«Опыт освоения компьютерных технологий современными дошкольниками»




Скачать 269.5 Kb.
Дата 27.09.2016
Размер 269.5 Kb.
Тема мини-исследования «Опыт освоения компьютерных технологий современными дошкольниками».

Цель: выявление особенностей опыта освоения компьютерных технологий современными дошкольниками.

Задачи: 1. Изучить особенности проявления интереса к компьютеру, компьютерным технологиям у дошкольников.

2. Выявить опыт освоения компьютерных технологий;

3. Изучить представления детей о компьютере, новых информационных технологиях.

Проведение мини-исследования:

1. шаг: выберите только 1 возрастную группу (например, старший возраст), 5-6 детей с разным уровнем познавательного развития.

2 шаг: проведите диагностику по следующим заданиям. Диагностика проводиться индивидуально (с каждым ребенком отдельно) или так, что бы они не слышали ответов друг друга (на ушко отвечали) и не подсматривали). Ответы подсказывать (наталкивать) нельзя!!! Как дети отвечают, так и фиксировать! Для детей младшего и среднего возраста - вопросы подчеркнуты.

3 Шаг: сделайте краткие выводы (1 стр.) о интересе детей к компьютеру, представлениях, стихийном опыте освоения.



Диагностические задания:

Здание 1. Беседа

Цель: выявление особенностей представлений детей о компьютере, проявление интереса к ним.



Инструкция: детям предлагается ответить на вопросы. Ответы фиксируются. Для создания мотивации можно использовать прием: «Мы сегодня будем давать интервью Незнайке о компьютере!»

- Ты играл на компьютере, в компьютерные игры? Где? С Кем? В какие игры?

- Понравилось тебе играть? Чем?

- Ты выиграл? Все получилось?



- Ты не боялся играть на компьютере?

- Хотел бы ты играть на компьютере еще?

- Есть ли компьютер у вас дома? Разрешает ли мама играть на нем? Покупают ли компьютерные игры в магазине?

- Расскажи, что такое компьютер, как ты это понимаешь.

-Зачем нужен компьютер, как ты думаешь?

-Как ты думаешь, а может ли компьютер помочь считать? измерить? Решать задачи?

- Что есть у компьютера?

-Я назову некоторые части, а ты скажи, что это (монитор, клавиатура, мышь, джойстик, принтер, сканер, вирус).



- Расскажи, какие правила игры на компьютере есть?

- Я буду называть что можно делать, а ты скажи, можно ли это с помощью компьютера ? (переписываться с бабушкой из другого города? Рассматривать фотографии и подрисовывать на них что-нибудь? Писать книги (письма)? Рисовать картинки?

Фиксировать ответы лучше с помощью таблицы:


Вопросы и показатели

Ваня Т. 5л.6 м

Лена К. 5 л.7 м.

Имена остальных детей

Вопрос 1

Ответ ребенка







Вопрос 2






















Показатели: интерес в процессе беседы










эмоциональность










Самостоятельность (быстро сам отвечает или ждет помощи)










Задание 2. Рисунок.

Цель: выявление особенностей интереса и отношения к компьютеру.

Инструкция: детям предлагается нарисовать рисунок по теме «Я играю на компьютере».

Фиксируется: содержание рисунка, интерес и эмоциональные проявления детей, комментарии.



В словарик:

КИК (компьютерно-игровой комплекс) – многофункциональный набор компонентов, образующих развивающую предметную среду и методология их использования, включающий: компьютеры с программным обеспечением (специально разработанными для дошкольников компьютерными играми), набор игровых материалов и модулей, оборудование для игровых помещений, в которых осуществляется предкомпьютерная и посткомпьютерная стадии.

НИТ (новые информационные технологии) - программные, технические системы, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации, а также способы использования систем.

Использование современных информационных (компьютерных)

технологий в процессе логико-математического развития дошкольников
Использование современных информационных (компьютерных) технологий в обучении и развитии дошкольников является одним из приоритетных и широко изучаемых направлений. Возникает необходимость формирования готовности современного ребенка к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в разных сферах.

Все существующие исследования по проблеме можно условно разделить на два направления:



  • работы, в основе которых лежат идеи преподевтической подготовки дошкольников к освоению основ информатики и использованию компьютерных технологий в более старшем возрасте (А.А. Столяр, А.В. Горячев, Н.В. Ключ, Е.В. Иванова и др.). Согласно данным исследованиям, в дошкольном возрасте необходимо развитие логических операций, необходимых умений, обеспечивающих формирование определенного «алгоритмического стиля мышления, системного подхода в решении проблем», «предваряющих предстоящее освоение основ формальной логики» (А.В. Горячев). Развитие умений обобщать по существенным признакам, устанавливать закономерности, определять иерархию понятий, формулировать суждения и умозаключения и т.п. может осуществляться и без применению компьютерных средств и основываться на применении специальных игр, упражнений. По данному принципу построены разработки, выполненные под руководством А.А. Столяра и ряд программ (например, А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Все по полочкам»). В ряде исследований 80 гг. 20 века, в случае применения компьютерных средств, акцент также делался на развитии начальных представлений о компьютере как средстве познания и умений взаимодействия с ним (Е.В. Иванова), что предусматривало ознакомление с некоторыми языками программирования (простыми командами) и организацию игр и упражнений, направленных на формирование умений управления курсивом, клавишами клавиатуры и т.п.

  • работы, предусматривающие использование современных (компьютерных) технологий в большей мере для осуществления обогащенного развития дошкольников посредством компьютерных игр. Роль компьютерных игр состоит в «сопровождении и сопутствовании» развития познавательной деятельности дошкольников и освоения разнообразного содержания (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, О.Ю. Тараненко и др.).

Компьютерные технологии понимаются как программные, технические системы, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации, а также способы использования данных систем (Ю.М. Горвиц, С.Л, Новоселова).

Основные идеи об использовании компьютерных технологий в развитии дошкольников были сформулированы в работах Ю.М. Горвица, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгиной. Использование компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не обучение детей основам информатики, а применение новых, научно обоснованных средств для развития детей, создание условий для обогащения их опыта познания окружающего, использования компьютерных возможностей в совершенствовании осваиваемых представлений и умений.

В основе использования компьютерных технологий лежат идеи С. Пейперта о «саморазвитии детей в условиях определенной специальной среде, формирующей интеллект», активизации процесса обучения и развития («персональном открытии мира» ребенком) «естественным любопытством», возникающим при условии частого и прямого общения с компьютером (7).

Учитывая возрастные возможности, а также игру как ведущую деятельность в данном периоде, применение информационных технологий осуществляется в рамках использования специально разработанных компьютерных игр.

В работах С.Л. Новоселовой, Ю.М. Горвица, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгиной, И.В. Ивановой, О.Ю. Тараненко, Н.В. Чудновой, Л.А. Леоновой и др. доказано, что использование компьютерных технологий возможно в дошкольном возрасте и способствует всестороннему развитию детей, развитию познавательной сферы, повышению интереса к обучению; рассматриваются возможности применения компьютерных технологий в развитии сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей детей, коррекции (зрения, осанки, вестибулярного аппарата и т.п.), освоения различного содержания, становления качеств личности (самостоятельности и т.п.).

Особую роль играет применение компьютерных технологий в логико-математическом развитии дошкольников:

1) способствует целостному развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, словесно-логическое и наглядно-образное мышление), различных логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация и т.п.), показателей и умений (произвольность, быстрота и последовательность выполнения действий, умение прогнозировать результат, действовать по алгоритму и т.п.), воспитанию целеустремленности и собранности (это особо «созвучно» логико-математическому развитию детей и является одной из значимых задач данного процесса);

2) компьютер осваивается дошкольниками как средство познания мира, активного получения и переработки информации; инструмент, облегчающий деятельность и позволяющий решать ряд практических и познавательных задач;

3) использование данных игр способствует дифференцированию представлений о свойствах и отношениях (форме, пространстве, размере, количестве, временных отношениях и т.п.) на основе активизации разнообразных действий (преобразование, воссоздание), что соответствует идеям логико-математического развития дошкольников;

3) использование компьютерных игр активизирует детский познавательный интерес к свойствам и явлениям, новой технике, желание экспериментировать;

4) компьютерные игры позволяют моделировать совершенно новые ситуации, демонстрация которых затруднена или невозможна дидактическими средствами, наглядно представлять математические связи и отношения;

5) в компьютерных играх представлены все структурные компоненты игры (игровая задача, игровой мотив, способы и средства ее решения), что способствует превращению процесса обучения в забаву, развлечение, насыщенные положительными эмоциями;

6) особое построение программ компьютерных игр часто позволяет «подстраиваться» под реальный уровень развития детей; обеспечивает реализацию принципа самоконтроля (проанализировать и оценить результат); интерактивность позволяет ребенку как бы «воздействовать» на ситуацию, в связи с этим, обучение приобретает занимательный характер.

В специально разработанных для дошкольников компьютерных играх задано содержание представлений и умений, осваиваемых детьми, согласно образовательным задачам, продуманы способны его оптимального преподнесения (игровая задача, сюжет, персонажи, реакция на верное или неверное выполнение задания). Данные программы ограничены по времени. Содержательные (сюжет, интересный детям; опора на игровую и практическую мотивацию; использование изображения персонажей «близких» детскому опыту) и формальные (визуальный способ представления информации; звуковое сопровождение, цветовые решения) параметры учитывают наглядно-образный уровень мышления дошкольников, позволяют поддерживать и активизировать их внимание.

В процессе компьютерной игры проявляется интеллектуальная активность детей, формируются значимые познавательные мотивы и эмоции, что отражается в активном отношении детей к новому, в умении принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, находить оптимальные способы их решения, «открывать» более сложные способы действий, экспериментировать с предметами, анализировать и оценивать ход игры и ее результаты (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку).

В специально разработанных компьютерных играх предусматривается развитие у дошкольников элементарных умений управления компьютером, освоение функциональных клавиш, формирование понимания взаимосвязи действий ребенка и ответа компьютера и т.п.

Условно компьютерные игры для дошкольников можно разделить на развивающие и обучающие игры, игры-экспериментирования, игры-забавы, диагностические карты (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова).

Широкий спектр компьютерно-игровых программ позволяют не просто освоить простые умения пользования компьютером, а обогатить процесс развития детей, закрепить и «поупражнять» освоенные представления и умения на обычных занятиях. Использование компьютерных игр должно как бы «сопровождать» процесс освоения математического содержания детьми. Программы серии «Живая математика» (разработки ассоциации «Компьютер и детство» Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) предназначены для развития элементарных математических представлений: обучению счёту; закреплению знаний о величине предметов, их форме; знакомство с геометрическими фигурами, ориентировкой в пространстве и во времени. Например, в серии «Математика» в игре «Качели» необходимо сбалансировать животных разного размера и веса, качающихся на качелях. В игре «Войди в замок» предусматривается выполнить ряд испытаний (помочь принцу), как правило, направленных на осуществление счета, вычислений (определить порядковое число заданной ступени, пересчитать количество стражников на ступенях замка и т.п.). В игре «Помоги птенчику» (серия «Комбинаторика») детям предстоит помочь выпавшему из гнезда птенцу, расставив животных разного размера по принципу серии (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку).

В современных выпускаемых программах задачи логико-математического развития дошкольников решаются интегрировано, посредством различных интересных детям сюжетов. Так одно из заданий игры «Маленький искатель» моделирует игры с обручами, в котором необходимо расположить предметы согласно условию в два - три обруча (используется классификация по сенсорным (цвет) и родо-видовым свойствам (спортивное оборудование, цветы, листья, транспорт и т.п.). Другое задание предусматривает выкладывание элементов в определенной последовательности (задание «Продолжи ряд»: самолеты разного цвета, цветы разного вида, «пряничные человечки» и т.п.). Неверно выбранный ребенком элемент возвращается на свое место. После сбора цепочки – последовательности осуществляется проверка, что наглядно показывает закономерность чередования элементов в ряду. В игру «Размышлялки» включены сюжеты на освоение времени: распознавание времени по электронным и механическим часам; работа с календарем и часами, исследование основных признаков окружающего мира в разное время года и разное время суток («Домик времени и пространства»); освоение цифр, счет в пределах 30; действия сложения и вычитания («Математика с Буренкой»). Другие серии игр «Размышлялки» ориентированы на развитие умений конструировать, планировать, проектировать, активизацию творческого экспериментирования, построения алгоритмов и т.п. В игре «Веселая математика» десять игр объединены общим игровым сюжетом – путешествием по стране математики с посещением разных мест: Города Цифр, Маркиза Минуса и т.п., что активизирует интерес детей – узнать, какие еще игры и задачи представлены в игре. Например, в одной из игр представлен сюжет «на рынке». Детям необходимо «взвесить» овощи и фрукты, появляющиеся на весах. Для этого используются разные гири, на которых указаны эталонные значения (1 кг., 2 кг., 3 кг. и др.). «Взвешивание» осуществляется только практическим путем (соотнести объем предмета и его вес невозможно), что активизирует экспериментирование и сложение веса выбираемых ребенком гирь. Как правило, для взвешивания продуктов следует использовать несколько гирь, осуществляя при этом сложение (вычитание) их значений. Если вес предмета определен неверно – это наглядно представлено движением чаш весов, комментариями или движениями персонажа.

Существует ряд целевых и содержательных требований к компьютерным играм для дошкольников:

компьютерная игра должна подразумевать усложнение игровой задачи; опору на имеющийся опыт детей;

быть направленной на обучение дошкольников новым способам действий, формирование представлений, обогащение познавательного и творческого опыта, развитие (совершенствование, закрепление или коррекцию) процессов, операций, умений, навыков;

носить воспитывающий характер;

иметь логическое завершение;

включать разнообразные приемы оценки правильности ответов, доступные дошкольникам (графические символы и рисунки);

содержать близкие опыту детей задания, сюжеты, персонажи, не провоцирующих проявление агрессии, отрицательных эмоций и т.п.;

информация о ходе и правилах игры представляется образно-символьном способом;

изображения на экране достаточно крупные, без мелких деталей; умеренный темп движения элементов на экране;

«управление» клавиатурой, джойстиком должно строиться на доступных и освоенных детьми умениях; учитывать уровень развития координации и моторики.

Наряду с применением компьютерных технологий в последнее время широкое применение получили специальные игры-пособия, электронные игрушки («поющие» книги, инструменты, электронные экзаменаторы и т.п.), которые могут быть использованы в индивидуальной работы с детьми, а также в условиях семьи (С.Л. Новоселова, Г.П. Петку).

Использование компьютерных технологий возможно при условии развития у детей значимых качеств и умений (выполнять и выстраивать последовательность действий, планировать действия и прогнозировать результаты и т.п.). В связи с этим, освоение компьютерных технологий предваряется и «поддерживается» использованием игр, позволяющих накопить необходимый опыт действий, практических преобразований, который будет востребован в компьютерных играх (уже в ситуации зрительного анализа и решении на логическом уровне):

- развивающих игр, способствующих развитию логических операций (анализа, обобщения, классификации, сериации), форм мышления (суждения, умозаключения) (логические задачи на поиск закономерностей А.З. Зака, З.А. Михайловой, В.Г. Гоголевой; упражнениями, представленными в курсе «Все по полочкам» А.В. Горячева, Н.В. Ключ и др.);

- играми с конструкторами и геометрическими головоломками, обеспечивающими накопление опыта практического преобразования и воссоздания объектов («Сложи квадрат», «Сложи узор» Б.П. Никитина; «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Тетрис»; играми с лучинами и т.п.);

- играми, требующими выполнение действий в определенной последовательности («Вычислительные машины», «Выращивание дерева», «Преобразование слов»).

Организация использования компьютерных технологий в обучении и развитии дошкольников требует создания специальных условий (трех помещений: компьютерного кабинета, зала релаксации и игровой комнаты; соблюдения санитарно-гигиенических нормативов площади, освещенности, влажности воздуха и т.п.). Применяемое программное обеспечение должно подлежать обязательному лицензированию. Продолжительность занятий на компьютере для старших дошкольников ограничивается 10 мин. 1-2 раза в неделю.

Особенности опыта взаимодействия детей дошкольного возраста с компьютером

На протяжении дошкольного возраста происходит: обогащение опыта взаимодействия детей с информационными технологиями (возникает интерес и отношение к ним, формируются представления о компьютере и технике; осваиваются некоторые умения взаимодействия с ними); развитие умений, логических операций и показателей (прогнозирование, планирование и т.п.), обеспечивающих их более эффективное освоение детьми.

Современные младшие дошкольники имеют некоторый опыт общения с техническими средствами. В условиях семьи дети получают начальные представления включения и воздействия на техническую аппаратуру (телевизор, музыкальный центр, телефон и т.п.). Данные объекты вызывают интерес дошкольников. У большинства малышей проявляется желание воздействовать на них (нажать кнопки, повертеть ручки и т.п.). Однако данный интерес носит ситуативный характер, и проявляется как к необычному объекту, «живой» игрушке (С.Л. Новоселова, Ю.М. Горвиц, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгина). Недостаточный уровень развития логического мышления, планирования и произвольности, моторики не позволяет им включиться во взаимодействие с компьютером, техникой, роботизированной игрушкой (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку).

В развитии детей среднего дошкольного возраста происходят некоторые изменения, которые позволяют осуществлять препедевтическую работу к освоению ими информационных технологий в более старшем возрасте. Происходят изменения в познавательной сфере. Для детей 4-5 лет характерна ведущая роль наглядно-образного мышления, развитие анализа, стремление устанавливать самые простые связи и отношения. В процессе разнообразной деятельности дети более активно осваивают информацию. Они способны выполнять некоторую последовательность действий в знакомых ситуациях (выкладывать элементы в определенной последовательности; выкладывать постройку по пооперационным картам; чередовать геометрические фигуры в определенной логике и т.п.) (Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина и др.). Как правило, количество данных «шагов» не велико - ограничено 3-5. Но дети данного возраста могут успешно действовать в ситуации выбора, понимают грамматические конструкции «если…,то…» и способны согласно им осуществлять действие. Данные особенности позволяют более активно использовать некоторые учебно-методические пособия, способствующие развитию качеств, значимых для освоения компьютерных технологий (умений действовать последовательно, выполняя определенную цепочку «шагов») (С.Л. Новоселова, Ю.М. Горвиц, Г.П. Петку, Л.А. Леонова).

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к компьютеру, технической игрушке, современным техническим устройствам. У большинства детей есть некоторый опыт взаимодействия с компьютером (приобретенный в семье): участие в играх, умения управлять мышью, джойстиком. Однако, данный опыт фрагментарен и ситуативен (Ю.М. Горвиц, И.В. Иванова, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку).

Для большинства старших дошкольников компьютер является интересным объектом познания и средством деятельности (прежде всего игры): их привлекает и сам процесс рассматривания, экспериментирования (нажатие разных кнопок, тактика управления курсором, «реакции» компьютера на действия детей), и «виртуальный мир» компьютерной игры (сюжет, игровая задача, персонажи, развитие сюжетной линии).

Согласно исследованиям С.Л. Новоселовой, Ю.М. Горвиц, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгиной, И.В. Ивановой, О.Ю. Тараненко, Н.В. Чудновой, Л.А. Леоновой у старших детей недостаточные, неточные представления о компьютере, отражающие несущественные признаки (компьютер воспринимается только как игрушка). Сопоставление зарубежный и отечественных данных, показывает динамику представлений детей о компьютере за последние десять лет. Появление компьютеров в большинстве современных семей, обогатило опыт детей и способствует формированию более адекватных представлений о компьютере. У половины современных старших дошкольников (5-7 лет) начинают складываться представления о компьютере как средстве (инструменте, «помощнике») деятельности (обучения, работы). Треть современных детей знают некоторые слова – названия частей компьютера (монитор, принтер, мышь, клавиатура; часть детей верно называют системный блок, сканер), понимают некоторые правила пользования ими («нельзя лить воду, там ток», «нельзя вытаскивать дискету раньше времени, игра испортится», «нажимать сразу много клавиш, компьютер не будет случаться»). У современных старших дошкольников сформирован некоторый «внешний образ» компьютера - они с легкостью узнают знакомые части, могут «собрать» компьютер (составить из картинок).

В начале освоения компьютерных игр, при малом опыте взаимодействия с компьютером, у детей может проявляться страх (боязнь «сломать», «нажать не ту кнопку», страх «перед электрическом» и т.п.). У некоторых детей повышается уровень тревожности (беспокойства) при предложении общения с компьютером, т.к. он воспринимался как источник возможной опасности (Е.В. Иванова). «Желание ребенка попробовать самому управлять компьютером возникает только после того, как педагог начинает выполнять действия на нем. Но в большинстве случаев у детей отсутствуют представления о способах управления компьютером, но существует желание нажать на кнопочки» (Е.В. Иванова, 1994). В ряде случаев у детей могут проявляться негативные эмоции, агрессивное поведение к персонажам игры, как реакции на проигрыш (неудачу) (С.Л. Новоселова, Ю.М. Горвиц, Г.П. Петку, И.В. Иванова).

Старшие дошкольники достаточно успешно осваивают умения по использованию клавиш, управлению курсором, использование мыши (координация руки и глаза), но, как правило, лучше ориентируются только в нескольких кнопках на клавиатуре, которые им нужны для игры. Недостаточный уровень «функциональной готовности» к общению с компьютером приводить снижению интереса детей к компьютерным играм (Л.А. Леонова, 2004). У части дошкольников из-за недостаточного развития мелкой моторики наблюдаются затруднения в управлении мышью, аккуратном нажатии клавиш (С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.В. Иванова).

Развитие в данном возрасте словесно-логического мышления, изменения качественных показателей внимания, аналитических способностей, произвольности, совершенствование мелкой моторики позволяют им осваивать самые простые компьютерные программы. Вместе с тем, недостаточно развиты некоторые необходимые для этого качества и умения: не совершены умения выполнять определенную последовательность действий (при большом числе «шагов»), самостоятельно выделять такие «шаги» в знакомых деятельностях, планировать действия (З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Г.Б. Гоголева).

В старшем дошкольном возрасте большее выраженный интерес к играм на компьютере проявляют мальчики, чем девочки.

В ряде исследований показано снижение интереса к занятиям с использованием компьютерных игр (И.В. Иванова (1994), Л.А. Леонова (2004)), что связано с неправильной организацией занятий, индивидуальными особенностями детей, сложностью предлагаемой для освоения детьми информации (команды «языка программирования»). На современном этапе применения компьютерных технологий в работе с дошкольниками не используется ознакомление с командами языка программирования.



Условия логико-математического развития дошкольников посредством использования компьютерных технологий

Основными задачами в области использования компьютерных технологий в обучении и развитии дошкольников являются: развитие познавательной деятельности (познавательных процессов, логических операций, познавательного интереса и самостоятельности), формирование основ «компьютерной культуры (грамотности)», готовности к жизнедеятельности в мире насыщенном компьютерными технологиями. При этом в аспекте логико-математического развития, использование компьютерных игр позволяет дифференцировать представления детей о свойствах и отношениях, активизировать освоение математических деятельностей (счета, измерения, вычисления) и действий (преобразования, воссоздания).

Обобщенный анализ исследований позволил выделить ряд педагогических условий освоения компьютерных технологий:


  1. Использование специально разработанных компьютерных технологий, учитывающих возрастные возможности детей. Отбор компьютерных игр согласно требованиям к ним, а также, целям педагогической работы.

  2. Организация использования компьютерных технологий в развитии дошкольников в соответствии с санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими требованиями.

  3. Организация активного познания детьми окружающего мира, накопления опыта чувственного познания и развития познавательной деятельности; с обогащением и совершенствованием данного опыта в процессе использования компьютерных технологий.

  4. Активизирующее общение взрослого с ребенком.

  5. Постановка ребенка в субъектную позицию.

  6. Развитие у дошкольников интереса к компьютерным играм, преодоление боязни и страхов в процессе его освоения.

  7. Организация взаимодействия детей с компьютером, поэтапное освоение компьютерных технологий; овладение дошкольниками элементарными умениями и формирование начальных представлений о компьютере как специальном устройстве.

  8. Постепенное усложнение игровых задач осваиваемых игр.

  9. Варьирование содержания компьютерных игр.

В процессе использования компьютерных технологий традиционно выделяют 3 стадии организации процесса обучения: предкомпьютерную - освоение нового содержания, постановка проблемы; компьютерную - подразумевающую развитие умений, уточнение и углубление знаний посредством компьютерных игр; посткомпьютерную - включающую обобщение (подведение итога занятия), релаксацию или «двигательную активность» детей, различные игры (дидактические, подвижные, ролевые и т.п.).

Данные исследований показывают, что использование компьютерных технологий более целесообразно и эффективно после 5 лет.

В связи с этим, для подготовки детей к взаимодействию с компьютерными средствами, алгоритмизированными пособиями в младшей возрастной группе традиционно осуществляется препедевтическая работа. Основной задачей будет являться развитие у детей умений действовать последовательно, выполнять несколько действий в знакомой деятельности. В последующем данные умения позволять им осваивать последовательность действий. Для развития умений используются дидактические и развивающие игры: выкладывание узора из геометрических фигур по определенному правилу круг, квадрат, затем - треугольник и т.п. *

Поскольку в данном возрасте ценно именно непосредственное познание окружающих предметов, использование компьютерных технологий ограничено. Наиболее соответствующими возрастным особенностям детей и образовательным задачам в данном возрасте могут являться электронные и роботизированные игрушки и игровые пособия, вызывающие у детей интерес. Это могут быть поющие (музыкальные) электронные книжки, роботизированные игрушки (телефон, грузовик, «говорящие» животные и т.п.). Данные пособия и игрушки используются в качестве дидактических (для рассматривания, дидактического занятия – игры).

Их внесение предваряется созданием интересного детям мотива. Педагог показывает способ взаимодействия, действия с ними. Детям предлагается их рассмотреть, нажать на заданные кнопки (клавиши), понаблюдать за движением игрушки (послушать издаваемые звуки, рассмотреть появляющиеся изображения). После игры педагог подводит итог, обращая внимание детей на внешних данных игрушки (если она используется для распознавания), содержании, которое освоили дети в процессе игры с ней (прослушали в «поющей книге» интересную песенку, стих; научились считать и т.п.).

Во избежание поломок данные игрушки, пособия должны храниться в специально отведенных местах (коробках). Их применение, как правило, лимитируется несколькими минутами (3-4 мин.).

В средней группе будет продолжаться препедевтическая работа, направленная на развитие необходимых умений и логических операций. Используются варианты обучающих и развивающих игр типа «Выращивание дерева», «Вычислительные машины-1». В них используются наборы геометрических фигур, предметы, знакомые детям. Изготовление схемы последовательности выкладывания фигур, карточек может осуществляться совместно с детьми. Необходимо предоставить несколько схем выполнения действий для повышения их сложности и поддержания интереса детей к играм.

В данном возрасте продолжают также использоваться схемы выполнения действий (пооперационные карты конструирования, воссоздания сложных построек и т.п.). Схемы должны содержать образные предметно-схематические символы (или предметные картинки); состоять из не больше 4-5 «шагов»; помогать выполнению действий детьми (выступать в качестве «опоры действия»).

В группе могут быть представлены электронные и роботизированные игрушки (поющие книжки, пособие «Волшебный экран» (для рисования)). Использование данных материалов контролируется и лимитируется педагогом.

В ряде образовательных программ предусматривается организация занятий с использованием компьютерных игр уже в данной группе (в специально отведенном и соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям помещении).

Для развития интереса к занятиям на компьютере и формирование некоторых умений взаимодействия с ним проводиться беседы и экскурсии в компьютерный зал, организуются упражнения, игры. С целью создания положительной, благоприятной атмосферы используется игровой персонаж. Для преодоления страха перед техникой совместное со взрослым освоение действий (нажимание на клавиши, управление мышью, запуск определенной игры); рассматривание клавиатуры, мыши, движения курсива по экрану монитора; пошаговое освоение команд, действий. Осваиваемые представления должны носить «действенный характер», реализовываться в практической деятельности.

Для развития умений принимать игровую задачу применяется освоение игр (упражнений) в процессе совместной со взрослым деятельности, аналогичных компьютерным («Сложи узор», «Танграм» и т.п.).

Организуются пропедевтические компьютерные игры (например, серия «Первое знакомство» игры «Давайте познакомимся», «Мы играем», «Наряди своих друзей» и др., в которых дети осваивают умения управлять курсивом, нажимать определенные клавиши (стрелки)).

Как правило, компьютерные игры для детей данного возраста имеют интересный хорошо знакомый детям сюжет, ориентированы на осваиваемое дошкольниками содержание (количественный и порядковый счет; различение форм и фигур и т.п.); развитие умений и действий, предусматриваемых в обычных играх с предметами (игры типа «Сложи узор», «Мозаика», «Собери картинку»). Это позволяет использовать компьютерные игры для совершенствования умений, поддержания детского интереса, активизации экспериментирования.

Занятие начинается с создания мотивации, активизации детских представлений, постановки проблемы (предкомпьютерная стадия). Например, дети в процессе развертывания сюжета о «путешествии фигур», обследуют различные геометрические фигуры, сравнивают их, обобщают признаки различия и сходства; затем, им предлагается воспроизвести из фигур по образу какой-нибудь образ (например, используя игру «Танграм» или «Сложи узор»). Затем, педагог предлагает выполнить новое задание, но уже на компьютере (используется игра «Сложи узор» серия «Конструктор» или др.) (компьютерная стадия). В заключении педагог подводит итог (обобщает, что нового они узнали, что выполнили); организует упражнения на релаксацию («Зарядка для рук и глаз»), подвижную игру, либо продуктивную деятельность (посткомпьютерная стадия).

Для организации эффективной деятельности необходимо взаимодействие воспитателя группы и педагога, организующего компьютерные игры, на уровне объединения образовательных задач, содержания, методов и приемов.

Организация занятий с использованием компьютерных технологий (КИК) в старшем дошкольном возрасте в целом, подчинена общим рекомендациям.

Используемые в данном возрасте игры ориентированы на расширение возможностей детей: повышение самостоятельности, увеличение произвольности познавательных процессов, развитие словесно-логического мышления, познавательного интереса.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, при расчете не более 10 мин. на игры в компьютерном зале. В занятии сохраняется трехчастная структура. После игр на компьютере внимание детей данного возраста обращается на полученные результаты; активизируется обсуждение успехов и неудач.

Место компьютерной игры в занятии может варьироваться: игра может использоваться в начале занятия (для постановки проблемы, носить обучающий характер); может быть использована для развития и закрепления умений и представлений (в середине или конце занятия). Возможно предложить детям выбрать из нескольких (уже освоенных) игру, в которую они хотели бы поиграть.

В данном возрасте возможно объединение детей в совместные игры (совместное конструирование дома, гонки машин и т.п.). Однако, для этого требуется соединение компьютеров в локальную сеть, чтобы каждый ребенок находиться перед собственным монитором.

Для развития интереса к занятиям используется детская познавательная литература о компьютерах, детские энциклопедии, книги-игры (А.А. Соболев Игры с чипом. - М.: Детская литература, 1991. И.Д. Коган, В.В. Леонас. Это книга без затей про компьютер для детей. М.: Педагогика, 1989 и др.).

Для поддержания интереса детей к играм на компьютере возможно использование приемов, активизирующих проявление отношения к ним, выражение эмоций и впечатлений: стенд с успехами детей, на котором отображается успешность выполнения задания, моделируется рейтинг «Любимых компьютерных игр» детей; карта с маршрутами новых игр (которые предстоит осваивать в будущем); рисование на тему «Моя любимая игра», «Любимый эпизод игр (компьютерных сюжетов)», придумывание продолжения сюжетов игр с зарисовкой в форме мультфильма; организация выставки детских работ, выполненных на компьютере (темы: «Коллаж из форм», «Мозаика» и т.п.); использование аналогов персонажей компьютерных игр в дидактических целях (на занятиях в группе) или коллажа персонажей в Центре логико-математического развития.

Значимым условием эффективности данной работы является взаимодействие с родителями в форме консультаций, предоставление рекомендаций о выборе компьютерных игр, приемов руководства в условиях семьи.

В старшем дошкольном возрасте продолжается педагогическая работа по развитию у детей значимых умений, необходимых для освоения компьютерных технологий. Широко используются обучающие и развивающие игры, пособия, способствующие освоению последовательности действий («Вычислительные машины - 2,3», «Выращивание дерева», «Фабрика», «Где, чей домик?», «Где они живут?» (разработанные под руководством А.А. Столяра); развивающие игры и пособия, направленные на развитие познавательных способностей (логические игры и задачи А.З. Зака, З.А. Михайловой, В.Г. Гоголевой и др.; головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо» и др.); схемы (модели) выполнения действий (построек при конструировании, оригами, дизайне; выполнения трудовых поручений и т.п.); игры, способствующие развитию умений действовать по определенной последовательности (разветвленного и циклического характера) (построенные по типу Квестов).

В группе могут быть представлены несколько вариантов игр для организации подгруппы детей, использовании их в самостоятельной деятельности. В данные игры должны содержать несколько вариантов алгоритмов (схем выполнения), позволять играть нескольким детям одновременно, организовывать подгрупповые занятия.

В групповой комнате могут быть представлены некоторые электронные игрушки и пособия, позволяющие организовать процесс «самообучения». Применяются «Электронные экраны», позволяющие развивать мелкую моторику, умения рисовать, управлять созданием изображения посредством функциональных кнопок, а также, знакомящие детей с правилами действий по алгоритму.

Развитию умений управления предметом способствует организация игр с радиоуправляемыми игрушками (катерами, машинами). Дети устанавливают связь между своими действиями и движением предметов, ориентируются в пространстве (формируется «пространство – карта»). Для организации данных игр рекомендуют использовать дополнительные атрибуты: светофоры, перекрестки, знаки дорожного движения, которые позволяют создать разнообразные эстафеты, дорожки с препятствиями и т.п. Педагог обращает внимание детей на движение машины (катера), активизирует называние пространственных направлений, маршрута движения («Подскажи, куда повернуть, чтобы доехать до…?», «Сначала, ты свернул в какую сторону?», «Расскажи, как поедет твоя машина до…?»). Дети могут принимать участие в создании (выкладывании) эстафеты, придумывать интересные маршруты, предварительно (до начала игры) анализировать способы расстановки знаков и возможные проезды.

Организация занятий с использованием компьютерных технологий (КИК) осуществляется в специально отведенном помещении.

Резюме

Использование современных информационных (компьютерных) технологий в дошкольном детстве обеспечивает эффективное освоение дошкольниками логико-математического содержания; направлено не усвоение основ информатики, а на развитие способностей детей, обогащение их познавательного опыта.

Развитие у старших дошкольников наглядно-образного и словесно-логического мышления, логических операций и форм мышления (умозаключения, суждения), повышение произвольности, качественные изменения в познавательных процессах, а также, проявление интереса к пользованию компьютером, компьютерным играм, некоторые представления о данном средстве, обеспечивают эффективное использование компьютерных технологий в развитии и обучении детей.

В дошкольном детстве эффективным является использование специально разработанных с учетом возрастных особенностей компьютерных игр, обеспечивающих освоение содержания в ситуации «интеракивности», экспериментирования, что соответствует детскому опыту, интересам современных дошкольников.



Для использования компьютерных технологий необходимо создание специальных условий и выполнение ряда санитарно-гигиенических и психолого-педагогических требований.
Литература


  1. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам: Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. – М.: Баласс, 2000.

  2. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам: Учебник- тетрадь для дошкольников 5-6 лет. – М.: Баласс, 1999.

  3. Иванова Е.В. Проявление самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста во время работы на компьютере // Воспитываем дошкольников самостоятельными. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

  4. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером.- М: Вентана - Граф, 2004.

  5. Новоселова С.Л, Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997.

  6. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю.М. Горвица. – М.: Линка Пресс, 1998.

  7. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М., 1989.

  8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

  9. Сайты: www.medius.ru. (о компьютерных играх для дошкольников)

www.hotcd.roul.ru. (рубрика: обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников)

www.russobit-m.ru. (рубрика: обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников)

www.nd.ru. (рубрика: обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников)


 Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России"

 Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра.- М.: Просвещение, 1991.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница