Организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из закономерностей его развития. В игре дети отображают свои представления об окружающем. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.
Как показывает практика, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам и голосам зверей. Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность. По мнению Менджерицкой Д.В.: «…Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны - сама игра развивается под влиянием развития речи…».
Для детей с речевыми нарушениями характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи нарушениями общение с окружающими очень ограничено, поэтому в коллективе они бывают часто лишены возможности участвовать в играх со сверстниками.
Наблюдения за самостоятельной игрой дошкольников показали недостаточную сформированность сюжетно-ролевой игры детей.
Дети постоянно воспроизводят в играх одни и те же действия, эпизоды, реплики. Новые сюжеты либо не возникают, либо быстро прекращаются из-за неумения дошкольников развернуть интересующий сюжет. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний планирующего типа.
Исходя из вышесказанного, была разработана система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей с ОВЗ. Определены задачи руководства игрой, методические приемы, игровые технологии руководства и организации игр у дошкольников.
Сюжетно-ролевой игре предшествовала большая подготовительная работа: чтение литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий, изготовление атрибутов для игры.
Ведущими направлениями в руководстве игрой являлось формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализация активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры, организация совместной деятельности дошкольников.
Широко использовался метод проектной деятельности организации сюжетно-ролевой игры, что способствовало наиболее эффективному развитию познавательной и социальной сферы личности дошкольника.
Главным принципом отбора и группировки материала являлся тематический. Он позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагога и логопеда по коррекции речевых нарушений. Изучение темы осуществлялось в разных видах деятельности. Концентрированное изучение материала в совокупности с многократностью его повторения является фактором, усиливающим эффективность коррекционного воздействия.
В процессе формирования игровых умений у детей использовались как индивидуальная, так и подгрупповая формы работы, в ходе которых обучали детей игровым действиям, формировали ролевые умения, развивали возможности их речевого общения между собой и со взрослым. Предпочитали следующие приемы: указание и показ действия как прямые приемы руководства игрой, вопрос и проблемные ситуации — как косвенные.
Поскольку речевое общение у детей в большей или меньшей мере затруднено, они не могут самостоятельно выбирать сюжеты игр, широко использовали наглядный материал, что помогает детям вспомнить и воспроизвести действия.
Учитывая что дети данной категории быстро утомляются в игре, старались переключает детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого.
Сюжетно-ролевая игра формировалась под влиянием дидактических речевых игр и проводились с детьми с ОНР с целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков.
В ходе проведения сюжетно-ролевых игр осуществлялась целенаправленная работа по коррекции речи: автоматизация и дифференциация звуков в речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи детей, развитие связной речи.
Известно, что качественно организованная предметно-игровая среда положительно влияет на весь педагогический процесс, и, в частности, на развитие игровой деятельности детей. Поэтому старались приблизить интерьер группы к домашней обстановке, чтобы детям было уютно и удобно, пересмотрели расположение и подбор игрового материала. Использовали тот игровой материал, который легко может трансформироваться в другие предметы. Дети с удовольствием использовали его в сюжетно-ролевых играх
Условия реализации проектов по организации сюжетной игры на базе ДОУ:
-
Тесное сотрудничество администрации, всех педагогов и специалистов, сотрудников ДОУ.
-
Компетентность всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (администрации, педагогов, сотрудников, детей, родителей) в вопросе организации игры.
-
Значительная подготовительная работа: подбор материалов для оформления мероприятий; подготовительная работа с детьми (беседы, чтение книг, экскурсии и т.п.).
-
Достаточная материально-техническая база (наличие мультимедийной, компьютерной, офисной и музыкальной техники, призы для участников, материалы для игр и продуктивной деятельности детей, костюмы для героев и т.д).
Общие задачи
-
Организация совместно организованной деятельности детей со всеми субъектами педагогического процесса.
-
Формирование и развитие интереса к сюжетно-ролевой игре,
совершенствование игровых замыслов и умений детей.
-
Повышение активности родителей в образовательном процессе.
Предварительная работа
-
Составление примерного планирования сюжетно-ролевых игр, картотеки игр с учетом речевого материала, необходимого для коррекции речи детей с ОНР. (Приложение 4.1)
-
Разработка проектов организации и проведения сюжетно-ролевых игр (Примеры проектов представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4.2.)
-
Формирование предметно-развивающей среды для проектов, изготовление необходимых атрибутов для игры.
Эффективность проведенной работы можно оценить следующим образом:
-
Повышение интереса детей и родителей к игровой деятельности.
-
Значительно повысилась динамика развития всех сторон речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь.
-
Сравнительный анализ результатов мониторинга по образовательной области «Социализация» на начало и конец учебного года.
Результаты диагностических обследований представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 5.
Критерием эффективности могут быть:
-
Активное участие детей и взрослых в проводимых мероприятиях.
-
Положительная динамика состояния эмоциональной и познавательной сферы детей.
ВЫВОД: проведение работы по развитию сюжетно-ролевой игры для детей с ОВЗ эффективно, поскольку:
• Игра явилась мощным средством автоматизации и дифференциации звуков в речи.
•Совместная игровая деятельность и самостоятельная игровая деятельность детей способствовали развитию творческого воображения.
• Повысился интерес родителей воспитанников к совместной игровой деятельности.
Перспективы развития:
-
Продолжать проведение работы по развитию сюжетно-ролевой игры детей с ОВЗ, опираясь на современные тенденции развития.
-
Разрабатывать новые технологии руководства и организации игр у дошкольников с учетом ФГОС.
|