Методическое пособие для руководителей одно-двухдневных походов с учащимися




Скачать 1.5 Mb.
страница 1/10
Дата 10.10.2016
Размер 1.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Методическое пособие «Если с классом вышел в путь…»

Грудинова Людмила Антоновна, ГКБОУ ДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения»



ГКБОУ ДОД Красноярский детско-юношеский центр

«Центр туризма и краеведения»
,

ЕСЛИ С КЛАССОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…
Методическое пособие

для руководителей одно-двухдневных походов с учащимися
Грудинова Людмила Антоновна,

методист ГКБОУ ДОД Красноярского

детско-юношеского центра

«Центр туризма и краеведения»

660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. К.Маркса, д.118

Тел. 391-221-57-15, 221-41-56,

221-41-96, факс 201-76-10, krstur@mail.ru
В методическом пособии приведены нормативные документы Минобразования РФ, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), определяющие основные требования к обеспечению безопасности обучающихся при проведении туристско-краеведческих мероприятий: одно- двухдневных походов, загородных прогулок и экскурсий, в т.ч. в рамках летних палаточных лагерей. Представлены методические рекомендации по организации и проведению походов с учащимися, составленные специалистами краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Красноярского краевого детско-юношеского центра «Центр туризма и краеведения».

Методическое пособие предназначено для руководителей одно – двухдневных походов, загородных прогулок и экскурсий с учащимися, классных руководителей, вожатых летних лагерей. Возможно использование в других регионах России.

Автор-составитель:

Грудинова Л.А. – методист КГБОУ ДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения», мастер спорта России по спортивному туризму (все разделы);

Дуров В.В. – методист КГБОУ ДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения» (разделы VI, VII).

Технический редактор:

Черепахина Т.О. – заведующая информационно-аналитическим отделом КГБОУ ДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения».

Рецензент:

Грушевская Н.В. –директор КГБОУ ДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения», кандидат педагогических наук.

Консультант:



Пашкевич В.М. – кандидат педагогических наук, декан ФСУ Красноярского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, мастер спорта СССР по спортивному туризму
Утверждено методическим советом КГБОУДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения»


СОДЕРЖАНИЕ







Введение

5

I. Обращение к классному руководителю, учителю школы, вожатому летнего лагеря школьников

7

II. Основные понятия туризма. Виды туризма

9

III. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по обеспечению безопасности учащихся при проведении туристско-краеведческих мероприятий

14

IV. Подготовка туристского похода с учащимися

18

V. Техника и тактика движения на маршруте

26

VI. Организация туристского быта

30

VII. Питание в одно-двухдневном походе с учащимися

36

VIII. Перечень маршрутов туристских походов по окрестностям города Красноярска

40

IX. Клуб выходного дня. Описание маршрутов по окрестностям города Красноярска

49

X. Природоохранный кодекс туриста

54

XI. Приложения

58

Приложение 1. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками, студентами Российской Федерации (Приложение 1 к приказу Мино6разования РФ от 13 июля 1992 г. № 293. Извлечение)

58

Приложение 2. Положение о значке «Юный турист», Положение о значке «Турист России»

62

Приложение 4. Инструкция по обеспечению безопасности при проведении туристских мероприятий с учащимися (образец)

64

Приложение 5. Инструкция по соблюдению требований безопасности при проведении экскурсионной программы «Красноярск – центр России» (для учащихся) (образец)

680

Приложение 6. Памятка по технике безопасности при посещении пещер

71

Приложение 7. Примерная инструкция по соблюдению требований безопасности в оздоровительных учреждениях при нахождении вблизи водоемов и во время купания (для детей)

73

Приложение 8. Рекомендации по проведению занятий физической культурой в зимний период года (извлечение из СанПиН 2.4.2.2821-10)

76

Приложение 9. Перечень рекомендуемого туристского снаряжения для однодневного похода (загородной прогулки, экскурсии) в летний период

77

Приложение 10. Перечень рекомендуемого туристского снаряжения для однодневного похода (загородной прогулки, экскурсии) в зимний период

79

Приложение 11. Маршрутный лист (образец бланка)

81

Приложение 13. Словарь туристских, географических терминов

83

Рекомендуемая литература

Нормативные документы, методическая литература по организации, проведению, обеспечению безопасности туристско-краеведческих мероприятий с учащимися



90


Введение
Создание и развитие краевой системы, обеспечивающей безопасность учащихся при проведении туристско-краеведческих мероприятий, является одним из основных приоритетов краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Красноярского краевого детско-юношеского центра «Центр туризма и краеведения» (далее – Центр).

Реализация данного актуального направления деятельности Центра осуществляется через решение следующих задач:



  • развитие краевой сети маршрутно-квалификационных комиссий ОУ (МКК ОУ);

  • осуществление информационно-методического сопровождения образовательных программ и проектов (краевых, муниципальных) по вопросам обеспечения безопасности мероприятий, программ, разработки маршрутов туристских походов (экспедиций);

  • развитие в крае многоуровневую системы туристско-краеведческих массовых мероприятий (муниципального этапа Первенства края по спортивному туризму, дисциплина – маршруты);

  • обеспечение публичного представления достижений детско-юношеского туризма края.

Реализация данных задач позволила повысить массовость детско-юношеского туризма Красноярского края и уровень безопасности туристско-краеведческих мероприятий с учащимися. Регистрация туристских походов с учащимися в МКК и Службе спасения МЧС становится нормой.

Всеми МКК ОУ выпущены в туристские походы:

в 2007 г. 1006 групп, в них – 11923 человек,

в 2008 г. 1059 групп, в них – 12194 человек,

в 2009 г. 1176 групп, в них – 13629 человек,

в 2010 г. 1185 групп, в них – 16088 человек,

в 2011 г. 1252 групп, в них – 19601 человек,

в т.ч. воспитанники внесемейных учреждений (детские дома, кадетские корпусы) - 835 чел.; состоящие на учете в органах УВД – 549 чел.; дети с ограниченными физическими возможностями – 293 чел.).

Увеличение статистических данных – в основном, за счет роста с 2009 года количества, регистрируемых в МКК ОУ края, 1-2х-дневных походов (2009 год – 9956 чел., 2010 год – 12770 чел., 2011 год – 16008 чел.).

География территорий края, вовлеченных в спортивный туризм за последние 3 года расширилась. Наиболее массовый походный туризм развивается в г.г. Лесосибирске, Ачинске, Норильске. Активизирован туризм в Новоселовском, Балахтинском, Ужурском районах, г. Минусинске.

Случаи детского травматизма в туристских походах, оформленных в МКК ОУ края, не зарегистрированы.

В соревнованиях (Чемпионатах, Первенствах) края по туристским походам участвовало:

2006 год – 1500 человек,

2008 год – 3674 человек ,

2010 год – 5493 человек,

2011 год – 6470 человек,

2012 год – 7701человек.

Планируется ежегодное повышение массовости детско-юношеского туризма на 10% за счет:



  • создания новых маршрутно-квалификационных комиссий ОУ;

  • разработки и реализации программ краевого и муниципального уровней подготовки туристских кадров педагогического состава – от начального (руководители одно-двухдневных походов) до базового уровня;

  • повышения уровня обеспечения безопасности туристско-краеведческих мероприятий через информационно-методические средства: разработка методических рекомендаций по различным вопросам маршрутно-квалификационной деятельности, распространение их в печатном виде, размещение на сайте Центра.

Методическое пособие «Если с классом вышел в путь…» – новая методическая разработка по организации и проведению одно-двухдневных походов с учащимися в комплекте материалов Центра по обеспечению безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий. Пособие составлено с учетом действующих нормативных документов федерального и регионального уровней по вопросам туристско-краеведческой деятельности и социального заказа педагогов образовательных учреждений края.

Представленный методический материал адресован классным руководителям, учителям-предметникам, вожатым летних лагерей школьников, организаторам подготовки руководителей одно-двухдневных походов с учащимися, широкому кругу туристов. Методическое пособие может быть использовано не только в образовательных учреждения Красноярского края, но и в других регионах России.



I. Обращение к классному руководителю, учителю школы, вожатому летнего лагеря школьников
Вы – классный руководитель. Ребят вы вроде бы и знаете, но только по школе. А какие они в семье, что делают вне школы?

Или вы – учитель-предметник. Как углубить знания ребят, как заинтересовать их своим предметом? Может быть, дополнить уроки в стенах школы уроками на природе? Загородные экскурсии*1, однодневные походы* позволяют ученикам расширять и углублять знания, полученные в школе. Ведь из леса, с лугов, берегов рек, склонов гор школьники не только принесут экспонаты в кабинет биологии, географии, истории и школьный музей, но и овладеют прочными знаниями по предмету.

Незаменимым помощником учителю во всех этих случаях выступает туризм. Туристские походы со своим классом, сначала тренировочные, на один-два дня, а в каникулы – и многодневные, сплотят ребят, обогатят их знаниями, скрепят учащихся и учителя подлинной дружбой.

Туризм* располагает большими воспитательными возможностями. Но насколько они будут реализованы, во многом зависит от педагога – руководителя похода. Туризм создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе юный турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. И учить всему этому должен учитель – руководитель похода.

В походе учитель хорошо познает своих ребят. Он видит их во время преодоления трудностей, в труде, в общении с коллективом. Перед руководителем открываются такие стороны характера воспитанников, которые невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Зачастую, неприметный тихоня в школе, слабенький троечник, в экстремальных походных условиях проявляется как незаурядная личность, общепризнанный лидер. Туристский коллектив при умелом педагогическом руководстве может хорошо воздействовать на нарушителей дисциплины, лентяев. Дружба подростков между собой и с учителем, возникшая в совместных походах, остается на долгие годы.

Вожатому летнего лагеря, желающему сделать отдых ребят интересным, стоит организовать в отряде туристско-краеведческую деятельность. В любом летнем лагере школьников (профильном, оздоровительном, стационарном) могут реализовываться различные формы туристско-краеведческой деятельности: туристские кружки, походы, прогулки* и экскурсии; общелагерные туристские праздники, слеты, соревнования; краеведческие, экологические акции и др.

В рамках летнего лагеря туристские группы школьников могут осуществлять следующие виды деятельности:


  • игровые виды («веселые старты»), соревнования (туристская эстафета, полоса препятствий), конкурсы, краеведческие викторины, «клуб Самоделкиных», литературно-музыкальные гостиные и т.д.;




Церемония «Посвящение в туристы» в палаточном лагере города Железногорска (фото Сомова С.Г.)


  • поисково-исследовательская деятельность: изучение и описание окрестностей лагеря; составление карт (схем) маршрутов походов, экскурсий, прогулок, экологических троп; фенологические* и гидрологические наблюдения; описание близлежащих населенных пунктов и объектов сельского хозяйства, промышленности, памятников культуры и истории, геологических памятников природы; сбор этнографических материалов;

  • прикладная экологическая деятельность: защита от загрязнения и благоустройство родников, малых рек, защита оврагов от эрозии…

Конечным результатом подобной деятельности может стать создание экспозиции в местном краеведческом музее.

Туристско-краеведческие мероприятия в лагере могут быть не только единичными в ряду других мероприятий лагерной смены, но и стать основой для построения всей воспитательной работы в лагере – от веселых и загадочных путешествий и игр на природе до приобретения навыков, необходимых для успешного выживания в различных сложных ситуациях в природной среде.



II. Основные понятия туризма. Виды туризма
Слово «туризм» происходит от франц. «tour», что означает прогулка, поездка.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.) дается определение современного понятия слова «тур», как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Существует более двухсот определений туризма, простейшие из которых рассматривают только какие-либо его грани, например, отдых, оздоровление или одно из средств физического воспитания, и потому являются далеко неполными.

Наиболее полное определение современного туризма:



туризм – это особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессионально-деловых и т.п. (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. Учебник для студентов вузов. - М., 2002).

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности»).

По месту занятий туризмом выделяют международный и внутренний туризм (дальний и ближний).

По организационным основам туризм делится на организованный и неорганизованный.

Организованный туризм по формам организации делится на плановый (путевочный) и самодеятельный.

По физической нагрузке на организм человека туризм делится на активный (походы, путешествия и т.п.) и пассивный (транспортный, стационарный и т.п.).

По сложности походы могут быть самыми разнообразными – от экскурсий и походов выходного дня* до сложных категорийных*. На маршрутах некатегорийных походов не должно быть естественных препятствий, прохождение которых требует особой подготовки и владения специальными техническими приемами. Основные естественные препятствия и трудности в категорийных походах 1 – 6 категории сложности* (в пешеходных и горных походах – осыпи*, плотные заросли, стланики*, перевалы*; в водных походах – пороги*, шиверы*, в лыжных походах – глубокий снег, лавины*) классифицируются по категориям трудности*.

Из всех многочисленных форм еженедельного отдыха одно- двухдневный туристский поход является наиболее доступным и эффективным.

Загородная прогулка в субботу или воскресенье, совершаемая группой людей по заранее определенному маршруту в течение нескольких часов, так и называется: прогулочный поход. Есть и другие одно – двухдневные походы – экскурсионные, оздоровительные, тренировочные и соревновательные. Друг от друга они отличаются поставленной целью, протяженностью, продолжительностью, скоростью движения, характером дороги и естественных препятствий.
Походы разделяются по видам туризма – способам передвижения на местности:


  • пешеходный,

  • лыжный,

  • горный,

  • водный (плоты, гребные суда),

  • велосипедный,

  • автомобильный, мотоциклетный (авто-мото),

  • спелео,

  • парусный,

  • конный.

Эти виды туризма включены в Единую всероссийскую спортивную классификацию* (ЕВСК) как части спортивного туризма.

На территории Красноярского края наиболее популярны пешеходный, водный, лыжный (северные районы края), горный (Западный Саян*), спелео-туризм (центральная часть края).


Пешеходный туризм это туристские походы, совершаемые пешком. Одно – двухдневные пешеходные походы – наиболее массовый вид туризма в России.

Ходьба – наиболее простой и естественный вид передвижения человека. Пешехода не ограничивают ни сезонность, ни характер местности, ни даже метеорологические условия. Турист-пешеход всегда близок к природе, он может легко сочетать движение с наблюдением за растениями, животными, ландшафтом* местности, со сбором ягод и грибов, фотографированием.

Меры предупреждения несчастных случаев: соблюдение дисциплины, принцип экономии сил, разведка местности, организация взаимопомощи, оптимальная скорость передвижения; меры предосторожности при грозе, сильном ветре.

К
?


онтроль руководителя и санинструктора за самочувствием участников в пути и на привалах*.
Великолепное ощущение бодрости и прилива сил создает и ходьба на лыжах, даже с самой умеренной скоростью. Длительная, равномерная мускульная работа на чистом воздухе, которую совершает лыжник-турист, отлично тренирует сердце и и другие органы человека, благотворно сказывается на общем самочувствии и состоянии нервной системы.

Существует специфика путешествий в зимний период: низкие температуры, резкая смена погоды, глубокий снежный покров, короткий световой день; возможность сильного снегопада, метели, лавин, пересечения по льду водных пространств; большие физические нагрузки, трудности организации горячего питания в полевых условиях.

Предупреждение переохлаждения и отморожения в походах, в т.ч. однодневных: иметь запасные рукавицы, носки, бахилы* или «фонарики» – на обувь, шерстяную маску – на лицо; одежду – ветронепродуваемую, снегоотталкивающую; тенты от ветра – индивидуальные или групповой; горячий чай в термосе, спички, сухое горючее, топор (в чехле). Четкий контроль самочувствия, времени – ходового и на отдыхе.

Имеет свои преимущества и водный туризм. Это быстрая смена впечатлений, меняющийся обзор: за сосновым бором переливается луговое разнотравье, дальше поражают воображение причудливые скалы-останцы… Водник может взять в поход больше продуктов, одежды, снаряжения. Он не знает дорожной пыли, практически в любое время может искупаться в реке.



Водный туризм – это походы по рекам, озерам и водохранилищам на туристских судах, а также путешествия по водным маршрутам на теплоходах, яхтах, катерах и т.п. Туристскими судами являются байдарки*, катамараны*, лодки надувные, плоты каркасно-надувные, рафты*, каяки*, «бублики» и другие виды туристских судов заводского производства и собственной конструкции. Спортивными туристскими судами являются суда, используемые для туризма спортивного* – вида спорта, включенного в Единую всероссийскую спортивную классификацию.

В водном туризме удачно сочетаются элементы познания, активного отдыха, доступности, оздоровления и спорта.

Особенности водного туризма:


  • быстрая смена впечатлений на маршруте.

  • потенциально-опасная водная среда,

  • работа ограниченных групп мышц,

  • высокая техническая оснащенность.

Причины несчастных случаев на воде: переворот судна, падение с судна, пробоина обшивки судна, пренебрежение страховкой, незнание элементарных правил купания.

Основные правила обеспечения безопасности в водном туристском походе:

  • Наличие необходимого личного снаряжения, соответствующего погодным условиям (сапоги резиновые, в межсезонье – гидрокостюм; шерстяные носки, костюм ветрозащитный, головной убор, перчатки).

  • Умение хорошо плавать.

  • Соблюдение основных правил поведения на воде (во время движения судна не купаться, не нырять с судна; не сходить в воду с плавсредства впереди него).

  • Беспрекословное и незамедлительное исполнение указаний руководителя похода (капитана судна).

  • Документы, деньги, спички, герметически упакованные, постоянно держать при себе (в застегивающемся кармане).

  • Запасные весла, рюкзаки, запасную обувь, котлы прикреплять (привязывать) к судну.

  • Палатки, спальные принадлежности, запасную одежду, продукты, боящиеся влаги, тщательно упаковывать в герметические мешки.

  • Спасательные жилеты во время сплава должны быть надеты и приведены в рабочее положение.

  • В походе судно должно находиться в зрительной и голосовой связи с идущими спереди и сзади судами группы.

Особое удовольствие сулит и езда на велосипеде, позволяющая преодолевать немалые расстояния, требующая равномерной мускульной работы, укрепляющая здоровье путешественника. Велосипед тренирует сердце, сосуды, легкие.



Велосипедный туризм доступен людям любого возраста, позволяет преодолевать значительные расстояния, требует равномерной мускульной работы, быстроты реакции, знания правил дорожного движения, умения произвести ремонт велосипеда. На велосипеде можно проехать практически по любой дороге, по тропинке и просто по грунту, с ним можно преодолевать пески, горные перевалы, переходить реки вброд.

Основные опасности: столкновение с транспортом, плохая видимость, мокрый грунт, падение во время движения.


Спелеотуризм – это романтика удивительного мира пещер*. Люди стремятся в холодной глубине пещер познать не только красоты и тайны земных недр, но и самого себя. Проверить характер в сложных, экстремальных условиях подземного мира, найти свое место в коллективе близких тебе по духу людей.

Спелеотуризм, от греческ. Spelaion - пещера. Основные особенности: сложность подземных маршрутов, обусловленная большим разнообразием рельефа пещер; высокая влажность воздуха при пониженной температуре; отсутствие естественного освещения. Спелеотуризм требует силы, выносливости, ловкости, умения пользоваться средствами жизнеобеспечения под землей и страховочными средствами, опыта скалолазания. Особые требования к этике поведения, отношению к природе под землей.

Основные опасности и преграды для людей в пещерах Красноярского края:


  • Естественные и искусственные обвалы и камнепады.

  • Постоянная опасность переохлаждения.

  • Переоценка физических сил, опыта, недооценка технических трудностей.

  • Естественные преграды – колодцы, узкие лазы, «катушки», стены и т.п.

  • Задымление пещер факелами, кострами, разведенными у входа или внутри пещеры.

  • Опасность заблудиться.

  • Недостаточное освещение.

  • Травмирование участника группы.

  • Опасность одиночного посещения пещер – это опасность заблудиться в пещере, опасность травмирования, переохлаждения.

Литература:

Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М., С.-Петербург, 2000.

«Русский турист». Сборники нормативных актов по спортивно-оздоровительному туризму в России. – М.: ТССР.

Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М.: Сов. спорт, 2002.

Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница