Особенности игры младших школьников




Скачать 61.12 Kb.
Дата 19.09.2016
Размер 61.12 Kb.
УДК 379.8

Особенности игры младших школьников

Дресвянская Г.В.,

научный руководитель канд. филос. наук Лукина А.К.

СФУ Институт педагогики психологии и социологии
В последние десятилетия многие педагоги отмечают, что дети все реже играют в традиционные детские игры. Игра важна и имеет большое влияние на развитие личности ребенка. Именно во время игры у дошкольника наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, произвольность, самосознание и пр. Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его, подчинятся правилам, которые содержатся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Для того, чтобы игра развивалась в дошкольном и продолжала развиваться в младшем школьном возрасте, взрослые должны не только ценить игру как таковую и поощрять детей к играм, но и так структурировать пространство и время, чтобы оставалась возможность поиграть.

Игра - это своеобразная школа социализации ребенка. В игре проявляется культура поведения, культура общения. Увлекательное содержание игр, может способствовать принятию норм и правил которые приняты в обществе. Когда ребенок в игре берет на себя ту или иную роль он учится общаться, взаимодействовать со средой, следовать правилам и многому другому. Д.Б.Эльконин писал: «Особое значение в социализации личности имеют детские игры. Выполняя роль то доктора, то пациента, ребенок овладевает искусством принимать роль другого, входить в роль и выходить из роли. Принимая общие правила игры, он научается ориентироваться на соционормативную систему в социальном взаимодействии». Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения. Благодаря этому, в младшем школьном возрасте появляются «игровые коллективы», группы, в которых общность требований, согласованность действий, выработка единства «обобщенного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, учебе.

Детская субкультура тоже может выполнять социализирующую функцию, ведь основным агентом социализации является группа сверстников. По словам В.В.Абраменковой: «Именно в детской среде иногда достаточно жестоко с помощью традиционных культурных средств – детского правового быта, детского фольклора и игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит формирование его как личности». Поэтому в детской субкультуре следует видеть самобытный способ освоения новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Именно в детской субкультуре определяются вкусы, мода, язык и способы взаимодействий, а группы сверстников служит референтным источником многочисленных моделей поведения, создавая принцип взрослых отношений, которые соотносимы с социальными и культурными нормами, помогающими понять себя, испытать свои силы. Каждый из социальных институтов (семья и группа сверстников) представляет собой альтернативные референтные источники выбора модели поведения, однако со временем доля группы сверстников возрастает. Она начинает играть преобладающую роль в процессе социализации.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод: игра может выполнять роль экспериментальной площадки для опробования себя и определения границ своих возможностей. С помощью игры ребенок в опосредованной форме включается в мир взрослых. Формирует много полезных социальных качеств, научается следовать правилам. Благодаря игре ребенок входит в детскую субкультуру, во взаимодействии с которой он еще больше улучшает свои социальные навыки и умения.

Ценность игры для детского развития подчеркивается практически всеми – не только психологами, но и педагогами и многими другими специалистами. Игра – это форма жизни дошкольника, главное средство его развития и формирования специфических человеческих способностей. По исследованию Е.О.Смирновой, развитой формы игры достигают только 10-15% современных дошкольников. В настоящее время появилась мода на раннее развитие, вследствие чего детям не хватает времени на досуг, и происходит вытеснение игры. Следовательно, все новообразования, которые должны были сложиться в этом возрасте, не складываются, и ребенок идет в школу, не готовый к учебной деятельности. В школе ему не могут компенсировать «недоигранность», впоследствии это может оказать большое влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Исследование проводилось на младших школьниках учащихся во втором классе 8-9 лет. Мы выявляли, во что сейчас играют младшие школьники, кто научил этим играм, в каких местах играют. В качестве основного метода исследования был выбран метод опроса, а также метод наблюдения.

Проанализировав опрос, мы выявили, что младшие школьники в среднем на игру в день тратят 2 часа, на игру в компьютер в среднем 1,5 часа. По времени в компьютерные игры дольше играют мальчики, чем девочки. В младшем школьном возрасте родители контролируют и нормируют время, которое ребенок может провести за компьютером.

На перемене у младших школьников игра начинается без подготовительного этапа, «с ходу», в основном это догонялки. Так же некоторые дети приносят игрушки в школу и ими играют на переменах.

После учебы девочки играют в куклы, с мягкими игрушками, домашними животными, в компьютерные игры, катаются с горок, играют в снежки, ходят друг к другу в гости и там играют в прядки. В выходные дни и на каникулах девочки играют дома, в компьютер, приглашая домой подруг, также в ролевые игры (дочки матери, школа, ресторан), догонялки и настольные игры. На улице они играют в прятки, догонялки, ризиночку, классики, слепого крота, в светофор, песочницу, посудку, лазают по деревьям, катаются на велосипеде и роликовых коньках, во дворе играют на игровой площадке.

В гости мальчики приглашают друзей только для того чтобы поиграть в компьютер, «лего» или похвастаться новой игрушкой. На улице в выходные дни и во время каникул мальчики играют в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей), догонялки, прятки, выжигало, казаки разбойники, слепой крот, катаются на велосипеде и лазают по гаражам, катаются с горок, строят шалаши.

С родителями младшие школьники играют не часто, все зависит от занятости родителей. С родителями играют в настольные игры, шашки и шахматы, карты, лото, монополию. С отцами мальчики играют в спортивные игры, а девочки с мамами играют в салон красоты или поваров. С бабушками и дедушками обычно играют в шашки и шахматы, морской бой, города. Родители с детьми обычно играют в выходные дни и на каникулах, когда у родителей есть свободное время. Также много школьников рассказали, что играют со своими братьями и сестрами.

Анализируя ответы, можно отметить, что в игры детей учили играть родители, друзья. Большинство родителей учат играть своих детей в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей), шашки, шахматы, прятки, кататься на велосипеде и роликовых коньках или в эти игры их учат играть ближайшие родственники. Друзья больше учат играть в подвижные «дворовые» игры (выжигало, слепой крот, резиночка, казаки разбойники).

На вопрос о том есть ли у вас особое место для игры, все ответили положительно. Обычно это своя комната или особое место в зале или гостиной.

На вопрос, в какие компьютерные игры вы играете, было много разнообразных ответов. Самые популярные игры у девочек это игры, которые созданы на основе мультфильмов и фильмов (Барби, Винкс, Братц), флеш игры (Веселый фермер), очень популяра игра симулятор жизни «The Sims». Самые популярные игры у мальчиков это различные «он-лаин» игры, гонки и игры, основанные на сюжетах фильмов и мультфильмов, стрелялки.

На основе анализа опроса можно сделать вывод, что мальчики почти не играют в сюжетно-ролевые игры, а если играют, то используют шаблонные игровые сюжеты или взятые из фильмов или мультфильмов. Не один из опрашиваемых мальчиков не сказал, что играет в войну из этого можно сделать вывод, что эту игру все больше заменяют компьютерные игры. Девочки младшего школьного возраста играют в сюжетно-ролевые игры, но так, же используют шаблонные сюжеты или сюжеты из мультфильмов и фильмов. Это может быть связанно с тем, что у школьников плохо развито игровое сюжетосложение, хотя оно должно формироваться еще в дошкольном возрасте.

Мы отметили, что детей перестали учить играть в обычные дворовые игры старшие дети. Раньше игры и секретные места передавались из поколения старших детей младшим. Это так же помогало формировать детскую субкультуру. На основе выше изложенного моможно сделать вывод, что изменяется схема взросления, исчезает посредник в виде старшего сверстника, большую роль начинают играть доминирующие взрослые – преобладание отношений властвования – подчинения.


Литература:

  1. Абраменкова В.В.Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В.В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт: НПО «МОДЭК», 2000. – 416с.

  2. Эльконин Д.Б Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360с.

  3. Современный ребенок. Под ред. А.Я. Варги. – М.: ОГИ; Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. – 640с.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница