Методические рекомендации организация защиты от терактов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванных ими чрезвычайными ситуациями




Скачать 1.15 Mb.
страница 1/5
Дата 01.10.2016
Размер 1.15 Mb.
  1   2   3   4   5
Методика разработана Институтом Риска и Безопасности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация защиты от терактов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванных ими чрезвычайными ситуациями

ГЛАВА I.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ ТЕХНОГЕННОГО, ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И УГРОЗЫ ТЕРРОРИЗМА

 

1.1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЧС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

При разработке и реализации мер по защите населения, территорий и объектов всесторонне учитываются опасности возникновения ЧС в результате техногенных аварий, катастроф, взрывов, пожаров, террористических и диверсионных актов, особенно на потенциально опасных и критически важных объектах, объектах и системах жизнеобеспечения, а также в районах их размещения.

Техногенная ЧС - состояние, при котором в результате техногенной аварии или катастрофы нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде (ГОСТ Р 22.0.05-94).

В зависимости от последствий техногенные ЧС делятся на аварии, при которых наблюдается разрушение технических систем, зданий, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых происходит не только разрушение материальных ценностей, но и гибнут люди.



Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст. 205 Уголовного кодекса).

Диверсия - совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, вооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 Уголовного кодекса). 

Независимо от вида аварии, катастрофы или взрыва для характеристики их последствий применяются критерии:



  • число погибших;

  • число раненых (погибших от ран, ставших инвалидами);

  • индивидуальное и общественное потрясение;

  • отдаленные физические и психические последствия;

  • экономические последствия;

  • материальный ущерб.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.05.07 г. № 304 ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС и подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные.

Локальная ЧС - в результате которой территория, на которой она сложилась и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. руб.

Муниципальная ЧС - в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не выше 5 млн руб., а также она не может быть отнесена к ЧС локального характера.

Межмуниципальная ЧС - в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не выше 5 млн руб.

Региональная ЧС - в результате ее зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба превышает 5 млн руб., но не более 500 млн.

Межрегиональная ЧС - в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн.

Федеральная ЧС - в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба превышает 500 млн руб.

Причинами взрывов могут быть: пожары, другие взрывы, внутриядерная энергия, электромагнитный импульс (искровой заряд, лазерная искра), удар молнии, энергия сжатых газов и др. На пожаро- и взрывоопасных объектах возможны взрывы из-за скопления газовоздушных и пылевоздушных взрывоопасных смесей, взрывы на трубопроводах, складах и емкостях с продуктами под высоким давлением или с перегретой жидкостью, взрывы баллонов под давлением, взрывы или разрушения других емкостей с опасными химическими веществами и т. д.

Анализ аварий показывает, что независимо от особенностей производства в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые фазы развития.

Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии можно предотвратить аварии.

На второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное, которое ускоряет возникновение ЧС. Как правило, на второй фазе у операторов не хватает ни времени, ни средств для эффективных действий, чтобы исправить ситуацию.

Собственно авария происходит на третьей фазе как следствие двух предыдущих. Это свидетельствует о важности строгого соблюдения технологической дисциплины, проведения диагностики, своевременного технического обслуживания и ремонта оборудования, повышения трудовой дисциплины и квалификации персонала.

К основным видам ЧС, на предупреждение и ликвидацию которых ориентированы силы и средства РСЧС, относятся:


  • аварии грузовых и пассажирских поездов и судов;

  • авиационные катастрофы;

  • ДТП с тяжкими последствиями;

  • аварии на магистральных и внутрипромысловых газо- и нефтепроводах;

  • крупные пожары и взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промобъектов;

  • пожары на сельхозобъектах;

  • крупные пожары и взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения;

  • обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических агентов, радиоактивных и химических веществ;

  • внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород, а также жилого, социально-бытового и культурного назначения;

  • аварии на электроэнергетических и коммунальных системах жизнеобеспечения;

  • аварии на тепловых сетях в холодное время года;

  • гидродинамические аварии;

  • террористические акты и диверсии;

  • природные ЧС и вызванные ими аварии и катастрофы;

  • биолого-социальные ЧС.

 

1.2. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКЕ

В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными опасными объектами являются многокилометровые нефтепроводы (внутрипромысловые и магистральные), продуктопроводы, ж/д транспорт, автомобили - бензовозы и газовозы. А основными причинами ЧС являются дефекты трубопроводов (трещины поперечных сварных швов, локальные коррозионные повреждения) и нештатные ситуации, связанные с их разгерметизацией из-за криминальных врезок, несоблюдение персоналом объектов правил техники безопасности.

В газовой промышленности потенциальную опасность представляют технологические процессы, связанные с добычей, подготовкой, транспортировкой и переработкой взрывопожароопасного углеводородного сырья.

Растет доля аварийных ситуаций по причине механического повреждения газопроводов из-за многочисленных случаев несанкционированного проведения различными организациями земляных работ в охраняемых зонах, а также строительства и иного освоения территории, зачастую с грубыми нарушениями необходимых безопасных расстояний от оси газопровода, установленных СНиП 2.05.06-85 для магистральных газопроводов. Значительное число таких нарушений происходит в зонах действия газотранспортных предприятий или трасс газопроводов, которые проходят по густонаселенным районам с интенсивным промышленным развитием и транспортной инфраструктурой.

В угольной промышленности к основным потенциально опасным объектам относятся обогатительные фабрики (опасность взрыва и возгорания угольной пыли), хранилища запасов ГСМ (возгорание и взрыв топлива), горно-взрывные цеха (склады взрывчатых веществ и компонентов для их приготовления, модульные установки по производству жидких взрывчатых веществ).

Основными предпосылками возникновения ЧС в отрасли являются высокая нагрузка на технические средства, используемые в технологическом процессе (запыленность, ограниченные пространства горных выработок), высокая вероятность образования концентрации пылегазовой смеси.

Серьезное беспокойство продолжают вызывать угольные шахты, где не снижается количество взрывов метана, угольной пыли, самовозгораний и горных ударов, а пожары в подземных выработках являются наиболее тяжелыми по своим последствиям.

Гидротехнических сооружений (ГТС) различного назначения в России насчитывается более 65 тыс., в том числе 29,4 тыс. напорных, решающих задачи гидроэнергетики, водного транспорта, сельского хозяйства, других отраслей, а также комплексные проблемы водообеспечения и регулирования стока. Из общего количества напорных ГТС 400 сооружений относится к числу крупных, обеспечивающих создание водохранилищ емкостью более 10 млн м3, 2000 ГТС являются средними, обеспечивающими создание водохранилищ емкостью от 1 до 10 млн м3, и около 25 тыс. ГТС относится к числу малых, обеспечивающих создание водохранилищ емкостью до 1 млн м3. Около 10 % гидротехнических сооружений являются бесхозными, 30 % - не имеют службы эксплуатации. Более 6000 ГТС нуждаются в капитальном ремонте, 400 - находятся в аварийном состоянии.

Наибольшую опасность представляют ГТС напорного типа, способные при прорыве создавать фронт волны прорыва. К таким сооружениям относятся плотины, дамбы, предназначенные для удерживания в верхнем бьефе больших объемов воды, измеряемых тысячами кубических метров и даже километров. Наиболее крупные их них: Братское водохранилище на р. Ангара - 169,3 км3 и Красноярское – на р. Енисей - 73,3 км3. Средний процент износа напорных ГТС составляет около 48 %.

Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть природные явления (землетрясения, ураганы, оползни, обвалы, паводки, размыв грунтов и др.) и техногенные факторы (разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.), а также диверсионные подрывы и применение средств поражения в военное время.

В связи с продолжительной эксплуатацией и недостаточным объемом проводимых ремонтно-восстановительных работ происходит разрушение основных конструкций сооружений, заиливание водохранилищ и создается высокая вероятность ЧС, особенно при прохождении весенних половодий и паводков.

В зонах риска только крупных водохранилищ (емкостью более 10 млн м3) расположено около 370 населенных пунктов общей численностью населения до 1 млн человек, а также многочисленные объекты экономики. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Южном федеральном округе. Здесь зарегистрировано 8609 ГТС, из них в предаварийном состоянии находится 781 объект, в аварийном - 389 объектов, износ объектов водопользования составляет от 70 до 90 %.

Государственный надзор за безопасностью ГТС осуществляют Ространснадзор (в отношении судоходных ГТС) и Ростехнадзор (в отношении остальных, за исключением сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).

Одной из причин снижения уровня безопасности ГТС на объектах федеральной собственности является разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, в чьем ведении они находятся. Наличие многих балансодержателей ГТС затрудняет проведение единой политики в области безопасности ГТС, обеспечение их надлежащей эксплуатации.

 

1.3. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество всевозможных опасных веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.

Основной причиной аварий и крушений на железнодорожном транспорте является нарушение технологии ремонта и обслуживания технических средств железных дорог (50 % приходится на путь, 43 % - на подвижной состав), в 60-70 % таких случаев присутствует «человеческий фактор». В последнее время особую озабоченность вызывают участившиеся случаи подготовки и совершения террористических актов на объектах железнодорожного транспорта и метрополитенов.

Кроме того, причинами аварий и катастроф бывают размывы путей, оползни, наводнения или аварии на других технических системах. Одной из участившихся причин аварий и катастроф на железнодорожном транспорте является также несоблюдение водителями автотранспортных средств правил проезда железнодорожных переездов. Также участились случаи преступных посягательств на устройства обеспечения безопасности в целях хищения цветных металлов.

На уровне средних показателей сохраняется количество авиационных происшествий (3 % от общего количества ЧС и 1-2 % от общего количества пострадавших). Причины аварийности - моральное и физическое старение парка воздушных судов, ухудшение качества техобслуживания и ремонта авиатехники, снижение требований к безопасности полетов, ошибки пилотирования. На ряде авиапредприятий вопросы обеспечения безопасности полетов приносятся в жертву экономическим приоритетам. Именно этим обстоятельством объясняются некоторые аварии и катастрофы на воздушном транспорте, которые произошли из-за превышения расчетной загрузки при транспортировке коммерческих грузов. Более чем в 70 % случаев причинами авиационных происшествий являются недостатки в работе летного состава.

Причины возникновения происшествий на воздушном транспорте гражданской авиации свидетельствуют о том, что рекомендации Минтранса России, изложенные в информационно-аналитических материалах Ространснадзора, руководителями авиационных предприятий не выполняются. Повторяемость факторов - причин авиационных инцидентов свидетельствует о системных проблемах в подготовке летного состава и организации летной работы авиационных предприятий. Из-за дефицита высококвалифицированных кадров и экономии финансовых средств на подготовку летного состава приходится допускать к полетам пилотов, не соответствующих квалификационным требованиям.

По статистике, ЧС, обусловленные ДТП, по количеству стоят на втором месте после пожаров. Самая высокая тяжесть последствий ДТП отмечается на территориях Чеченской Республики, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Тыва. В связи с постоянно возрастающим количеством автотранспортных средств и стабильно сложной ситуацией на дорогах аварийность с течением времени почти не снижается.

В среднем по России в расчете на каждые 10 тыс. транспортных средств совершается 56 ДТП. Значительно выше этот показатель в Новгородской (114), Еврейской автономной (107), Владимирской (98), Ивановской (90) областях, Республике Тыва (94).

 

1.4. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Значительную угрозу для населения представляет нестабильная работа объектов ЖКХ. В сфере жилищно-коммунальных услуг сегодня задействовано около 4200 предприятий коммунальной энергетики, эксплуатирующих более 70 тыс. муниципальных котельных, 150 тыс. км муниципальных теплосетей, около 400 тыс. км воздушных и кабельных электросетей, 373 тыс. км водопроводных сетей.

Анализ причин аварийности на объектах ЖКХ показывает, что 36 % аварий происходит из-за ветхости, некачественной подготовки инженерной инфраструктуры к отопительному сезону, 32 % - из-за несоблюдения правил технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования, неквалифицированных действий обслуживающего персонала, 21 % - вследствие стихийных бедствий и 11 % - по другим причинам (несанкционированное отключение электроэнергии, взрывы газа, пожары и т. п.).

За последние годы существенно возросло количество ветхих сетей теплоснабжения (до 20 %), требующих незамедлительной замены. Увеличилось также количество источников теплоснабжения, отработавших расчетный срок службы. На сегодня упомянутый показатель составляет: по котлам более 31 %, по сосудам, работающим под давлением, - 12%, по трубопроводам пара - 13 %.

Особую тревогу вызывает ситуация с теплоснабжением в северных и восточных регионах России. Основная причина аварий - изношенность трубопроводов, котельного оборудования, оборудования теплоэлектростанций. В настоящее время многие электростанции и котельные работают на природном газе. Повреждения и аварии газопроводов приводят к прекращению подачи газа.

Кроме того, котельные нуждаются в электроэнергии для питания насосов и другой аппаратуры. Но не все котельные имеют резервный аварийный источник электроснабжения.

Большую опасность представляют аварии на газопроводах низкого давления в разводящих сетях жилых домов. Число взрывов бытового газа в жилых домах растет. Основная причина - разрывы подводящих газопроводов, в основном по причине чрезмерного износа, самовольное подключение к газовым сетям, неисправности газового оборудования в жилых домах и несоблюдение жильцами элементарных правил обращения с газовым оборудованием и газовыми приборами.

При крупных стихийных бедствиях часто выходят из строя воздушные линии электропередачи, что приводит к нарушениям в работе всех городских систем жизнеобеспечения. Для повышения устойчивости энергоснабжения желательны замена воздушных линий на подземные кабельные и создание автономных источников с запасом топлива для водопроводных и канализационных станций, котельных, других важных элементов системы жизнеобеспечения.

Анализ сложившегося положения показывает, что высокая аварийность в системах жизнеобеспечения обусловлена в основном чрезмерно высоким износом трубопроводов и инженерного оборудования этих систем. Увеличивается число аварий на головных водопроводных сооружениях и сетях, сопровождающихся заражением питьевой воды. В результате несвоевременного проведения профилактических и диагностических работ, некачественного ремонта растет количество аварийного жилья. Ситуацию усугубляет незнание населением основ соблюдения правил и норм содержания и эксплуатации жилого фонда.

 

1.5. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ

Пожары и взрывы являются наиболее распространенными причинами возникновения ЧС техногенного характера. Некоторые пожары носят криминальный характер, являются следствием террористических акций, взрывов, поджогов.

Причинами пожаров на предприятиях чаще всего бывают:



  • нарушения, допущенные при проектировании и строительстве;

  • несоблюдение мер ПБ производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем;

  • нарушение правил ПБ технологического характера в процессе работы предприятий (например, при проведении сварочных работ), а также при эксплуатации электрооборудования и электроустановок;

  • задействование в производстве неисправного оборудования.

Распространению пожара на промпредприятиях способствуют: скопление значительного количества горючих веществ и материалов на производственных и складских площадях; наличие путей, создающих возможность распространения пламени и продуктов горения на смежные установки и  соседние помещения; внезапное появление в процессе пожара факторов, ускоряющих его развитие; запоздалое обнаружение возникшего пожара и несвоевременное сообщение о нем в пожарную часть; отсутствие или неисправность стационарных и первичных средств тушения пожара; неправильные действия персонала при тушении пожара. Кроме того, многие предприятия и иные объекты имеют свои специфические требования к обеспечению ПБ и защите в ЧС от вторичных поражающих факторов, возникающих при пожарах. Увеличивается старение и изношенность сооружений, оборудования, коммуникаций, жилого фонда.

Опасными факторами пожара, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:



  • пламя и искры;

  • тепловой поток;

  • повышенная температура окружающей среды;

  • повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

  • пониженная концентрация кислорода;

  • снижение видимости в дыму.

К сопутствующим (вторичным) проявлениям опасных факторов пожара относятся:

  • осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

  • радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

  • вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

  • опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

  • воздействие огнетушащих веществ.

Большую опасность для человека представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры свыше 100 °С приводит человека к потере сознания и гибели через несколько II   минут. Опасны также ожоги кожи. При пожаре в современных зданиях с применением полимерных и синтетических материалов на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Однако в 50-80 % случаев гибель людей на пожарах вызывается отравлением оксидом углерода и недостатком кислорода. Особенно велика опасность отравления в зданиях повышенной этажности, где верхние этажи даже при незначительном пожаре быстро заполняются нагретым воздухом и дымом.

Большую угрозу представляет дым, заполняющий помещения  и  приводящий  к потере  видимости.

Сильное дымообразование при горении жилых помещений начинается через 4-5 минут. Известно, что человек может пройти в задымленных помещениях не более 8-10 м, затем он теряет ориентировку и уже не может самостоятельно выйти в безопасное место.

Воздействие поражающих факторов пожара на людей дополняется сильным психологическим эффектом. Внезапное загорание многих  объектов, звуковые эффекты, возникающие при пожаре (сильный треск, гудение горящего леса и т. п.), во многих случаях могут вызвать испуг человека, который может привести к панике. Известно много случаев, когда паника даже при небольших пожарах служила причиной значительных жертв.

Недостаточная противопожарная подготовка работников организаций и других групп населения, несоблюдение правил пожарной безопасности, неумение быстро оповестить пожарную охрану, произвести эвакуацию, локализовать очаги возгорания, воспрепятствовать распространению огня приводят к большому количеству пожаров, значительному числу жертв и материальному ущербу. Много пока недостатков и в работе системы пожарного надзора и контроля.

 

1.6. РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ

Источниками радиационной опасности на атомных станциях являются реакторные установки энергоблоков, бассейны выдержки ядерного топлива, хранилища жидких и твердых отходов. По оценке Ростехнадзора, в случае аварий на АЭС в потенциально опасных зонах может оказаться около 21 тыс. работников (персонала) и более 4 млн человек населения.

В настоящее время в потенциально опасных зонах, прилегающих к действующим АЭС, непосредственной угрозы населению в повседневных условиях не существует, объекты оборудованы системами защиты в соответствии с установленными требованиями. Средний показатель срабатывания аварийной защиты реактора на российских АЭС значительно ниже аналогичного показателя атомных электростанций мира.

Важнейшей задачей в обеспечении экологической безопасности ядерных технологий является решение проблемы радиоактивных отходов. На объектах атомной промышленности накоплено около 480 млн м3 жидких и 78 млн т твердых радиоактивных отходов (РАО), а также 19 тыс. т отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

Вывод из эксплуатации радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) - одно из приоритетных направлений деятельности по снижению потенциальной радиационной опасности, связанной с источниками ионизирующего излучения. В настоящее время на балансе организаций Минобороны России, Росморречфлота, Минтранса России, Росгидромета, Госкорпорации «Росатом» насчитывается 697 РИТЭГ

Источниками радиоактивного загрязнения на объектах, находящихся в сфере ведения Минпромторга России, являются:

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница