Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
«Скорость химических реакций»
|
Разработал преподаватель
высшей категории Пархомова М.В.
|
2014
Технологическая карта занятия «Скорость химических реакций»
№
|
Основные пункты технологической карты
|
Обязательная общая часть
|
1
|
Наименование дисциплины
|
Химия
|
2
|
Тема урока
|
Скорость химических реакций
|
3
|
Тип и вид занятия
|
Комбинированный урок
Повторение, лекция
|
4
|
Цели занятия
(как ожидаемые результаты обучения)
|
В результате проведённого урока учащиеся:
продолжают формирование понятия «скорость химических реакций», выясняют, от каких факторов зависит скорость химических реакций;
продолжают учиться обрабатывать и анализировать экспериментальные данные; выяснять взаимосвязь между скоростью химических реакций и внешними факторами;
продолжают развитие коммуникативных умений в ходе парной и коллективной работы; акцентировать внимание на важности знаний о скорости химической реакции протекающих в быту (коррозия металла, прокисание молока, гниение и др.)
закрепляют умение работать с электронным пособием, таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой
|
5
|
Методы обучения
|
Частично - поисковый (репродуктивный)
|
6
|
Формируемые компетенции (общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК))
|
Общие: формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым дисциплинам и сферам деятельности;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм;
владеть разными видами речевой деятельности.
Профессиональные: владеть навыками работы с различными источниками информации (электронное пособие, Интернет, словари, справочники, книги, учебники);
самостоятельно искать, извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
ориентироваться в информационных потоках, уметь осознанно воспринимать информацию;
владеть навыками использования информационных устройств (ПК, принтер);
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
уметь применять на практике полученные знания.
|
7
|
Тезаурусное поле занятия
|
Химическая кинетика – раздел химии, в котором изучаются скорости и механизмы химических реакций.
Система в химии – рассматриваемое вещество или совокупность веществ.
Фаза - часть системы, которая отделена от других частей поверхностью раздела.
Гомогенная (однородная) система – система, состоящая из одной фазы.
Гетерогенная (неоднородная) система – система, состоящая из двух или нескольких фаз.
Скорость гомогенной химической реакции – количество вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате реакции в единицу времени в единице объёма системы.
Скорость гетерогенной химической реакции – количество вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате реакции в единицу времени на единице поверхности раздела фаз.
Факторы, влияющие на скорость реакции:
- природа реагирующих веществ;
- концентрация реагирующих веществ;
- температура;
- присутствие катализаторов.
Катализатор – вещество, которое изменяет (увеличивают) скорость реакции, но не расходуется в результате реакции.
Ингибитор - вещество, которое изменяет (замедляют) скорость реакции, но не расходуется в результате реакции.
Ферменты (энзимы) – биологические катализаторы.
Закон действующих масс.
|
8
|
Используемые средства, в т.ч. средства ИКТ
|
Компьютерный терминал, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, ноутбук, колонки, 15 персональных компьютеров, диск с презентациями и показом опытов по гидролизу солей; основная и дополнительная литература
|
9
|
Междисциплинарные и межкурсовые связи
|
Межпредметные: биология (химические реакции в живом организме), физика (понятие о тепловом эффекте реакций, влияние физических факторов на скорость химической реакции)
|
10
|
Образовательные ресурсы (в т. Ч. Интернет)
|
Система электронного обучения «Академия-Медиа», химические сайты XuMuk.ru, Alhimik.ru, Полезная информация по химии, основная и дополнительная литература
|
|
Этапы занятия
|
Длительность этапа
|
Результаты
|
Критерии и способ оценки
|
Функция преподавателя
|
Организация деятельности учащихся
|
1
|
Организация начала занятия
|
5 мин
|
|
|
Приветствие
Проверка подготовки студентов к занятию
Готовность оборудования
Запуск системы ЭО
Определение отсутствующих студентов
|
Приветствие
Дежурный называет отсутствующих студентов
|
2
|
Проверка домашнего задания
|
10 мин
|
|
|
Выдача карточек с индивидуальным заданием, вывод на экран заданий для всей группы
|
Выполнение заданий, самопроверка и проверка в паре
|
3
|
Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала
|
3 мин
|
|
|
Объявление темы урока и определение его задач
|
Запись темы в тетрадь
Поиск соответствующей темы в системе ЭО
|
4
|
Актуализация знаний, мотивационный этап
|
12 мин
|
|
|
Фронтальная беседа
Постановка вопросов
Управление дискуссией
|
Ответы на вопросы, дополнение ответов друг друга
|
5
|
Этап усвоения новых знаний
|
20 мин
|
|
|
Выдача заданий в электронном пособии, консультации
|
Работа с электронным пособием
|
6
|
Первичная проверка усвоения знаний
|
10 мин
|
|
|
Выдача заданий, контроль выполнения
|
Выполнение заданий
|
7
|
Первичное закрепление знаний
|
15 мин
|
|
|
Демонстрация опытов по теме с помощью проектора и экрана
|
Наблюдение
Составление уравнений реакций
|
8
|
Контроль и самопроверка знаний. Рефлексивно-контролирующий этап
|
7 мин
|
|
|
Контроль написания уравнений, оценка, обобщение
|
Самопроверка, выводы
|
9
|
Подведение итогов занятия
|
3 мин
|
|
|
Проведение анализа успешности достижения цели занятия
Оценка перспективы последующей работы
|
|
10
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
5 мин
|
|
|
Выдача домашнего задания
Проведение инструктажа по его выполнению
|
Запись домашнего задания, вопросы по его уточнению
|
Ход урока:
I. Организация начала занятия.
II. Подготовка к основному этапу занятия.
III. Конкретизация знаний, закрепление способов действий, систематизация знаний о закономерностях, с помощью которых можно управлять химическими реакциями.
IV. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
I. Организация начала занятия
Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии.
Учитель: сегодня мы продолжим изучение темы «Скорость химической реакции» и выясним, может ли человек, обладая определенными знаниями, управлять химической реакцией. Для решения этой проблемы мы отправляемся в виртуальную лабораторию. Чтобы войти в нее, необходимо показать свои знания о скорости химической реакции.
II. Подготовка к основному этапу занятия
Задачи этапа: актуализация опорных знаний и умений, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели урока.
Актуализация знаний учащихся
Учитель организует фронтальную беседу:
Вопрос 1: что изучает химическая кинетика?
Предполагаемый ответ: химическая кинетика – наука о закономерностях протекания химических реакций во времени.
Вопрос 2: на какие две группы можно разделить реакции в зависимости от состояния химических веществ?
Предполагаемый ответ: если химические реакции происходят в однородной среде, например в растворе или газовой фазе, их называют гомогенными. А если реакция идет между веществами, находящимися в разных агрегатных состояниях, их называют гетерогенными.
Вопрос 3: как определить скорость гетерогенной реакции?
Предполагаемый ответ: скорость гетерогенной реакции определяется как изменение количества вещества в единицу времени на единице поверхности (учащийся записывает формулу на доске)
Вопрос 4: как определить скорость гомогенной реакции?
Предполагаемый ответ: Скорость гомогенной реакции определяется как изменение концентрации одного из веществ в единицу времени (учащийся записывает формулу на доске).
Учитель: теперь, используя свой жизненный опыт, предположите:
Вопрос 5: что сгорит быстрее: деревянная доска или древесные стружки?
Предполагаемый ответ: древесные стружки сгорят быстрее.
Вопрос 6: где быстрее сгорит уголь: на воздухе или в кислороде?
Предполагаемый ответ: быстрее уголь сгорит в кислороде.
III. Конкретизация знаний, закрепление способов действий, систематизация знаний о закономерностях, с помощью которых можно управлять химическими реакциями.
Задача этапа: обеспечить усвоение знаний и способов действий, организовав активную продуктивную деятельность учащихся.
Вводный рассказ учителя (сопровождается компьютерной презентацией):
Учитель: используя свой жизненный опыт, вы правильно предположили. Действительно, скорость химической реакции зависит от многих факторов. Основными из них являются: природа и концентрация реагирующих веществ, давление, температура, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, действие катализаторов.
По мере работы мы также будем использовать информацию учебника.
Учащиеся под руководством учителя решают каждую экспериментальную задачу, и учитель, используя компьютерную презентацию, подводит учащихся к обоснованным заключениям.
Результат работы:
Фактор, влияющий на скорость
|
Вывод о влиянии фактора на скорость реакции
|
Обоснование влияния
|
Концентрация реагирующих веществ
|
Прямая зависимость: чем выше концентрация, тем быстрее протекает реакция. Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции (закон действующих масс)
v = k[A]a[B]b[C]c .
|
Чтобы осуществилось химическое взаимодействие между частицами, они должны столкнуться. Чем больше концентрация реагирующих веществ, тем больше столкновений и соответственно скорость реакции.
|
Природа реагирующих веществ
|
Значение энергии активации определяет влияние природы вещества на скорость реакции.
Например, энергия активации соляной кислоты меньше, чем уксусной и поэтому скорость реакции цинка с соляной кислотой выше.
|
Энергия активации - минимальный избыток энергии, который должна иметь частица, чтобы произошло эффективное соударение
|
Температура
|
При повышении температуры скорость реакции увеличивается согласно правилу Вант – Гоффа: повышение температуры на каждые 10 градусов приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза.
|
Повышение температуры увеличивает долю «активных» молекул, способных преодолеть энергетический барьер реакции.
|
Действие катализатора
|
Катализатор – вещество, ускоряющее химическую реакцию, и остающееся неизменным по окончании реакции. Например, оксид ванадия, оксид марганца, ферменты.
Ингибитор – вещество, замедляющее скорость реакции.
|
Катализатор изменяет механизм реакции, направляя ее по энергетически более выгодному пути с меньшей энергией активации.
|
От поверхности соприкосновения
|
При измельчении веществ, при растворении их в воде перед реакцией, скорость ее будет выше
|
Измельченные или растворенные вещества имеют больше площадь контакта для молекул
|
Закрепление материала.
Задача: для реакции были взяты вещества при температуре 40 С , затем их нагрели до 70 С. Как изменится скорость химической реакции, если температурный коэффициент ее равен 2?
Ответ: в 8 раз увеличится скорость химической реакции.
Учитель: итак, какой вывод мы можем сделать: может ли человек управлять скоростью реакций?
Предполагаемый ответ: да, может, если обладает знаниями о химической кинетике.
IV. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
Задачи этапа: оценить работу на уроке и показать значение проделанной работы для последующего изучения темы.
Учитель: давайте вспомним ход урока, что мы сегодня узнали, чему научились?
Рефлексия. Высказывания учащихся.
Учитель: домашнее задание: параграф 6.1, выучить информацию таблицы. Выполнить упражнения 5, 6, 8 на стр. 108-109.
|