По состоянию на 1 января 2010 года сеть дорог общего пользования Республики Бурятия составляет 7278 км, в том числе 829 километров – это дороги федерального значения, 3327 км – регионального значения и 3122 км – дороги местного значения.
Основу автодорожной сети республики составляют 3 федеральные автомобильные дороги: М -55 « Байкал» от Челябинска через Иркутск, Улан-Удэ до Читы, А-165 Улан-Удэ – Кяхта до границы с Монголией и А-164 Култук – Монды с выходом на монгольскую границу к пограничному переходу Монды – Ханк.
Основные автодороги регионального значения представлены ответвлениями от федеральной дороги «Байкал» в меридиональном направлении. Это трассы Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян (725 км), Улан-Удэ – Романовка – Чита (507 км), Гусиноозерск –Петропавловка – Закаменск – граница с Монголией (327 км), Мухоршибирь –Бичура – Кяхта ( 222 км), Улан-Удэ – Заиграево – Кижинга – Хоринск (214 км).
По уровню развития сети автомобильных дорог Республика Бурятия занимает 59-е место в сравнении со среднероссийскими показателями, который составляет 31 километр дорог с твердым покрытием на 1000 кв.км. территории, и восьмое место по сибирскому федеральному округу. По Республике Бурятии данный показатель составляет 17,9 км дорог с твердым покрытием на 1000 кв.км. территории.
В основном дороги с твердым покрытием связывают столицу республики – Улан-Удэ с районными центрами, а также с городами Иркутск, Кяхта, Чита. Обеспеченность связей между населенными пунктами республики с ее центром по дорогам с твердым покрытием составляет 87,6 %. Не имеют связей два административных района, город республиканского подчинения, десять поселков городского типа и 67 сельских населенных пунктов.
Сеть дорог республики имеет в основном усовершенствованный тип покрытия – 52%, дороги с переходным покрытием составляют 37 % и 11 % –грунтовые дороги. На автомобильных дорогах находится 890 мостов общей длиной свыше 28 километров, из них 399 являются деревянными.
Характеристики мостов
|
количество
|
протяжённость
|
|
штук
|
%
|
п м
|
%
|
|
федеральные дороги
|
122
|
100
|
5930
|
100
|
1.Капитальные
|
122
|
100
|
5930
|
100
|
2.Деревянные
|
|
|
|
|
регионального значения
|
438
|
100
|
14441
|
100
|
1.Капитальные
|
256
|
58,5
|
11747
|
81,3
|
2.Деревянные
|
182
|
41,5
|
2694
|
18,7
|
местного значения
|
330
|
100
|
8461
|
100
|
1.Капитальные
|
113
|
34,2
|
3961,5
|
46,8
|
2.Деревянные
|
217
|
65,8
|
4499,5
|
53,2
|
3.Всего по республике
|
890
|
100
|
28832
|
100
|
1.Капитальные
|
491
|
55,2
|
21638,5
|
75,1
|
2.Деревянные
|
399
|
44,8
|
7193,5
|
24,9
|
Для сохранения и развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения, повышения технического уровня дорог путем их модернизации, реконструкции наиболее загруженных участков дорог постановлением Правительства Республики Бурятия в 2002 году была утверждена региональная целевая программа «Дороги Бурятии XXI века регионального значения на период до 2010 года с прогнозом на 2020 год», в которой рассчитана минимальная потребность необходимых финансовых ресурсов по автомобильным дорогам регионального значения.
Учитывая развитие международного транспортного коридора МТК «Транссиб», который связывает Юго-Восточную Азию с Россией, а также развитие транспортной инфраструктуры в зоне озера Байкал, были намечены приоритеты по трем направлениям.
1. На юге республики предусмотрена реконструкция автомобильных дорог федерального значения: М-55 «Байкал» – от Челябинска через Иркутск, Улан-Удэ до Читы (с 183 по 612 километр); А-165 Улан-Удэ – Кяхта – до границы с Монголией со строительством обхода г. Кяхта; А-164 Култук –Монды.
Автодорога М-55 «Байкал» – от Челябинска через Иркутск, Улан-Удэ до Читы является важнейшей транспортной артерией, обеспечивающей экономические и административные связи не только крупных регионов Урала, Западной и Восточной Сибири, но и Российской Федерации в целом. Кроме того, дорога является основной магистралью, так как проходит по наиболее освоенной территории, через столицу республики, принимая на себя основную нагрузку по перевозке грузов и пассажиров, как внутри республики, так и обеспечивая внешние связи республики с соседними регионами.
Автомобильная дорога А-165 Улан-Удэ – Кяхта до границы с Монголией входит в состав международного транспортного коридора «Транссиб» и является важнейшей транспортной артерией Российской Федерации, способствующей осуществлению экономических связей России с Монголией и Китаем в рамках перспективного транспортного коридора Таиланд – Лаос –Пекин – Хохото –Улан-Батор – Кяхта.
Автодорога федерального значения А-164 Култук – Монды служит единственным подъездом от автодороги М-55 «Байкал» в Тункинский и Окинский районы республики – одни из важнейших районов в части переработки полезных ископаемых. Кроме того, это основной транспортный коридор к озеру Хубсугул (Монголия), к здравнице Хон-гор – Уула, дорога открывает широкие перспективы для развития трансграничного международного маршрута «Байкал – Хубсугул», что, несомненно, скажется на увеличении въездного потока туристов.
В перспективе также планируется строительство автомобильной дороги по новому направлению Бабушкин – Гусиноозерск в целях оптимизации транспортных потоков, проходящих из западных регионов России в Монголию, Китай для «перехвата» грузо- и пассажиропотоков. Строительство новой магистрали сократит расстояние проезда по автодороге в 2,5 раза. Протяженность строительства участка дороги – 70 км. Ориентировочная стоимость 7,0 млрд. рублей. В результате сокращения протяженности автодороги, ожидается увеличение потока туристов на озеро Байкал из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, будет развиваться придорожный сервис, появятся новые рабочие места для проживающего вдоль дороги населения, а также появится возможность разгрузить улицы г. Улан-Удэ от прохождения грузового транзитного транспорта.
2. На юго-восточном побережье Байкала предусмотрена реконструкция автодороги регионального значения Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян со строительством мостового перехода через р. Баргузин на 268 км и реконструкция автодороги Турунтаево – Острог – Покровка – Шергино – Тресково.
Автомобильная дорога Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян относится к основным дорогам регионального значения Республики Бурятия, имеет большое народно-хозяйственное и туристическое значение и обеспечивает выход в зону Байкало – Амурской магистрали. Строительство дороги на участке Курумкан – Новый Уоян даст возможность выхода из южных районов республики на запад, до Чары (Забайкальский край) на востоке, Бодайбо (Иркутская область) и Ленск (Якутия) на севере. Кроме того, магистраль открывает доступ к освоению минерально-сырьевых ресурсов зоны Байкало – Амурской магистрали, уникальных по качеству и объему. Это месторождения: хризолит-асбеста «Молодежное», олова «Моховое», полиметаллов «Холоднинское» и кварца «Чулбонского».
Реконструкция автодороги ведется с 2003 года. На 1 января 2010 года сдано в эксплуатацию 44 километра. С 2008 года реконструкция дороги осуществляется в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья».
В 2008 году в рамках вышеуказанной программы начато строительство мостового перехода на 268 км автодороги Улан-Удэ – Турунтаево –Курумкан – Новый Уоян в обход пгт. Усть-Баргузин с юго-западной стороны и взамен существующей паромной переправы через р. Баргузин, которая находится в 1,48 км ниже проектируемых подходов.
Ликвидация паромной переправы в летний период и ледовой переправы в зимний, за счет строительства мостового перехода через р. Баргузин, позволит улучшить транспортную доступность Баргузинского и Курумканского районов, входящих в зону тяготения, обеспечит эффективный круглогодичный проезд транспортного потока, повысит оперативность в доставке грузов и пассажиров. В связи с выводом транзитного транспорта в обход населенного пункта снизится аварийная ситуация и улучшится экологическая обстановка внутри самого поселка, через который в настоящее время проходит дорога.
Автодорога Турунтаево – Острог – Покровка – Шергино – Тресково обеспечивает экономические и административные связи населенных пунктов, расположенных в северо-восточной части Кабанского района (правобережье реки Селенги), с районным (с. Кабанск) и республиканским центрами (г. Улан-Удэ) и находящимися на побережье озера Байкал местами курортного лечения и туризма.
В связи с созданием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа автодорога приобретает еще более важное значение в транспортной сети Республики Бурятия.
3. В северо-восточной зоне Байкала планируется строительство и реконструкция бывшей притрассовой автомобильной дороги Байкало –Амурской магистрали (участок Даван – Витим).
Строительство данной автодороги имеет важное значение в освоении месторождений севера Республики Бурятия: Холоднинское месторождение колчеданно-полиметаллических руд и в освоении месторождений особо чистого кварцевого сырья в Северобайкальском районе. Автодорога обеспечит продолжение строительства межрегионального транспортного коридора Усть-Кут – Магистральный – Кунерма – Новый Уоян – Таксимо –Витим, связь Северобайкальского района с Иркутской областью, Муйского района с Забайкальским краем, придаст импульс развитию территорий, укрепит геополитические, экономические и социальные интересы района тяготения дороги, а также обеспечит доступность туристов к минеральному источнику «Дзелинда». Появится постоянная транспортная связь площадки строительства Мокской ГЭС с районным центром пос. Таксимо. Минерально-сырьевой потенциал Муйского района является одним из самых высоких, обладает значительными запасами полезных ископаемых, поэтому строительство и реконструкция данной автодороги послужит катализатором развития промышленности и инфраструктуры Муйского, Северобайкальского района и республики в целом. Ориентировочно на строительство и реконструкцию данной дороги необходимо около 52,7 млрд. руб.
Также планируется в ближайшие годы строительство мостового перехода через р. Витим на 1 км автодороги Романовка – Багдарин в рамках частно-государственного партнерства совместно с ОАО «Атомредметзолото», осуществляющим освоение запасов урана Хиагдинского месторождения. На сегодняшний день взамен Романовской паромной переправы за счет средств ОАО «Атомредметзолото» построен технологический мост, который соответствует параметрам дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
28 декабря 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 2094-р была утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, в которую помимо вышеназванных мероприятий вошли такие объекты, как реконструкция автодороги регионального значения Гусиноозерск –Петропавловка – Закаменск – Нурта – граница с Монголией к пункту пропуска "Айнек-Гол", реконструкция автодороги Нижний Бургултай – Желтура – граница с Монголией, автодороги Монды – Орлик – Хужир, а также строительство автомобильной дороги Улан-Удэ – Романовка – Хиагда – Багдарин – Таксимо – Бодайбо, что позволит освоить Чайское сульфитное медно-никелевое месторождение, Аиктинское и Болаиктинское месторождения известняка и алевролита, Орекитканское месторождение молибдена, Хиагдинское месторождение урана и лесные ресурсы Северобайкальского и Муйского районов.
Одним из направлений улучшения состояния дорожной сети республики является проведение работ по ремонту и содержанию дорог и искусственных сооружений на них, в связи с чем постановлением Правительства Республики Бурятия в 2009 году были утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также поэтапный переход к утвержденным нормативам.
Развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры способствует социально-экономическому развитию республики, повышению конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики (прежде всего за счет снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости продукции), росту предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни населения.
На сегодняшний день на территории Республики Бурятии более 20 организаций, осуществляющих свою деятельность в дорожном хозяйстве и подтвердивших, что могут качественно выполнять весь необходимый комплекс работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания дорог, а также проектно-изыскательских работ. Это ФГУП «Бурятавтодор», ОАО «Мостостроительный отряд № 34», ООО «Икат-плюс», ООО «Ока-К», ООО «Мегастрой», ООО «Регионстрой», ООО «Стройавтосервис», ООО «Дорстройсервис», ООО «Мостдорпроект», ОАО «ИркутскгипродорНИИ», ЗАО «Многопрофильная компания «Индор».
|