Методическая разработка открытого урока «Скорость химических реакций»




Скачать 108.28 Kb.
Дата 19.09.2016
Размер 108.28 Kb.
Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

«Скорость химических реакций»







Разработал преподаватель

высшей категории Пархомова М.В.


2014


Технологическая карта занятия «Скорость химических реакций»




Основные пункты технологической карты

Обязательная общая часть

1

Наименование дисциплины

Химия

2

Тема урока

Скорость химических реакций

3

Тип и вид занятия

Комбинированный урок

Повторение, лекция



4

Цели занятия

(как ожидаемые результаты обучения)



В результате проведённого урока учащиеся:

продолжают формирование понятия «скорость химических реакций», выясняют, от каких факторов зависит скорость химических реакций;

продолжают учиться обрабатывать и анализировать экспериментальные данные; выяснять взаимосвязь между скоростью химических реакций и внешними факторами;

продолжают развитие коммуникативных умений в ходе парной и коллективной работы; акцентировать внимание на важности знаний о скорости химической реакции протекающих в быту (коррозия металла, прокисание молока, гниение и др.)

закрепляют умение работать с электронным пособием, таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой


5

Методы обучения

Частично - поисковый (репродуктивный)

6

Формируемые компетенции (общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК))

Общие: формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым дисциплинам и сферам деятельности;

уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм;

владеть разными видами речевой деятельности.



Профессиональные: владеть навыками работы с различными источниками информации (электронное пособие, Интернет, словари, справочники, книги, учебники);

самостоятельно искать, извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

ориентироваться в информационных потоках, уметь осознанно воспринимать информацию;

владеть навыками использования информационных устройств (ПК, принтер);

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

уметь применять на практике полученные знания.



7

Тезаурусное поле занятия

Химическая кинетика – раздел химии, в котором изучаются скорости и механизмы химических реакций.

Система в химии – рассматриваемое вещество или совокупность веществ.

Фаза - часть системы, которая отделена от других частей поверхностью раздела.

Гомогенная (однородная) система – система, состоящая из одной фазы.

Гетерогенная (неоднородная) система – система, состоящая из двух или нескольких фаз.

Скорость гомогенной химической реакции – количество вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате реакции в единицу времени в единице объёма системы.

Скорость гетерогенной химической реакции – количество вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате реакции в единицу времени на единице поверхности раздела фаз.

Факторы, влияющие на скорость реакции:

- природа реагирующих веществ;

- концентрация реагирующих веществ;

- температура;

- присутствие катализаторов.

Катализатор – вещество, которое изменяет (увеличивают) скорость реакции, но не расходуется в результате реакции.

Ингибитор - вещество, которое изменяет (замедляют) скорость реакции, но не расходуется в результате реакции.

Ферменты (энзимы) – биологические катализаторы.

Закон действующих масс.



8

Используемые средства, в т.ч. средства ИКТ

Компьютерный терминал, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, ноутбук, колонки, 15 персональных компьютеров, диск с презентациями и показом опытов по гидролизу солей; основная и дополнительная литература

9

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Межпредметные: биология (химические реакции в живом организме), физика (понятие о тепловом эффекте реакций, влияние физических факторов на скорость химической реакции)

10

Образовательные ресурсы (в т. Ч. Интернет)

Система электронного обучения «Академия-Медиа», химические сайты XuMuk.ru, Alhimik.ru, Полезная информация по химии, основная и дополнительная литература




Этапы занятия

Длительность этапа

Результаты

Критерии и способ оценки

Функция преподавателя

Организация деятельности учащихся

1

Организация начала занятия

5 мин







Приветствие

Проверка подготовки студентов к занятию

Готовность оборудования

Запуск системы ЭО

Определение отсутствующих студентов


Приветствие

Дежурный называет отсутствующих студентов



2

Проверка домашнего задания

10 мин







Выдача карточек с индивидуальным заданием, вывод на экран заданий для всей группы

Выполнение заданий, самопроверка и проверка в паре

3

Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала

3 мин







Объявление темы урока и определение его задач

Запись темы в тетрадь

Поиск соответствующей темы в системе ЭО



4

Актуализация знаний, мотивационный этап

12 мин







Фронтальная беседа

Постановка вопросов

Управление дискуссией


Ответы на вопросы, дополнение ответов друг друга

5

Этап усвоения новых знаний

20 мин







Выдача заданий в электронном пособии, консультации

Работа с электронным пособием

6

Первичная проверка усвоения знаний

10 мин







Выдача заданий, контроль выполнения

Выполнение заданий

7

Первичное закрепление знаний

15 мин







Демонстрация опытов по теме с помощью проектора и экрана

Наблюдение

Составление уравнений реакций



8

Контроль и самопроверка знаний. Рефлексивно-контролирующий этап

7 мин







Контроль написания уравнений, оценка, обобщение

Самопроверка, выводы

9

Подведение итогов занятия

3 мин







Проведение анализа успешности достижения цели занятия

Оценка перспективы последующей работы






10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5 мин







Выдача домашнего задания

Проведение инструктажа по его выполнению



Запись домашнего задания, вопросы по его уточнению



Ход урока:

I. Организация начала занятия.

II. Подготовка к основному этапу занятия.

III. Конкретизация знаний, закрепление способов действий, систематизация знаний о закономерностях, с помощью которых можно управлять химическими реакциями.

IV. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

I. Организация начала занятия

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии.

Учитель: сегодня мы продолжим изучение темы «Скорость химической реакции» и выясним, может ли человек, обладая определенными знаниями, управлять химической реакцией. Для решения этой проблемы мы отправляемся в виртуальную лабораторию. Чтобы войти в нее, необходимо показать свои знания о скорости химической реакции.

II. Подготовка к основному этапу занятия

Задачи этапа: актуализация опорных знаний и умений, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели урока.

Актуализация знаний учащихся

Учитель организует фронтальную беседу:



Вопрос 1: что изучает химическая кинетика?

Предполагаемый ответ: химическая кинетика – наука о закономерностях протекания химических реакций во времени.

Вопрос 2: на какие две группы можно разделить реакции в зависимости от состояния химических веществ?

Предполагаемый ответ: если химические реакции происходят в однородной среде, например в растворе или газовой фазе, их называют гомогенными. А если реакция идет между веществами, находящимися в разных агрегатных состояниях, их называют гетерогенными.

Вопрос 3: как определить скорость гетерогенной реакции?

Предполагаемый ответ: скорость гетерогенной реакции определяется как изменение количества вещества в единицу времени на единице поверхности (учащийся записывает формулу на доске)



Вопрос 4: как определить скорость гомогенной реакции?

Предполагаемый ответ: Скорость гомогенной реакции определяется как изменение концентрации одного из веществ в единицу времени (учащийся записывает формулу на доске).



Учитель: теперь, используя свой жизненный опыт, предположите:

Вопрос 5: что сгорит быстрее: деревянная доска или древесные стружки?

Предполагаемый ответ: древесные стружки сгорят быстрее.

Вопрос 6: где быстрее сгорит уголь: на воздухе или в кислороде?

Предполагаемый ответ: быстрее уголь сгорит в кислороде.

III. Конкретизация знаний, закрепление способов действий, систематизация знаний о закономерностях, с помощью которых можно управлять химическими реакциями.

Задача этапа: обеспечить усвоение знаний и способов действий, организовав активную продуктивную деятельность учащихся.

Вводный рассказ учителя (сопровождается компьютерной презентацией):



Учитель: используя свой жизненный опыт, вы правильно предположили. Действительно, скорость химической реакции зависит от многих факторов. Основными из них являются: природа и концентрация реагирующих веществ, давление, температура, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, действие катализаторов.

По мере работы мы также будем использовать информацию учебника.

Учащиеся под руководством учителя решают каждую экспериментальную задачу, и учитель, используя компьютерную презентацию, подводит учащихся к обоснованным заключениям.

Результат работы:


Фактор, влияющий на скорость

Вывод о влиянии фактора на скорость реакции

Обоснование влияния

Концентрация реагирующих веществ

Прямая зависимость: чем выше концентрация, тем быстрее протекает реакция. Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции (закон действующих масс)

v = k[A]a[B]b[C]c .

Чтобы осуществилось химическое взаимодействие между частицами, они должны столкнуться. Чем больше концентрация реагирующих веществ, тем больше столкновений и соответственно скорость реакции.

Природа реагирующих веществ

Значение  энергии активации определяет влияние природы вещества на скорость реакции.

Например, энергия активации соляной кислоты меньше, чем уксусной  и поэтому скорость реакции цинка с соляной кислотой выше.



Энергия активации -  минимальный избыток энергии, который должна иметь частица, чтобы произошло эффективное соударение

Температура

При повышении температуры скорость реакции увеличивается согласно правилу Вант – Гоффа: повышение температуры на каждые 10 градусов приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза.



Повышение температуры увеличивает долю «активных» молекул, способных преодолеть энергетический барьер реакции.

Действие катализатора

Катализатор – вещество, ускоряющее химическую реакцию, и остающееся неизменным по окончании реакции. Например, оксид ванадия, оксид марганца, ферменты.

Ингибитор – вещество, замедляющее скорость реакции.



Катализатор изменяет механизм реакции, направляя ее по энергетически более выгодному пути с меньшей энергией активации.

От поверхности соприкосновения

При измельчении веществ, при растворении их в воде перед реакцией, скорость ее будет выше

Измельченные или растворенные вещества имеют больше площадь контакта для молекул

Закрепление материала.

Задача: для реакции были взяты вещества при температуре 40 С , затем их нагрели до 70 С. Как изменится скорость химической реакции, если температурный коэффициент ее равен 2?



Ответ: в 8 раз увеличится скорость химической реакции.



Учитель: итак, какой вывод мы можем сделать: может ли человек управлять скоростью реакций?

Предполагаемый ответ: да, может, если обладает знаниями о химической кинетике.

IV. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

Задачи этапа: оценить работу на уроке и показать значение проделанной работы для последующего изучения темы.

Учитель: давайте вспомним ход урока, что мы сегодня узнали, чему научились?

Рефлексия. Высказывания учащихся.



Учитель: домашнее задание: параграф 6.1, выучить информацию таблицы. Выполнить упражнения 5, 6, 8 на стр. 108-109.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница