Оценка достоверности результатов исследования




Скачать 112.07 Kb.
Дата 18.09.2016
Размер 112.07 Kb.
Тема: Оценка достоверности результатов исследования

Цель занятия: Освоить практическое применение статистических методик оценки достоверности результатов научных медицинских исследований.

План занятия:


  1. Освоить теоретические основы, основные понятия, использующиеся при оценке достоверности результатов научных медицинских исследований.

  2. Изучить показания и практические методики расчета и оценки:

    1. средней ошибки относительного показателя;

    2. ошибки средней величины;

    3. доверительных границ показателя и средней величины;

    4. средней ошибки показателя, равного 0 или 100%;

    5. достоверности различий показателей и средних величин;

    6. достоверности различий показателей и средних величин при малом числе наблюдений;

    7. достоверности различий сравниваемых средних величин при независимых друг от друга наблюдениях;

    8. достоверности различия выборочного результата и стандарта;

    9. достоверности средних квадратических отклонений;

    10. показателя точности.

Основные понятия и определения по теме


Достоверность результатов медико-статистических исследований зависит от ряда условий: от правильности построения исследования, надежности исходных документов, точности ручной и компьютерной обработки.

При проведении любого исследования встречаются две категории ошибок:



    1. Ошибки, которые нельзя учесть математическими методами, но при хорошей организации исследования их можно избежать или свести к минимуму:

а) ошибки методические (неправильная методика сбора и обработки материала);

б) ошибки точности (неточность приборов, недостаточная точность расчетов, неточность первичной регистрации фактов);

в) ошибки внимания (описки, просчеты, опечатки);

г) ошибки типичности (отбор группы объектов, нетипичных для всей генеральной совокупности, тенденциозный подбор первичных данных).

Для уменьшения размеров ошибок необходимо соблюдать объективность отбора единиц наблюдения, использовать контроль за качеством материала на каждом этапе работы. При расчете средних и относительных величин следует применять надежную вычислительную технику, а при оценке качества медико-статистической информации наряду с логическим контролем состояния форм использовать более точные методы текущего (по ходу работы) и конечного (после завершения выкопировки и изучения возможности получения сведений о тех или иных вопросах программы) контроля.


    1. Ошибки, учитываемые математическими методами – ошибки выборки или репрезентативности.

Определение ошибки показателя и средней величины

Ошибки репрезентативности сводятся к тому, что те или иные числовые характеристики (относительные коэффициенты, средние квадратические отклонения и др.), вычисленные на основании наблюдения выборочной совокупности, переносятся на генеральную совокупность. Это неизбежные ошибки, вытекающие из самой сущности выборочного исследования. Вся генеральная совокупность может быть охарактеризована только по одной ее части с некоторой ошибкой, то есть с определенной погрешностью.

Величина ошибки репрезентативности определяется как объемом выборки, так и разнообразием признака. Чем больше число наблюдений, тем меньше ошибка; чем более изменчив признак, тем больше величина статистической ошибки.

Рассмотрим вычисление средних ошибок относительного показателя и средней величины.

1. Средняя ошибка показателя вычисляется по формуле: , где m – средняя ошибка; p – статистический коэффициент (относительная величина); q – величина, обратная p (альтернативный показатель), и выражена как (1–p), (100–p), (1000–p) и т.д. в зависимости от основания, на которое рассчитан коэффициент; n – число наблюдений в выборочной совокупности.

Если число наблюдений недостаточно велико (менее 30), в формулу вводится правка:



Пример: Рассчитать среднюю ошибку показателя летальности в лечебном учреждении, если известно: всего выбыло из стационара 317 больных, из них умерло 13.

Летальность составит:

p=4,1 q=100-4,1=95,9 n=317

Таким образом, показатель летальности равен: 4,1±1,11%

2. Расчет ошибки средней величины производится по формуле: и , если n≤30, где m – средняя ошибка; σ – среднее квадратическое отклонение; n – число наблюдений.

Пример: В результате измерения веса 2000 новорожденных были получены следующие данные: средний вес новорожденного (М) составил 3350 граммов; среднее квадратическое отклонение (σ) – 120 г. Определить ошибку веса новорожденных.

г М=3350±2,7г.

Определение доверительных границ

Определение величины ошибки репрезентативности необходимо для нахождения возможных значений генеральных параметров. Оценка генеральных параметров проводится в виде двух значений – минимального и максимального. Эти крайние значения возможных отклонений, в пределах которых может колебаться искомая величина генерального параметра, называются доверительными границами.

Теорией вероятности установлено, что с достоверностью 99,7% можно утверждать, что эти крайние значения будут отличаться от полученного ранее показателя не более чем на величину утроенной средней ошибки.

С достоверностью 95,5% можно полагать, что эти отклонения будут не больше величины удвоенной средней ошибки.

Так, например, если при применении нового лечебного препарата был достигнут положительный эффект (Р), равный 80%(m=±2%), то с надежностью 99,7%, можно утверждать, что при повторных сходных наблюдениях этот эффект будет колебаться от 74 до 86% (Р±3m) и с вероятностью в 95,5% – от 76 до 84% (Р±2m).

Оценка показателя проводится на основе вычисленной ошибки. Оценка доверительных границ зависит от степени точности, которую необходимо придать показателю, и проводится самим исследователем.

Например, показатель распространенности пневмокониоза у рабочих угольных комбайнов равен 15 случаев на 100 работающих (Р = 15,0%); уторенная ошибка (±3m) – 10,0. В данном случае доверительные границы показателя будут колебаться от 5,0 до 25,0. Величина показателя 15% не будет внушать доверие исследователю из-за больших его колебаний.

При малой выборке величину доверительного коэффициента необходимо определять каждый раз по специальной таблице в зависимости от числа наблюдений (табл. 1).



Пример: Показатель частоты недостаточности кровообращения (Р) равен 55,5%; m=±9,5%; n=27.

              1. Определяем число степеней свободы: n'=n-1=27-1=26:

              2. По таблице определяем значения t: при вероятности ошибки не более 5% и n'=26 значение t равно 2,06;

              3. С достоверностью 95% можно утверждать, что величина показателя будет колебаться: 55,5%±2,06*9,5%, т.е. от 36 до 75%.

Таблица 1

Значение критерия t для трех степеней вероятности (по Н.А. Плохинскому)



n'

Р

n'

Р

95,0%

99,0%

99,9%

95,0%

99,0%

99,9%

1

12,7

63,7

637,0

10

2,2

3,2

4,6

2

4,3

9,9

31,6

11

2,2

3,1

4,4

3

3,2

5,8

12,9

12

2,2

3,1

4,3

4

2,8

4,6

8,6

13

2,2

3,0

4,1

5

2,6

4,0

6,9

14-15

2,1

3,0

4,1

6

2,4

3,7

6,0

16-17

2,1

2,9

4,0

7

2,4

3,5

5,3

18-20

2,1

2,9

3,9

8

2,3

3,4

5,0

21-24

2,1

2,8

3,8

9

2,3

3,3

4,8

25-29

2,0

2,8

3,7

Р – степень вероятности безошибочного прогноза; n'=n-1

Определение средней ошибки показателя, равного 0% или 100%

В случае, когда при выборочном исследовании получается результат, равный или близкий к 100% или 0%, для расчета применяется формула: , где n – число наблюдений; t – доверительный коэффициент (критерий достоверности), которому соответствует определенная вероятность безошибочного прогноза.



Пример. В клинике проведено испытание нового лечебного препарата. Показатель эффективности – 100%, n = 31. При t = 2 ошибка показателя равна: ; при t = 3

Следовательно, с достоверностью в 95,5% можно утверждать, что при повторных испытаниях препарата положительный эффект будет колебаться от 88,6 до 100%; с надежностью 99,7% можно определить колебания показателя от 77,5 до 100%.



Определение достоверности различий показателей и средних величин

В научно-исследовательской практике часто бывает необходимо сравнение двух средних арифметических величин, двух показателей между собой, например, при сравнении результатов в контрольной и экспериментальной группах, сравнении показателей здоровья населения в различных местностях, за различные годы и т.д.

Применяемый метод оценки достоверности разности показателей (средних величин) позволяет установить, выявленные различия существенны или они являются результатом действия случайных причин.

В основе метода лежит определение так называемого критерия достоверности (t) – критерия Стьюдента. Величина его определяется отношением разности показателей (средних величин) к своей ошибке разности. Ошибка разности (mразн.) равна: , то есть средняя ошибка разности показателей (средних величин) равна квадратному корню из суммы квадратов средних ошибок этих показателей (средних величин). Таким образом: – при определении разности показателей p1 и p2



– при определении разности средних величин М1 и М2.

Критерий достоверности (t) указывает, во сколько раз разность превышает свою ошибку. При различных значениях t существует определенная мера надежности, с которой можно говорить о существенности различий.

В большинстве медицинских исследований достаточно иметь значение t, равное или большее 2. Тогда выявленные различия не случайны, достоверны, статистически подтверждены. Если t
Пример: Определить существенна ли разница в показателях заболеваемости гриппом в поселках А и Б, если известно: численность населения в поселке А – 120000 человек, заболело гриппом 256 человек; в поселке Б – 70000 человек, число заболевших 97 человек.


  1. Определяем величину показателей (на 10000 населения) в поселках:

  2. Определяем средние ошибки вычисленных показателей:



  1. Определяем критерий достоверности:

Следовательно, с высокой степенью достоверности можно говорить о существенности различий в показателях заболеваемости поселков А и Б.

Пример. В городе были взяты 90 проб атмосферного воздуха, что дало возможность определить среднюю концентрацию пыли:

M1 = 0,200 мг/м3 σ1 = ±0,05 мг/м3 n1 = 90

После введения в действие золоуловителей эти величины имели следующие значения:

n2 = 75, M2 = 0,135 мг/м3 σ2 = ±0,025 мг/м3

Определить, достоверно ли уменьшение среднесуточной концентрации пыли после введения в действие золоуловителя.


  1. Определяем m1 и m2:



  1. Определяем критерий достоверности:

Разность средних достоверна. Следовательно, можно утверждать, что после введения в действие золоуловителей пыли из атмосферного воздуха осаждалось меньше.



Показатель точности

Показатель точности характеризует уровень надежности исследования. Он представляет собой отношение, например, средней ошибки к средней арифметической.



. Например, если M = 15 дней, то:

Чем меньше данный показатель, тем точнее проведено статистическое исследование.


Задания для самостоятельной работы


Задача 1.

Определите достоверность различий разности между средними величинами, если известно:

У студентов-медиков исследовали максимальное артериальное давление до и после сдачи экзаменов. До экзаменов оно в среднем (М1) составило 127,2 мм рт. ст. (mM1 = ±3,0 мм рт.ст.), после сдачи М2 = 117,0 мм рт.ст. (mM2 = ±4,0 мм рт.ст.).

Задача 2.

Определите достоверность различий разности между показателями, если известно:

При изучении показателей летальности в 2 городских больницах были получены следующие данные: в больнице А показатель летальности (Р1) был равен 2,70% (m1 = ±0,07%), в больнице Б Р2 = 3,20% (m2 = ±0,04%) Состав больных по отделениям был примерно одинаковым.

Задача 3.

Определите достоверность различий разности между средними величинами, если известно:

В больнице А средняя длительность пребывания больного на койке составила 16,2 дня (m = ± 1,5), а в больнице Б 14,8 дня (m = ± 1).

Задача 4.

Определите достоверность различий разности между показателями, если известно:

Показатели послеоперационной летальности в двух детских больницах (Р1 и Р2), где распределение больных по видам операций было примерно одинаковым, составили в больнице А – 2,0% (m1 = ±0,3%), в больнице Б – 1,0% (m2 = ±0,2%).

Задача 5.

Определите достоверность различий между показателями, если известно:

При изучении эффективности иммунизации детей против гриппа получены следующие данные: процент заболевших в группе иммунизированных (Р1) составил 44,3 (m1 = ±2,1%), в группе неиммунизированных2) – 48,0 (m2 = ±1,3%).

Задача 6.

Определите достоверность различий между показателями, если известно:

При изучении заболеваемости болезнью Боткина детей двух городов были получены следующие данные в городе А процент заболевших детей (Р1) составил 0,21 (m1 = ±0,01%), в городе Б (Р2) = 0,130 (m2 = ±0,001%).

Задача 7.

Определите достоверность различий между средними величинами, если известно:

При изучении средней длительности пребывания на койке детей в двух детских больницах были получены следующие данные: в больнице А М1 = 18,2 дня (mМ1 = ±1,1 дня), в больнице Б М2 = 16,7 дня (mМ2 = ±0,9 дня).

Задача 8.

Определите достоверность различий между средними величинами, если известно:



При изучении успеваемости студентов неработающих и сочетающих учебу с работой получены следующие данные: средний балл в первой группе составил 4,1 (m = ± 0,09), во второй группе – 3,65 (m = ± 0,05).

Контрольные вопросы


  1. От чего зависит достоверность результатов медико-статистических исследований?

  2. Назвать основные категории ошибок при проведении научных исследований.

  3. Что такое ошибки репрезентативности? От чего они зависят?

  4. Как вычисляется и оценивается средняя ошибка относительного показателя?

  5. Как вычисляется и оценивается ошибка средней величины?

  6. Как определить и оценить среднюю ошибку показателя, равного 0 или 100%?

  7. Как определить и оценить достоверность различий показателей и средних величин?

  8. Как рассчитать и оценить показатель точности?





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница