Необходимо обеспечить реализацию




Скачать 109.19 Kb.
Дата 02.10.2016
Размер 109.19 Kb.
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) подразумевает создание благоприятных условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и предполагает развитие ребенка через игру.

Переориентирования коснулись и развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:



  • Образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития

  • Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения

  • Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Для выполнения этих задач предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
    А главное, среда должна соответствовать потребностям детского возраста.

  • Трансформируемой – обеспечивать возможность изменения предметной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Это позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Например, в младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В игровой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой активности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. А в старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы и стулья.

  • Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, природных материалов) в разных видах детской активности.

  • Вариативной - наличие в Организации и Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  • Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ и к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям.

  • Безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (например, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также правилам пожарной безопасности).

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах построения с учетом психолого-педагогических требований.



Основные принципы построения развивающей среды:

 

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)



  • использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды

  • использование больших модульных наборов

  • центров песка и воды

  • мастерских

  • инструментов для уборки

  • использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности:

  •  использование сборно-разборной мебели

  •  игрушечной мебели

  • емкостей для хранения игрушек

  • игрушки

  • мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

      Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это зона с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

  • использование игрового спортивного оборудования

  • игровых столов сложной конфигурации

  • мебель – трансформер

  • вертикальных разделителей

  • кукольного театра

  • костюмерной

  • игрушек – заменителей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

  • игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка

  • место отдыха

  • место уединения /отсутствие таких уголков уединения делает пребывание ребенка в группе психологически напряженным, снижает его эмоциональный настрой и в целом нарушает право на отдых. Дошкольник находится в группе из 20-25 человек на протяжении 9-10 часов. Это достаточно мощная нагрузка на зрительное и слуховое восприятие, а также на эмоциональную сферу воспитанника. Дети младшего дошкольного возраста особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков (возможно мобильных, разборных) помогут ребенку почувствовать себя в покое, восстановить необходимые ресурсы/.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

  • использование больших ярких игрушек из различных материалов

  • элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

  • создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:

  • темы

  • сюжета

  • необходимых игрушек

  • места

  • времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»

  •  содержать предметы и материалы известные детям

  • предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого

  • совсем незнакомые предметы и материалы.

     Игры и игрушки в развивающей среде дошкольного учреждения занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

 

Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования


     В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

  • провоцировать ребенка на агрессивное действие;

  • вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);

  • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

  • вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

К сожалению, качество игрушек и игровых материалов далеко не всегда соответствует психолого-педагогическим требованиям. Также проблемой является то, что садам часто «спускают игрушки сверху», по остаточному принципу. Педагоги, преодолевая эти трудности, часто сами делают эти игрушки. Однако это не решает проблему в целом.

Особенно значительные трудности возникают при подборе игрушек, предназначенных для главной деятельности дошкольников – сюжетной игры. Набор кукол в большинстве дошкольных учреждений крайне однообразный – это преимущественно куклы-девочки и младенцы (пупсы). Кукол, изображающих персонажей разного возраста и профессий, практически нет. Крайне редко встречаются куклы мужского рода, столь важные для мальчиков. Совсем редки маркеры роли- детали, позволяющие принять и удержать игровую роль (шапочки, воротнички, повязки и т.д.)В отличие от нарядов из уголков ряжения – это отдельные детали, символизирующие ту или иную роль и помогающие ребенку почувствовать себя каким-либо персонажем.

Особое значение имеют так называемые предметы-заместители (неоформленный или природный материал), способствующие развитию у дошкольников воображения, знаково-символической функции мышления. Чаще всего детям предлагают муляжи реальных продуктов питания, уменьшенные копии бытовой техники или инструментов, что существенно обедняет их игру.

Еще одна проблема связана с тем, что комплект игрушек и игр остается неизменным в течение всего учебного года. Дети достаточно быстро осваивают имеющийся игровой материал, теряют к нему интерес и скучают даже среди самых хороших игрушек. Разделение игровых комплектов на несколько частей и посменное предъявление их детям (например, раз в три месяца или по договоренности с детьми) могли бы сделать игровой процесс более разнообразным и эмоционально насыщенным. Новые игрушки вызывают творческий энтузиазм, а возврат к «старым» пробуждает воспоминания о прошлых играх, многие из которых дети захотят повторить, внося в игру элементы нового опыта.

К негативным явлениям можно отнести неразборчивость при комплектовании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости (часто в детских садах хранятся старые, изношенные игрушки).

Большую роль в реализации игровой деятельности детей играет доступность игрового оборудования. Однако чаще всего игры и игрушки, особенно новые, находятся на верхних полках или заперты в шкафах. Размещение игровых материалов должно обеспечивать ребенку свободный доступ не только к играм и игрушкам, но и к материалам для лепки и рисования, конструирования. Это же относится и к играм с правилами. В последнее время на рынке появилось множество новых увлекательных настольных игр, которые способствуют становлению произвольного поведения детей, развивают их мышление, навыки общения, воображение и т.д. Однако в садах репертуар настольных игр зачастую остается стереотипным и архаичным (лото, домино, шашки и т.д.). Причем даже эти традиционные игры не пригодны для использования: одни хранятся в закрытых шкафах, другие содержатся в плачевном состоянии 9 детали потеряны, перепутаны, коробки потрепаны и т.д.). В результате дети лишены важнейшего вида совместной игровой деятельности, который имеет важное значение для формирования личности ребенка.

За последнее время новым веянием в образовательной среде стало использование компьютеров в работе с детьми. Зачастую их применение не связано непосредственно с нуждами образовательного процесса и является своеобразной данью моде. В то же время этот процесс нельзя игнорировать. Важно обратить внимание на то, чтобы содержание компьютерных программ не дублировало уже имеющиеся традиционные дидактические средства. Также важно помнить, что в соответствии с СанПин время работы на компьютере детей дошкольного возраста не должно превышать 10-15 минут. Игровые программы с длительными затягивающими сюжетами не позволяют прервать игру ребенка через короткое время. Наиболее целесообразно приобщать дошкольника строго после 5 лет к работе на компьютере не посредством компьютерных игр, а с помощью игровых развивающих заданий, исключающих затягивающий эффект, азарт, эмоциональную включенность. Программы, созданные по принципу игровых развивающих мини-заданий, каждое из которых представляет собой логически завершенный сюжет, считаются наиболее предпочтительными для детей дошкольного возраста. Они позволяют безболезненно для ребенка прекращать работу на компьютере через необходимый промежуток времени, при этом он успевает выполнить поставленную задачу, получить или увидеть результат своей деятельности, оценку или поощрение, введенное в компьютерную программу. Примерами заданий такого типа могут быть:


  • конструирование или моделирование из готовых объектов, форм, предметов;

  • рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;

  • экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты);

  • проектирование сюжетов, мультиков.

Компьютерные задания такого открытого типа соответствуют потребностям дошкольного возраста и несут в себе определенный развивающий потенциал. Их выполнение предполагает участие взрослого. В связи с этим важно четко определить для педагогов критерии выбора компьютерных программ и методику их использования в детском саду.

Следует помнить, что слишком раннее и неграмотное введение в жизнь ребенка компьютерных программ может затормозить и редуцировать нормальное развитие реальной, настоящей игры, в которой осуществляется личностной и психическое развитие дошкольника.



Заключение: умело организованная предметная среда снимает конфликтность в общении детей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.

Также хочется отметить, что развивающую предметно-пространственную среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда соответствуют интересам ребенка и способствуют его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если игровой и дидактический материал представляет собой «выставку» для визитов возможных комиссий, не может использоваться детьми в свободное время, нерегламентированных видах детской деятельности и не соответствует их возрасту, он не становится развивающей средой, а остается лишь материально-техническим обеспечением.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница