ведомственном подчинении, что обеспечивало довольно высокий уровень материально-технического обеспечения. Однако чрезмерная централизация управления системой дошкольного воспитания, высокая наполняемость групп, слабое развитие технологий, ориентированных на индивидуальный подход к ребенку, сковывали творческую инициативу воспитателей, не позволяли обеспечить эффективное развитие личности ребенка. Система, созданная на приоритете общественного (обеспечиваемого государством) воспитания перед семейным, постепенно привела к самоустранению (частичному или полному) родителей от этой важнейшей заботы, перекладыванию ответственности за изъяны в воспитании детей на учебно-воспитательные учреждения.

В свою очередь социальные институты, представленные дошкольными учреждениями, школами и т.д., оставаясь для родителей «закрытой» системой образовательного учреждения, используя различные формы взаимодействия с семьей, чаще всего выступали в роли «ментора», поучающего родителей, как воспитывать их же собственных детей.

Экономический кризис 1991-1995 гг., сопровождавшийся значительным спадом производства, снижением уровня жизни значительной части населения и демографическим спадом, обусловил резкое сокращение сети дошкольных учреждений, особенно ведомственных. В целом с 1990 по 1995 г. были закрыты около 800 дошкольных учреждений. Впервые в 1992 -1993 годах несмогли трудоустроиться в дошкольные учреждения выпускники педагогических институтов и училищ.

С целью недопущения необоснованного закрытия дошкольных учреждений Верховным Советом Республики Беларусь 24 апреля 1992 г. было принято постановление «О сохранении и развитии сети детских дошкольных учреждений». Правительство приняло специальные меры, в том числе перевод ведомственных дошкольных учреждений на бюджетное финансирование либо частичное покрытие расходов на их содержание за счет бюджетов местных исполнительных и распорядительных органов. Это позволило сохранить необходимую сеть дошкольных учреждений.

До 90-х гг. прошлого столетия в стране функционировала единообразная система учреждений, представленных такими государственными типами как ясли, ясли-сад, детский сад, работающими по общей типовой программе. Вместе с тем уже в этих учреждениях развивался разнообразный (доступный для родителей) комплекс услуг, который обеспечивал не только питание, уход, досмотр, обучение, воспитание, развитие детей, но и медицинские, физкультурно-оздоровительные услуги. При этом расширение комплекса услуг для детей и их родителей со стороны дошкольного учреждения не привело к увеличению общей платы за их использование. Практически родительская плата за содержание ребенка в процентном отношении оставалась прежней, как в стабильные для республики годы (60% от стоимости питания ребенка в саду).

Поэтому не случайно ухудшение социально-экономического положения в стране с 90-х годов привело, с одной стороны, к значительному сокращению сети дошкольных учреждений (особенно ведомственной принадлежности), а с другой — к активным поискам механизмов преобразования ее в интересах семьи и повышения качества дошкольного образования.

Основанием для осуществления подобных поисков стали как анализ белорусского и зарубежного опыта, так и отечественные научно-исследовательские разработки. Первые результаты изучения и оценки сложившихся на национальном уровне состояния, тенденций, проблем, перспектив развития дошкольного образования были представлены в научной работе Т.М. Коростелевой «Становление и тенденции развития дошкольного образования в Республике Беларусь», и в«Концепции общественногодошкольного воспитания» (1990 г.).


2. Реформа образования в Республике Беларусь в 90-е годы XX в. и государственная политика в сфере образования
Значительная часть задач, определенных Концепцией развития дошкольного воспитания в БССР (1990 г.), решалась успешно. В 90-е годы систему образования в ее первом звене - дошкольном образовании – характеризуют значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. Введен термин "дошкольное образование" (с 1997 года по решению ЮНЕСКО).

Концепция предложила теоретические основы дошкольного образования, определила его функции, стратегию, цель, принципы, задачи развития до 2010 года, особенности используемых в дошкольном образовании технологий воспитания и обучения.

В Концепции нашли отражение современные тенденции развития дошкольного образования в нашей стране и за рубежом, учтены мнения педагогов-практиков, методистов, ученых.

Целью развития дошкольного образования в период реформирования определены:

- повышение престижа дошкольного образования, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования;

- создание условий для развития вариативных видов, типов, профилей дошкольных учреждений с ориентацией на главного заказчика и потребителя - родителей.

Задачами реформирования дошкольного образования обозначены:

- сохранение государственной системы дошкольных учреждений (бюджетных и ведомственных);

- определение стандарта дошкольного образования;

- переход на новое содержание и технологии дошкольного образования;

- изменение организационной структуры дошкольного учреждения в соответствии с принципами вариативности, открытости, доступности, сотрудничества с семьей, взаимодействия дошкольного учреждения, школы и других общественных организаций;

- адекватное и своевременное реагирование на изменяющиеся условия, опережающее развитие дошкольного учреждения по отношению к обществу (в первую очередь по отношению к семье и школе);

- совершенствование научно-методической и функциональной подготовки дошкольных работников, которая позволяет гибко ориентироваться в подвижной (изменяющейся) структуре дошкольного учреждения.
3.Важнейшие инструктивные, программно-методические документы, определяющие состояние и развитие системы

дошкольного образования в республике
Начиная с 1990-х годов, управление дошкольного воспитания Министерства образования стало настоящим генератором разработки новых, соответствующих времени, идей дошкольной педагогики и внедрения их в практику.

Были приняты важнейшие инструктивные, программно-методические документы, определяющие состояние и развитие системы дошкольного образования в республике. Роль постановлений «О перестройке системы дошкольного воспитания в республике» и «Концепции дошкольного воспитания» (1990г.) в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Постановления «О сохранении и развитии сети детских дошкольных учреждений» (1992г.) и «О сохранности, развитии системы дошкольного воспитания и научно-методическом обеспечении деятельности детского сада» (1994г.), «Примерное положение о детском дошкольном учреждении» (1993г.), «Закон о правах ребенка» (1993г.).

В Республике был приостановлен процесс закрытия дошкольных учреждений, продажи их зданий. Для поддержки и укрепления материально-технической базы детских садов создавались внебюджетные фонды.Были разработаны меры по дальнейшему развитию сети дошкольных учреждений, повышению качества дошкольного образования, оказанию помощи семье в воспитании детей.

Изучение мотивационно-целевых установок и потребностей родителей в услугах дошкольных учреждений позволило внести корректировки в нормативно-правовые документы, провести дифференциацию сети дошкольных учреждений, исходя из запросов семьи, по видам, типам, профилям, режиму и содержанию работы.


4. Структура дошкольного образования в 90- е годы
В 90-е г.г. в Республике Беларусь образовалась гибкая многофункциональная система разнообразных дошкольных образовательных учреждений, различающаяся:

- по видам (по форме собственности): государственные и частные;

- по типам: ясли, детский сад, ясли-сад, школа-сад (варианты: детский сад - начальная школа; детский сад - школа), дошкольный центр развития ребенка, детский дом (для детей дошкольного возраста);

- по профилю работы с детьми: общего назначения; с углубленной направленностью; по уходу и досмотру; оздоровительной и компенсирующей направленности.

Детский сад с углубленным направлением в работе обеспечивает преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовку ребенка к успешному обучению в начальных (подготовительных) классах при гимназии или школе с эстетическим, театральным, художественным уклоном и углубленным изучением иностранного языка.

Дошкольные учреждения разных типов и направлений деятельности могли функционировать с кратковременным пребыванием детей в них: семейный детский сад; сезонная, игровая площадки.



Новые типы дошкольных учреждений: дошкольные Центры развития ребенка, школы-сады, дошкольные учреждения с кратковременным пребыванием детей.

С 1995 года начинают развиваться Центры развития ребенка, которые организуют свою деятельность как с постоянным, так и с временным контингентом детей, реализуют индивидуальные программы развития ребенка, основываясь на программах дошкольного образования, обеспечивают комплекс образовательных, оздоровительных услуг, коррекционную помощь, взаимодействуют со школой, внешкольными учреждениями.

Научным коллективом «Шаг за шагом» разрабатывалась и апробировалась модель «открытого» учебно-воспитательного учреждения, которая была сориентирована на взаимодействие с семьей, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

5. Научно-методический журнал «Пралеска» (1991 г.) .

Национальная «Программа воспитания и обучения в

яслях-саду «Пралеска» (1995 г.)
По инициативе управления по дошкольному воспитанию Министерства образования в 1991 году в республике впервые начал издаваться журнал «Пралеска» (главный редактор - А.И. Саченко), на страницах которого публикуются научно-методические, публицистические статьи о семейном и общественном воспитании дошкольников, даются рекомендации психологов, педагогов, медиков, социологов.

С участием сотрудников управления дошкольного воспитания в 1995 году была создана Программа «Пралеска» - первая национальная программа воспитания и обучения в детском саду (научный руководитель - профессор БГПУ имени М. Танка Е.А. Панько). Основными задачами программы определены:

- охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;

- обеспечение полноценного своевременного и всестороннего психического развития ребенка;

- воспитание личности ребенка, ее творческого потенциала, формирование способностей;

- формирование взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;

- обучение детей, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм и средств народной педагогики.
Вопросы для самоконтроля
1.Охарактеризуйте структуру дошкольного образования РБ в 90-е годы.

2. Перечислите новые типы дошкольных учреждений , открытых в 90-е годы в нашей стране.

3.Охарактеризуйтедошкольные учреждения этого периода по профилю работы с детьми.

4. Назовите основные задачи первой национальной программы воспитания и обучения в детском саду «Пралеска».

Лекция 1.3.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.Концепция дошкольного образования в Республике Беларусь (2000г.). Закон Республики Беларусь «Об образовании» (2002 г.).

2.Цели и задачи национальной системы дошкольного образования.

3.Принципы дошкольного образования.

4. Программа развития системы дошкольного образования на 2009-2014 годы.

5.Законодательное и нормативное правовое обеспечение системы дошкольного образования.Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Структура системы непрерывного образования в Республике Беларусь.Образовательные стандарты дошкольного образования. Государственные органы управления дошкольным образованием.

6.Подготовка кадров для системы дошкольного образования в

Республике Беларусь.

7.Достижения и перспективы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь.

1.Концепция дошкольного образованияв

Республике Беларусь (2000г.)
Начало XXI века характеризует новый период в развитии дошкольного образования в стране. Наметилась тенденция к увеличению посещаемости детских садов. Это связано со стабилизацией экономики в стране, увеличением занятости населения (матерей), стабилизацией рождаемости. Эти факторы требовали внесения изменений в работусистемы дошкольного образования. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.07.2000 N 35 была принята Концепция дошкольного образования Республики Беларусь. Констатировалось, чтона сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции, на первое место ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе. Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений;иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализацию детей с особенностями психофизического развития.

Концепция дошкольного образования Республики Беларусь предложила теоретические основы дошкольного образования, определила его функции, стратегию, цель, принципы, задачи развития до 2010 года, особенности используемых в дошкольном образовании технологий воспитания и обучения.

В Концепции нашли отражение современные тенденции развития дошкольного образования в нашей стране и за рубежом, учтены мнения педагогов-практиков, методистов, ученых. Юридическими документами, из которых исходила Концепция и которыми регулировались отношения в сфере дошкольного образования, стали Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании в Республике Беларусь." В соответствии с этим Законом государство признает важную роль дошкольного образования в становлении личности и создает надлежащие условия для пользования им гражданами республики, оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье в воспитании ребенка путем создания и развития широкого спектра дошкольных образовательных учреждений, обеспечивает доступность дошкольного образования.
2.Цели и задачи национальной системы

дошкольного образования
Цели системы дошкольного образования - дальнейшее развитие доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства

- повышение престижа дошкольного образования, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования;

- создание условий для развития вариативных видов, типов, профилей дошкольных учреждений с ориентацией на главного заказчика и потребителя - родителей.

Задачами дошкольного образования являются:

- расширение многофункциональной сети дошкольных учреждений разных типов, профилей, новых форм организации дошкольного образования, в том числе для детей с особенностями психофизического развития, с целью оказания государственной социальной и психолого-педагогической поддержки семьям;

- формирование здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях;

- повышение качества образовательного процесса, создание в детских садах условий для деятельности, укрепляющей здоровье детей, развивающей индивидуальные способности ребенка, его активность, жизнерадостность;

- укрепление сотрудничества с семьей в целях формирования позитивного родительства, ориентированного на создание благоприятной для развития ребенка социальной среды.
3. Принципы дошкольного образования
В реализации основных задач современное дошкольное образование базируется на принципах:

- гуманизации направленности педагогической работы, предполагающей ориентацию на личность ребенка, максимальное раскрытие его склонностей и интересов, способностей через организацию разных видов детской деятельности; использование при этом современных научных знаний о значении дошкольного детства в становлении личности; создании предметно-пространственной и социальной развивающей среды;

- признания приоритетным личностно-ориентированного образования;

- природосообразности;

- признания равенства прав каждого ребенка на нормальное разностороннее развитие;

- доступности дошкольного образования;

- признания самоценности дошкольного детства;

- приоритетности такого направления деятельности дошкольного учреждения, как охрана жизни и здоровья ребенка, его физического и психического развития, формирование основ здорового образа жизни;

- направленности содержания работы на социализацию ребенка, развитие у него навыков общения, умения жить в коллективе, безболезненно переходить на следующую ступень образования;

- единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы;

- единства воспитательных, обучающих и развивающих задач;

- привлечения родителей к участию в управлении дошкольным учреждением, организации и проведении воспитательного процесса в качестве партнеров педагогов; совместной реализации специфических возможностей семьи и детского сада в воспитании, обучении и развитии детей;

- вариативности дошкольного образования в разных видах, типах, профилях, режиме деятельности (функционирования или развития) дошкольных учреждений в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя - семьи;

- преемственности дошкольного и начального образования, взаимодействия общественного и семейного дошкольного образования;

- учета региональных особенностей;

- адекватного и своевременного реагирования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров на изменения, происходящие в системе дошкольного образования.


4.Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы
Состояние и развитие дошкольного образования тесно связано с социально-экономическим развитием и новейшей историей страны. В 2007 году более 40% учреждений дошкольного образования работали с перегрузкой. Оснащенность средствами обучения, игровым и учебным оборудованием составляла 49,3%. Несмотря на сохранявшуюся тенденцию к снижению уровня заболеваемости детей, ее показатели требовали принятия неотложных мер по созданиюздоровьесберегающей системы в каждом дошкольном учреждении. В 2007 году в расчете на тысячу детей зарегистрировано 1 тыс. 613 случаев заболеваний. В среднем по стране одним ребенком по болезни было пропущено 10 дней.Основная масса детей (87%) посещала детские сады с режимом пребывания в них 10,5-12 часов. Суточный рацион питания во многих дошкольных учреждениях на протяжении многих лет не выполнялся на 20-40%, что также обуславливало высокий уровень заболеваемости детей. Денежные нормы расходов на питание не соответствовали нормам питания детей, не отвечали физиологическим потребностям организма растущего ребенка. Денежные нормы расходов на питание не соответствовали натуральным нормам.

С целью решения имеющихся проблем и дальнейшего устойчивого развития системы дошкольного образования Правительством Республики Беларусь была принята Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 гг., предусматривающая:

- оптимизацию сети учреждений дошкольного образования,

- формирование здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования,

- повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста,

- преодоление различий в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного образования и воспитания,

- повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.

Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы как организационная основа реализации государственной политики в сфере дошкольного образования - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей и тактических задач дошкольного образования. Планируемые результаты реализации Программы - повышение качества дошкольного образования; сохранение доступности дошкольного образования и повышение охвата детей дошкольными учреждениями до 92 процентов в городской местности, до 85 процентов в сельскойместности. Реализация мероприятий Программы позволит также сформировать адаптивную образовательную среду в дошкольных учреждениях, обеспечитьздоровьесберегающийпроцесс воспитания, обучения и развития каждого воспитанника; улучшить качество медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях, в том числе и врачебного; обеспечить престижность трудовой деятельности педагогических работников, повысить их заработную плату.

Программой предусмотрено строительство 73 дошкольных учреждения, перепрофилирование 65 дошкольных учреждений и 339 групп, в том числе и новых форм организации дошкольного образования, экономически более целесообразных: гибких по режиму пребывания детей и направлениям содержания дошкольного образования, в том числе воспитание и обучение детей на дому.
5.Законодательное и нормативно-правовое обеспечение

системы дошкольного образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании.Положение об учреждении

дошкольного образования(2011 г.)
В Кодексе об образовании, принятом в 2010 году, четко определено место дошкольного образования в системе общего образования. Это его первая ступень, начало. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, гражданина. Дошкольное образование — не сфера обслуживания, а фундамент, на котором строится все здание нашей национальной системы образования.

Дошкольное образование— уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Кодекс определил структуру системы дошкольного образования. Она включает:

- участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;

- образовательную программу дошкольного образования;

- учреждения дошкольного образования;

- иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

- иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

- индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

-государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;

- республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Основное звено этой системы - дошкольные учреждения- представлены следующими видами:

ясли,


ясли-сад,

детский сад,

санаторный ясли-сад,

санаторный детский сад,

дошкольный центр развития ребенка

В соответствии с Кодексом РБ об образовании действуют учебно-педагогические комплексы:

ясли-сад — начальная школа;

ясли-сад — базовая школа;

ясли-сад — средняя школа;

детский сад — начальная школа;

детский сад — базовая школа;

детский сад — средняя школа



Образовательные стандарты дошкольного образования.В Республике Беларусь разработаны основные показатели воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы, которые представляют собой ожидаемые результаты развития ребенка при создании соответствующих педагогических условий. Образовательные стандарты дошкольного образования определяют требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников. Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования. Действующие образовательные стандарты дошкольного образования утверждены постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 29.12.2012 г. № 146.

Положение об учреждении дошкольного образования (Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 г. № 150)установило:

- задачи и функции учреждения дошкольного образования;

- права и обязанности учреждения дошкольного образования;

- структуру учреждения дошкольного образования;

- порядок приема лиц в учреждение дошкольного образования;

- особенности организации образовательного процесса;

- порядок управления учреждением дошкольного образования;

- возрастные рамки при объединениивоспитанников в группы:

первого раннего возраста (до одного года);

второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

первую младшую (от двух до трех лет);

вторую младшую (от трех до четырех лет);

среднюю (от четырех до пяти лет);

старшую (от пяти до семи лет).

Государственное управление в сфере образования осуществляют:

Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.


6.Подготовка кадров для системы дошкольного образования
Подготовка кадров для системы дошкольного образованияосуществляется в 9 высших учебных заведениях страны. Овладение современным научно-методическим содержанием в системе непрерывного образования обеспечивают государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», Минский городской и государственные областные институты развития образования.

Национальным институтом образования реализуется концепция научного, программно-методического обеспечения деятельности педагогов дошкольных учреждений, осуществляется организация научно-исследовательской деятельности в сфере дошкольного детства. Разноуровневая методическая работа органов управления образования, проведение различных конкурсов и смотров, востребованность профессионального научно-методического журнала «Пралеска», рациональное использование выделяемых средств на приобретение методической литературы педагогам дошкольных учреждений позволяют успешно формировать потребность у педагогов повышать профессиональную компетентность и педагогическую культуру.

Сохраняется позитивная тенденция повышения образовательного уровня педагогов дошкольного образования: за последние 5 лет на 6,6 % увеличилось число педагогов с высшим образованием, что составляет 49,4 %. от общей их численности.
7. Достижения и перспективы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь

Система дошкольного образования — одна из самыхзначительных в образовательной сфере страны, т.к. услуги по воспитанию и образованию получают около 400 тыс. детей. Благодаря целенаправленной государственной политике в сфере дошкольного образования: ежегодное бюджетное финансирование, введение государственных социальных стандартов - обеспечивается не только стабильное функционирование системы дошкольного образования, но и ее устойчивое развитие. Соблюдается принцип самоценности дошкольного детства.Беларусь по финансовым вложениям в сферу дошкольного образования занимает одно из первых мест в мире. Если у нас на «дошкольное детство» тратится 1 процент ВВП ежегодно, то во многих других странах — от 0,5 до 0,8 процента. Сегодня качественные показатели развития системы дошкольного образования в Беларуси самые высокие среди стран СНГ. Кроме того, в нашей нормативно–правовой базе заложено развитие самых разных моделей дошкольного образования: групп кратковременного пребывания, интегрированных групп, семейного детского сада. То, что сегодня 93 процента детей посещают учреждения дошкольного образования, говорит о том, что родители доверяют детским садам, и в целом существующей системе дошкольного образования.

Созданная нормативно-правовая база системы дошкольного образования позволяет удовлетворять запросы родителей на разнообразные образовательные, оздоровительные услуги, коррекционно-педагогическую помощь детям с особенностями психофизического развития как в рамках учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, так и на дому.

В настоящее время сеть дошкольных учреждений Республики Беларусь представлена 4070 дошкольными учреждениями. Из них 816- ясли, ясли-сад, детский сад, 87 –санаторные, 49-специальные дошкольные учреждения , 118-дошкольные центры развития ребенка ,1000-детские сады-школы.

Развитие системы дошкольного образования является одним из факторов улучшения демографической ситуации в стране. С этой точки зрения, значимой является социальная, педагогическая, психологическая поддержка семьи в условиях дошкольного учреждения. В реализации демографических задач актуальным для системы дошкольного образования является сохранение доступности образовательных услуг дошкольных учреждений, развитие новых форм организации дошкольного образования с гибкой системой режимов пребывания детей в них: сезонные и игровые площадки, детский сад на дому, группы кратковременного пребывания.

Актуальные направления дальнейшего развития системы дошкольного образования:

1. Обеспечение доступности дошкольного образования путём: строительства учреждений дошкольного образования, особенно в микрорайонах-новостройках;реорганизации учреждений образования;вывода первых классов из детских садов;открытия групп кратковременного пребывания;создания условий для открытия групп на платной основе (хозрасчётной) и др.

2. Обеспечениездоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия посредством совершенствования организации питания детей в учреждениях дошкольного образования;обеспечения качественного взаимодействия с территориальными учреждениями здравоохранения по совершенствованию медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника.

3. Совершенствование качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования через:

- повышение образовательного и квалификационного уровней работников, целевое обучение и переподготовку по специальностям дошкольного образования;

- формирование профессиональной компетентности работников учреждений дошкольного образования;

- обеспечение учреждений дошкольного образования учебными изданиями, официально утверждёнными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

4. Повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования путём: обеспечения престижности трудовой деятельности педагогических работников учреждений дошкольного образования;повышения заработной платы.
Вопросы для самоконтроля
1.Охарактеризуйте цели и задачи национальной системы дошкольного образования.

2. На каких принципах базируется современное дошкольное образование?

3. Какие юридические документы регулируют отношения в сфере дошкольного образования?

4. Раскройте содержание основных направлений дальнейшего развития системы дошкольного образования.


Лекция 1.4.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.Плановое развитие дошкольного образования как составная часть единой государственной системы.

2.Финансирование дошкольного образования как планово-государственное мероприятие. Основные и дополнительные источники финансирования.

3.Основные принципы государственного планирования и прогнозирования.

4.Порядок образования и использования бюджетных и внебюджетных финансовых средств.Дополнительные источники финансирования.

5.Смета расходов дошкольного учреждения. Основные правила ее составления.

1.Плановое развитие дошкольного образования как составная

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница