|
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Кафедра математики и информатики
|
Основная образовательная программа
направления подготовки 12.03.04 (201000) «Биотехничекие системы и технологии»
Учебно-методический комплекс дисциплины
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
|
|
Учебный материал по дисциплине «Информационные технологии»
для студентов, обучающихся по направлению
12.03.04 (201000) «Биотехнические системы и технологии
Обеспеченность учебного процесса основной и дополнительной литературой:
№
|
Название1, авторы, место издания, издательство, год издания2, гриф.
|
Вид литературы – основная3 или дополнительная
|
Количество экземпляров в библиотеке
|
-
|
Информатика : базовый курс : учеб. пособие для студ. высш. техн. учеб. заведений / под ред. С. В. Симоновича. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 637, [3] с.: ил. - (Учебник для вузов)
|
Основная литература:
|
120
|
-
|
Нелидина Е. Н. Информатика: Microsoft Office 2000, Microsoft Office XР [Электронный ресурс] / Нелидина Е. Н., Соломина О. Б.; ФА по здрав. и СР РФ, ВолГМУ, Каф. матем. и информ. - Волгоград: ВолГМУ, 2006. – 104 с.: ил. – Режим доступа: http://www.volgmed.ru/ru/files/list/4464/?dept=45&rdir=200
|
Дополнительная литература
|
40
|
-
|
Нелидина Е. Н. Информатика: метод. указ. и контр. задания [Электронный ресурс] / Нелидина Е. Н., Соломина О. Б. ; ФА по здрав. и СР, ВолГМУ, Каф. матем. и информ. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. – 80 с.: ил. – Режим доступа: http://www.volgmed.ru/ru/files/list/4464/?dept=45&rdir=200
|
Дополнительная литература
|
100
|
-
|
Информатика для медиков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. А. Хай. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 223 с. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
|
Дополнительная литература
|
ЭБС - 200
|
-
|
Мирошникова О. В. Основы программирования [Текст] : учеб. пособие для спец. : 060105 - Медико-профилактическое дело ; 201000 - Биотехнические системы и технологии ; 020400 - Биология / О. В. Мирошникова, И. А. Подгорная, Е. Н. Шамина ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 77, [3] с. - Библиогр. : с. 71.
|
Дополнительная литература
|
95
|
Обеспеченность учебного процесса
учебными пособиями для лабораторно-практических занятий для преподавателей:
№
|
Название
|
Вид (методические указания, учебное пособие, рабочая тетрадь и т.п.)
|
Количество
страниц
|
Уровень утверждения (УМК, ЦМС и др.)
|
Количество экземпляров (для каждого вида в отдельности)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Методические указания для преподавателей к проведению лабораторно-практических занятий
|
Методические указания
|
40 с.
|
УМК медико-биологического факультета
|
10
|
Обеспеченность учебного процесса учебными пособиями для лабораторно-практических занятий для студентов:
№
|
Название
|
Вид (методические указания, учебное пособие, рабочая тетрадь и т.п.)
|
Количество
страниц
|
Уровень утверждения (УМК, ЦМС и др.)
|
Количество экземпляров (для каждого вида в отдельности)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
-
|
Мирошникова О. В. Основы программирования [Текст] : учеб. пособие для спец. : 060105 - Медико-профилактическое дело ; 201000 - Биотехнические системы и технологии ; 020400 - Биология / О. В. Мирошникова, И. А. Подгорная, Е. Н. Шамина ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 77, [3] с. - Библиогр. : с. 71
|
Учебное пособие для студентов
|
80с.
|
ЦМС
|
95
|
««УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая кафедрой
математики и информатики,
к.ф.-м.н. _____________ З.А.Филимонова
Протокол № ___ от «___»________20__года
Учебный материал по дисциплине «Информационные технологии»
для студентов, обучающихся по направлению
12.03.04 (201000) «Биотехнические системы и технологии»
Конспекты лекций
Авторы-составители:
зав.каф. математики и информатики Филимонова З.А.
доцент каф. математики и информатики Мирошникова О.В
Разработали _____________/ Филимонова З.А. /
____________/ Мирошникова О.В /
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (1 семестр)
№ п/п
|
Тема лекции
|
Количество часов
|
1
|
Информация и информационные ресурсы.1 Информация. Данные. Знания. Источники информации. Пользователи информации. Виды и свойства информацию Информационные ресурсы. 2
|
2
|
2
|
Информационное общество. Информационные услуги. Медицинская информация.
Информационное общество. Информационные продукты и услуги. Медицинская информация. Виды медицинской информации.
|
2
|
3
|
Информационные технологии (ИТ) и информационные системы (ИС).
Информационная технолоия. Этапы развития информационных технологий. Класификация информационных технологий. Информационная система. Классификация информационных систем.
|
2
|
4
|
Информационные технологии в предметной области.
Предметная технология. Технологический процесс обработки информации.
|
2
|
5
|
Этапы развития вычислительной техники.
Этапы развития вычислительной техники. Электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Поколения ЭВМ. Общие принципы построения ЭВМ.
|
2
|
6
|
Понятие вычислительной машины и принципы организации ее работы.
Принцип Фон Неймана. Схема вычислительной машины Фон Неймана, принципы организации ее работы.
|
2
|
7
|
Понятие и классификация программного обеспечения. Операционная система.
Программное обеспечение. Структура программного обеспечения.Операционная система.Функции операционной системы.
|
2
|
8
|
Файловые системы.
Файловая система. Функции файловой системы. Файловые структуры. Каталог. Дерево каталогов.
|
2
|
9
|
Прикладное программное обеспечение информационных технологий.
Прикладное ПО. Классификация ПО. Пакеты прикладных программ (ППП)
|
2
|
10
|
Текстовый и графический редакторы.
Текстовый редактор:функции и возможности. Графический редактор:функции и возможности.
|
2
|
11
|
Электронные таблицы и вычислительные среды.
Электронные таблицы, примеры, основные возможности. Вычислительная среда.
|
2
|
12
|
Системы управления базами данных.
Понятие СУБД. Архитектура СУБД. Классификация СУБД. Функциональные возможности СУБД.
|
2
|
13
|
Математическое обеспечение информационных технологий.
Средства математического обеспечения информационных технологий, функции и возможности.
|
2
|
14
|
Maple – система компьютерной математики.
Основы языка Maple.Возможности Maple.
|
2
|
15
|
Символьные и численные вычисления. Графическая визуализация результатов вычислений.
Вычисления в Maple.Символьные и численные вычисления. Графическая визуализация вMaple.
|
2
|
16
|
Пакет Student программы Maple. Статистическая обработка данных в системе Maple.
Пакет student. Функции пакета student.
|
2
|
17
|
Сетевые информационные технологии и коммуникации. Вычислительная, коммуникационная и информационная сеть. Локальные и глобальные вычислительные сети. Интернет, основные понятия. Сервисы интернета.
|
2
|
18
|
Телемедицина.
Телемедицина. Основные направления телемедицины. Развитие телемедицины в мире.
|
2
|
19
|
Авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии. Интеграция информационных технологий.
Авторские документы. Гипертекст. Языки гипертекстовой разметки документов. Мультимедия-технология. Интеграция информационных технологий.
|
2
|
Лекция №1
Тема: Информация и информационные ресурсы.
-
Информация. Основные определения
Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, а также содержание сообщения, сведения с учетом их передачи в пространстве и времени.
С содержательной точки зрения «информация» - это сведения о ком-то или о чем-то, а с формальной точки зрения - набор знаков и сигналов.
-
Данные - это обычно выраженные в формализованном виде факты или идеи, обеспечивающие возможность их хранения, обработки и передачи.
Данные (числа, символы или буквы, применяемые для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий) используются для передачи и обработки автоматическими средствами с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.
-
Знания (вид информации, отражающей опыт и восприятие человека, например, специалиста в определенной предметной области) можно представить как способность индивида извлекать необходимые ему данные, осмысливать и преобразовывать их в информацию. Они являются ее особой формой, совокупностью синтаксических, семантических, прагматических и иных отношений и положений предметной области, позволяющих, в частности, решать различные прикладные задачи.
-
Существуют различные (живые и неживые) источники ее возникновения (появления). Зачастую они возникают в процессе деятельности людей -чаще всего, когда начинают обрабатываться абстрактные данные. Например, человек, интерпретируя полученные знания (данные, сведения, сообщения), оценивает их, в результате чего создает собственные знания и информацию.
Источники информации представляют систему (некоторую сущность), состоящую из сообщений, их мест хранения и носителей информации.
В простейшем виде источники информации - это люди и живая природа. В общем случае можно говорить, что источником информации является ее поставщик (живое существо, датчик, документ на любом физическом носителе информации). В совокупности им может быть «генератор информации». Данное понятие отражает как саму информацию, так и процесс ее получения.
Приемником информации (ее получателем, потребителем, пользователем) может быть живое существо, растительный мир или техническое устройство, в том числе имеющее физический носитель информации.
1. Создатели информации и посредники, ориентированные на ее организацию и доставку различным категориям пользователей: ИТ-специалисты, обслуживающие пользователей информационные и библиотечные работники.
2. Пользователи или потребители информации.
-
Виды и свойства информации
По области возникновения информацию классифицируют, как:
элементарную - отражающую процессы и явления неодушевленной природы; биологическую - процессы живой природы и социальную-человеческого общества.
Виды информации по способу восприятия.
1) зрение - визуальная.
2) слух - аудиальная.
3) обоняние - обонятельная.
4)вкус - вкусовая.
5) осязание - тактильная.
Виды информации по форме представления:
1)текстовая;
2)графическая;
3)числовая (цифровая);
4)звуковая;
5)видео (статическая и динамическая);
6)мультимедийная (комбинированная), а также оптическая и электромагнитная.
Виды информации по общественному значению:
1)личная (знания, умения, навыки, интуиция);
2)массовая (общественная, обыденная, эстетическая);
3)специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).
Как и всякий объект, информация обладает свойствами, на которые влияют свойства данных и методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. По окончании процесса его информационные свойства переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных. Информация обладает четырьмя основными свойствами. Ее можно:
1)создавать (генерировать),
2)передавать и распространять (а значит, принимать),
3)хранить (и, как правило, долговременно сохранять),
4)обрабатывать (перерабатывать).
Информационные ресурсы (ИР) представляют собой отдельные документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других). К ним относят рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).
Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре, образовании, личной жизни и т.п.
Информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научно-исследовательских работ или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях.
Лекция № 2
Тема: Информационное общество. Информационные услуги. Медицинская информация.
-
Информационное общество. Шестидесятые годы ХХ века стали переломными в понимании влияния развивающихся технологий на глобальные изменения в обществе. Западные социологи и философы (Э. Тоффлер, Д. Белл, Д. Рисман, А. Турен, Ж.-Ф. Лиотар, М. Кастельс, Н.Луман и др.) активно обсуждали вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно новую стадию социального развития, характеризующуюся переходом от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу
Основным критерием такого общества является определяющая роль информации и информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности
Рис. Связь понятий, определяющих информационное общество
-
Информационные продукты и услуги.
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретно-предметной области, для которой он создан.
Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека должен быть зафиксирован на материальном носителе. Кроме того, информационный продукт – это совокупность данных, сформулированная производителем для распространения в вещественной или в невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться с помощью услуг. Услуга – это результат деятельности человека, направленный на удовлетворение потребностей человека. А информационная услуга – это получение и предоставление в распоряжении пользователя. Перечень услуг определяется объёмом, качеством, предметной ориентацией, по сфере использования и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Медицинская информация.
Медицинская информация – это совокупность данных о пациентах и заболеваниях,, образующаяся при их взаимодействии с адекватными им методами и снимающая неопределенность и неполноту предварительных знаний.
Другими словами, медицинская информация – это информация, отно- сящаяся непосредственно к человеку как пациенту, то есть информация о его здоровье, особенностях организма, перенесенных заболеваниях и др.
-
Виды медицинской информации.
Все виды медицинской информации можно разделить на четыре ос-новные группы:
1. Алфавитно-цифровая информация.
2. Визуальная информация.
3. Звуковая информация.
4. Комбинированные виды информации.
Лекция № 3
Тема: Информационные технологии (ИТ) и информационные системы (ИС).
-
Информационная технология (ИТ) – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих:
-
методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;
-
вычислительную технику;
-
методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения;
-
а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Информационная технология - это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Операциями являются элементарные действия над информацией.
Процедура передачи информации включает кроме самой передачи операции ввода данных в систему, в сеть, преобразования из цифровой формы в аналоговую и наоборот, операции вывода сообщений, контроль ввода и вывода, защиту данных.
Процедуры обработки информации являются главными в информационных технологиях. Остальные процедуры носят вспомогательный характер.
|