Обобщение опыта на педагогическом портале ЦРПИ «Знание»
http://ped-znanie.ru/
«Организация индивидуальной траектории обучения учащихся с использованием ИКТ на уроках физики»
Автор: Филина Марина Дмитриевна, заместитель директора
МКОУ "Павлохуторская СШ №12"
ИПМ1. наименование опыта.
«Организация индивидуальной траектории обучения учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках физики»
ИПМ 2. Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество: Филина Марина Дмитриевна
Дата рождения: 12 июля 1988 г.
Образование: высшее, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, 2010 год, физика, математика, информатика;
Специальность по диплому: учитель физики, информатики
Стаж педагогической работы: 5 лет
Общий трудовой стаж: 5 лет
Квалификационная категория: первая
Занимаемая должность: заместитель директора
Преподаваемые предметы: физика, информатика и ИКТ
Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Павлохуторская средняя школа №12» Ефремовского района, Тульской области.
Электронный адрес: [email protected].
ИПМ 3. Ведущая педагогическая идея
В то время как в современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника, становится важным адаптировать учебный процесс общеобразовательного учреждения в целом к особенностям развития этой личности. “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” гласит: “Важнейшие задачи образования – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Гуманизация, дифференциация и демократизация сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для создания для учащихся образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям. Малокомплектная сельская школа, где число учащихся в классах не велико, является прекрасной базой для реализации данной модели обучения.
Особенностью нашей школы, как и всех малокомплектных школ, является сужение круга общения школьников, ввиду сокращения контингента обучающихся, что не способствует активизации личности, её самостоятельности и развитию коммуникативных черт характера. Для преодоления подросткового отчуждения от школы и взрослых, а так же для решения задач обучения, педагогические подходы должны быть эффективными. Одним словом, школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология индивидуальной траектории достаточно эффективна в сочетании с внедрением информационно коммуникативных технологий в учебный процесс, что позволяет формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся. "Уча других - учишься сам" (Сенека). Учитель сам по себе обязан быть творческой личностью. Если учитель хочет достичь определённых результатов в своей работе, получить удовлетворение от неё - это необходимость. Только у такого педагога дети могут постичь всю глубину знаний с интересом, и только к нему они будут идти с желанием на урок.
ИПМ 4. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.
Представленный опыт работы формировался в условиях малокомплектной общеобразовательной средней школы в течение 5 лет во второй и третьей ступенях (7-11 класс).
Количество детей, изучающих физику:
учебный год
|
7кл
|
8кл
|
9кл
|
10кл
|
11кл
|
Всего обучающихся
по физике
|
2011-2012 г.
|
7
|
4
|
2
|
4
|
0
|
17
|
2012-2013 г.
|
2
|
7
|
4
|
0
|
4
|
17
|
2013-2014 г.
|
1
|
1
|
7
|
1
|
0
|
10
|
2014-2015 г.
|
3
|
5
|
1
|
3
|
1
|
13
|
Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. В классе с 5-7 учениками потеря трудоспособности возникает уже на 17-20-й минуте урока, как результат усиленного гиперконтроля со стороны учителя за деятельностью учащихся.
В силу материальных причин способные учащиеся из сельской местности практически не имеют возможность получить высшее образование, поэтому всегда была проблема низкой мотивации к обучению. Кроме того, не секрет, что в настоящее время физика перестала быть престижной наукой (люди с большим рвением говорят о психологии, истории, языках и пр.), дети не стремятся изучать физику, потому что в вузах этот предмет убрали со вступительных экзаменов, сократили часы по физике по базисному плану в общеобразовательных школах.
Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в условиях нашей школы, использование индивидуальной траектории в гармоничным сочетанием ИКТ-технологий – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности школьника и учебному процессу.
Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого поведения ученика. Такую задачу успешно решает индивидуальная траектория обучения. Здесь открываются возможности ребенка в проявлении своих личностных качеств и умений отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
Физика традиционно считается в школе трудным предметом, вызывающим тревожность, неуверенность в своих силах. Естественной защитой ребёнка является выбор пути с наименьшим сопротивлением. Таким образом, основной моей целью стало развитие познавательного интереса к преподаваемому предмету. Таким образом необходимо было создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей
В течение 5 лет я являюсь преподавателем ряда смежных дисциплин: физики, математики, информатики и ИКТ. Это позволило мне апробировать и успешно внедрять технологию развивающего, проблемного обучения, широко использовать информационные технологии в обучении, технологию проектной деятельности, а также применять методику изучения некоторых тем физики в контексте проблемного обучения средствами блочно-модульной технологии. Результатом моей творческой деятельности стало создание педагогического модуля по теме «Организация индивидуальной траектории обучения учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках физики».
ИПМ 5. теоретическая интерпритация опыта
ИПМ 5.1. Актуальность и перспективность опыта
Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся заниматься по индивидуальным учебным траекториям. В России, в настоящее время, идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Применение индивидуальных траекторий позволяет успешно решать следующие затруднения и проблемы в обучении:
-
низкая мотивация к обучению (низкий материальный уровень родителей, физику убрали со вступительных экзаменов во многих вузах, малодоступность содержания образования учебным материалом)
-
низкая познавательная активность (многопредметность и гиперконтроль со стороны учителя приводит к низкому уровню ЗУН);
-
использование знаний по физике (очевидная для ребенка бессмысленность значительного объема содержания обучения в жизненной перспективе);
-
недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по физике (слабая практическая направленность образовательного процесса);
-
формирование механизма самореализации личности (что я буду представлять как личность без знаний по физике?)
-
возможность интеграции знаний по предмету (не узнают одни и те же вопросы, которые рассматриваются по разным предметам)
-
низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей (малочисленность, т.е. ограниченность сферы общения снижает образовательное воздействие через коллектив, сложно развиваются коммуникативные черты характера).
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Физика», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
-
Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Организация индивидуальной траектории обучения учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках физики».
-
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
-
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
-
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся посредством индивидуальной работы;
-
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
-
Развитие информационно-коммуникационной компетенции учащихся.
Поставленные задачи реализую на всех этапах образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали технология индивидуального обучения, технология дифференцированного обучения, информационно-комуникативные технологии. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
-
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
-
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
-
предметную - способность применять полученные знания на практике.
В своей деятельности ведущую роль отвожу индивидуальной траектории обучения каждого учащегося, предполагая что, если эта технология будет качественно спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
-
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному изучению физики как науки;
-
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
-
речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
-
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
-
изменения роли учителя в образовательной среде;
-
более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
ИПМ 5.2. Теоретическая база опыта
Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи концепций М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др., обоснованно доказавших доминирование развивающего обучения, обеспечивающего развитие целостной личности как индивидуальности; положения А.Н. Крутского о психодидактике и новых технологиях в преподавании физики, Е.С. Полат и Г.К. Селевко о новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся.
Были проанализированы и обобщены:
-
технология индивидуализированного обучения Инге Унт
-
обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова
-
общие педагогические проблемы дидактики (Ю.В. Бабанский);
-
проблемы общего развития учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин,);
-
проблемы познавательной деятельности и познавательного интереса
(Г.П. Щукина, Н.Ф. Талызина);
В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемного обучения (М. Фридман, Т.В.Кудрявцев и др.), технология интенсификации обучения В.Ф.Шаталова.
Анализируя и обобщая данные материалы и свой педагогический опыт, в своей работе я стараюсь создать условия для развития познавательной и творческой деятельности учащихся посредством их обучения по индивидуальным траекториям с активным внедрением средств ИКТ.
ИПМ 5.3. НОВИЗНА ОПЫТА
Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся.
Новизна предусматривает:
-
изменение подходов к преподаванию физики в рамках образовательного учреждения;
-
изменение условий обучения учащихся в рамках подготовки к промежуточной и итоговой аттестации;
-
ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;
-
выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
-
оценивание продвижения ученика по личностно-индивидуальным параметрам;
-
контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении их интересов и склонностей в дальнейшем обучении;
-
максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по выбранному предмету;
-
использовании ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в построении индивидуальных траекторий по физике в среднем и старшем звене малокомплектной средней школы с учениками разного уровня подготовкой и способностями.
ИПМ 5.4. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Опыт комплексный, входит в систему учебной работы, доступен в освоении. Данный опыт может быть использован учителями физики базового уровня малокомплектных школ и как элементы опыта другими учителями.
ИПМ 6. технология опыта
Познание начинается с удивления.
(Аристотель)
Компьютерные технологии развивают идеи индивидуального обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер
Особенности содержания
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Особенности методики
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Применяя компьютерных технологий позволяет мне:
-
Организовать учебный процесс на индивидуальном уровне каждого ученика, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
-
Проводить индивидуальное наблюдение за учащимися, оказывать индивидуальную помощь, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
-
Подготовить компоненты информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Компьютерная поддержка урока — комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности обучения и облегчение труда педагога. Компьютерная поддержка урока - один из аспектов компьютеризации образования.
В своей работе я использую технические средства кабинета физики и информатики (компьютер, принтер, мультимедийный проектор и экран, Интернет).
Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:
-
уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
-
межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
-
уроки лекции с просмотром различных сюжетов;
-
уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
-
урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
-
уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.
Новые нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, особо организованные, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил, служат выходом творческой энергии учителя и ученика. Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.
Методы, используемые на урока: лекция, поисковые (учебно – исследовательская деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективными.
Использую ИКТ при организации контрольно – оценочной деятельности.
Я выделила для себя несколько видов использования информационных технологий при подготовке и проведении уроков физики:
-
Изготовление, оформление раздаточного материала;
-
Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету;
-
Интерактивные практикумы (работа с материалами Интернет, обучающими программами);
-
Диагностика качества знаний;
-
Творческие работы учащихся
На уроках я использую видео- и анимационные фрагменты-демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений с последующим созданием учащимися аналогичных слайдов-иллюстраций. Особую ценность в этом отношении представляет компьютерные проектные среды, позволяющие визуализировать абстрактные понятия из различных наук.
В своей деятельности я опираюсь на такие психологофизиологические особенности школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на искателя истины.
Я стараюсь видеть в своих учениках не столько объект воздействия, сколько союзников по творческому процессу. При изучении некоторых тем ребята самостоятельно готовят задания (кроссворды, тесты, диктанты, занимательные упражнения, карточки и т.п.), которые остальные ребята с удовольствием выполняют.
Для активизации познавательной и творческой деятельности я использую и внеклассные мероприятия, к разработке и проведении которых я стараюсь привлекать учащихся.
ИПМ 7. Результативность
Для анализа результативности применяемых технологий в учебно-воспитательном процессом я использую квалиметрические измерения. Педагогический мониторинг и диагностика результатов контрольных работ позволяют мне как учителю контролировать свою объективность в выставлении отметок и корректировать стиль собственной деятельности.
Положительную динамику развития творческой активности и повышения качества обучения можно проследить по следующим критериям:
Мониторинг успеваемости по физике:
Учебный год
|
Результативность, %
|
Качество знаний, %
|
2011-2012
|
100
|
42
|
2012-2013
|
100
|
50
|
2013-2014
|
100
|
53
|
2014-2015
|
100
|
60
|
Учащиеся активно и с интересом участвуют в мероприятиях по физике различного уровня:
-
2011 год - Всероссийский дистанционный интеллектуальный марафон «ИнтеллО», Олимпиада «Физические головоломки» (2 учащихся получили сертификат участника);
-
2012 год - Международный конкурс по физике «Зубренок - 2011» (100%-й охват учащихся, 18 учащихся получили сертификаты участника);
-
2013 год - Районный физический фестиваль «Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира», номинация «Выставка фотографий необычных, быстротекущих, редко встречающихся физических явлений и физических явлений в быту» (2 учащихся получили грамоту Комитета по образованию – 3 место);
-
2012-2013 учебный год - «VIII Международная олимпиада по основам наук», предмет – физика (1 этап – 8 учащихся; 2 этап – 6 учащихся «Высшей Лиги», 1 учащийся «Премьер Лиги», все учащиеся получили сертификаты участника);
-
2013 год - Интеллектуальное соревнование по физике «Турнир юных Архимедов» (команда из 3 учащихся 7-8 классов заняла 3 место, грамота Комитета по образованию);
-
2013 год - Международный дистанционный природоведческий конкурс «Колосок-осенний - 2012» (1 призер);
-
2014 год - Международная олимпиада «Интеллект XXI века» (4 учащихся получили сертификаты участника);
-
2014 год - Всероссийский конкурс «Олимпус» (Зимняя сессия. физика) (4 учащихся получили сертификаты участника);
-
Физический фестиваль «Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира» (Презентация «Закон Джоуля-Ленца», 9 класс – 2 место; Кроссворд по физике «Тепловые явления», 8 класс – 3 место).
-
2015 год -Общероссийская викторина с международным участием "70-летию Победы посвящается" (1 место)
-
2015 год - II Международный конкурс творческих работ "Весна-веселинка" (3 место)
-
2015 год - Всероссийский конкурс "Великая Победа! (1 место)
-
2015 год - Всероссийский конкурс презентаций "Мир магнетизма" (1 место)
-
2015 год - Всероссийский конкурс "В гостях у его Величества Королевы Электричества" (2 место)
-
2015 год - Всероссийский конкурс "Планета физики" (2 место)
-
2015 год - Областной заочный конкурс по компьютерным технологиям "Компьютерный мир" (участие)
Пример и успехи одних стимулируют активность других, изменяются коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и учителей, способствует росту творческой активности не только во время уроков, но и во внеурочное время.
Результаты свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).
Что происходит в школе после внедрения индивидуальных траекторий обучения с использованием средств ИКТ:
-
Технологии используются для поддержки изучения предметных дисциплин, а не только физики;
-
Начинают применяться другими учителями-предметниками
-
Учителя начинают работать совместно с другими учителями, используя технологии межпредметного обучения по индивидуальной траектории;
-
Появляются новые формы контроля знаний и умений учащихся
-
Стало проще привлекать учеников в индивидуальную проектно-исследовательскую работу
-
В процессе обучения ученики создают материалы (презентации, публикации) и овладевают методами, которые они смогут использовать в своём дальнейшем обучении
Положительное влияние компьютеров в привлечении к обучению:
Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе * против Пассивное изучение, основанное на теории:
-
Мультимедиа * против Один источник
-
Совместная работа * против Изолированная работа
-
Обмен информацией * против Передача информации
-
Критическое мышление и выработка решений *против Изучение фактов и сведений
-
В центре процесса – ученик * против В центре процесса – учитель.
ИПМ 8. Вывод
Появление в школе новейших средств обучения (компьютерные классы, цифровые проекторы, мультимедийные учебные пособия), должны в максимальной степени оптимизировать учебный процесс и помочь как ученику, так и учителю в решении познавательных задач.
Использование ИКТ является именно тем необходимым звеном, способным связать интеллектуальные потребности учащихся с богатейшими достижениями мирового опыта.
Я обратила внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей по индивидуальному плану, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на других учащихся.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Перечень литературы:
-
http://ru.wikipedia.org
-
http://vashabnp.info/_ld/1/119_cwP.doc
-
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997
-
Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
-
Верцинская Я. Я. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.
-
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.
-
Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. - № 5.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.
-
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
-
Стратегия модернизации содержания общего образования:
Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. МинОбр. 2001.
-
Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991.
-
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
|