Одобрены и рекомендованы к изданию
Учебно-методическим советом Университета
УДК 656
Ш 87
Староселец В.Г. Основы функционирования систем сервиса: Тексты лекций /Университет ГА. СПб., 2010.
Тексты лекций предназначены для студентов очного и заочного обучения специализации «Сервис на транспорте». В текстах лекций изложены основные понятия и положения, характеризующие системы сервиса. Приведены классификация и состав систем сервиса различных типов применительно к области транспорта, раскрыты показатели эффективности функционирования этих систем. Большое место уделено вопросам, связанным с надежностью функционирования систем сервиса, основами функционирования машин, приборов, аппаратов и устройств.
Приведен перечень контрольных вопросов для подготовки к зачету.
Табл. 6. Ил. 33. Библиогр.10.
© Университет гражданской авиации, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
1. СИСТЕМЫ СЕРВИСА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ………………….....9
1.1. Классификация систем сервиса…………………………………………….9
1.2. Общая характеристика состава систем сервиса различных типов……..13
1.3. Состав систем жизнеобеспечения и безопасности транспортных средств………………………………………………………………………………14
1.3.1. Системы пожаротушения………………………………………..........14
1.3.2. Системы бытового водоснабжения…………………………………..18
1.3.3. Сточные системы……………………………………………………...18
1.3.4. Системы микроклимата……………………………………………….18
1.4. Системы оказания услуг в сфере заказов на перевозки пассажиров и грузов…………………………………………………………………………………20
1.5. Системы обслуживания транспортных средств………………………....21
1.6. Показатели эффективности систем сервиса………………………….....22
1.7. Производственные системы сервиса……………………………………..24
1.7.1. Назначение и состав производственных систем сервиса……………24
1.7.2. Показатели функционирования производственных систем сервиса…………………………………………………………………………………….26
2. НАДЕЖНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ СЕРВИСА.....27
2.1. Основные понятия надежности…………………………………………..29
2.2. Состояния объекта и события, характеризующие надежность…………28
2.2.1. Состояния объекта……………………………………………………...28
2.2.2. События, характеризующие надежность……………………………...31
2.3. Характеристики эксплуатации объектов, оцениваемых надежностью...33
2.4. Показатели надежности систем сервиса…………………………………35
2.4.1. Показатели безотказности…………………………………………….35
2.4.2. Показатели долговечности……………………………………………40
2.4.3. Показатели ремонтопригодности…………………………………….41
2.4.4. Показатели сохраняемости………………………………………… 42
2.4.5. Комплексные показатели надежности……………………………….43
2.5. Факторы, влияющие на надежность систем……………………………..45
2.5.1.Субъективные факторы………………………………………………..45
2.5.2. Объективные факторы………………………………………………...46
2.6. Методы, используемые для определения показателей надежности…..51
2.7. Расчет показателей безотказности систем сервиса… ………………..54
2.8. Расчет показателей ремонтопригодности систем сервиса……………..57
2.9. Влияние безотказности и ремонтопригодности систем сервиса на
продолжительность обслуживания систем…………………………… 58
2.10. Основы расчета показателей долговечности систем сервиса…..…...60
2.10.1. Основные расчетные соотношения……………..………………...60
2.10.2. Расчет показателей долговечности систем сервиса……..……….62
3. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАШИН, ПРИБОРОВ, АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СИСТЕМАХ СЕРВИСА..65
3.1. Классификация функциональных элементов систем сервиса……….. 65
3.2. Законы функционирования технических элементов систем сервиса...66
3.2.1. Фундаментальные законы естествознания…………………………66
3.2.2. Законы механики……………………………………………………..68
3.3. Вращательное движение и его параметры……………………………...69
3.3.1. Модель вращательного движения и основные соотношения……..69
3.3.2. Расчет параметров вращательного движения……………………...71
3.4. Поступательное движение и его модель……………………………….73
3.5. Силы, действующие на транспортное средство……………………….75
3.5.1. Полезные силы………………………………………………………75
3.5.2. Гравитационная сила………………………………………………..78
3.5.3. Силы сопротивления движению…………………………………....79
3.5.4. Расчет сил трения при поступательном движении транспортных средств………………………………………………………………………………83
3.5.5. Расчет сил сопротивления среды…………………………………..85
3.5.6. Гидроаэроподъемные силы…………………………………………89
3.5.7. Расчет параметров транспортных средств с учетом гидроаэроподъемных сил……………………………………………………………………...91
3.6. Основы термодинамики………………………………………………….94
3.7. Процессы преобразования тепловой и механической энергии………..97
3.7.1. Прямой цикл…………………………………………………………..97
3.7.2. Обратный цикл………………………………………………………..99
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН, ПРИБОРОВ, АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВ……………………………………………………………101
4.1. Классификация элементов………………………………………………..101
4.2. Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики..102
4.3. Оси, валы, муфты………………………………………………………... 108
4.4. Опоры……………………………………………………………………. 109
4.5. Типы соединений элементов……………………………………………. 113
4.6. Основы виброзащиты машин……………………………………........... 115
4.7. Основы конструирования и расчета деталей машин…………………...116
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА……………………………….118
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………….120
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...126
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина «Основы функционирования систем сервиса» является общепрофессиональной дисциплиной и необходима для получения знаний и умений специалисту при оказании производственных услуг и услуг для индивидуального потребителя.
В соответствии с этим целью изучения дисциплины является овладение основами построения систем сервиса, принципами действия технических элементов этих систем, методами обеспечения их надежности и эффективного функционирования.
Дисциплина рассчитана на 60 часов занятий, из них: лекций – 40 часов, других занятий (семинаров, практических занятий) – 20 часов. Изучение дисциплины завершается зачетом.
Содержание дисциплины определяется целью ее изучения и объемом занятий. Оно составляет следующие темы:
Введение – 2 часа.
1. Системы сервиса и их характеристики – 10 часов.
2. Надежность функционирования систем сервиса – 12 часов.
3. Основы функционирования машин, приборов, аппаратов и устройств, используемых в системах сервиса – 18 часов.
4. Характеристика элементов машин, приборов, аппаратов и устройств – 18 часов.
В результате изучения дисциплины необходимо знать:
- классификацию систем сервиса;
- состав и структуру этих систем;
- показатели надежности систем сервиса;
- способы обеспечения требуемой надежности;
- основы преобразования энергии, используемой в технических элементах систем сервиса;
- принципы действия функциональных элементов механического типа;
- основные детали машин, их назначение и общую характеристику.
Уметь:
- анализировать показатели эффективности функционирования систем сервиса и сравнивать системы;
- определять показатели надежности технических элементов систем сервиса и выбирать способы обеспечения требуемой надежности;
- определять целесообразность замен технических элементов;
- выбирать необходимый состав элементов систем сервиса при их модернизации и обновлении.
2. Роль дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
Изучение дисциплины дает специалисту в области сервиса фундаментальную подготовку по системам сервиса и основам их функционирования. Она позволяет глубоко понять совокупность всех функциональных элементов системы и факторов, влияющих на ее функционирование. Это, в свою очередь, должно способствовать эффективному выполнению функций специалисту в области сервиса на транспорте.
Дисциплина необходима также для изучения специальных дисциплин:
- «Организация производства в сфере воздушного транспорта»,
- «Технические средства предприятий сервиса»,
- «Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса».
3.Основные понятия и определения
Рассмотрим теперь основные понятия и определения, соответствующие наименованию дисциплины: «сервис», «система», «система сервиса», «функционирование», «основы».
Сервис – 1) организованное обслуживание в сфере быта, услуг;
2) совокупность учреждений и мероприятий по обслуживанию населения.
Система – единое целое, состоящее из элементов, связанных между собой таким образом, что выполняемые ими функции обеспечивают достижение системой поставленной цели.
Система сервиса – совокупность людей и технических средств, связанных между собой и обеспечивающих достижение главной цели – оказания услуг клиентам, потребителям. Все, что не входит в систему (окружает ее), называется внешней (или окружающей) средой. Связи между элементами образуют структуру системы.
Функционирование системы сервиса – это совокупность процессов, происходящих в ней и обеспечивающих достижение поставленной цели.
Основы функционирования системы сервиса – это понятия, характеризующие систему, ее элементы и процессы; главные идеи функционирования, принципы построения системы, естественно-научные положения, законы, принципы действия элементов системы, ее организационно-технические характеристики, показатели и параметры.
4. Теоретические основы дисциплины
Дисциплина базируется на основных положениях следующих теорий и научных направлений:
общая теория систем;
основы современной химии;
разделы физики: механика и термодинамика;
основы технической механики;
основы теории надежности;
методы оценки и обеспечения надежности технических систем механического типа;
основы сопротивления материалов и конструирования деталей машин.
1. СИСТЕМЫ СЕРВИСА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Классификация систем сервиса
Системы сервиса можно классифицировать по главному признаку – принадлежности к той или иной отрасли человеческой деятельности. В соответствии с этим можно выделить системы сервиса в следующих областях:
сбыта и использования (потребления) промышленной продукции;
транспорта;
науки;
культуры и искусства.
Предметом нашего изучения являются системы сервиса на транспорте. Для выявления общих черт, присущих системам сервиса, и их различий остановимся вначале на системах сервиса в области сбыта и использования промышленной продукции. Для них характерно следующее. Системы этого типа выполняют ряд функций, соответствующих сервисной политике.
Сервисная политика предполагает техническое обслуживание проданных изделий и сервисное обслуживание – предоставление покупателю различного рода услуг по доставке и транспортировке товара и т.д.
Техническое обслуживание включает предпродажное и послепродажное обслуживание.
Предпродажное обслуживание предусматривает подготовку товара к продаже, разработку системы каталогов и прейскурантов, подготовку и перевод технической документации и инструкций пользования с иностранных языков, придание готовой промышленной продукции товарного вида после транспортировки к месту назначения, распаковку, расконсервацию, снятие антикоррозийного и иных покрытий, монтаж, заправку топливом, смазку, наладку и регулировку, доведение показателей до паспортного уровня, демонстрацию товара в действии, обучение обращению с товаром.
Послепродажное обслуживание разделяется на гарантийное и послегарантийное. В гарантийный период расходы по техобслуживанию несет продавец, а в послегарантийный – покупатель. Послепродажное обслуживание связано с текущим ремонтом поставленных товаров, снабжением их запчастями, заменой дефектных деталей и узлов на новые, проведением различного рода профилактических осмотров, испытаний и плановых ревизий, капитальных ремонтов.
В организации технического обслуживания немаловажную роль играет создание и совершенствование работы специальных гарантийно-консультационных пунктов в местах потребления проданных товаров, учебных центров, демонстрационных залов, станций технического обслуживания, ремонтных мастерских, компьютеризованных складов запасных частей.
В техническое обслуживание также включается работа по рассмотрению и удовлетворению рекламаций покупателей в отношении качества товаров.
Сервисное обслуживание может быть и самостоятельной прибыльной статьей доходов фирмы за счет многоразовости соответствующих операций.
Рассмотрим теперь более подробно классификацию систем сервиса на транспорте.
Основным классификационным признаком для этих систем является объект оказания услуг. Объектами оказания услуг на транспорте могут быть:
- люди (пассажиры, члены экипажа, сотрудники транспортных агентств);
- транспортное средство (как техническая система);
- организационно-техническая транспортная система как совокупность взаимосвязанных органов управления (управляющих лиц с соответствующими информационными и иными средствами управления) и транспортных средств.
Каждому из этих видов объектов соответствуют услуги и системы сервиса (в зависимости от оказываемых объекту услуг).
Рассмотрим услуги, оказываемые на транспорте человеку (пассажиру и грузу).
Транспортные услуги – услуги по доставке грузов и пассажиров. Они могут использоваться комплексно, без выделения отдельных из них, например, погрузки груза в транспортное средство или хранения в вагоне (на складе, элеваторе и т.п.). Однако по условиям договора возможно выполнение лишь отдельных услуг. Например, клиент осуществляет погрузку самостоятельно и своими средствами, а перевозчик осуществляет только операцию движения и выгрузку. В состав транспортных услуг может входить подготовка груза и перевозка – тарирование и упаковка, маркировка, хранение до накопления в пределах нормы выгрузки, информация об отправлении, ожидаемом прибытии, месте нахождения груза и т.д. Транспортные услуги выполняются за счет соответствующих тарифов.
Обобщая услуги, оказываемые на транспорте человеку, можно прийти к следующей схеме, приведенной на (рис.1.1.).
Обеспечение проездными документами по заказам клиента
Доставка пассажира и багажа к транспортному средству
Обеспечение комфортных условий в транспортном средстве
Обеспечение условий безопасности в транспортном средстве
Услуги, оказываемые человеку на транспорте
2400
2100
1800
1500
1500 1500
1200
900
300
600
300
Услуги, оказываемые человеку на транспорте
Рис 1.1. Схема, поясняющая структуру услуг, оказываемых человеку на транспорте Рис.1.1. Схема, поясняющая структуру услуг, оказываемых человеку
на транспорте
Обобщения для услуг, оказываемых транспортному средству, описываются схемой на рис.1.2.
Заправка топливом
Гарантийное обслуживание транспортного средства
Послегарантийное обслуживание и текущий ремонт транспортного средства
Средний и капитальный ремонты транспортного средства
Услуги, оказываемые транспортному средству ссредству
Рис.1.2. Схема, поясняющая структуру услуг, оказываемых
транспортному средству
Обобщенная схема услуг, оказываемых транспортной системе, – на рис.1.3.
Услуги, оказываемые транспортной системе
dx
Поиск клиентуры и оформление заказов на грузоперевозки
Доставка грузов от заказчиков к транспортным средствам
Доставка грузов от перевозчика к грузополучателям
Гарантийное обслуживание парка транспортных средств
Выполнение погрузочных работ
Выполнение разгрузочных работ
Планово-предупредительные ремонты транспортных средств компании (фирмы, предприятия)
Рис.1.3. Схема, поясняющая структуру услуг, оказываемых транспортной
системе
1.2. Общая характеристика состава систем сервиса различных типов
Для оказания услуг человеку (услуг типа I) используются
-
специализированные информационно-вычислительные средства;
-
автобусы;
-
вентиляторы, обогреватели, холодильные установки, средства для приготовления пищи (печи, электропечи ); средства обеспечения безопасности (ремни, жилеты, подушки ).
Для оказания услуг транспортному средству (услуг типа II) применяются
-
оборудование бензоколонок (емкости, насосы, специальные измерительные средства); оборудование баз снабжения топливом;
-
оборудование станций технического обслуживания(подъемные устройства, сварочные агрегаты, сверлильные и металлорежущие станки, устройства для покраски напылением, инструмент);
-
оборудование ремонтных предприятий (станки различного типа, подъемные устройства, конвейеры для сборки, запасные части для транспортных средств, сварочные агрегаты, системы технического диагностирования).
Для оказания услуг организационно-технической транспортной системе (услуг типа III) применяются
1)информационно-вычислительные системы, средства электронной связи;
2) парк вспомогательных транспортных средств;
3) подъемно-транспортные средства;
4) конвейеры для погрузочно-разгрузочных работ;
5) запасные части транспортных средств;
6) оборудование для выполнения планово-предупредительных ремонтов.
Технические средства для оказания услуг типа I, как правило, используются автономно (индивидуально), без связи с другими средствами системы сервиса.
Технические средства сервиса для оказания услуг типа II объединяются в некоторые системы, выполняющие функции обслуживания. Такие системы представляют собой некоторые предприятия (бензоколонки, базы снабжения топливом, станции технического обслуживания, ремонтные заводы).
Технические средства сервиса для оказания услуг типа III входят в состав органов управления транспортной системой и предприятий, обеспечивающих сервис множества транспортных средств и их использования.
1.3. Состав систем жизнеобеспечения и безопасности
транспортных средств
1.3.1. Системы пожаротушения
Различные горючие материалы (топливо, краски, дерево, изоляция и др.) представляют опасность, так как являются источниками возникновения пожара
и его распространения по транспортному средству.
Существенную роль в успешной борьбе с пожаром играет современная сигнализация.
К мероприятиям по предупреждению пожаров относятся:
- минимальное использование горючих материалов на транспортном средстве;
- уменьшение горючести применяемых материалов путем пропитки или покрытия их негорючими или трудносгораемыми составами;
- надежная изоляция различных легковоспламеняемых материалов от нагрева;
- предупреждение искрообразования в местах возможного скопления огнеопасных газов;
- заполнение свободных объемов в местах содержания способных воспламеняться грузов инертными газами, не поддерживающими горения.
Для борьбы с пожаром используют различные средства, цель которых локализовать пожар, остановить его распространение и создать вокруг горящего предмета атмосферу, не поддерживающую горения.
Системами пожаротушения называют группу систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов, легкоиспаряющихся жидкостей и т.п.) к очагу пожара или для обеспечения профилактических противопожарных мероприятий.
На транспортных средствах к ним относятся системы:
- водяная,
- водяного орошения,
- водяных завес,
- водораспыления,
- спринклерная,
- паротушения,
- пенотушения,
- объемного химического тушения,
- углекислотного тушения,
- тушения инертными газами,
- порошкового тушения, а также пожарной сигнализации.
Система водяного пожаротушения применяется на морских и речных судах. Она подает забортную воду для тушения пожара компактными или распыленными водяными струями с использованием переносных (ручных) или стационарных (лафетных) стволов. Система состоит из пожарных насосов, подающих забортную воду в магистральный трубопровод.
Система водяного орошения служит для подачи воды к оросительным насадкам для тушения пожара в хранилищах взрывчатых веществ и легковоспламеняющихся веществ, а также элементов конструкции транспортного средства (например, на морских судах – для орошения палуб, переборок, шахт, трапов). Система срабатывает автоматически при определенном повышении температуры, о начале ее работы подается сигнал тем, кто управляет транспортным средством.
Система водяных завес подает воду для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению пламени и для охлаждения корпусных конструкций транспортного средства (чаще всего судов водного транспорта).
Система водораспыления служит для подачи воды к распылительным насадкам, установленным для тушения пожара распыленной водой и тонкораспыленной водой, т.е. доведенной до туманообразного (дисперсного) состояния в отсеках жидкого топлива. Тонкораспыленная вода создает в топливных отсеках обедненную кислородом среду, и горение не поддерживается. Систему выполняют в виде кольцевых магистралей из медных труб. Вода в магистрали подается от автоматически включенного насоса.
Спринклерная система необходима для подачи воды к оросительным насадкам, которые включаются автоматически при повышении температуры. Основой системы является спринклер – распыляющая воду насадка с легкоплавким замком, открывающим выход водяной струе из трубопровода при достижении заданной температуры.
Система паротушения предназначена для подачи водяного насыщенного пара в охваченные пожаром грузовые трюмы, котельные отделения судов. Пар, заполняющий эти помещения, создает атмосферу, не поддерживающую горение. Для паротушения используют насыщенный пар от котлов.
Система пенотушения наиболее эффективна при тушении горящих нефтепродуктов. Пена представляет собой ячеисто-пленочную структуру, образованную множеством пузырьков газа, разделенных тонкими пленками жидкости. Благодаря небольшой удельной массе (около 0,1 г/см3) огнегасящая пена легко удерживается на поверхности любых нефтепродуктов. Различают воздушно-механическую и химическую пену. В системе воздушно-механического пенотушения пена образуется при взаимодействии пенообразующей жидкости с водой и воздухом. Пена вырабатывается либо в резервуарах на станциях воздушно-механического пенотушения, либо непосредственно при выходе из магистрали в специальных воздушно-пенных стволах стационарного или переносного типа.
Система химического пенотушения уступает по надежности и удобству эксплуатации воздушно-механических и на новых транспортных средствах (например, судах) не применяется.
Система объемного химического тушения – одна из наиболее эффективных противопожарных систем – предназначена для подачи легкоиспаряющихся огнегасительных жидкостей из цистерн хранилищ и баллонов для тушения пожара путем заполнения помещений парами жидкости. В качестве огнегасительной жидкости используют хладоны (13В1 и 114В2) или состав, состоящий из хладона и бромистого этила. Система состоит из баллона и трубопроводов, идущих в охраняемые помещения.
Система углекислотного тушения подает жидкую углекислоту из баллонов для тушения пожара путем заполнения помещений газообразной углекислотой.
Система тушения инертными газами предназначена для предупреждения пожара или взрыва путем заполнения газом помещений.
Система порошкового тушения предназначена для тушения пожаров в помещениях аварийных источников энергии, кладовых легковоспламеняющихся материалов и т.п. В качестве огнегасящих порошков чаще всего используют порошки на основе бикарбонатов натрия или калия, а также фосфата аммония. В качестве газоносителя обычно применяют азот или другой инертный газ. Подача порошка в помещения осуществляется через распылители.
Системы пожарной сигнализации делятся на следующие виды:
- сигнализация обнаружения пожара, т.е. подача сигнала с места возникновения пожара в центральный пожарный пост;
- сигнализация оповещения – уведомление экипажа и пассажиров о возникновении пожара на транспортном средстве;
- сигнализация предупреждения – уведомление экипажа о пуске в действие системы пожаротушения.
Сигнализация обнаружения пожара разделяется на автоматическую и ручную. Системы автоматической сигнализации обнаружения бывают электрическими и дымовыми. Электрические системы состоят из датчиков-извещателей, которые автоматически сигнализируют о появлении дыма, повышении температуры, появлении огня в контролируемом помещении. В дымовых системах для контроля задымленности применяют оптические и радиоактивные приборы. Кроме того, существуют датчики-извещатели, которые приводятся в действие вручную.
Сигнализация оповещения – колокола, световые сигналы, сирены.
Сигнализация предупреждения включается автоматически при пуске системы объемного тушения помещений, в которых при нормальной эксплуатации находятся люди. Сигнализация включается с таким расчетом, чтобы люди могли покинуть помещение до момента подачи огнегасящего вещества. В дополнение к громкому звуковому сигналу включается световое табло: «Газ! Уходи!».
1.3.2. Системы бытового водоснабжения
Системами бытового водоснабжения называют группу систем, предназначенных для обеспечения хозяйственно-бытовых и санитарных нужд судна (воздушного, водного), пассажирского поезда водой. К этой группе относятся системы бытовой пресной воды, питьевой, воды для мытья, бытовой горячей и бытовой забортной воды (для морских судов). Эти системы в общем состоят из цистерн, баков, трубопроводов, насосов, водоподогревателей.
1.3.3. Сточные системы
Сточными системами называют группу судовых систем, состоящую из системы сточных вод, системы хозяйственно-бытовых вод. Они предназначены для удаления различных сточных вод (из унитазов, писсуаров, ванн, умывальников, раковин и других санитарных и хозяйственно-бытовых приборов). Эти системы состоят из трубопроводов, а на морских судах и из насосов для откачки сточных вод.
1.3.4. Системы микроклимата
К этой группе относятся системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Они предназначены для создания и поддержания в помещениях транспортного средства необходимых параметров воздушной среды.
Системы отопления
Они обеспечивают обогрев помещений транспортного средства в холодное время года. В общем применяют паровые, водяные и воздушные системы отопления, а также отопление с помощью электрогрелок, питающихся от электросети транспортного средства.
Система вентиляции
Эта система призвана поддерживать чистый, свежий воздух в помещениях транспортного средства, удалять скопление газов из аккумуляторных и др. помещений.
В помещениях с загрязненным воздухом (курительных, санузлах, аккумуляторных) применяют вытяжную вентиляцию.
В помещениях, в которых всегда должен быть чистый воздух (каюты, салоны и др.) оборудуют приточной вентиляцией. Иногда используют в помещениях комбинированную вентиляцию (вытяжную и приточную).
Для вентиляции применяют вентиляционные дефлекторы, через которые воздух втягивается или вытягивается из-за разности температур.
На транспортных средствах, перевозящих скоропортящиеся грузы, применяют систему охлаждения воздуха. Воздух, вдуваемый в эти помещения, охлаждается либо в результате продувания его через специальные теплообменники, охлаждаемые в свою очередь с помощью рефрижераторных машин, либо непосредственно в обслуживаемом помещении, в котором установлены специальные батареи с хладоносителем.
Система кондиционирования воздуха
Эта система необходима для создания в помещениях транспортного средства воздушной среды заданной температуры и влажности независимо от внешних условий. В этой системе сочетаются принципы действия систем вентиляции, охлаждения и осушения воздуха.
1.4. Системы оказания услуг в сфере заказов на перевозки пассажиров
Эти системы предназначены для удовлетворения различного рода заказов на перевозку пассажиров и грузов. Основные виды удовлетворения заказов:
- обеспечение пассажира билетом в кассе вокзала;
- удовлетворение заказа на билет пассажиру по предварительной заявке по телефону;
- удовлетворение заказа индивидуального грузоотправителя на перевозку груза;
- удовлетворение заказа организации-грузоотправителя на перевозку груза.
Для решения перечисленных задач используются системы, выполняющие следующие функции:
- информационные,
- расчетные,
- распорядительные,
- финансово-оформительские.
Для реализации информационных функций используются:
- различные рекламные средства, в том числе электронные табло;
- информационные табло и специальные стендовые устройства (с информацией о маршрутах в различные пункты назначения, времени отправления и прибытия, стоимости билетов);
- информационные табло о месте нахождения транспортного средства (поезда): номер пути, время отправления поезда; начало регистрации пассажиров на авиарейс, время вылета, начало посадки; начало посадки пассажиров на судно водного транспорта;
- компьютеры с базами данных о наличии мест на транспортное средство по различным маршрутам, рейсам;
- телефонные средства связи для передачи информации пассажирами, грузоотправителями о предварительном заказе и для сообщений (ответов) клиентам от транспортных организаций.
Для реализации расчетных функций используются компьютеры или специальные машины, совмещающие в себе и финансово-оформительские функции (оформление проездных документов).
Распорядительные функции (отдача распоряжений работникам перевозочных служб о необходимости удовлетворения полученных заказов, особенно по перевозке грузов) реализуются с помощью средств телефонной или факсимильной связи, электронной почты.
1.5 Системы обслуживания транспортных средств
К таким системам относятся совокупности средств, предназначенных для выполнения следующих функций:
- диагностирование транспортных средств;
- восстановления работоспособности в случае отказов или происшествия;
- проведения плановых технических обслуживаний;
- проведения плановых ремонтов.
Для выполнения этих функций создаются специальные производственные системы. В зависимости от вида транспортных средств такие системы имеют различный масштаб и соответствующие наименования.
На автомобильном транспорте:
- диагностические станции;
- станции технического обслуживания;
- авторемонтные мастерские;
- авторемонтные заводы.
На железнодорожном транспорте:
- вагонные и локомотивные депо;
- вагоноремонтные заводы.
На авиационном транспорте – подразделения технического обслуживания и ремонта авиационной техники на авиапредприятиях.
На водном транспорте:
- доки;
- ремонтные заводы (для ремонта съемных агрегатов с судов).
Основными элементами перечисленных производственных систем сервиса являются: контрольно-измерительные приборы; слесарный инструмент; металлорежущие и сверлильные станки; сварочные аппараты; подъемные механизмы (домкраты, лебедки, тали, специальные подъемники); вспомогательное оборудование; комплекты запасных частей; расходные материалы (провода, трубки, металлические пластины, резина, смазочные материалы, краски и др.).
1.6. Показатели эффективности систем сервиса
Системы сервиса характеризуются рядом свойств, среди которых основными являются эффективность их функционирования.
Эффективность – степень приспособленности системы к выполнению своих функций для достижения целей функционирования.
Эффективность проявляется при функционировании систем, т.е. это свойство, присущее целенаправленным процессам.
Целями функционирования систем сервиса могут быть:
- полнота оказания услуг;
- качество оказываемых услуг;
- своевременность оказания услуг;
- надежность оказания услуг.
Эффективность функционирования систем сервиса можно характеризовать степенью достижения всех перечисленных целей или нескольких и даже одной из них.
Для количественной оценки эффективности используются показатели эффективности.
Показатель эффективности – мера, с помощью которой измеряется свойство системы, проявляющееся при ее функционировании для достижения определенной цели.
С помощью показателей эффективности можно сравнивать системы, определять пригодность системы к выполнению поставленных задач или находить оптимальный вариант системы. Это осуществляется на основании критериев эффективности.
Критерий эффективности – правило, с помощью которого, используя показатель эффективности, принимают решение о варианте системы.
Существуют критерии пригодности и оптимальности.
Критерий пригодности – правило, заключающееся в выборе варианта системы (т.е. принятии решения U*), если показатель эффективности, характеризующий ее функционирование (f), не хуже требуемого (заданного) значения fтр:
f ≥ fтр (если система тем лучше, чем больше f)
или
f ≤ fтр (если система тем лучше, чем меньше f).
Критерий оптимальности – правило, заключающееся в выборе варианта системы (т.е. принятии решение U*), которому соответствует экстремальное значение показателя f:
где ui − i-й вариант решения;
U − множество рассматриваемых вариантов решений.
Знак max соответствует случаю полезности увеличения f, min − в противном случае.
Рассмотрим показатели эффективности функционирования систем сервиса.
В соответствии с целями функционирования этих систем можно рассматривать следующие показатели эффективности.
1. Показатель полноты оказываемых услуг
,
где ny, − оказываемое и полное требуемое количество услуг.
2. Показатели качества оказываемых услуг:
где Птр.i − требуемое значение параметра услуги i-го вида;
− отклонение значения параметра услуг i-го вида от требуемого значения.
3. Показатели своевременности оказания услуг.
− отклонение времени оказания услуги i-го вида от заданного времени;
; если ti то f(1)св.i = 0;
− вероятность того, что отклонение времени оказания услуг i-го вида от заданного времени не превысит допустимой величины .
4. Показатели надежности оказания услуг:
− вероятность многократного безотказного оказания услуги
i-го вида в течение рассматриваемого времени t;
− математическое ожидание (среднее количество) случаев безотказного оказания услуг i-го вида в течение рассматриваемого времени t;
− вероятность безотказного функционирования системы сервиса в течение рассматриваемого времени t по оказанию множества услуг .
1.7. Производственные системы сервиса
1.7.1. Назначение и состав производственных систем сервиса
Производственные системы сервиса предназначены для оказания услуг покупателям промышленной продукции на следующих стадиях ее существования:
- послепродажного гарантийного обслуживания;
- послегарантийного обслуживания.
В области транспорта используется основной вид промышленной продукции – транспортные средства, системы транспортных средств и средств, обеспечивающих их функционирование (средства связи, дистанционного контроля и управления, сигнализации, дорожного пути и др.).
В соответствии с этим оказание услуг перечисленным средствам заключается в техническом обслуживании, текущем, среднем и капитальном ремонтах. Производственные системы сервиса предназначены для выполнения этих функций.
Согласно выполняемым функциям формируется и состав производственных систем сервиса. Состав их определяется также масштабом работ, количеством обслуживаемых единиц транспортной техники в данной системе.
В соответствии с этим производственные системы сервиса могут содержать:
- мастерские обслуживания;
- станции технического обслуживания (станции технического обслуживания автомобилей, службы аэродромного обслуживания, вагонные депо, локомотивные депо, доки);
- ремонтные предприятия.
В состав этих функциональных элементов производственных систем сервиса входят различные технические элементы:
- основное оборудование;
- вспомогательное оборудование;
- измерительные средства, средства диагностирования;
- инструменты;
- запасные части;
- расходные материалы.
К основному оборудованию относятся: станки, сварочные аппараты, подъемные механизмы и др.
Вспомогательное оборудование могут составлять средства обеспечения безопасности выполняемых работ, противопожарные средства и др.
Средства измерений могут быть самого различного назначения: для измерения электрических величин (токов, напряжений, мощности, сопротивления), для измерения давления, температуры, геометрических размеров и др. Для определения технического состояния транспортных средств используются специальные комплекты средств диагностирования.
Инструмент применяется общего назначения (дрели, молотки, зубила, плоскогубцы, клещи, отвертки, ключи и др.) и специальных предназначений для разборки и сборки определенного типа агрегатов, машин, устройств.
Запасные части соответствуют классу обслуживаемых транспортных средств.
К расходным материалам относятся: крепежные изделия, заготовки металлов, лаки, краски, смазки и др.
1.7.2. Показатели функционирования производственных систем сервиса
Для этих систем (с учетом их производственного характера) пригодны рассмотренные ранее показатели эффективности fki, fсв.i, fНi, а также ряд специальных показателей.
К ним относятся:
mi − количество объектов, которым может быть оказана услуга i-го вида в течение заданной единицы времени (за рабочий день, месяц, год), т.е. пропускная способность предприятия по обслуживанию;
Зy − затраты на выполнение работ и на материальные средства для оказания множества услуг в течение рассматриваемого времени t (день, месяц, год);
Ду − доход предприятия за оказание услуг в течение времени t;
Пу − прибыль за оказание услуг в течение времени t; Пу= Ду − Зy.
2. НАДЕЖНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ СЕРВИСА
2.1. Основные определения надежности
Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность является свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения состоит из сочетаний свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта.
Сохраняемость - свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Таким образом, надежность является общим, интегральным свойством объекта, которое выражается, проявляется через другие, более частные, свойства (рис. 2.1):
|