Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте»




Скачать 1.22 Mb.
страница 1/7
Дата 10.10.2016
Размер 1.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство связи

ФГОБУ ВПО «Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики»

Уральский технический институт связи и информатики (филиал)




Т.Л. Скрябина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Методические указания по организации самостоятельной работы

студентов очной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования,

обучающихся по направлению подготовки бакалавра

080200.62 «Менеджмент»

(профиль «Производственный менеджмент»),

в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения

Екатеринбург

2012


УДК 004 + 334

ББК 65с + 32.97

Рецензент: Ремез И.Г. – доцент кафедры менеджмента связи УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»
Скрябина Т.Л.

Информационные технологии в менеджменте: Методические указания по организации самостоятельной работы /Т.Л. Скрябина. Екатеринбург: УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ», 2012. – 84с.


Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» предназначены для студентов очной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 080200 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент»).

Методические указания содержат задания для выполнения самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой дисциплины, список рекомендуемых источников.


Рекомендовано НМС УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ» в качестве методических указаний по организации самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» для студентов очной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 080200 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент»).

УДК 004 + 334

ББК 65с + 32.97

© Кафедра менеджмента связи




ã УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ», 2012



СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

4

Список тем для разработки реферата

6

Самостоятельная работа 1 по разделам

«Введение. Информационные процессы в экономике»


7


Самостоятельная работа 2 по разделу

«Основные понятия экономических информационных систем»


10


Самостоятельная работа 3 по разделам

«Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий. Информационное обеспечение ЭИС и технологий»



21


Самостоятельная работа 4 по разделу

«Технологическое обеспечение ЭИС и АРМ конечного пользователя»


31


Самостоятельная работа 5 по разделам «Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных. Информационная модель предприятия»

43


Самостоятельная работа 6 по разделам «Технология баз информации

Системы управления базами данных. Модели данных. Методы организации данных»



53


Самостоятельная работа 7 по разделам «Защита информации в ЭИС.

Интеллектуальные системы»


57


Самостоятельная работа 8 по разделам «Автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете», «Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности»,

«Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе», «Автоматизированные информационные технологии в казначействе», «Автоматизированные информационные технологии в страховой деятельности»



61


Самостоятельная работа 9 по разделу «Социальные перспективы информатизации»

74


Литература

83



Пояснительная записка
Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного и введенного в действие приказом Министерства образования и науки РФ № 544 от 20.05.2010г. (для направления подготовки 080200 Менеджмент) и предназначены для студентов очной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 080200 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент»).

ФГОС третьего поколения в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Цель изучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» - формирование у студентов фундаментальной системы знаний в современной информационной культуре и освоение методологии работ в современных компьютерных информационных системах и практической реализации основных элементов информационных систем и технологий в вопросах экономики, организации и управления предприятия в условиях рыночных отношений; а также формирование у студентов современного типа информационно-экономического мышления.

Задачами дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» являются формирование у студентов представлений о том, как с помощью современных средств вычислительной техники эффективно обрабатывать экономическую информацию. Студенты должны уметь принимать самостоятельные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации, четко формулировать цель развития и вырабатывать механизм достижения поставленных целей.



    Процесс изучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» направлен на формирование следующих компетенций:

  1. понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

  2. владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

  3. способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

  4. умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

  5. владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

  6. владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).

Самостоятельная работа студента является важной составляющей образовательного процесса, и подлежит выполнению студентами в процессе изучения дисциплины. Количество часов на самостоятельную работу указано в рабочей программе учебной дисциплины, в соответствии с содержанием которой разработаны методические указания.

В данных методических указаниях содержатся задания для выполнения самостоятельных работ по темам курса «Информационные технологии в менеджменте», список тем для разработки рефератов, перечень литературы.


Таблица 1 - Самостоятельная работа студентов

Наименование раздела дисциплины

Час.

Введение

6

Информационные процессы в экономике

6

Основные понятия экономических информационных систем

6

Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий

6

Информационное обеспечение ЭИС и технологий

6

Технологическое обеспечение ЭИС и АРМ конечного пользователя

6

Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных

6

Информационная модель предприятия

6

Технология баз информации

6

Системы управления базами данных

6

Модели данных. Методы организации данных

8

Защита информации в ЭИС

8

Интеллектуальные системы

8

Автоматизированные информационные технологии

в бухгалтерском учете



8

Автоматизированные информационные технологии

в банковской деятельности



8

Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе

8

Автоматизированные информационные технологии в казначействе

8

Автоматизированные информационные технологии

в страховой деятельности



8

Социальные перспективы информатизации

8

Итого

132


Список тем для разработки рефератов
1. Исследование возможности совершенствования документационного обеспечения деятельности ….. (название организации или подразделения)

2. Исследование процессов интеграции систем документационного обеспечения управления в ….. (название организации)

3. Совершенствование деятельности на основе внедрения автоматизированных систем управления документами в образовательном учреждении

4. Изучение методик расчета показателей экономической эффективности при внедрении систем автоматизации делопроизводства

5. Сравнительный анализ предлагаемых на российском рынке автоматизированных систем документирования и документооборота

6. Новые информационные технологии в образовательной деятельности вузов

7. Исследование возможности совершенствования документооборота в образовательном учреждении


  1. Сущность, предмет и методы дисциплины Информационные технологии в менеджменте

  2. Обзор программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности офиса

  3. Способы решения статистико-экономических задач с помощью табличного редактора MS EXCEL

  4. Теория и практика использования текстового редактора MS WORD в автоматизации управленческой деятельности

  5. Теория и практика использования табличного процессора MS EXCEL в автоматизации управленческой деятельности

  6. Базовые сведения о персональном компьютере

  7. Информационные технологии в налоговой службе

  8. Информационные технологии в маркетинговой деятельности

  9. Информационные технологии в сфере управления персоналом

  10. Сравнительная характеристика программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию делопроизводства

  11. Информация. Информационные ресурсы. Рынок информации

  12. Анализ рынка информационных ресурсов

  13. Рынок информационных продуктов и услуг

  14. Правовое регулирование на информационном рынке

  15. Анализ оценки качества информации

  16. Способы защиты информации

  17. Процессы в информационных системах

  18. Роль структуры управления в информационной системе

  19. Изучение методик расчета показателей экономической эффективности при внедрении систем автоматизации делопроизводства

  20. Информационные технологии в бухгалтерском учете

  21. Информационные технологии в банковской деятельности

  22. Информационные технологии в страховой деятельности


Самостоятельная работа 1

по разделам
«Введение. Информационные процессы в экономике»
1 Цель: изучить содержание информационных процессов в экономике.
2 Подготовка к выполнению работы: повторить темы «Введение. Информационные процессы в экономике»
3 Содержание отчета:

- название самостоятельной работы;

- цель самостоятельной работы;

- выполненные задания.


Порядок выполнения: изучив литературные источники, выполнить задания, оформить в письменном виде.
Задание 1

Ознакомившись с представленной ниже информацией, ответьте на вопросы:

1) проведите сравнительную характеристику развития информационных технологий в современной России и зарубежных государств (по выбору студента), выявите наиболее развития в информационном смысле отрасли;

2) перечислите, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны информатизации.


Возрастание объемов информации стало заметно в середине XXв. В потоке информации ориентироваться стало трудно.

Ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации не справляются с потоками хранящейся информации. Общая Σ знаний менялась вначале медленно, но уже с 1900 г. она увеличивалась в два раза каждые 50 лет, к 1950 г. увеличивалась в два раза каждые 10 лет, к 1970 г. – увеличивалась в два раза каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно; появилось большое количество избыточной информации, которая затруднила восприятие полезной для потребителя информации.

Универсальным техническим средством обработки информации является компьютер. Его внедрение в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, других организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не только на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

В информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%.

Влияние информатизации на уровень занятости населения и производительность труда (доклад Бюро трудовой статистики США, 1992г.):



  • в угледобывающей промышленности ежегодно добыча угля ↑ на 3%, а занятость ↓ на 1,8%;

  • в станкостроительной отрасли за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, внедрения вместо них роботов и манипуляторов занятость за год ↓ в два раза;

  • в фармацевтической промышленности занятость ↑ на 1/4 за счет привлечения компьютерных специалистов, программистов, системных аналитиков.

США первые начали информатизацию. Далее произошла потеря рынка сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).

Среднегодовая доля экспорта из США в Японию в торговле телекоммуникациями в 9 раз больше импорта из Японии в США (4:38%). Американская промышленность ежегодно теряет 3% рынка электроники, что составляет 1 трлн. дол.

Тенденция к уменьшению доли востребованных потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США. Меры по интенсификации информатизации:


  • увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки;

  • улучшение качества образования;

  • развитие международного сотрудничества на стадии разработки продукта;

  • повышение качества рабочей силы и ряд других мероприятий.

Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики.

В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации. Цель японского проекта - связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одно временно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом. Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует около 100 млрд. дол. капиталовложений.

Особенностью в жизни в современном обществе является развитие СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио). Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий СМИ вышли на качественно другой уровень, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире.

Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.



Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное (технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи).

В свою очередь, и СМИ могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества. 




Самостоятельная работа 2

по разделу
«Основные понятия экономических информационных систем»
1 Цель: изучить основные понятия экономических информационных систем.
2 Подготовка к выполнению работы: повторить тему «Основные понятия экономических информационных систем».
3 Содержание отчета:

- название самостоятельной работы;

- цель самостоятельной работы;

- выполненные задания.


Порядок выполнения: изучив литературные источники, выполнить задания, оформить в письменном виде.
Задание 1
Вариант 1

1 Дайте определение следующих терминов:

1. Информация: _____________________________________________________

2. Автоматизированное рабочее место: __________________________________

3. Технология: ______________________________________________________

4. Экономическая информация: ________________________________________

5. Система: _________________________________________________________

6. Информационный ресурс: _________________________________________ _

7. Автоматизированная информационная система: ________________________


2 Ответьте на теоретические вопросы:

1. Перечислите основные качественные и количественные характеристики экономической информации и кратко раскройте их суть.

2. На какие виды можно подразделить автоматизированные информационные технологии по способу построения сети?
3 Выполните тест:

Выберите правильный вариант ответа:

1. Какой последовательностью действий выполняется в электронной таблице Microsoft Excel копирование части таблицы:

а. выделить «мышкой» часть таблицы – выполнить «копирование» – установить курсор в нужное место – выполнить «вставить»

б. выделить «мышкой» часть таблицы – выполнить «копирование» – установить курсор в нужное место – выполнить «переместить»

в. выделить «мышкой» часть таблицы – выполнить «вырезать» – установить курсор в нужное место – выполнить «специальная вставка»
2. Какие фрагменты документа Microsoft Excel могут быть выведены на печать:

а. вся книга, выделенные листы или выделенный диапазон

б. только текущий рабочий лист или выделенный диапазон

в. выделенные листы или выделенный диапазон

г. вся книга или выделенные листы
3. Что является файлом Microsoft Excel:

а. рабочий лист

б. рабочая книга
4. Что означает красная метка (в виде заштрихованного треугольника) в правом верхнем углу ячейки электронной таблицы Microsoft Excel:

а. информацию, содержащуюся в ячейке нельзя редактировать

б. к ячейке добавлено примечание

в. в ячейке хранится закодированная информация


5. Можно ли изменить авторазметку созданного слайда:

а. нет, менять разметку слайда нельзя

б. можно, если слайд содержит только текст

в. можно, если для объектов слайда не заданы эффекты анимации

г. можно без всяких условий
6. Сколько режимов просмотра презентации предусмотрено в Power Point:

а. 3


б. 12

в. 2


г. 6
7. Для какого объекта презентации Power Point не могут быть заданы эффекты анимации:

а. для текстовых объектов

б. для фона

в. для рисунков

г. для таблиц
8. Какая операция выполняется в рамках перекрестного запроса при работе в программе Microsoft Access:

а. изменение данных

б. расчет данных

в. создание таблиц


9. Если в поле базы данных Microsoft Access должны содержаться тексты газетных статей, какой тип данных нужно установить для этого поля:

а. текстовый

б. поле МЕМО

в. логический


10. Какая дата используется в качестве рабочей непосредственно после запуска программы «1С: Зарплата и кадры»:

а. дата, введенная пользователем при запуске программы в ответ на запрос системы

б. дата, считанная с системных часов компьютера

в. дата, которая была рабочей на момент завершения предыдущего сеанса работы программы

г. дата, следующая за датой, которая была рабочей на момент завершения предыдущего сеанса работы программы
Проверьте правильность ответов по таблице:


вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

а

а

б

б

г

а

б

в

б

б

Вариант 2

1 Дайте определение следующих терминов:

1. Автоматизированное рабочее место: ____________________________________________________________________

2. Экономическая информационная система: ____________________________________________________________________

3. Экономика: ____________________________________________________________________

4. Автоматизированная рабочая станция: ____________________________________________________________________

5. Информатика: ____________________________________________________________________

6. Автоматизированная информационная технология: ____________________________________________________________________

7. Структура: ____________________________________________________________________


2 Ответьте на теоретические вопросы:

1. Перечислите виды экономической информации по масштабу использования, по функциям управления и по уровням управления.

2. Какие функции выполняет автоматизированное рабочее место (автоматизированная рабочая станция)? Перечислите основные достоинства и недостатки АРМ/АРС.
3 Выполните тест:

Выберите правильный вариант ответа:

1. Какие действия нужно выполнить, чтобы из приложения Microsoft Word посредством технологии OLE перейти в приложение Microsoft Excel, не закрывая текстового файла:

а. «вставка» – «объект» – Excel

б. «сервис» – «таблица» – Excel

в. «таблица» – «вставить» – таблица Excel
2. В ячейку таблицы Microsoft Excel введено значение 0,25, какой результат будет отображен в ячейке после установления процентного формата:

а. 250%


б. 25

в. 2,5


г. 25%
3. Какую клавишу необходимо нажать, чтобы выделить несмежный диапазон ячеек:

а. Insert

б. Alt

в. Ctrl


г. Shift
4. Можно ли в одной таблице Microsoft Excel применить одновременно два денежных формата: «в рублях» и «в долларах»:

а. да


б. нет
5. Укажите, в каком режиме просмотра презентации Power Point не отображаются заметки к слайдам:

а. в обычном режиме

б. в режиме просмотра слайдов

в. в режиме сортировки слайдов

6. Вы открыли документ MS Office в режиме «только для чтения» и внесли в него изменения. Можно ли сохранить измененные данные:

а. нет, измененные данные сохранить нельзя

б. измененные данные можно сохранить в файле под тем же именем

в. измененные данные можно сохранить в файле под новым именем


7. Для того чтобы на каждом слайде презентации Power Point отображалась одна и та же информация (например, тема презентации, имя автора или название фирмы) ее нужно поместить на:

а. титульный слайд

б. образец слайдов

в. страницу заметок

г. последний слайд презентации
8. Какой из способов создания таблицы в программе Microsoft Access предоставляет пользователю наибольшие возможности для настройки ее структуры:

а. создание таблицы в режиме конструктора

б. создание таблицы с помощью мастера

в. создание таблицы путем ввода данных


9. В базе данных Microsoft Access для хранения данных используются только:

а. запросы

б. таблицы

в. отчеты

г. формы
10. Может ли пользователь во время ввода документа при работе в программе «1С: Зарплата и кадры» изменить номер документа, который автоматически сформировала программа:

а. может


б. не может

в. может, только если этот документ не касается операций по приему и увольнению работников


Проверьте правильность ответов по таблице:

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

а

г

в

а

б

в

б

б

б

в


Вариант 3

1 Дайте определение следующих терминов:

  1. Автоматизированная информационная технология:

  2. Автоматизированное рабочее место

  3. Автоматизированная рабочая станция

  4. Вирус

  5. Таблица

  6. Файл

  7. База данных

2 Ответьте на теоретические вопросы:

1) в практике информационной защиты используется множество методов и средств обеспечения безопасности информации. Назовите их и дайте краткую характеристику.

2) Классифицировать компьютерные вирусы (по среде обитания) .
3 Выполните тест:

Выберите правильный вариант ответа:

1 Информация не может быть представлена в:

а. графическом формате

б. текстовом формате

в. звуковом формате

г. реальном времени


2 Выберите из перечисленных показателей те, которые характеризуют количество информации:

а. полнота

б. репрезентативность

в. семантический аспект

г. устойчивость
3 Если информация выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена, то такая информация считается:

а. ясной


б. достоверной

в. точной

г. полной
4 Совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата, называется:

а. группа

б. система

в. процесс

г. общность
5 Криптографическое закрытие информации, называется:

а. шифрование

б. побуждение

в. препятствие

г. регламентация
6 В случае, если компьютер пользователя не подключен к сети, такая работа называется:

а. одиночной

б. автономной

в. удаленной

г. распределенной

7 Автоматизированное рабочее место образуется на:

а. систематических разработках корпорации Microsoft

б. на базе данных интернет

в. на основе базы данных пользователя

г. все перечисленное вместе


8 События или действия, которые могут привести к искажению, несанкционированному использованию или даже к разрушению информационных ресурсов управляемой системы, а также программных и аппаратных средств называется:

а. угроза безопасности информации

б. защита безопасности информации

в. уничтожение безопасности информации

г. динамика безопасности информации
9 Человека, пытающегося нарушить работу информационной системы, или получить несанкционированный доступ к информации, обычно называют:

а. хакер


б. мародер

в. правонарушитель

г. вирус-агент
10 Бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы информационной системы или круга лиц, которым она была доверена по службе или стала известна в процессе работы, называется:

а. утечка

б. компрометация

в. утеря


г. слив


вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

г

в

а

б

а

б

в

а

а

а

Проверьте правильность ответов по таблице:



Задание 2

Ознакомившись с представленной ниже информацией, используя материал из учебных источников, а также интернет, заполните недостающие части таблиц 1, 2.


Любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединённая в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. В таблице 1 приведены примеры нескольких систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

В информатике понятие «Информационная система» чаще всего используется применительно к набору технических средств и программ. Информационной системой может называться аппаратная часть компьютера (или множество программ для решения прикладных задач). Добавление к понятию "системы" слово "информационная" отражает цель её создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.


Таблица 1 – Элементы и цели систем

Система

Элементы системы

Главная цель

информационной

системы


Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электро-механические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная информационная

система


Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача информации

Информационная

система


Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание ИС предполагает использование в качестве основного ТС переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях кроме ПК в состав технической базы ИС системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно её получение и представление.

Под организацией (фирмой) будем понимать сообщество людей, объединённых общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. Существует разница между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Этапы развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в таблице 2.


Таблица 2 - Этапы развития информационных систем и цели их использования

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем (ИС)

Цель использования

1950-

1960


Бумажный поток расчетных документов

ИС обработки расчетных документов

Повышение скорости обработки первичных документов, счетов

Упрощение процедуры расчета зарплаты



1960 –

1970


Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие ИС для производственной информации

Ускорение процедуры подготовки отчетности

1970 –

1980


Управленческий контроль реализации

Система поддержки принятия управлен-ческого решения

Системы для высшего звена управления



Выработка рационального решения

1990 – 2000










2000 – 2010










2010 – настоящее время










Самостоятельная работа 3



по разделам
«Методика создания автоматизированных

информационных систем и технологий.

Информационное обеспечение ЭИС и технологий»
1 Цель: изучить методику создания автоматизированных информационных систем и технологий, изучить классификацию и содержание информационного обеспечения экономических информационных систем и технологий.
2 Подготовка к выполнению работы: повторить темы «Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий. Информационное обеспечение ЭИС и технологий».
3 Содержание отчета:

- название самостоятельной работы;

- цель самостоятельной работы;

- выполненные задания.


Порядок выполнения: изучив литературные источники, выполнить задания, оформить в письменном виде.
Задание 1

Выполнить тест.

Для выполнения тестов выберите правильный ответ из предложенных вариантов


1. Новая информационная технология предоставляет возможность для:

а) управления процессом в режиме реального времени;

б) снижения трудоемкости при формировании регулярной отчетности.
2. Новая информационная технология — это технология, которая основывается:

а) на применении компьютеров;

б) на активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе;

в) на высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса;

г) на широком применении пакетов прикладных программ общего и проблемного направления;

д) на использовании режима реального времени;

е) на доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ;

ж) на всех перечисленных выше факторах (а + б + в + г + д + е).


3. Платформа определяет:

а) тип компьютера, на котором можно установить используемую информационную технологию;

б) тип операционной системы, которая позволит использовать информационную технологию;

в) совокупность обоих факторов (а + б).


4. Интерфейс - это:

а) международное лицо;

б) технология взаимодействия;

в) межличностные отношения.


5. Критерии эффективности автоматизированных технологий в настоящее время формулируются как:

а) выявление затрат на машинную обработку информации;

б) оперативное принятие решений;

в) степень адекватности аналитических данных реальным процессам;

г) возможность использования экономико-математических методов и моделей для анализа конкретных финансово-производственных ситуаций;

д) совокупность первых трех факторов (а + б + в);

е) совокупность факторов со второго по четвертый (б + в + г).
Задание 2

Изучив представленную ниже информацию и рисунок 1, опишите структуру конкретной автоматизированной информационной технологии управления.


Применение автоматизированных информационных технологий управления позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных процессов. При этом предполагается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому АИТУ играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Это объясняется рядом свойств, присущих автоматизированным информационным технологиям, которые:

  • позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, что экономит другие виды ресурсов;

  • реализуют наиболее важные, интеллектуальные функции социальных и экономических процессов;

  • позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы в период становления информационного общества;

  • обеспечивают информационное взаимодействие людей, что способствует распространению массовой информации. Информационные технологии быстро ассимилируются культурой общества, снимают многие социальные, бытовые и производственные проблемы, расширяют внутренние и международные экономические и культурные связи, влияют на миграцию населения по планете;

  • занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развитии системы образования, культуры и новых (экранных) форм искусства, популяризации шедевров мировой культуры и истории развития человечества;

  • играют ключевую роль в процессах получения, накопления, распространения новых знаний;

  • позволяют реализовать методы информационного моделирования глобальных процессов, что обеспечивает возможность прогнозирования многих природных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, экологических катастроф, крупных технологических аварий.

Структура конкретной автоматизированной информационной технологии управления для своей реализации предполагает наличие трех компонент:

  • комплекса технических средств, состоящего из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники;

  • системы программных средств, состоящей из системного (общего) и прикладного программного обеспечения;

  • системы организационно-методического обеспечения, включающей инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы управленческого и технического персонала в рамках конкретной АИТУ обеспечения управленческой деятельности.

Структура АИТУ может быть представлена следующей обобщенной схемой (рисунок 1).


Рисунок 1 – Структура автоматизированной информационной технологии

Автоматизированные информационные технологии по способу реализации в автоматизированной информационной системе делятся на традиционные и новые. Традиционные АИТУ существовали в условиях централизованной обработки данных и до массового использования персональных компьютеров были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости процессов формирования регулярной отчетности. Новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком применении пакетов прикладных программ общего и проблемного направления, использовании режима реального времени и доступа пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата задач управления автоматизированные информационные технологии подразделяются на следующие группы:

  1. электронная обработка данных;

  2. автоматизация функций управления;

  3. поддержка принятия решений;

  4. электронный офис;

  5. экспертная поддержка.

По классу реализуемых технологических операций АИТУ можно разделить на:

  1. системы с текстовым редактором;

  2. системы с табличным процессором;

  3. системы управления базами данных;

  4. системы с графическими объектами;

  5. мультимедийные системы;

  6. гипертекстовые системы.

По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии делятся на:

  1. пакетные (централизованная обработка);

  2. диалоговые;

  3. сетевые (многопользовательские).

По способу построения сети АИТУ можно разделить на: » локальные; « многоуровневые; « распределенные.

По обслуживаемым предметным областям автоматизированные информационные технологии подразделяются на технологии:

  1. бухгалтерского учета;

  2. банковской деятельности;

  3. налоговой деятельности;

  4. страховой деятельности и т. д.

Во многоуровневых и распределенных АИТУ одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений. Потребность в аналитической работе при переходе к рынку, в условиях образования новых организационных структур, функционирующих на основе различных форм собственности, неизмеримо возрастает. Эта задача решается путем совершенствования интегрированной обработки информации, когда новая информационная технология начинает включать в работу базы знаний.

В связи с бурным развитием телекоммуникационного сервиса и возможностью доступа к удаленным информационным ресурсам всех стран и континентов произошло смещение акцентов в формулировании критериев эффективности автоматизированных систем и технологий. Если в условиях административно-командной системы основной упор делался на выявление затрат на машинную обработку информации, то в настоящее время актуальны прежде всего:



  1. оперативное принятие решений;

  2. степень адекватности аналитических данных реальным процессам;

  3. возможность использования экономико-математических методов и моделей для анализа конкретных финансово-производственных ситуаций.

Такая постановка вопросов привносит в практику предпринимательства и хозяйствования научно-исследовательский аспект, требует новых научно обоснованных решений, подходов и квалифицированных кадров.

Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий управления:



  1. к изменению характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю персонального компьютера;

  2. к параллельному взаимодействию логических АИТУ, совмещению всех типов информации (текста, графики, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств;

  3. к ликвидации всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю (например, становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов через систему видеоконференций, электронную почту и т. п.);

  4. к глобализации информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Internet, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты (ведущая тенденция);

  5. к конвергенции, рассматриваемой как последняя черта современного процесса развития АИТУ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации деятельности фирм, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Задание 3

Ознакомившись с представленной ниже информацией, ответьте на вопросы:

1) составить организационную структуру управления Вашей организации;

2) пояснить различия в сущности организационной структуры системы управления и функциональной структуры системы управления организации, привести примеры;

3) перечислить проблемы, возникающие при решении задачи создания информационных хранилищ;

4) дать определение ОLAP-технологии, перечислить области применения ОLAP-технологии.


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница