Организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (овз)



Скачать 59.76 Kb.
Дата 18.09.2016
Размер 59.76 Kb.
Организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из закономерностей его развития. В игре дети отображают свои представления об окружающем. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.

Как показывает практика, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам и голосам зверей. Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность. По мнению Менджерицкой Д.В.: «…Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны - сама игра развивается под влиянием развития речи…».

Для детей с речевыми нарушениями характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи нарушениями общение с окружающими очень ограничено, поэтому в коллективе они бывают часто лишены возможности участвовать в играх со сверстниками.

Наблюдения за самостоятельной игрой дошкольников показали недостаточную сформированность сюжетно-ролевой игры детей.

Дети постоянно воспроизводят в играх одни и те же действия, эпизоды, реплики. Новые сюжеты либо не возникают, либо быстро прекращаются из-за неумения дошкольников развернуть интересующий сюжет. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний планирующего типа.

Исходя из вышесказанного, была разработана система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей с ОВЗ. Определены задачи руководства игрой, методические приемы, игровые технологии руководства и организации игр у дошкольников.

Сюжетно-ролевой игре предшествовала большая подготовительная работа: чтение литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий, изготовление атрибутов для игры.

Ведущими направлениями в руководстве игрой являлось формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализация активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры, организация совместной деятельности дошкольников.

Широко использовался метод проектной деятельности организации сюжетно-ролевой игры, что способствовало наиболее эффективному развитию познавательной и социальной сферы личности дошкольника.
Главным принципом отбора и группировки материала являлся тематический. Он позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагога и логопеда по коррекции речевых нарушений. Изучение темы осуществлялось в разных видах деятельности. Концентрированное изучение материала в совокупности с многократностью его повторения является фактором, усиливающим эффективность коррекционного воздействия.

В процессе формирования игровых умений у детей использовались как индивидуальная, так и подгрупповая формы работы, в ходе которых обучали детей игровым действиям, формировали ролевые умения, развивали возможности их речевого общения между собой и со взрослым. Предпочитали следующие приемы: указание и показ действия как прямые приемы руководства игрой, вопрос и проблемные ситуации — как косвенные.

Поскольку речевое общение у детей в большей или меньшей мере затруднено, они не могут самостоятельно выбирать сюжеты игр, широко использовали наглядный материал, что помогает детям вспомнить и воспроизвести действия.

Учитывая что дети данной категории быстро утомляются в игре, старались переключает детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого.

Сюжетно-ролевая игра формировалась под влиянием дидактических речевых игр и проводились с детьми с ОНР с целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков.

В ходе проведения сюжетно-ролевых игр осуществлялась целенаправленная работа по коррекции речи: автоматизация и дифференциация звуков в речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи детей, развитие связной речи.


Известно, что качественно организованная предметно-игровая среда положительно влияет на весь педагогический процесс, и, в частности, на развитие игровой деятельности детей. Поэтому старались приблизить интерьер группы к домашней обстановке, чтобы детям было уютно и удобно, пересмотрели расположение и подбор игрового материала. Использовали тот игровой материал, который легко может трансформироваться в другие предметы. Дети с удовольствием использовали его в сюжетно-ролевых играх 
Условия реализации проектов по организации сюжетной игры на базе ДОУ:

  1. Тесное сотрудничество администрации, всех педагогов и специалистов, сотрудников ДОУ.

  2. Компетентность всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (администрации, педагогов, сотрудников, детей, родителей) в вопросе организации игры.

  3. Значительная подготовительная работа: подбор материалов для оформления мероприятий; подготовительная работа с детьми (беседы, чтение книг, экскурсии и т.п.).

  4. Достаточная материально-техническая база (наличие мультимедийной, компьютерной, офисной и музыкальной техники, призы для участников, материалы для игр и продуктивной деятельности детей, костюмы для героев и т.д).

Общие задачи

  1. Организация совместно организованной деятельности детей со всеми субъектами педагогического процесса.

  2. Формирование и развитие интереса к сюжетно-ролевой игре,

совершенствование игровых замыслов и умений детей.


  1. Повышение активности родителей в образовательном процессе.

Предварительная работа

  1. Составление примерного планирования сюжетно-ролевых игр, картотеки игр с учетом речевого материала, необходимого для коррекции речи детей с ОНР. (Приложение 4.1)

  2. Разработка проектов организации и проведения сюжетно-ролевых игр (Примеры проектов представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4.2.)

  3. Формирование предметно-развивающей среды для проектов, изготовление необходимых атрибутов для игры.

Эффективность проведенной работы можно оценить следующим образом:

  1. Повышение интереса детей и родителей к игровой деятельности.

  2. Значительно повысилась динамика развития всех сторон речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь.

  3. Сравнительный анализ результатов мониторинга по образовательной области «Социализация» на начало и конец учебного года.

Результаты диагностических обследований представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 5.

Критерием эффективности могут быть:

  1. Активное участие детей и взрослых в проводимых мероприятиях.

  2. Положительная динамика состояния эмоциональной и познавательной сферы детей.

ВЫВОД: проведение работы по развитию сюжетно-ролевой игры для детей с ОВЗ эффективно, поскольку:

• Игра явилась мощным средством автоматизации и дифференциации звуков в речи.

•Совместная игровая деятельность и самостоятельная игровая деятельность детей способствовали развитию творческого воображения.

• Повысился интерес родителей воспитанников к совместной игровой деятельности.



Перспективы развития:

  1. Продолжать проведение работы по развитию сюжетно-ролевой игры детей с ОВЗ, опираясь на современные тенденции развития.

  2. Разрабатывать новые технологии руководства и организации игр у дошкольников с учетом ФГОС.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница