Основная образовательная программа направления подготовки 12. 03. 04 (201000) «Биотехничекие системы и технологии»




Скачать 1.43 Mb.
страница 1/4
Дата 25.08.2016
Размер 1.43 Mb.
  1   2   3   4



Государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации
Кафедра математики и информатики

Основная образовательная программа

направления подготовки 12.03.04 (201000) «Биотехничекие системы и технологии»

Учебно-методический комплекс дисциплины

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»





Учебный материал по дисциплине «Информационные технологии»

для студентов, обучающихся по направлению

12.03.04 (201000) «Биотехнические системы и технологии
Обеспеченность учебного процесса основной и дополнительной литературой:




Название1, авторы, место издания, издательство, год издания2, гриф.


Вид литературы – основная3 или дополнительная

Количество экземпляров в библиотеке



 Информатика : базовый курс : учеб. пособие для студ. высш. техн. учеб. заведений / под ред. С. В. Симоновича. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 637, [3] с.: ил. - (Учебник для вузов)

Основная литература:

120



Нелидина Е. Н. Информатика: Microsoft Office 2000, Microsoft Office XР [Электронный ресурс] / Нелидина Е. Н., Соломина О. Б.; ФА по здрав. и СР РФ, ВолГМУ, Каф. матем. и информ. - Волгоград: ВолГМУ, 2006. – 104 с.: ил. – Режим доступа: http://www.volgmed.ru/ru/files/list/4464/?dept=45&rdir=200

Дополнительная литература

40



Нелидина Е. Н. Информатика: метод. указ. и контр. задания [Электронный ресурс] / Нелидина Е. Н., Соломина О. Б. ; ФА по здрав. и СР, ВолГМУ, Каф. матем. и информ. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. – 80 с.: ил. – Режим доступа: http://www.volgmed.ru/ru/files/list/4464/?dept=45&rdir=200


Дополнительная литература

100



Информатика для медиков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. А. Хай. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 223 с. – Режим доступа: http://studmedlib.ru


Дополнительная литература

ЭБС - 200



Мирошникова О. В.   Основы программирования [Текст] : учеб. пособие для спец. : 060105 - Медико-профилактическое дело ; 201000 - Биотехнические системы и технологии ; 020400 - Биология / О. В. Мирошникова, И. А. Подгорная, Е. Н. Шамина ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 77, [3] с. - Библиогр. : с. 71.

Дополнительная литература

95



Обеспеченность учебного процесса

учебными пособиями для лабораторно-практических занятий для преподавателей:




Название

Вид (методические указания, учебное пособие, рабочая тетрадь и т.п.)

Количество

страниц


Уровень утверждения (УМК, ЦМС и др.)

Количество экземпляров (для каждого вида в отдельности)

1

2

3

4

5

6

1

Методические указания для преподавателей к проведению лабораторно-практических занятий

Методические указания

40 с.

УМК медико-биологического факультета

10



Обеспеченность учебного процесса учебными пособиями для лабораторно-практических занятий для студентов:







Название

Вид (методические указания, учебное пособие, рабочая тетрадь и т.п.)

Количество

страниц


Уровень утверждения (УМК, ЦМС и др.)

Количество экземпляров (для каждого вида в отдельности)

1

2

3

4

5

6



Мирошникова О. В.   Основы программирования [Текст] : учеб. пособие для спец. : 060105 - Медико-профилактическое дело ; 201000 - Биотехнические системы и технологии ; 020400 - Биология / О. В. Мирошникова, И. А. Подгорная, Е. Н. Шамина ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 77, [3] с. - Библиогр. : с. 71

Учебное пособие для студентов

80с.

ЦМС

95

««УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая кафедрой

математики и информатики,

к.ф.-м.н. _____________ З.А.Филимонова

Протокол № ___ от «___»________20__года

Учебный материал по дисциплине «Информационные технологии»

для студентов, обучающихся по направлению

12.03.04 (201000) «Биотехнические системы и технологии»

Конспекты лекций


Авторы-составители:

зав.каф. математики и информатики Филимонова З.А.

доцент каф. математики и информатики Мирошникова О.В

Разработали _____________/ Филимонова З.А. /

____________/ Мирошникова О.В /




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (1 семестр)

п/п

Тема лекции

Количество часов

1

Информация и информационные ресурсы.1 Информация. Данные. Знания. Источники информации. Пользователи информации. Виды и свойства информацию Информационные ресурсы. 2

2

2

Информационное общество. Информационные услуги. Медицинская информация.

Информационное общество. Информационные продукты и услуги. Медицинская информация. Виды медицинской информации.



2

3

Информационные технологии (ИТ) и информационные системы (ИС).

Информационная технолоия. Этапы развития информационных технологий. Класификация информационных технологий. Информационная система. Классификация информационных систем.



2

4

Информационные технологии в предметной области.

Предметная технология. Технологический процесс обработки информации.



2

5

Этапы развития вычислительной техники.

Этапы развития вычислительной техники. Электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Поколения ЭВМ. Общие принципы построения ЭВМ.



2

6

Понятие вычислительной машины и принципы организации ее работы.

Принцип Фон Неймана. Схема вычислительной машины Фон Неймана, принципы организации ее работы.



2

7

Понятие и классификация программного обеспечения. Операционная система.

Программное обеспечение. Структура программного обеспечения.Операционная система.Функции операционной системы.



2

8

Файловые системы.

Файловая система. Функции файловой системы. Файловые структуры. Каталог. Дерево каталогов.



2

9

Прикладное программное обеспечение информационных технологий.

Прикладное ПО. Классификация ПО. Пакеты прикладных программ (ППП)



2

10

Текстовый и графический редакторы.

Текстовый редактор:функции и возможности. Графический редактор:функции и возможности.



2

11

Электронные таблицы и вычислительные среды.

Электронные таблицы, примеры, основные возможности. Вычислительная среда.



2

12

Системы управления базами данных.

Понятие СУБД. Архитектура СУБД. Классификация СУБД. Функциональные возможности СУБД.



2

13

Математическое обеспечение информационных технологий.

Средства математического обеспечения информационных технологий, функции и возможности.



2

14

Maple – система компьютерной математики.

Основы языка Maple.Возможности Maple.



2

15

Символьные и численные вычисления. Графическая визуализация результатов вычислений.

Вычисления в Maple.Символьные и численные вычисления. Графическая визуализация вMaple.



2

16

Пакет Student программы Maple. Статистическая обработка данных в системе Maple.

Пакет student. Функции пакета student.



2

17

Сетевые информационные технологии и коммуникации. Вычислительная, коммуникационная и информационная сеть. Локальные и глобальные вычислительные сети. Интернет, основные понятия. Сервисы интернета.

2

18

Телемедицина.

Телемедицина. Основные направления телемедицины. Развитие телемедицины в мире.



2

19

Авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии. Интеграция информационных технологий.

Авторские документы. Гипертекст. Языки гипертекстовой разметки документов. Мультимедия-технология. Интеграция информационных технологий.



2

Лекция №1

Тема: Информация и информационные ресурсы.

  • Информация. Основные определения

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, а также содержание сообщения, сведения с учетом их передачи в пространстве и времени.

С содержательной точки зрения «информация» - это сведения о ком-то или о чем-то, а с формальной точки зрения - набор знаков и сигналов.



  • Данные - это обычно выраженные в формализованном виде факты или идеи, обеспечивающие возможность их хранения, обработки и передачи.

Данные (числа, символы или буквы, применяемые для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий) используются для передачи и обработки автоматическими средствами с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.

  • Знания (вид информации, отражающей опыт и восприятие человека, например, специалиста в определенной предметной области) можно представить как способность индивида извлекать необходимые ему данные, осмысливать и преобразовывать их в информацию. Они являются ее особой формой, совокупностью синтаксических, семантических, прагматических и иных отношений и положений предметной области, позволяющих, в частности, решать различные прикладные задачи.

  • Существуют различные (живые и неживые) источники ее возникновения (появления). Зачастую они возникают в процессе деятельности людей -чаще всего, когда начинают обрабатываться абстрактные данные. Например, человек, интерпретируя полученные знания (данные, сведения, сообщения), оценивает их, в результате чего создает собственные знания и информацию.

Источники информации представляют систему (некоторую сущность), состоящую из сообщений, их мест хранения и носителей информации.

В простейшем виде источники информации - это люди и живая природа. В общем случае можно говорить, что источником информации является ее поставщик (живое существо, датчик, документ на любом физическом носителе информации). В совокупности им может быть «генератор информации». Данное понятие отражает как саму информацию, так и процесс ее получения.



  • Пользователи информации

Приемником информации (ее получателем, потребителем, пользователем) может быть живое существо, растительный мир или техническое устройство, в том числе имеющее физический носитель информации.

1.   Создатели информации и посредники, ориентированные на ее организацию и доставку различным категориям пользователей: ИТ-специалисты, обслуживающие пользователей информационные и библиотечные работники.

2.    Пользователи или потребители информации.


  • Виды и свойства информации

По области возникновения информацию классифицируют, как:

элементарную - отражающую процессы и явления неодушевленной природы; биологическую - процессы живой природы и социальную-человеческого общества.

Виды информации по способу восприятия. 

1) зрение - визуальная.

2) слух - аудиальная.

3) обоняние - обонятельная.

4)вкус - вкусовая.

5) осязание - тактильная.

Виды информации по форме представления:

1)текстовая;

2)графическая;

3)числовая (цифровая);

4)звуковая;

5)видео (статическая и динамическая);

6)мультимедийная (комбинированная), а также оптическая и электромагнитная.

Виды информации по общественному значению:

1)личная (знания, умения, навыки, интуиция);

2)массовая (общественная, обыденная, эстетическая);

3)специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).


  • Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами, на которые влияют свойства данных и методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. По окончании процесса его информационные свойства переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных. Информация обладает четырьмя основными свойствами. Ее можно:

1)создавать (генерировать),

2)передавать и распространять (а значит, принимать),

3)хранить (и, как правило, долговременно сохранять),

4)обрабатывать (перерабатывать).


  • Информационные ресурсы

Информационные ресурсы (ИР) представляют собой отдельные документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других). К ним относят рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре, образовании, личной жизни и т.п.

Информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научно-исследовательских работ или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях.
Лекция № 2

Тема: Информационное общество. Информационные услуги. Медицинская информация.


  • Информационное общество. Шестидесятые годы ХХ века стали переломными в понимании влияния развивающихся технологий на глобальные изменения в обществе. Западные социологи и философы (Э. Тоффлер, Д. Белл, Д. Рисман, А. Турен, Ж.-Ф. Лиотар, М. Кастельс, Н.Луман и др.) активно обсуждали вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно новую стадию социального развития, характеризующуюся переходом от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу

Основным критерием такого общества является определяющая роль информации и информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности




Рис. Связь понятий, определяющих информационное общество


  • Информационные продукты и услуги.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретно-предметной области, для которой он создан.

Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека должен быть зафиксирован на материальном носителе. Кроме того, информационный продукт – это совокупность данных, сформулированная производителем для распространения в вещественной или в невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться с помощью услуг. Услуга – это результат деятельности человека, направленный на удовлетворение потребностей человека. А информационная услуга – это получение и предоставление в распоряжении пользователя. Перечень услуг определяется объёмом, качеством, предметной ориентацией, по сфере использования и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Медицинская информация.

Медицинская информация – это совокупность данных о пациентах и заболеваниях,, образующаяся при их взаимодействии с адекватными им методами и снимающая неопределенность и неполноту предварительных знаний.

Другими словами, медицинская информация – это информация, отно- сящаяся непосредственно к человеку как пациенту, то есть информация о его здоровье, особенностях организма, перенесенных заболеваниях и др.


  • Виды медицинской информации.

Все виды медицинской информации можно разделить на четыре ос-новные группы:

1. Алфавитно-цифровая информация.

2. Визуальная информация.

3. Звуковая информация.

4. Комбинированные виды информации.

Лекция № 3

Тема: Информационные технологии (ИТ) и информационные системы (ИС).


  • Информационная технология (ИТ) – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих:

    • методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;

    • вычислительную технику;

    • методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения;

    • а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

Информационная технология - это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Операциями являются элементарные действия над информацией.

Процедура передачи информации включает кроме самой передачи операции ввода данных в систему, в сеть, преобразования из цифровой формы в аналоговую и наоборот, операции вывода сообщений, контроль ввода и вывода, защиту данных.

Процедуры обработки информации являются главными в информационных технологиях. Остальные процедуры носят вспомогательный характер.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница