Олимпиада по программированию как инструмент подготовки к Junior Skills




Скачать 46.68 Kb.
Дата 10.10.2016
Размер 46.68 Kb.
Олимпиада по программированию как инструмент подготовки к Junior Skills

Гуськова Елена Николаевна (guskova_lena1657@mail.ru),

Пименова Анна Николаевна (anpimenova@gmail.com)

ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»

(ГОУ ВО МО «ГСГУ»)

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования олимпиад по программированию в качестве инструмента для подготовки школьников к соревнованиям Junior Skills, а также опыт проведения таких олимпиад.


С вступлением России в международное движение World Skills International в 2012 году проект «Проведение Национального чемпионата рабочих профессий World Skills» получил широкомасштабную реализацию на территории РФ.

Актуальным направлением чемпионата World Skills International является программа Junior Skills, которая способствует повышению уровня профориентации среди школьников. При этом среди прочих выявляется сформированность компетенций следующих IT-профессий: специалист САПР, специалист по программному обеспечению, системный администратор, программист.

Одним из инструментов развития компетенций в сфере IT в процессе обучения школьников является проведение олимпиад по информатике, в частности, по «спортивному» программированию.

Согласно общепринятому определению, олимпиада по программированию (олимпиада по информатике) – это интеллектуальное соревнование по решению различных задач на компьютере. Для этого необходимо разработать какой-либо алгоритм и реализовать его на одном из предложенных языков программирования.

Участие в таких олимпиадах можно рассматривать, как возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить определенные способности и выявить интересы, а также как тренировку готовности к сдаче ЕГЭ. Как правило, участникам выдается комплект из нескольких задач. Задача считается решённой, если соревнующиеся смогли составить программу, которая правильно работает на тестах, подготовленных жюри. Тесты участникам неизвестны.

По сложившейся традиции на олимпиадах по информатике участникам чаще всего предлагаются задачи по программированию. Но для успешного участия ученик должен не только владеть языком программирования, но и уметь придумывать и реализовывать алгоритмы решения задач, оценивать сложность разработанных алгоритмов, определять время их работы, тестировать и отлаживать полученные программы. Кроме проверки вышеперечисленных умений и знаний, олимпиада по информатике требует от учащихся владения и оперирования сведениями из области логических и математических основ информатики, архитектуры компьютера, компьютерных сетей, имитационного моделирования, методов оптимизации и др.

Однако опыт проведения олимпиад по информатике для учащихся 10-11 классов показывает, что в рамках современного школьного курса информатики, когда ученик может изучать данную дисциплину на базовом или профильном уровне, акценты при освоении информатики могут смещаться на овладение основами алгоритмизации и программирования. А это в свою очередь позволяет участникам олимпиад довольно легко решать предлагающиеся нестандартные задачи.

Таким образом, основными целями и задачами олимпиады по информатике являются: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание условий для интеллектуального развития, поддержка одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования; распространение и популяризация научных знаний о фундаментальных основах информатики.

Начиная с 2011 года кафедрой информатики ГОУ ВО МО «ГСГУ» на муниципальном и областном уровне ежегодно проводятся олимпиады по информатике и программированию. При этом мы ставим задачу адаптации сферы образования к современным потребностям, связанным с профессиональной разработкой программного обеспечения и, вследствие этого, развитие системного и творческого мышления.

Олимпиады проводятся в два тура: заочный и очный. Заочный тур проводится в ноябре и подразумевает дистанционную работу участников с заданиями в течение определенного времени, обычно 3-4 дня, включая субботу и воскресенье, и отправление готовых результатов в адрес олимпиады. Задания этого тура выкладываются на сайте кафедры информатики ГОУ ВО МО «ГСГУ» (http://informatika-gukolomna.ru/) и подразумевают возможность сдачи полученных результатов на проверку. На заочном туре мы стараемся предложить участникам достаточный набор из задач разных типов и самого различного уровня сложности, причем основное внимание делается на подбор заданий с практико-ориентированным содержанием, чтобы участие в олимпиаде было интересно и посильно как начинающим и уже «опытным» программистам, так и школьникам, просто интересующимся отдельными вопросами информатики. Более того, указанная продолжительность этого тура позволяет учащимся использовать литературу, изучать новые, незнакомые им алгоритмы, выбирать из них наиболее оптимальные и применять их к решению задач, тем самым занимаясь самообразованием в области информатики.

Очный тур олимпиады по информатике проводится на базе самого университета и предполагает рамки «спортивного» программирования: ограничения по времени и доступным ресурсам (память для программы, ее эффективность, доступ к справочной литературе). В этом туре школьники, выполняя задания, разрабатывают и отлаживают проекты в компьютерных классах вуза.

Результаты показывают, что почти 72% участников очного тура олимпиады по информатике показывают достаточно уверенный уровень владения основами программирования. В процессе подготовки и участия в олимпиадах школьники за счет саморазвития приобретают элементарные профессиональные навыки в области IT-технологий.

Несмотря на все вышеперечисленное, на сегодняшний день статистика показывает, что в олимпиадах по информатике участвуют не более 10% учащихся. Поэтому достаточно остро встает вопрос о популяризации олимпиад по информатике, информационным технологиям и программированию, хотя бы на региональном уровне. Данная форма работы со школьниками позволяет выявлять потенциальных специалистов в области информатики, программирования и IT, которые смогут принять участие в международных чемпионатах Junior Skills, а впоследствии и World Skills International, а также смогут внести существенный вклад в дальнейшую информатизацию нашей страны.

Таким образом, проводимые олимпиады по информатике и «спортивному» программированию можно рассматривать как инструмент подготовки к соревнованиям Junior Skills в рамках чемпионата профессионального мастерства World Skills International.


Литература

1. Гуськова Е. Н., Пименова А. Н. Школьная олимпиада: вектор современного развития / Актуальные вопросы современной информатики: материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции (1-15 апреля 2014 г.). – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2014. – С. 15-18.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница