Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н. Д. Угринович- м.: Бином. Лаборатория знаний, 2010г.»




Скачать 108.09 Kb.
Дата 11.09.2016
Размер 108.09 Kb.
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Информатика и ИКТ» 8 класс

Данная программа разработана в соответствии с примерными программами общего образования на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы, первый год обучения.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:


  • контрольных работ – 3

  • практических работ (15-20 минут) – 14

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представ­лений об информации, информационных процессах, систе­мах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами ин­формации с помощью компьютера и других средств инфор­мационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятель­ность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с уче­том правовых и этических аспектов ее распространения; из­бирательного отношения к полученной информации;



- выработка навыков применения средств ИКТ в повседнев­ной жизни, при выполнении индивидуальных и коллектив­ных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;

- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

- освоение ключевых компетенций.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ


Учащиеся должны:

знать/понимать

  • виды информационных процессов;

  • примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

  • проверять свойства объектов; пользоваться персональным компьютером;

  • выполнять и строить простые алгоритмы;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  • предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):

  • в базах данных,

  • в компьютерных сетях,

  • в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),

  • при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);

  • для создания личных коллекций информационных объектов;

  • организации индивидуального информационного пространства,

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,

  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.



Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;



Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

отказался отвечать на вопросы учителя.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства



  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – WINDOWS.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор WеЬ-страниц.

Содержание курса и требования к результатам обучения по информатике и ИКТ

Информация и информационные процессы (6 ч)

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации. Единицы измерения количества информации.



Практические работы:

№ 1. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.



Учащиеся должны:

1. иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой при­роде;

2. приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

3. знать единицы измерения количества информации;



Компьютер как универсальное устройство обработки информации (10 ч)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).



Практические работы:

№ 2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

№ 3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

№ 4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.



Учащиеся должны:

1. знать функциональную схему компьютера;

2. перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

3. знать назначение и основные функции операционной системы;­

4. уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

5. уметь работать с носителями информации (форматирование, лечение от вирусов);

6. соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

Коммуникационные технологии (17ч)

Информационное пространство глобальной компьютер­ной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и домен­ные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универса­льный указатель ресурсов (URL - Universal Resource Loca­tor). Основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная способность. Передача ин­формации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, кон­центраторы, маршрутизаторы).

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование ад­ресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менед­жеры загрузки файлов.

Интерактивное общение, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации.

Основы языка разметки гипертекста HTML. Форматирование текста. Вставка графи­ки. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовате­льных, тематических и др.).





Учащиеся должны:

1. иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;

2. описывать основные виды информационных услуг, предо­ставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

3. уметь пользоваться электронной почтой и путешествовать по Всемирной паутине;



4. знать основы языка разметки гипертекста HTML;

5. уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница