Основы компьютерных сетей
Рекомендации по проведению лабораторных работ
Введение
Курс «Основы компьютерных сетей» знакомит учащихся с основными принципами построения и использования компьютерных сетей. При изучении этого курса учащиеся узнают, что такое сети, для чего они создаются и как работают приложения в сетях Майкрософт и в Интернете, познакомятся с такими понятиями, как топология сети, сетевая архитектура, стек протоколов, сетевая операционная система и сетевое приложение, научатся строить надежную сетевую кабельную инфраструктуру, объединять компьютеры в сеть с помощью различных устройств связи, настраивать протокол TCP/IP, управлять IP-маршрутизацией и налаживать работу сетевых операционных систем.
Данное пособие поможет вам в проведении лабораторных работ, в ходе которых учащиеся на практике знакомятся со всем тем, что они осваивают на теоретических занятиях.
Исходные знания, умения и навыки
Чтобы успешно выполнить упражнения, предлагаемые в данном пособии, учащиеся должны:
-
иметь представление об устройстве компьютера (процессор, память, накопители и т. д.);
-
уметь работать в среде ОС Windows, запускать различные программы (в том числе с использованием командной строки) и работать с ними;
-
перед выполнением каждой лабораторной работы хорошо усвоить материалы соответствующей главы учебного пособия.
Необходимое техническое оснащение
Для проведения занятий нужны компьютеры, удовлетворяющие минимальным требованиям для установки операционных систем Windows 2000 Professional / Server, Windows XP Professional или Windows Server 2003. Компьютеры должны иметь как минимум один сетевой адаптер (PCI-совместимый стандарта 10/100/1000 Мб/с Ethernet). Для выполнения некоторых лабораторных работ потребуется дополнительный сетевой адаптер.
Кроме компьютеров, потребуется следующее сетевое обеспечение и оборудование:
-
отрезок коаксиального кабеля RG-58 длиной не менее 1 м;
-
набор BNC-коннекторов (как минимум два обычных, два T-коннектора и два терминатора);
-
клещи для заделки BNC-коннекторов;
-
два или более PCI-совместимых сетевых адаптера с BNC портами;
-
гибридный 10-мегабитный концентратор с несколькими портами 10Base-T и одним портом 10Base-2;
Примечание. Перечисленное выше оборудование является устаревшим. Оно используется здесь, чтобы продемонстрировать совместимость с новыми технологиями. Если вы не сможете найти оборудование 10Base-2, пропустите те задания в лабораторных работах, где оно используется.
-
несколько отрезков кабеля типа «витая пара» категории 5;
-
несколько коннекторов RJ-45;
-
клещи для заделки коннекторов RJ-45;
-
тестер для проверки качества заделки коннекторов;
-
два или более 10/100-мегабитных концентратора или 10/100/1000-мегабитных коммутатора (можно использовать небольшие устройства с 5–8 портами).
Желательно также иметь в наличии один или несколько сетевых адаптеров Wi-Fi, предназначенных для установки в разъем PCI или (что удобнее) в порт USB, и беспроводную точку доступа Wi Fi, подключаемую к сети Ethernet.
На компьютеры учащихся следует установить операционную систему Windows 2000 Professional или Windows XP Professional (лучше всего — Windows XP, поскольку описанные в данном пособии лабораторные работы рассчитаны на применение именно этой ОС) и скопировать установочные файлы ОС из папки \I386 дистрибутивного компакт-диска на жесткий диск каждого компьютера (например, в папку C:\I386) — эти файлы потребуются при выполнении некоторых заданий.
Перед проведением лабораторных работ нужно присвоить каждому компьютеру уникальное сетевое имя (например, Comp1, Comp2 и т. д.), создать на компьютерах учетные записи пользователей, входящие в локальную группу «Администраторы» (например, User1, User2 и т. д.), и установить пароли для этих записей (чтобы избежать возможных проблем, установите для всех учетных записей одинаковые пароли, например, P@ssw0rd).
Рекомендации по проведению лабораторных работ
Курс «Основы компьютерных сетей» предусматривает выполнение 11 лабораторных работ, включающих в себя по 2–4 задания. Ниже приведены рекомендации по их проведению и выполнению, содержащие следующие разделы:
-
цели — обсуждение задач, которые ставятся перед учащимися в лабораторной работе;
-
оборудование — указание оборудования, которое потребуется для выполнения данной лабораторной работы, и прочего материального обеспечения, которое должен подготовить преподаватель перед выполнением задания учащимися;
-
примерное время — оценка продолжительности выполнения учащимися всех запланированных в лабораторной работе заданий;
-
пошаговые инструкции — ссылки на файлы, в которых приведены пошаговые инструкции, необходимые учащимся для выполнения лабораторной работы. Эти инструкции желательно распечатать и перед началом практических занятий раздать учащимся;
-
результаты — перечислены ожидаемые достижения учащихся после успешного завершения лабораторной работы.
Лабораторная работа 1.
Работа с ресурсами в сети
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
настроить компьютеры с ОС Windows XP Professional для работы в одноранговой сети;
-
предоставить папку на своем компьютере в совместный доступ;
-
используя сеть, подключиться к общей папке, настроенной на чужом компьютере, и поработать с файлами, созданными другими учащимися.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;
-
одинаково настроить протокол TCP/IP на всех компьютерах, например, оставить параметры, установленные по умолчанию (в этом случае IP-адрес из диапазона 169.254.0.0 / 16 будет назначен компьютеру с помощью механизма APIPA, если в школьной сети отсутствует сервер DHCP, или будет получен от сервера DHCP — если сервер доступен и имеет настроенную для выдачи клиентам область IP адресов);
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);
-
определить, какие группы учащихся будут взаимодействовать друг с другом (например, учащиеся, работающие на компьютере Comp1, будут сотрудничать с учащимися на компьютере Comp2, и т. д.), и сообщить учащимся о правилах совместной работы.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 1 — один учебный час.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению заданий лабораторной работы 1 содержатся в файле Lab1.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 1\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 1 учащиеся должны уметь:
-
настраивать компьютер с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional для работы в одноранговой сети;
-
предоставлять папки на своем компьютере в совместный доступ;
-
подключаться к другим компьютерам одноранговой сети и работать с их общими файлами и папками.
В итоге учащиеся должны понять, что объединение компьютеров в сеть обеспечивает возможности работы с ресурсами, принципиально недоступные при автономной работе.
Лабораторная работа 2.
Анализ сетевых кадров
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
установить на свои компьютеры программу для захвата и просмотра сетевых кадров;
-
просмотреть и проанализировать сетевые пакеты, захваченные при обращении к веб-узлу.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному на каждый компьютер).
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);
-
скопировать на компьютеры учащихся папку Дополнительное ПО\Программа захвата сетевых пакетов с компакт-диска преподавателя, в которой находится дистрибутив программы захвата и просмотра сетевых пакетов, а также необходимые для выполнения заданий файлы захваченных сетевых кадров.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 2 — один учебный час.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению заданий лабораторной работы 2 содержатся в файле Lab2.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 2\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 2 учащиеся должны уметь:
-
устанавливать на компьютере с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional программу — анализатор сетевых кадров;
-
проводить краткий анализ кадров, захваченных при передаче по сети.
В итоге учащиеся на примере анализа пакетов стека TCP/IP должны убедиться, что взаимодействие компьютеров в сети подчиняется правилам, определяемым целым набором протоколов, и увидеть, как данные протоколов верхних уровней вкладываются (инкапсулируются) в пакеты протоколов более низкого уровня.
Лабораторная работа 3.
Анализ топологий «шина» и «звезда»
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
определить, насколько использование физической топологии «шина» экономичнее по расходам на кабель и сетевое оборудование;
-
установить на свои компьютеры сетевые адаптеры Ethernet стандарта 10Base-2 и объединить компьютеры в сеть с помощью коаксиального кабеля, а затем разорвать соединение с одним из компьютеров, чтобы увидеть, как это повлияет на работу сети c топологией «шина»;
-
объединить компьютеры в сеть с помощью концентратора или коммутатора и, смоделировав проблему с отключением одного из компьютеров, посмотреть, как это повлияет на работу сети с топологией «звезда».
Оборудование
Для проведения лабораторной работы вам понадобятся:
-
компьютеры с комбинированным сетевым адаптером Ethernet стандартов 10Base-2/10Base-T и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
один или несколько отрезков коаксиального кабеля RG-58 длиной не менее 1–2 м с заделанными обычными BNC-коннекторами;
-
T-коннекторы (по одному на каждое сетевое устройство стандарта 10Base-2) и два терминатора;
-
сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);
-
определить, какая группа учащихся будет нарушать работу сети, а какие группы — проверять последствия этого нарушения, и сообщить об этом учащимся.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 3 — один учебный час.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению заданий лабораторной работы 3 содержатся в файле Lab3.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 3\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 3 учащиеся должны уметь:
-
перечислять преимущества и недостатки сетей, использующих топологии «шина» и «звезда»;
-
строить небольшую сеть, использующую топологию «шина» или «звезда».
В итоге учащиеся должны увидеть, как в экономичных с точки зрения расходов на оборудование сетях с топологией «шина» нарушение соединения с сетью одного-единственного компьютера приводит к выходу из строя всей сети, и как применение топологии «звезда» устраняет эту проблему.
Лабораторная работа 4.
Сетевые кабели и коннекторы
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
рассмотреть различия таких типов сетевых кабелей, как «тонкий» коаксиальный и «витая пара», и освоить способы заделки используемых для них коннекторов BNC и RJ-45;
-
изготовить несколько прямых и перекрестных кабелей на основе «витой пары» и использовать их для соединения компьютеров, концентраторов или коммутаторов.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютеры с комбинированным сетевым адаптером Ethernet стандартов 10Base-2/10Base-T и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
несколько отрезков коаксиального кабеля типа RG-58;
-
набор BNC-коннекторов (незаделанные обычные BNC-коннекторы, T-коннекторы и два терминатора);
-
клещи для заделки BNC-коннекторов;
-
несколько отрезков кабеля типа «витая пара» категории 5 или выше;
-
коннекторы RJ-45;
-
клещи для заделки коннекторов RJ-45;
-
тестер для проверки качества заделки коннекторов BNC и RJ-45;
-
два (или более) концентратора или коммутатора Ethernet.
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);
-
установить порядок использования клещей, используемых для заделки коннекторов, и тестера и сообщить об этом учащимся;
-
определить, какие группы учащихся будут взаимодействовать друг с другом при попарном соединении компьютеров с помощью перекрестного кабеля «витая пара» (например, учащиеся, работающие на компьютере Comp1, могут сотрудничать с учащимися на компьютере Comp2, и т. д.), и сообщить учащимся о правилах совместной работы.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 4 — один учебный час.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 4 содержатся в файле Lab4.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 4\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 4 учащиеся должны уметь:
-
различать такие сетевые кабели, как коаксиальный и «витая пара», заделывать коннекторы, используемые для этих типов кабелей, и проверять качество заделки коннекторов;
-
использовать прямые и перекрестные кабели типа «витая пара» для непосредственного соединения компьютеров, а также для объединения таких устройств как концентраторы и коммутаторы.
В итоге учащиеся должны научиться заделывать коннекторы и применять кабели, наиболее часто используемые при построении локальных сетей.
Лабораторная работа 5.
Построение сложной гибридной сети
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
создать сегменты сети на базе топологий «шина» и «звезда» и объединить их, а затем подключить получившуюся сеть к сегменту, построенному на базе коммутатора Fast- или Gigabit Ethernet;
-
подключить к объединенной сети беспроводную точку доступа, использующую стандарт Wi-Fi, настроить на компьютере с беспроводным адаптером взаимодействие с точкой доступа и проверить работоспособность всей полученной сети.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютеры с комбинированным сетевым адаптером Ethernet стандартов 10Base-2/10Base-T и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
компьютеры с беспроводными сетевыми адаптерами стандарта 802.11b или 802.11g и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
один или несколько отрезков коаксиального кабеля RG-58 с заделанными обычными BNC-коннекторами;
-
T-коннекторы (по одному на каждое сетевое устройство стандарта 10Base-2) и два терминатора;
-
гибридный концентратор 10Base-2/10Base-T с портами BNC и RJ-45;
-
один концентратор или коммутатор Ethernet;
-
набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер и сетевое устройство);
-
подключаемая к сети Ethernet беспроводная точка доступа, работающая по стандарту 802.11b или 802.11g.
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);
-
определить, какая из групп учащихся будет создавать сегмент сети на базе коаксиального кабеля, какая — объединять компьютеры с помощью гибридного концентратора 10Base-2/10Base-T, какая — с помощью коммутатора Fast или Gigabit Ethernet и, наконец, какая из групп будет настраивать взаимодействие в беспроводной сети, и сообщить об этом учащимся.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 5 — один учебный час.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 5 содержатся в файле Lab5.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 5\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 5 учащиеся должны уметь:
-
строить отдельные участки сети, в которых будут использоваться различные стандарты Ethernet (10Base-2, 10Base-T, Fast- или Gigabit Ethernet), а затем соединять эти участки в единую сеть;
-
подключать к сети Ethernet беспроводную точку доступа, работающую по одному из стандартов Wi-Fi, и проверять работоспособность объединенной сети.
В итоге учащиеся должны убедиться в высокой совместимости разных стандартов Ethernet и увидеть, как с помощью шлюзов обеспечивается подключение к сети Ethernet устройств, использующих другие сетевые архитектуры.
Лабораторная работа 6.
Настройка устройств связи
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
установить или просмотреть свойства уже установленного драйвера в ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional и определить такие важные параметры, как MAC-адрес адаптера и номер версии драйвера;
-
настроить компьютер с двумя сетевыми адаптерами и установленной ОС Windows XP Professional для работы в качестве моста и маршрутизатора и отметить различия в функциональности этих двух сетевых устройств (следует обратить внимание, что ОС Windows 2000 Professional не подходит для настройки компьютера в качестве моста);
-
просмотреть свойства компьютера с ОС Windows Server 2003, настроенного в качестве маршрутизатора, чтобы увидеть, какие дополнительные возможности предоставляет эта серверная операционная система.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютер с двумя сетевыми адаптерами и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);
-
компьютеры с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
компьютеры с двумя сетевыми адаптерами и с установленной ОС Windows XP Professional (количество таких компьютеров должно быть в два раза меньше, чем компьютеров с одним адаптером);
-
набор перекрестных кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одной паре кабелей на каждые три компьютера — здесь можно использовать кабели, изготовленные учащимися при выполнении лабораторной работы 4).
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
разбить компьютеры на «тройки» таким образом, чтобы в каждой из них оказалось по одному компьютеру с двумя сетевыми адаптерами;
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);
-
определить, какие из учащихся будут выполнять настройку компьютеров для работы в качестве моста и маршрутизатора, и сообщить им об этом.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 6 — полтора учебных часа.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 6 содержатся в файле Lab6.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 6\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 6 учащиеся должны уметь:
-
устанавливать драйвер сетевого адаптера и определять параметры адаптера и драйвера;
-
настраивать компьютер с двумя сетевыми адаптерами и с установленной ОС Windows XP Professional для работы в качестве моста и маршрутизатора;
-
определять, какие дополнительные возможности при работе в качестве маршрутизатора предоставляет ОС Windows Server 2003.
В итоге учащиеся должны научиться устанавливать драйверы и просматривать свойства сетевых адаптеров, а также усвоить различия в функциональности моста и маршрутизатора.
Лабораторная работа 7.
Использование протокола NWLink
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
установить на компьютер с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional протокол NWLink (IPX/SPX/NetBIOS-совместимый транспортный протокол) и проверить его работоспособность;
-
захватить и проанализировать сетевые пакеты, передающиеся по сети при работе по протоколу NWLink, и убедиться, что при взаимодействии компьютеров действительно используется протокол NWLink.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).
Перед проведением лабораторной работы необходимо объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 7 — один учебный час.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 7 содержатся в файле Lab7.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 7\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 7 учащиеся должны уметь:
-
устанавливать в ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional набор протоколов, отличающийся от стека TCP/IP (например, протокол NWLink — IPX/SPX/NetBIOS-совместимый транспортный протокол);
-
проводить краткий анализ кадров протокола NWLink, захваченных при передаче по сети.
В итоге учащиеся должны понять, что стек TCP/IP является не единственным возможным набором протоколов, обеспечивающим взаимодействие компьютеров в сети.
Лабораторная работа 8.
Настройка IP-адресации и машрутизации
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
проанализировать правильность масок подсетей, IP-адресов узлов, сетей, широковещания;
-
вручную настроить протокол TCP/IP и проверить его работоспособность с помощью различных утилит, входящих в состав ОС Windows 200 Professional или Windows XP Professional;
-
настроить маршрутизацию в сложной сети, состоящей их трех сегментов, объединенных двумя маршрутизаторами.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютер с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);
-
компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер);
-
компьютеры с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
компьютеры с двумя сетевыми адаптерами и с установленной ОС Windows XP Professional (на два таких компьютера должно приходиться по три компьютера с одним сетевым адаптером);
-
сетевое оборудование Ethernet (по одному концентратору или коммутатору на каждые пять компьютеров);
-
набор прямых и перекрестных кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по два перекрестных и три обычных кабеля на каждые пять компьютеров).
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
настроить на компьютере с ОС Windows Server 2003 сервер DHCP и создать диапазон IP адресов для выдачи их клиентам (для этого можно воспользоваться процедурой установки, приведенной в разделе 5.3.3 «Служба DHCP» курса «Системный администратор школьной компьютерной сети», расположенного в одноименной папке на компакт-диске преподавателя;
-
объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;
-
разбить компьютеры на «пятерки» таким образом, чтобы в каждой из них оказалось по два компьютера с двумя сетевыми адаптерами;
-
выделить для каждой такой группы концентратор или коммутатор Ethernet;
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);
-
определить, какие из учащихся будут выполнять работу по настройке компьютеров для работы в качестве маршрутизатора, и сообщить им об этом.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 8 — два учебных часа.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 8 содержатся в файле Lab8.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 8\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 8 учащиеся должны уметь:
-
определять правильность масок подсетей, IP-адресов узлов, сетей, широковещания;
-
настраивать различные параметры протокола IP в ОС Windows 200 Professional или Windows XP Professional и проверять работоспособность стека TCP/IP с помощью различных утилит, входящих в состав этих ОС;
-
настраивать маршрутизацию в сложной сети, состоящей из трех подсетей, объединенных двумя маршрутизаторами.
В итоге учащиеся должны усвоить, что без правильной настройки параметров протокола TCP/IP взаимодействие в сети невозможно, а также убедиться, что управление маршрутизацией в сложной сети является достаточно трудоемкой задачей.
Лабораторная работа 9.
Работа в сетях Майкрософт
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
проанализировать проблемы взаимодействия в сети Майкрософт, с которыми сталкиваются пользователи, применяющие модель рабочей группы;
-
включить свои компьютеры с ОС Windows 200 Professional или Windows XP Professional в домен на базе ОС Windows Server 2003 и проверить возможности работы с ресурсами, расположенными на контроллере домена;
-
настроить на своих компьютерах общие папки и принтеры и протестировать возможности работы с общими ресурсами в домене.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютер с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);
-
компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;
-
поскольку в задании 2 данной лабораторной работы потребуется домен, возможны два варианта проведения лабораторной работы:
-
если домен в вашей школе уже развернут, то следует получить у администратора школьного домена полномочия управления учетными записями компьютеров и обратить внимание, что учебный класс должен иметь подключение к школьной сети, настройки протокола TCP/IP должны быть согласованы с сетевым администратором, а DNS-сервер(ы) и контроллер(ы) домена — доступны по сети;
-
если домен в школе еще не создан, то следует развернуть домен на компьютере преподавателя (для этого можно воспользоваться процедурой установки домена, приведенной в разделе 5.2.1 «Установка DNS и службы каталогов Active Directory» курса «Системный администратор школьной компьютерной сети», расположенного в одноименной папке на компакт-диске преподавателя);
-
создать в домене набор учетных записей пользователей по числу учащихся (например, Pupil1, Pupil2 и т. д.) — процедуры создания и управления учетными записями пользователей подробно описаны в разделе 5.3.2 «Администрирование Active Directory» курса «Системный администратор школьной компьютерной сети» (совет: если вы преподаете курс в нескольких классах, то, возможно, имеет смысл включить в имя учетной записи указание номера класса, например, 10A-Student1, 10A-Student2 и т. д.);
-
сообщить учащимся, какие локальные и доменные учетные записи они должны использовать для входа в компьютеры.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 9 — полтора учебных часа.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 9 содержатся в файле Lab9.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 9\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 9 учащиеся должны уметь:
-
различать такие модели сетевого взаимодействия, используемые в сетях Майкрософт, как рабочая группа и домен;
-
включать компьютеры в домен и работать с ресурсами домена;
-
настраивать свои папки и принтеры как общие ресурсы в домене.
В итоге учащиеся должны увидеть, какие проблемы возникают при сетевом взаимодействии в рабочей группе (одноранговой сети) и как эти проблемы решаются в домене (клиент-серверной сети).
Лабораторная работа 10.
Подключение к Интернету и система WWW
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
настроить модемное подключение к Интернету и предоставить его в общий доступ для других компьютеров сети;
-
исследовать механизмы разрешения имен в IP адреса с помощью файла hosts и DNS-сервера;
-
установить на своих компьютерах веб-сервер, создать простейшую веб-страницу и обратиться к ней с помощью браузера Internet Explorer.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютер с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);
-
компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;
-
поскольку в задании 2 данной лабораторной работы вам потребуется DNS-сервер, возможны два варианта проведения лабораторной работы:
-
если сервер DNS в вашей школе уже развернут, то следует выяснить у администратора школьной сети его IP адрес и обратить внимание, что в этом случае учебный класс должен иметь подключение к школьной сети, настройки протокола TCP/IP должны соответствовать используемым в школе, а школьный DNS-сервер — быть доступным;
-
если сервер DNS в школе еще не развернут, то следует установить его на компьютере преподавателя (для этого можно воспользоваться процедурой установки домена, приведенной в разделе 5.2.1 «Установка DNS и службы каталогов Active Directory» курса «Системный администратор школьной компьютерной сети», расположенного в одноименной папке на компакт-диске преподавателя);
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия компьютеров;
-
определить, какие группы учащихся будут взаимодействовать друг с другом (например, учащиеся, работающие на компьютере Comp1, будут сотрудничать с учащимися на компьютере Comp2, и т. д.), и сообщить учащимся о правилах совместной работы;
-
сообщить учащимся, какие локальные учетные записи они должны использовать для входа в компьютеры.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 10 — полтора учебных часа.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 10 содержатся в файле Lab10.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 10\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 10 учащиеся должны уметь:
-
устанавливать модем, настраивать модемное подключение к поставщику услуг Интернета и предоставлять его в общий доступ;
-
использовать на клиентских компьютерах с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional такие методы разрешения имен в IP адреса как файл hosts и сервер DNS;
-
устанавливать на компьютерах с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional персональный веб-сервер, создавать простейшие веб-страницы и работать с ними с помощью браузера Internet Explorer.
В итоге учащиеся должны получить навыки, необходимые для подключения к Интернету, настройки системы разрешения имен и работы с веб-ресурсами во «Всемирной паутине».
Лабораторная работа 11.
Обмен сообщениями в Интернете
Цели
В этой лабораторной работе учащиеся должны:
-
настроить учетную запись электронной почты в программе Outlook Express и обменяться электронными письмами друг с другом;
-
установить на своих компьютерах программу MSN Messenger (или воспользоваться по умолчанию установленной на компьютерах с ОС Windows XP Professional программой Windows Messenger) и, если класс подключен к Интернету, настроить учетные записи в системе передачи мгновенных сообщений.
Оборудование
Для проведения лабораторной работы понадобятся:
-
компьютер с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);
-
компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;
-
сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).
Перед проведением лабораторной работы необходимо:
-
объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;
-
поскольку в задании 1 данной лабораторной работы вам потребуется сервер электронной почты, возможны два варианта проведения лабораторной работы:
-
если почтовый сервер в вашей школе уже развернут, то следует по предварительной договоренности создать необходимые учетные записи электронной почты для учащихся, а также выяснить у администратора школьной сети имя сервера или его IP адрес. Кроме того, нужно обратить внимание, что в этом случае учебный класс должен иметь подключение к школьной сети, настройки протокола TCP/IP должны соответствовать используемым в школе, а школьные DNS-сервер и почтовый сервер — быть доступными по сети;
-
если почтовый сервер в школе еще не развернут, то следует установить его на компьютере преподавателя (для этого можно воспользоваться процедурой установки, приведенной в приложении 2 к методическому пособию для учителя, прилагаемому к данному курсу);
-
разделить класс на группы в зависимости от наличия компьютеров;
-
определить, какие группы учащихся будут взаимодействовать друг с другом по электронной почте (например, учащиеся, работающие на компьютере Comp1, будут сотрудничать с учащимися на компьютере Comp2, и т. д.), и сообщить учащимся о правилах совместной работы;
-
сообщить учащимся, какие локальные учетные записи они должны использовать для входа в компьютеры.
Примерное время
Продолжительность выполнения лабораторной работы 11 — один учебный час.
Пошаговые инструкции
Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 11 содержатся в файле Lab11.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 11\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.
Результаты
После выполнения лабораторной работы 11 учащиеся должны уметь:
-
настраивать учетную запись электронной почты, отправлять и принимать электронные письма;
-
настраивать программу Windows Messenger (или устанавливать и настраивать программу MSN Messenger), предназначенную для передачи мгновенных сообщений с помощью бесплатной службы .NET Messenger Service, и обмениваться электронными сообщениями в реальном времени.
В итоге учащиеся должны освоить процедуры настройки учетных записей электронной почты и системы передачи мгновенных сообщений и научиться работать с такими программами, как Outlook Express и Windows Messenger (или MSN Messenger).
|