«Операционные системы»




Скачать 93.92 Kb.
Дата 20.09.2016
Размер 93.92 Kb.
План открытого урока по информатике в 10 классе.

(Учитель информатики МОУ «Ходарская гимназия им. И.Н. Ульянова

Сенаторов Вениамин Геннадьевич)
Тема урока: «Операционные системы».

Тип урока: Урок-путешествие.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий учащихся.



Цели урока: 1. Включить знания и способы действий учащихся по данной теме в уже имеющуюся у них систему знаний и способов действий. Установить внутрипредметные и межпредметные связи.

2. Развивать познавательный интерес, творческую активность

учащихся, умение излагать мысли, моделировать ситуацию.

3. Воспитывать уважение к товарищам, умение достойно

соперничать, умение работать в коллективе.

Методы: 1. Обучения: диалогический.

2. Преподавания: объяснительно-побуждающий.

3. Учения: частично-поисковый.

Материальное обеспечение:

- подготовленная доска;

- заготовки (листы с задачами);

- рабочая тетрадь;

- проектор;

- компьютеры, дискеты;

- карточки с индивидуальными заданиями (3 уровня сложности).
Ход урока.


    1. Организация начала занятия.

Сообщение темы и целей урока. Формулировка проблемы.

Учитель сообщает учащимся тему и цели урока, формулирует проблему, обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Учитель: Домашним заданием было повторить весь материал по теме «Операционные системы». Как вы справились с этим, мы с вами узнаем сегодня на нашем уроке-путешествии.


    1. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

На этом этапе учитель ставит задачу актуализировать субъектный опыт учащихся, активизировать готовность учащихся к активной учебной деятельности.

2.1. Мотивация учения.

Итак, мы с вами отправляемся в компьютерную страну IBM-ку, чтобы помочь её жителям избавиться от коварного и злого Вируса.



2.2. Формулирование задач в действиях учащихся.

Но почётными гостями этой страны будут объявлены лишь те, кто успешно пройдёт через все испытания, встречающиеся на пути. Подпишите свои фамилии и имена на листах с заданиями.


3. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

Используются задания на выявление понимания учащимися изученного материала, вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, дидактический материал, ориентированный на индивидуальные особенности учащихся.


3.1. Первое испытание – это волшебный мост через реку ПО, которая протекает вокруг компьютерной страны. Для того, чтобы перейти через мост, нужно заменить знак ? словом, которого не хватает:


Программное обеспечение (ПО)

I I

Прикладное ПО

Базовое ПО

I I

Инструментальное ПО

?

Задание написано на доске.

Ответ: «Системное ПО».


3.2. Пройдя успешно первое испытание, мы оказываемся перед воротами в страну. Ворота на замке. Замок не простой, а с двоичным кодом. Открыть его можно, если указать, какой из модулей не входит в поставку MS-DOS:

Перевести число 35 в 2-ую систему счисления

Задание проектируется на экран.

Ответ: 110111


3.3. Ворота открыты. Мы попадаем в город Компьютрон.
С незапамятных времён

Город техники возрос,

Компьютроном звался он.

Славу он стране принёс.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ.

Электронный, незлобливый,

Дружный и трудолюбивый.


Стихотворение написано на доске, читает ученик.

Население этого города занимается составлением различных программ и тестов. Но Вирус постоянно портит их программы и путает ответы на вопросы к тестам. Жители города попросили составить правильные ответы на тест. Тесты вам предлагаются 3 уровней сложности: от первого менее сложного до третьего более сложного. Уровень сложности выберите сами, правильные ответы отметьте знаком «+».

Для проверки правильности выполнения этого задания используется взаимопроверка.

Тест (1 уровень сложности).


  1. Комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для того, чтобы обеспечить пользователям и программам удобный способ общения с устройствами компьютера, называется:

+ а) операционной системой;

б) прикладной программой;

в) утилитой.

2. Файл, который настраивает компьютер на пользователя в процессе загрузки

операционной системы, называется:

а) config.sys;

б) command.com;

+ в) autoexec.bat.

3. Для определения типа файла необходимо знать:

а) размер файла;

+ б) расширение имени файла;

в) основное имя.



  1. Место на диске, имеющее имя, предназначенное для хранения информации,

называется:

а) диском;

б) каталогом;

+ в) файлом.



  1. Расширения txt, doc имеют:

+ а) текстовые файлы, файлы документов;

б) файлы закодированных изображений;

в) исполнимые файлы.

6. Файл какого типа может заразить вирус:

а) .РСХ;

+ б) .СОМ;

в) .ТХТ.
Ответы: а в б в а б
Тест (2 уровень сложности).


  1. Программы, расширяющие возможности ОС:

+ а) утилиты;

б) системные программы;

в) прикладные программы.

2. Файлом, расширяющим базовую систему ввода/вывода (BIOS), входящим в

поставку MS-DOS, является:

а) msdos.sys;

+ б) io.sys;

в) config.sys.

3. Для текстовых файлов наиболее характерна операция:

а) копирования;

б) загрузки в ОЗУ;

+ в) редактирования.

4. Для удобства работы с файлами и систематизации файлов их группируют:

а) на дискетах;

б) в файлы;

+ в) в каталоги.



  1. Расширение exe, com имеют:

+ а) исполнимые файлы;

б) файлы документов;

в) файлы текстов программ на языках программирования.

6. Norton Commander – это:

а) одна из версий MS-DOS;

+ б) программа-оболочка операционной системы;

в) операционная система.
Ответы: а б в в а б

Тест (3 уровень сложности).


  1. Первым этапом загрузки ОС сразу после включения компьютера является:

+ а) тестирование компьютера;

б) поиск программы начальной загрузки MS-DOS на дисках;

в) считывание IO.SYS.

2. Основным модулем операционной системы является:

а) autoexec.bat

б) command.com

+ в) msdos.sys.

3. Для исполнимых файлов наиболее характерна операция:

а) редактирования;

+ б) загрузки в ОЗУ;

в) переименования.

4. Расширение имени файла указывает на:

а) время создания файла;

б) объём информации, хранящейся в файле;

+ в) тип информации, хранящейся в файле.

5. Какую команду MS-DOS следует дать, чтобы скопировать файл а1.doc из

директории ВВ диска С: в директорию ТТ того же диска:

+ а) copy C: \BB\a1.doc C:\TT;

б) copy C: /BB/a1.doc C:/TT;

в) copy C: \BB C:\TT\a1.doc.

6. Графическая среда Windows – это:

а) одна из версий MS-DOS;

б) программа-оболочка операционной системы;

+ в) операционная система.


Ответы: а в б в а в
3.4. Жители Компьютрона предупреждают, что на пути нам встретится Файлосан, который сидит в своей Директории, окружённый слугами Дисководами. К нему-то мы и должны попасть. Чтобы попасть к нему, мы должны выполнить несколько заданий.

На магнитной доске укреплён лист с порядком хранения книг в библиотеке. По аналогии с хранением книг в библиотеке разместить карточки с порядком хранения информации на диске.





Библиотека (1)

Файл (4)

Шкаф (2)

Подкаталог (3)

Полка (3)

Диск (1)

Книга (4)

Каталог (2)

Название книги (5)

Имя файла (5)


3.5. На листе ватмана нарисовано дерево. Провести аналогию с файловой системой. Укрепить на соответствующую часть дерева таблички:

Дерево – Диск А

Ствол – Корневой каталог А:\

Крупные ветки, отходящие от ствола – Каталоги (дать имена)

Ветви поменьше – Подкаталоги (дать имена)

Листья – Файлы (дать имена).


3.6 Найди ошибку в файле

3.7. А теперь впереди сражение с Вирусом. Но для этого нам предстоит пройти 7 степеней защиты, выполнить 7 заданий на компьютере.

Задание 1. Создать папку «Урок».

Задание 2. В этой папке создать папки «Папка» и «Файл» и файл «Информация о папке», содержащий информацию о том, как создать на Рабочем столе папку.

Задание 3. Перенести файл в папку «Папка».

Задание 4. Отредактировать файл, добавив информацию о том, как создать файл.

Задание 5. Переименовать файл в файл «Информация о папке и файле».

Задание 6. Скопировать файл в папку «Файл».

Задание 7. После проверки учителем удалить созданные папки и файлы.
3.8. Здесь нам предстоит пройти ещё одно испытание, которое приготовил Вирус. Он направил против нас 4 отряда команд вирусов.

Перечислите их.

Ответ: Файловые, загрузочные, макровирусы, сетевые вирусы.

3.9. Новое испытание выпало на нашу долю. Нам предстоит решить кроссворд. Для этого необходимо стереть буквы. Из оставшихся букв составить слово и объяснить его.



  1. Первоначальная разметка диска (форматирование).

  2. Единица информации для операционной системы (файл).

  3. Перечень объектов, расположенных в определённом порядке на диске (каталог).

ф

к

а

г

а

н

о

р

т

о

в

и

В

м

а

л

о

е

И

а

т

и

р

ф

Р

У

С

л

й

а

Что такое «Вирус»?

Ответ. ВИРУС – небольшая специально написанная программа, которая может сама себя дописывать к другим программам, т.е. «заражать» их.


Выступление ученика с презентацией о вирусах.
3.10. Задание для самоконтроля.

Какие программы относятся к числу наиболее распространённых антивирусных программ?

Имеется 2 скреплённых листа с копиркой между ними. Задание написано на верхнем листе в левой его половине. Учащиеся должны обвести кружочком правильный вариант ответа, затем снять верхний лист и копирку и сравнить с правильными ответами в правой половине листа.

Верхний лист, левая сторона: Нижний лист, правая сторона:

1. Kaspersky Anti-Virus. 1. Kaspersky Anti-Virus.

2. ARJ. 3. Dr.Web.

3. Dr.Web. 4. Adinf.

4. Adinf.

5. UNERASE.

6. NDD.
3.11. А сейчас прослушаем небольшое сообщение одного из учеников по теме «Из истории развития операционных систем».

Ученик делает сообщение, в котором рассказывает об истории развития операционных систем.



  1. Подведение итогов урока.

Не устояв перед вашими знаниями, Вирус произвёл самоуничтожение.

Учитель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу класса в целом, так и работу отдельных учащихся.


  1. Рефлексия деятельности и поведения.

Чтобы инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками, ученикам предлагается создать файл, в котором будет напечатана оценка проведённому уроку.



  1. Домашнее задание.

Учитывая, что необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися были созданы на уроке, учащимся предлагается составить кроссворды, чайнворды, ребусы, занимательные вопросы к викторине и т.д. по теме «Операционные системы».


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница