Образовательная программа «Природа и мы»



Скачать 2.5 Mb.
страница 1/13
Дата 09.09.2016
Размер 2.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Администрация города Новочеркасска

Управление образования

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей дом детского творчества




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом ____________ А.Г. Тиунова

МБУ ДО ДТ Директор МБУ ДО ДТ

Протокол от 28.08.2015 г. № 1 Приказ от 28.08.2015 г. № 77




Образовательная программа

«Природа и мы»

Автор-составитель: педагог

дополнительного образования

Пащенко Т.Ф.

Возраст детей: 7-10 лет.

Срок реализации: 3 года.

г. Новочеркасск,

2015


Оглавление


  1. Пояснительная записка:

1.1 актуальность программы; 1.2 целеполагание; 1.3 условия реализации программы;

1.4 работа с родителями;

1.5 традиции объединения; 1.6 ожидаемые результаты и способы их отслеживания


3

3

8

11

15

15

16



  1. Учебно - тематический план

19

3. Содержание изучаемого курса

22

4. Методическое обеспечение программы

24

5. Список литературы

78

6. Приложения

80


1. Пояснительная записка

Спасая родную природу, ты душу свою спасаешь. 
В сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.


Познание Природы должно быть пронизано радостью!

Джозеф Корнелл
1.1 Актуальность
Эти слова являются также девизом каждого занятия. Познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой, сборе новой информации о природе и экологии родного края. Такое общение осуществляется в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.

В конце ΧΧ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ΧΧ века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им было необходимо, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием (Иванова,10). С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более мощным и к концу ΧΧ века приобрело планетарный характер. Все это привело к тому, что третье тысячелетие человечество встретило в условиях глобальной экологической опасности. Человек нарушил равновесие в природе и поэтому сам находится под угрозой. «Биосфера в опасности»,- так оценили ситуацию на Международной конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Разрешение этой проблемы не только дело рук науки и техники, но и социальных институтов, семьи, школы, дополнительного образования (Осипова,18).

В настоящее время со снижением многих показателей качества жизни современного ребенка, наблюдается существенное изменение экологических убеждений детства, особенно под влиянием телевидения и Интернета. Внедряясь в детское сознание, они диктуют и создают «новую модель» поведения ребенка, трансформируют его ценностные ориентации: ребенок теряет связь с природой.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо усилить внимание к природе в общеобразовательных учреждениях любого уровня, в том числе и в учреждениях дополнительного образования.

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету из катастрофического состояния. Одна из основных причин, вызывающих экологический кризис — деятельность человека в природе, рост промышленного производства с использованием природных ресурсов без достаточного учета основных биологических и экологических закономерностей. Это приводит к необратимому нарушению баланса природных сил биосферы; в планетарном масштабе порождает неуправляемые цепные реакции, уже в ближайшее время грозящие гибелью людям и всему живому на Земле. Однако проблема не только в самой экологической опасности. Она лишь явление, в значительной мере отражающее сущность. Правильная оценка сложившейся ситуации, а главное, поиск оптимального выхода из нее возможны только в том случае, если будут вскрыты глубинные особенности взаимодействия человеческого общества и природы, проявлением которых она служит.

Рассмотрение содержания такой связи в целом позволяет вычленить в ней два основных аспекта:

- первый заключается в том, что, определяя и реализуя перспективы взаимодействия с природой, человечеству необходимо позаботиться о восстановлении, гарантированном сохранении природной среды как естественной для обитания человека. Тем самым будут обеспечиваться нормальные условия для физического выживания и жизнедеятельности человека;

- второй, не менее важный, аспект включает необходимость развития человека как субъекта новой, гуманистически ориентированной культуры взаимоотношений общества и природы.

Тем самым центром оптимизации решения проблемы является человек, его экологическая воспитанность. Для сохранения человеческого вида необходимо сохранить природную среду, а для сохранения природы человек должен развить себя.

Все эти идеи стали предпосылкой для создания программы «Природа и мы». Программа включает в себя реализацию социальных проектов в рамках образовательных учреждений, что дает детям выход своего понимания в бережном отношения к природе и передачи своих эмоций и познаний другим детям и взрослым, да и вообще обществу в целом, так как ребенок свои эмоции и сопереживание несет в свою семью.

Так - же программа включает в себя исследовательскую работу в области охраны и бережного отношения природы которую можно разделить на несколько этапов:

предварительный,

собственно-исследовательский,

результативный,

заключительный.

Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Данная особенность программы в значительной степени способствует активизации краеведческих исследований, что способствует воспитанию патриотов донского края и страны в целом. На занятиях осуществляются межпредметные связи с биологией, географией, химией, технологией, изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, несмотря на то, что все дети по своей натуре очень «природосообразны». Природа – это то, с чего ребенок начинает свое знакомство с окружающей действительностью. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, послушать пение птиц и жужжание насекомых, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Нужно учиться у природы гармонии, ритму, цвету. В настоящее время это очень важно, так как окружающий мир должен быть объектом постоянной заботы каждого человека, что обеспечивает экологическая воспитанность.

Экологическая воспитанность является личным образованием и выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого являются: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ним позитивное взаимодействие. Экологическая воспитанность может быть описана в виде цепочки: природа в человеке – человек в обществе – личность в природе.

По мнению Л. С. Римашевской, современное восприятие природы школьниками сводится лишь как к объекту для получения бытовой пользы человеком (потребительское отношение к природным богатствам). Необходимо переломить такое представление детей и показать им значимость бережного отношения к природе.

Дети в ходе освоения данной программы обретают статус экологически воспитанного человека, заповедью которого становятся слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев». (Леонов Л. О большой щепе // Литературная газета – 1965,-30 марта.)

Программа « Природа и мы» имеет общеинтеллектуальное направление.



Предметом изучения ее является расширенный комплекс естественно-научных дисциплин (зоология, ботаника, анатомия и гигиена человека, экология). В программе заложены занятия на развитие основных познавательных процессов у ребенка (памяти, внимания, воображения) которые необходимы для занятий научно-исследовательской о проектной деятельности.

Необходимо отметить, что программа «Природа и мы» в образовательном учреждении позволяет реализовать социальное направление (через участие детей в социальных проектах таких как «Поможем животным вместе», «Берегите первоцветы», «Пернатая радуга», природоохранных акциях и выставках прикладного творчества на природоохранную тематику по номинациям: ИЗО, аппликация, флористика, лепка, моделирование, макетирование). Кроме того, часть вопросов, освещенных в программе, имеют краеведческую направленность, что особенно ценно, т. к. рассматриваются проблемы Донского края.

Автор программы полагает, что основной задачей ознакомления ребенка с природой является его подготовка к самостоятельному, адекватному для себя и окружающей действительности взаимодействию с ней. Такой подход к обучению обеспечивает взаимосвязь между занятиями и реальной жизнью, дает возможность детям опробовать себя в практической деятельности.

Современное общество диктует системе образования как важнейшей структуре своего развития заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни. В программе уделяется большое внимание практическим занятиям, а также самостоятельным заданиям. Посредством их у обучающихся формируются навыки исследовательского поведения в природе.





  • Рефлексии – новообразование образовательной деятельности младших школьников. Рефлексивные операции отвечают на вопрос: «Почему имеющихся у меня средств не хватает для решения данной задачи?»

  • Продуктивных действий – необходимых для приобретения нужных ЗУНов. (Калинина,11)

1.2 Целеполагание
Цель программы: Создание условий для формирования у детей познавательного, практико-деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью, качеств личности и УУД согласно ФГОС.
Задачи программы:

1.Обучающие:

1.1 расширить, углубить знания детей об окружающем мире, многообразии флоры и фауны;

1.2 формировать систему практических умений и навыков в природе;

1.3 овладеть техникой проектирования и навыками публичной презентации.

1.4 познакомить с техниками прикладного творчества: флористикой, видами аппликаций, моделированием, ИЗО, лепкой, макетированием.

2. Воспитательные:

2.1 формировать навыки здорового образа жизни;

2.2 создавать условия для воспитания гуманного и бережного отношения к природе.

2.3.способствовать формированию УУД



3. Развивающие:

3.1 способствовать формированию эмоционально-эстетического и когнитивного отношения к природе;

3.2 стимулировать познавательную активность обучающихся.

Принципы программы:


  1. Личностно - ориентированный подход и создание ситуации успеха при выполнении детьми любой из вставших задач, т. е. опора на самодеятельность и инициативу.

  2. Доступность детям содержания и способов деятельности.

  3. Постепенное познавательное продвижение детей: от сенсорных впечатлений к полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений.

  4. Многообразное предъявление ребенку одного и того же природного объекта, но с обязательным элементом новизны либо в содержании материала, либо в способах решения познавательных задач, либо в формах детской деятельности («погружение» в объект).

  5. Демократичность отношений педагога с детьми: обучение в диалоге, сотрудничестве.

  6. Научность, который предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации о природе.

  7. Принцип гуманизации, выражающий идею формирование человека с установкой на сохранение жизни на Земле.

  8. Прогностичность, т. е. формирование у детей способности прогнозировать возможные пути развития живых организмов и планеты Земля в целом.

  9. Проведение диагностики и отслеживания результатов на протяжении всего периода обучения.

  10. Поддержание самостоятельности и инициативности детей, создание атмосферы «сообщества обучающихся».

  11. Принцип систематизации и последовательности.

Основными формами систематизации знаний о природе у детей младшего школьного возраста, являются:

  • Обобщение и разделение растений и животных на группы по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой (жизненные формы растений, птицы, насекомые, звери и т. д.)

  • Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию с характерными условиями (лес, водоем, огород...)

  • Формирование системы знаний о временах года и сезонных изменениях природы.

  • Формирование системы знаний о здоровье человека и развитие практических умений по гигиеническому уходу.

Следовательно, в программу отобраны те системы знаний о природе, которые при последующем обучении не будут «отбрасываться» или заменяться новыми, а получат дальнейшее углубление и развитие.

Кроме перечисленных принципов в организации дополнительного образования по биологическим дисциплинам есть специфический принцип «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу (природа в жизненном пространстве детей).

Дополнительная образовательная программа «Природа и мы» была разработана с учетом возрастных особенностей школьников младшего школьного возраста.

Дети младшего школьного возраста уже способны осознавать многие взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, вычленять признаки явлений, делать хоть и очень простые выводы. Но зачастую у детей данного возраста знания формируются стихийно (телевизор, Интернет). Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе организованного образования.

Дети младшего школьного возраста воспринимают природу очень эмоционально. Таким образом, чтобы занятия были им интересны, они должны строиться в виде игр, ярких приключений и т. д.

Еще одним качеством детей данного возраста является анимизм, когда неодушевленные объекты природы наделяются ими душой, сознанием. Отсюда особые условия для восприятия природы как живых организмов, перевоплощения.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Ребенок — первоклассник мыслит, прежде всего, образами, и лишь к 9-10 годам переходит к общим понятиям в связи с развитием левополушарного типа деятельности.

С точки зрения физического развития у детей младшего школьного возраста уже богатый потенциал двигательных возможностей, что значительно расширяет границы использования разных видов деятельности.

В младшем школьном возрасте продолжается процесс социализации ребенка: формируется внутренняя позиция ребенка по отношению к другим людям (как взрослым, так и сверстникам) и развитие самооценки. У детей этой возрастной группы появляется потребность в признании, что диктует, в свою очередь, необходимость создать на занятии ситуацию успеха для каждого ребенка. Учитывая стремление детей 7-10 лет быть похожими на идеал, в программе автором предлагается формировать основы экологической безопасности, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе.

1.3. Условия реализации программы
Программа «Природа и мы» рассчитана на 3 года обучения. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Есть и новые методы, применяющиеся на занятиях: занятие — конференция, деловая игра, занятия по типу КВН, занятия - лекции, занятие открытых мыслей, межпредметные интегрированные занятия, занятие - следствие. Набор в группы добровольный.

С учетом физиологических и психологических особенностей детей разного возраста для достижения более высоких результатов обучения целесообразно создавать одновозрастные группы.



Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа реализуется в соответствии с всеобщей декларацией прав человека, конвенции ООН о правах ребенка, федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, Федеральными Государственными образовательными стандартами начального общего образования, закрепленные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, а также существующих законодательных актов о деятельности учреждений дополнительного образования, Уставом ДТ.


Методы, используемые в программе

  1. Словесные методы (объяснение, беседа, сказка, разгадывание загадок). В беседе можно и нужно задавать вопросы, которые будут стимулировать процессы памяти и мышления ребенка. Беседа также может предвосхищать выполнения практического задания и строиться только как помощь в ориентировке задания, переходе от первого этапа к другому, завершении работы.

  2. Методы проблемного обучения (постановка проблемного вопроса, проблемное изложение материала, эвристические беседы). Создание проблемной ситуации является первым важным условием начала исследовательско - поисковой деятельности, которая предполагает высокую активность и самостоятельность детей.

  3. Игра (дидактическая, развивающая, имитационная, физкультминутки). В программе автором предлагаются игры, которые направлены на решение триединой задачи обучения биологии: развития интереса к занятиям; изучение и понимание признаков и свойств живого; понимания места и роли человека в природе. Программа также предполагает использование игр на различных этапах занятия (объяснение, повторение), для проведения обобщающих занятий.

Виды игр, используемых при реализации программы:

  • Игра - драматизация.

Перевоплощаясь в образ человека- защитника или в образ животного, ребенок как бы присваивает свойственные ему черты. Это помогает ребенку переживать то, что переживает персонаж. Эмоции и чувства героя, пережитые в игре, становятся личным опытом ребенка. Многократное проигрывание упражняет ребенка в этически ценных взаимоотношениях.

  • Сюжетно-дидактическая игра.

Эти игры моделируют жизненные события, в ходе которых ребенок осознанно применяет свои экологические знания и действует адекватно ситуации. Эти игры дают, наряду с наблюдениями и работой в живом уголке, больше поводов для применения экологических знаний.

  • Игра-опыт.

В игре-опыте ребенок находится в активной познавательной позиции, действует по своей инициативе и желанию, самостоятельно получает знания (автодидактизм). Игровой замысел реализуется через игровые и поисковые действия; сопровождающиеся пробами и ошибками, повторами.

  1. Наглядные (демонстрация опытов, предметов, иллюстрация).

  2. Практическая работа (лепка, создание макета, аппликация, рисунок, флористика и др.).

  3. Наблюдения, эксперимент, лабораторные занятия.

Как доказано психологами, для детей младшего школьного возраста (особенно для учащихся 1-2 классов) характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому данная программа предполагает построение занятий таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали больше не вербальными, а наглядными и практическими методами. Они дают возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы и жизни в целом. Во время наблюдения и постановки опытов, проведения демонстрационных лабораторных работ обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. В программе «Природа и мы » описаны опыты и эксперименты, как правило, имеющие яркий результат (выращивание новых комнатных растений, наблюдение за жизнью в капле воды; в опытах — изменение окраски растворов и т. д.), не требующие дорогостоящего оборудования, легкие в исполнении и практически безопасные.

Благоприятные условия для усвоения содержания материала создает система заданий, основанная на практической деятельности детей младшего школьного возраста. Они с удовольствием делают аппликации, коллажи, работают с пластилином, составляют гербарий, оформляют коллекцию.

Основной формой работы на занятиях в объединении «Природа и мы» является выполнение детьми заданий:


  • типовые задания: например, на знакомство с понятиями;

  • обобщающие задания: способствуют актуализации освоенного опыта по нескольким темам;

  • творческие задания: требующие применения полученных знаний в новых условиях; поиска самостоятельного способа решения задачи; обоснования собственных взглядов на проблему.

Методическое обеспечение программы (формы занятий, приемы и методы организации образовательного процесса, дидактические материалы) конкретизировано по блокам тем в главе: «Методическое обеспечение программы».

Формы организации деятельности по программе

Возможность почувствовать свою сопричастность к зеленому миру, ощутить радость при общении с животными, сделать настоящее открытие, что удивительное действительно находится рядом, только нужно научиться замечать его,- все это дают детям разнообразные формы организации деятельности:

игры;

занятия (со всей группой, подгруппой или индивидуально);



конкурсы, турниры, КВН;

занятия-прогулки;

практические и массовые экологические мероприятия ( акции, рейды,десанты и прочие);

экскурсии;

Праздники;

экологические выставки;


Средства, необходимые для реализации программы

Помещение для занятий соответствует Сан Пин по УДОД. Кабинет отвечает валеологическим требованиям (освещенность, параметры рабочего места). Кабинет оборудован компьютером, интерактивной доской, шкафами для хранения учебной литературы, инструментов и материалов. Обучающиеся имеют в своем арсенале средств письменные принадлежности, ножницы, клей. Дети обеспечиваются при необходимости цветной и белой бумагой, кисточками, красками, пластилином. Природный материал, используемый на занятиях, заготавливается педагогом вместе с детьми и каждым ребенком индивидуально.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница