«Перспективы развития экологического туризма в национальном парке «Водлозерском»




Скачать 1.12 Mb.
страница 1/4
Дата 08.09.2016
Размер 1.12 Mb.
  1   2   3   4


Исследование проведено в 2009 г. студенткой

Карельского института туризма – филиала РМАТ

Аникеновой Еленой Александровной по теме:

«Перспективы развития экологического туризма в национальном парке «Водлозерском»,

руководитель Чубиева И.В. – к.э.н.¸ н.с. УРАН ИЭ КарНЦ РАН
В настоящее время значительное количество туристов отдают предпочтение именно экологическому туризму, о чем свидетельствуют растущая популярность пеших экскурсионных маршрутов и увеличение посещаемости привлекательных в природном и культурном отношении территорий. Важнейшая основа экологического туризма – качество окружающей среды. Понимая это, многие государства вкладывают значительные инвестиции в отрасль, чтобы улучшить условия для туристов в национальных парках, заповедниках, на других особо охраняемых природных и исторических территориях.

Объектами экологического туризма (экотуризм) являются природные территории, памятники истории, культуры и архитектуры, используемые в познавательных, образовательных, научных и иных целях, что обусловливает и многообразие направлений экологического туризма1.

Для сохранения уникальных и типичных уголков дикой природы, исторических и культурных ценностей необходимо постоянно прилагать специальные усилия, проводить работу по снижению негативного воздействия на эти объекты, предотвращению и уменьшению ущерба от хозяйственной деятельности человека, как на данной территории, так и в некотором удалении от нее.

Национальные парки (НП) создаются для охраны и рационального использования объектов природы и культуры, составляющих общенациональную ценность, для того, чтобы люди могли получать дополнительные знания и удовольствия от соприкосновения с природой, культурой и историей народа2. Здесь должны удовлетворяться разнообразные интересы исследователей, учителей, натуралистов, любителей природы, поклонников отдыха на природе в соответствии с потребностями каждой из этих групп. Активность этих людей не должна угрожать состоянию первичных ценностей территории, в частности, нетронутой природе, ощущению «дикости» мест, красоте ландшафта. То есть, потребности сохранения природы и ее рекреационного использования не должны взаимоисключаться.

Отсутствие или неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры на территориях национальных парков является одним из самых серьезных препятствий для развития туризма, так как многие парки оказываются неспособными адекватно контролировать их посещение туристами и отдыхающими. В целом туристская инфраструктура в национальных парках России исторически и географически распределена крайне неравномерно. Неудовлетворительным является низкий уровень маркетинга при формировании туристского продукта национального парка и соседних территорий, как количество объектов инфраструктуры, так и их низкие потребительские качества.

Актуальность темы данной работы обуславливается тем, что, растущая популярность природно-ориентированных видов туризма как въездного, так и внутреннего, делает возможным пошаговое его развитие с опорой на отдельные, не требующие больших капиталовложений виды (сельский зеленый туризм, приключенческий туризм, спортивное рыболовство), с акцентом на повышение качества туристских услуг и диверсифицированный туристский продукт. Объектом исследования является национальный парк «Водлозерский», предмет – разработка экологического тура, в качестве перспективного туристского продукта.

Анализ литературы показал что, чем выше туристский потенциал территории, тем выше стоимость ее ресурсов и инвестиционная привлекательность, и, соответственно, тем больше средства, которые могут быть получены от сдачи в аренду земельных участков и объектов, находящихся в государственной собственности3. Это также способствует более высокой конкуренции среди предприятий индустрии туризма. Для национального парка это возможность более эффективно регулировать процесс развития туризма путем выбора более надежных и ответственных партнеров.

Национальный парк «Водлозерский» относится к группе предприятий и учреждений, деятельность, которых направлена на нормализацию социально-экологической обстановки в стране. Являясь одним из объектов сети особо охраняемых территорий4 Северо-западного региона России, национальный парк реализует полный спектр возложенных на него задач. При этом, во-первых, национальный парк, это, прежде всего учреждение, финансируемое за счет средств федерального бюджета, во-вторых, это хозяйствующий объект экономической деятельности, и, в-третьих, это территориальное образование, имеющее определенный законодательством природоохранный статус.

Цель данной выпускной квалификационной работы – исследования и анализ перспективных областей развития экологического туризма на примере особо охраняемого Национального парка «Водлозерский». Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:


  • исследовать развитие туризма в национальных парках России;

  • выделить и проанализировать туристский потенциал национального парка «Водлозерский»;

  • определить перспективные области развития экологического туризма;

  • в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию.

Возрастающий спрос на экологический туризм приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь заповедников, национальных и природных парков. В настоящее время именно эти территории являются основными объектами экотуризма в России.

Однако, несмотря на рост числа ООПТ, в последние годы их состояние оставляет желать лучшего, так как правительство практически не выделяет никаких средств на их содержание. В данной ситуации именно экотуризм представляется одним из наиболее приемлемых способов выхода из сложившейся ситуации и помощью ООПТ в их нелегком деле сохранения природы.

К сожалению, сегодня российские предприятия туризма пропагандируют далеко не экотуризм, да и сами российские граждане больше предпочитают поездки не по родной стране, а за границу, где качество обслуживания намного выше. Однако положение экотуризма в России необходимо активизировать. Развивая экотуризм, наша страна в кратчайшие сроки может стать мировым лидером в этой отрасли туризма. Чтобы это произошло, требуются не только немалые средства, но и изучение принципов воздействия туризма и экотуризма, в частности, на окружающую среду регионов России, а также использования опыта других стран в организации экотуризма.

Национальные парки, формирующие туристский имидж региона страны и содействующие его устойчивому социально-экономическому развитию, имеют конкурентные преимущества перед другими бюджетными организациями при выделении дополнительных средств из федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Национальные парки выступают в роли посредников между местными производителями туристских услуг и туристскими предприятиями, помогая первым найти перспективные рынки сбыта, а вторым — сформировать конкурентоспособный туристский продукт.

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1.1 ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

В современном обществе существует несколько определений туризма. Постепенно туризм стал одной из крупнейших индустрий, и в настоящее время его развитие продолжается. Всемирная туристическая организация (ВТО) определяет «туриста» как «посетителя», который пользуется услугами размещения в посещаемой им стране, по крайней мере, на одну ночь5.

Изменения, происходящие в туризме, всегда определяются изменениями в обществе. Значение слова «туризм» в различных языках варьирует. Слово «путешествие» является общей концепцией процесса, который охвачен словом «туризм».

Понятие «новый туризм» заменяет старое понятие «массовый туризм». Существует множество понятий для нового туризма: «ответственный», «устойчивый», «природный», «зеленый», «экологический» и другие6.

На всемирном саммите в Рио-де-Жанейро устойчивый туризм получил определение в экологическом, культурном и экономическом аспекте. Экологическая устойчивость – самый известный аспект, суть которого заключается в минимизации и исключении воздействия туристкой деятельности на окружающую среду. Не менее важными сторонами этой концепции являются социальные, культурные и экономические аспекты7.

Социальная устойчивость туризма сводится к исключению социального неравенства при развитии туризма, культурная – к способности людей сохранять свою культурную уникальность, экономическая – к рентабельности и получению дохода от туризма местным населением. Туристским концерном и Всемирным экологическим фондом были разработаны принципы устойчивого развития туризма для использования их при планировании мероприятий8.

Устойчивость относится ко всем сторонам туризма: групповой и индивидуальный туризм, городской и агротуризм, рекреация и экотуризм. Ведение туристской деятельности на устойчивой основе требует выработки долгосрочной перспективы и тщательного изучения влияния туристской деятельности на окружающую среду. Объекты туристской инфраструктуры должны быть спроектированы таким образом, чтобы их стиль и размеры гармонировали с окружающей средой. Должны использоваться материалы, отражающие или улучшающие характер местного ландшафта. Туристская деятельность и инфраструктура должны соответствовать пропускной способности региона с тем, чтобы не наносить вред природе и не нарушать традиционный уклад жизни местного населения. Сфера туристской деятельности несет ответственность за вред, наносимый окружающей среде. Более того, туризм должен вносить вклад в охрану природных и культурных ресурсов, за счет которых он развивается.

Устойчивость включает все поля туристской деятельности: гостиничный бизнес, дорожную сеть, обслуживание, магазины, оборудование, маркетинг. Устойчивость формирует основу туристской деятельности в крупных городах и вдалеке от них. В национальных парках принцип устойчивости должен реализоваться на основе высочайших требований и критериях.

Природный туризм подразумевает посещение природных объектов, при этом основное внимание туристского продукта связано с природой. Маршруты и услуги не должны быть обязательно экологически устойчивыми, хотя этот принцип зачастую соблюдается. Природный туризм включает умеренные и безопасные формы прогулок, например, пешеходные и велосипедные прогулки, прогулки на парусных видах водного транспорта и походы с ночевкой. Велосипедные сафари являются примером природного туризма, который инициируются интересом участников к природе, однако зачастую они наносят вред природе и приводят к захламлению9.

Такой вид туризма, как «знакомство с живой природой», - часть природного туризма. Он сводится к наблюдению за животными, птицами и рыбами в условиях их естественного обитания. Приключенческий туризм или экстремальный туризм также является разновидностью природного туризма и требует определенной физической подготовки и выносливости (скалолазание, глубоководное ныряние, велосипедные туры, сплав на байдарках). Зачастую такие виды туризма подразумевают под собой риск.

Природа имеет различные значения для разных людей. В больших городах парковые зоны считаются важным местом для рекреации тех людей, которые хотят чувствовать свою причастность к природе. Людям, живущим в сельской местности, нужно нечто большее, чтобы ощутить себя наедине с природой. Организация природного туризма возможна повсеместно – в городах, деревнях, лесных массивах. Отношение к природе зависит от окружения путешественника. Природный туризм не ставит перед собой цели научить людей беречь природу. Это просто способ проведения досуга на природе10.

Экотуризм же является ответственным видом путешествия, обеспечивающим вклад в охрану природных территорий и благосостояние местного населения. Экотуризмом часто называют как одно из наиболее быстро развивающихся направлений туризма, но при этом приравнивают его к природному туризму, знакомству с живой природой, экстремальному туризму. Экотуризм не имеет к ним никакого отношения. Экотуристы, приобретающие услуги, считают, что часть заплаченных ими денег будет использована на охрану достопримечательности и на устойчивое развитие территории, на которой проходит путешествие. Экотуризм включает в основном те же мероприятия, что и природный туризм.

Центральными принципами экотуризма являются:


  • уважительно относится к природному и культурному окружению, для знакомства с которым посетитель приехал сюда.

  • вносит вклад в охрану природных комплексов и обеспечение финансовой жизнеспособности местных жителей.

  • не организуется в широком масштабе и всегда подразумевает выполнение со стороны туриста и организатора тура определенных требований.

  • расширяет познание путешественников о природных, экологических и развивающих вопросах.

Экотуризм предъявляет строгие требования фирмам и продуктам, востребованным «обычным» природным туризмом. Для того чтобы защитить термин «экотуризм» от размывания и злоупотребления им в рекламных компаниях, необходимо внедрить четкие критерии для продуктов экотуризма. Всемирный экологический фонд в 1995 г. разработал ряд требований, которые должны выполняться организациями, предлагающими продукцию экотуристского характера11.

Экотуризм предъявляет высочайшие требования в отношении устойчивости. Экотуризм в основном, развивается на ООПТ и в непосредственной близости от них. Ключевым принципом развития экотуризма является сохранение биоразнообразия (флоры и фауны), местной культуры и истории12.

Экотуризм мог бы обеспечивать хорошую финансовую поддержку в деле охраны природы на ООПТ. Контроль за развитием экотуризма должен быть в руках работников охраняемых территорий. В деятельность по развитию экотуризма должно активно вовлекаться местное население. Необходимо оказывать поддержку развития туризма в районах, прилегающих к охраняемым территориям.

До настоящего времени развитие туризма в России шло очень медленно. Во времена СССР массовый туризм наносил непоправимый ущерб природе. В Карелии развитие туризма нанесло несколько серьезных ран природе, например, острову Валаам, расположенному на Ладожском озере. В 1990-ые годы отечественный туризм изменился. Массовый туризм отошел на задний план, и уступив место индивидуальному туризму, из крупных городов. Люди искали уединения на природе. Их привлекала охота, рыбалка, ягоды и грибы. В то же время основная масса посетителей национальных парков и охраняемых природных территорий является местными жителями. Только небольшая часть посетителей ООПТ направляется туроператорами13.

Определяется два различия между Западной Европой и Россией. Во-первых, в России, особенно в слабо населенных районах северо-западного региона страны, сохранились большие участки нетронутой природы. Во-вторых, поведение россиян на природе отличается беспечностью. Территория захламляется для заготовки дров, рубятся деревья, частым явлением стали лесные пожары, возникшие по причине небрежности рыбаков. Уважение к природе находится на низком уровне.

С другой стороны, студенты и ученые уже поднимают эти вопросы для публичного обсуждения в России. А пока информированность среди россиян растет, иностранные туристы, посещают ООПТ, обращают внимание на те же вещи, что и во всем мире: нанесет ли мой визит вред природе, как организована работа по охране природы, будет ли польза для местного населения от развития туризма14?


1.2 РОССИЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ

В управлении национальными парками России понятие туризма было вынесено разработчиками за рамки контекста экологического просвещения, то есть туризм стал рассматриваться более широко — как одна из наиболее перспективных отраслей экономики, в устойчивом развитии которой заинтересованы различные стороны, а именно: национальные парки, органы власти и управления различных уровней, специализированные коммерческие структуры, а также местное население.

Отсутствие опыта в работе снижает возможности регулировать туристскую деятельность и деятельность других хозяйствующих субъектов на своей территории, является серьезным препятствием при привлечении сюда профессиональных профильных коммерческих структур.

Такое понимание туризма предполагает необходимость более высокой координации действий по его развитию между вовлеченными в этот процесс сторонами с тем, чтобы максимально реализовать туристский потенциал территории и достичь благоприятного социально-экономического результата.

Национальный парк имеет возможность влиять на процесс развития экотуризма, как отрасли через: создание условий для развития соответствующей инфраструктуры; профессиональный подход к формированию туристского предложения национальных парков; гостеприимство и обеспечение высокого уровня обслуживания посетителей; активизацию предпринимательской активности местного населения, построение партнерских отношений со специализированными коммерческими структурами, а также с местными и региональными органами власти и управления15.

Поскольку развитие туризма и отдыха сопряжено с более интенсивным природопользованием, этот процесс потребует от национальных парков более эффективного использования существующих правовых и иных механизмов регулирования данной деятельности16.

Национальные парки являются одной из наиболее важных категорий особо охраняемых природных территорий в России. Национальные парки включают природные комплексы и объекты, обладающие исключительной экологической, исторической и культурной ценностью и имеющие общенациональное значение.

Задачи НП определены в Федеральном Законе «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 г. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 г. №309-ФЗ).

Миссия НП России заключается в сохранении и демонстрации для настоящего и будущих поколений людей лучших образцов природного и культурного наследия страны. Реализация такой миссии потребует от НП значительных усилий по формированию в глазах общественности нового понимания их значения и роли. Персонал каждого НП должен стремиться сформулировать свое стратегическое видение, то есть, каким бы он хотел видеть свой национальный парк в будущем. Процесс формирования такого видения позволит каждому работнику НП лучше понять свои долговременные цели и роль, которую он играет в их достижении.

Учитывая, что сам НП в процессе реализации своих задач управления оказывает влияние на социально-экономическое развитие населения, проживающего в его границах и окрестностях, необходимо постоянно стремиться к обеспечению участия людей в развитии и управлении национальным парком и добиваться, чтобы парк приносил им очевидную пользу.

Место НП в системе особо охраняемых природных территорий России. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает основные категории особо охраняемых природных территорий17. Особое место среди них занимают государственные природные заповедники и национальные парки. Именно эти две категории могут находиться только в федеральной собственности и управляться федеральными органами власти. Их организация – исключительная компетенция Правительства РФ. По важности и, главное, по объему решаемых задач НП в системе особо охраняемых природных территорий России занимают одно из ведущих мест.

Помимо функций сохранения природных комплексов, экологического просвещения населения, осуществления научных исследований и экологического мониторинга, которые присущи также и заповедникам, национальные парки призваны обеспечивать сохранение историко-культурных объектов, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха.

Таким образом, место НП в единой системе охраняемых природных территорий страны определяется спецификой и широтой того круга задач, который установлен действующим природоохранным законодательством. Национальные парки наряду с заповедниками являются ключевым звеном в системе формирования региональных и общероссийской экологических сетей и играют важнейшую роль в деле сохранения биологического и ландшафтного разнообразия России.

Действующее законодательство определяет НП как природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что:


  • предоставленные им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям природно-заповедного фонда;

  • их территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не изъятые из хозяйственного использования;

  • они управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свой штат, в том числе включающий службу охраны его территории;

  • территория каждого НП делится на функциональные зоны с характерными для них режимами охраны и использования природных ресурсов, что обеспечивает решение его разнообразных задач;

  • каждый НП имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне, определяющее его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру;

  • режим использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными органами власти;

  • с НП согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся в его границах;

  • в границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков, НП пользуются приоритетным правом их приобретения;

  • национальные парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам.

Российские национальные парки создавались на фоне уже сформировавшейся системы государственных природных заповедников, выполняющих важнейшие природоохранные функции, в связи с ярко выраженной потребностью общества в развитии эколого-просветительской деятельности и создании условий для регулируемого туризма и отдыха на базе особо охраняемых природных территорий.

Между НП, созданными в удаленных и малонаселенных регионах РФ, и парками, организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия. Основной функцией НП, расположенных в удаленных уголках страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном состоянии, в то время как парки, действующие на освоенных территориях, в целом уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона. В последнем случае возникает необходимость поддерживать и сохранять историко-культурные особенности и ландшафт, не допуская снижения уровня жизни местного населения и способствуя решению связанных с этим социально-экономических вопросов.

Отражая особенности природного и историко-культурного наследия территорий и вписываясь в них, НП остаются федеральными учреждениями, создаваемыми и функционирующими в соответствии с федеральным законодательством.

Создание сети национальных парков в России совпало с периодом реформ. Конец 80-х годов, первая половина 1990-х годов характеризовались высокой активностью регионов по созданию на их территориях различных особо охраняемых природных территорий. Наиболее популярными в тот период стали решения об организации государственных природных заповедников и национальных парков, поскольку федеральный статус этих территорий гарантировал защиту природным комплексам, обеспечивал возможность рационального природопользования, а также давал надежду на получение дополнительного финансирования из федерального бюджета18.

К настоящему времени в России создано 35 национальных парков общей площадью около 7 млн. гектаров. Они расположены на территории 33 субъектов РФ, при этом основная доля национальных парков приходится на Европейско-Уральскую часть России. На регионы Сибири приходится всего лишь 6 национальных парков, на Дальнем Востоке до сих пор не создано ни одного. В целом сеть НП страны находится на начальном этапе формирования и имеет все перспективы для существенного расширения (приложение 3) 19.

Опыт формирования сети национальных парков и характер их деятельности позволяет сделать следующие выводы:



  • несмотря на общественную поддержку в деле создания НП в России, существует повсеместная недооценка их роли в сохранении природного и культурного наследия, в экологическом просвещении населения, в организации и развитии туризма. Национальные парки не в полной мере реализуют те ожидания, что формируются в обществе;

  • российские НП по существу находятся еще в стадии становления, поскольку из-за недостатка финансирования организационные мероприятия не обеспечивали создание должной инфраструктуры, отвечающей их задачам.

Дальнейшее развитие сети национальных парков связано с совершенствованием их нормативно-методической базы, развитием процессов их интеграции в социально-экономическую жизнь регионов, где они расположены, привлечением внимания к их проблемам региональных и местных органов власти, общественности, научных и природоохранных организаций, поиском дополнительных источников финансирования. Такие изменения неизбежно потребуют совершенствования структуры управления НП и более высокой квалификации его персонала.

Российские НП активно участвуют во многих важнейших международных программах и получают достойное признание. Наряду с государственными природными заповедниками национальные парки обеспечивают выполнение Россией таких международных конвенций, как Конвенция об охране водно-болотных угодий международного значения (1971 г.), Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.).

Национальные парки России являются неотъемлемой частью общеевропейской экологической сети в качестве ее основных элементов, призванных играть важную роль в реализации Панъевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия20.

Национальные парки России могут быть включены во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.


1.3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА И ОТДЫХА. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Анализ текущего состояния туризма в НП показывает необходимость более эффективного управления туризмом и отдыхом по двум направлениям:



  • создание условий для развития туризма и отдыха;

  • минимизация негативного воздействия туризма и отдыха на природные комплексы и историко-культурные объекты.

Под управлением туризмом понимается:

  • мотивация и стимулирование всех, заинтересованных в развитии регулируемого туризма сторон;

  • планирование туризма;

  • организация обслуживания посетителей на территории национального парка;

  • природоохранный контроль за туристской деятельностью хозяйствующих субъектов и организаций на территории национального парка.

При управлении туризмом и отдыхом в национальных парков необходимо учитывать наличие других, не менее важных целей и задач, а именно:

  • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

  • сохранение историко-культурных объектов;

  • экологическое просвещение населения;

  • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

  • осуществление экологического мониторинга;

  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Так, природоохранные задачи ограничивают возможности туристского освоения территории НП, эколого-просветительская и научная работа парка формирует его имидж в обществе, а также способствует.

Исходя из целей и задач национальных парков, функциями в сфере туризма и отдыха являются:

Обеспечение охраны туристских ресурсов и экологический мониторинг.

Планирование регулируемого туризма и отдыха на территории парка на основе научно-обоснованных данных о допустимых нагрузках, с учетом интересов туризма и с вовлечением в процесс планирования заинтересованных сторон (местных и региональных органов власти, частного сектора, общественности и ученых).

Маркетинг, включая систему сбора данных для формирования маркетинговой стратегии в отношении разработки и продвижения туристского продукта НП и прогнозирования потребительского спроса на него.

Подготовка туристского предложения, ориентированного на потребительский спрос, и продвижение туристского продукта национального парка.

Обустройство и уборка территории НП, поддержание в надлежащем состоянии историко-культурных объектов.

Обеспечение безопасности посетителей НП (информационное обеспечение, пункты экстренной медицинской помощи, обученный навыкам оказания доврачебной медицинской помощи персонал парка, средства связи).

Стимулирование развития туристской инфраструктуры на территории НП и в его охранной зоне (подготовка и организация открытых конкурсов аренды земельных участков, объектов, зданий и сооружений, ознакомительных экскурсий для потенциальных инвесторов, иных мероприятий, нацеленных на формирование привлекательного инвестиционного климата).

Организация обслуживания посетителей НП как собственными силами (издание и распространение информационных материалов, экскурсионное обслуживание, службы гидов-проводников, прокат инвентаря), так и с привлечением частного сектора (туры, отдельные услуги по размещению, питанию, организации досуга, реализация сувенирной услуги).

Привлечение кадров для работы в сфере туризма на территории НП, их подготовка и переподготовка.

Эффективное выполнение НП этих функций обеспечивает, с одной стороны, регулирование туризма с целью сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а, с другой стороны, позволяет интегрировать национальный парк в социально-экономическую структуру субъекта РФ21.

Несмотря на то, что целью хозяйственной деятельности учреждения НП не является получение прибыли, парк существует в рыночной среде. Партнерами национальных парков по организации туризма и отдыха являются коммерческие организации, основой благополучия которых является рентабельный бизнес. Применение концепции маркетинга, а также знание основ туристского бизнеса помогают НП вести диалог со своими партнерами из частного сектора на понятном для них языке.

Само по себе обладание туристскими объектами и живописными местами не гарантирует высокой туристской привлекательности территории, даже если проинформировать посетителей о ее достоинствах всеми доступными способами. Решение о посещении НП туристом принимается в том случае, если туристский продукт национального парка будет доступным (его будет легко приобрести), иметь приемлемую цену, и самое главное — удовлетворять его потребности (то есть представлять для него потребительскую ценность). Иными словами, знать о том, каковы должны быть качество услуг и услуг, методы распределения и продвижения туристского продукта, приемлемые для посетителей цены, значит обладать ключом к успешному бизнесу.

Поэтому, как уже говорилось выше, управленческие решения в сфере туризма желательно проводить с учетом данных маркетингового анализа. Круг исследований, объем необходимой информации и методы ее сбора определяются конкретными управленческими задачами в этой области. Анализ собранной информации позволяет определить оптимальную для конкретного национального парка стратегию деятельности в сфере туризма.

Контрольный список для маркетингового анализа:

1. Факторы, влияющие на развитие туризма и отдыха в национальном парке:


  • экологические — общая экологическая обстановка в регионе, стране, тенденции ее изменения,

  • социологические — изменение демографической структуры, увеличение продолжительности жизни,

  • технологические — технологические новинки, влияющие на туристский рынок и природу,

  • экономические — динамика экономического развития, особенности налогообложения и его изменение, уровень инфляции, тенденции развития туризма как отрасли,

  • политические (на различных уровнях власти).

2. Внешняя рыночная среда:

  • потребители услуг национального парка, их запросы, намерения и поведение,

  • основные рынки туристского продукта НП, сегментация этих рынков и перспективы каждого из сегментов,

  • конкуренты и их положение на рынке,

  • структура затрат в туристской сфере.

Внутренний аудит должен ответить на следующие вопросы:

  • Каковы туристские ресурсы и туристский потенциал территории?

  • Чем представлен туристский продукт национального парка?

  • Какие потребности туристов он удовлетворяет?

  • Чем отличается туристский продукт НП от продукции конкурентов (других национальных парков, прочих ООПТ, зон экологического туризма)?

  • Каковы уникальные достоинства предлагаемого туристского продукта?

  • Каковы ограничения производственного процесса (пропускная способность как всего НП, так и основных объектов показа)?

  • Кто является основными поставщиками услуг (предприятия сферы туризма, местные органы власти)?

  • Насколько эффективны взаимоотношения с ними?

  • Насколько цены на оказываемые услуги соответствуют их качеству услуг и ожиданиям потребителей (посетителей, туроператоров, предприятий индустрии туризма, местных жителей)?

  • Каким образом НП информирует потребителей о своем туристском продукте?

  • Доходит ли информация до конечного потребителя?

  • Какие методы продвижения дают максимальный положительный эффект?

Для некоторых НП требуется особая методика учета посетителей. Например, учет посетителей природного объекта можно производить периодически в течение нескольких дней в году. Выборка производится с учетом сезонности. К сбору информации можно привлечь службу охраны и волонтеров.22

Тем не менее, хотелось бы подчеркнуть, что лучше, если основная работа по сбору и анализу информации в сфере туризма ляжет на региональные и муниципальные администрации, так как создание условий для развития туризма как отрасли является их прямой обязанностью. В то же время маркетинг и продвижение отдельных туров и услуг в сфере туризма — задача специализированных предприятий сферы туризма. Поэтому очень важно, чтобы усилия всех заинтересованных в развитии туризма сторон были скоординированы. Примером такого сотрудничества является издание совместных буклетов, участие в специализированных туристских выставках на одном стенде, совместные проекты в сфере привлечения инвестиций.

Важнейшей управленческой задачей является регулирование туристской деятельности с целью минимизации негативного воздействия туризма и отдыха на природные и историко-культурные комплексы НП.

Стихийное и неконтролируемое использование ресурсной базы туризма в результате расширения туристской деятельности, отсутствие предварительной подготовки, планирования и контроля могут оказывать негативное воздействие как на природу НП, так и на местное население. Негативные аспекты такого антропогенного воздействия туризма на природные комплексы и культурные ландшафты со временем начинают вызывать недовольство туристов. Поэтому чем интенсивнее эксплуатация рекреационных ресурсов НП, тем больше внимания его администрация должна уделять решению этой проблемы.

Управленческие решения в сфере регулирования принимаются администрацией национального парка на основе данных о допустимых антропогенных нагрузках. Предельно допустимые величины антропогенной нагрузки определяются специалистами по специальным методикам, утверждаемым соответствующими государственными структурами. При принятии решений желательно также учитывать данные маркетинговых исследований. Необходимо иметь в виду, что решения в сфере регулирования, принятые без учета потребительской мотивации, способны лишь ухудшить ситуацию и спровоцировать посетителей НП (особенно неорганизованных) на экологически некорректное поведение (например, на хождение не по тропам, а где придется).

На основе этих данных вносятся предложения по обустройству территории НП, определяются туристские маршруты, которые, не разрушая природных ценностей и историко-культурных объектов НП, в том числе и ландшафта, в должной мере удовлетворяли бы потребительский спрос.

Деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, осуществляемая хозяйствующими субъектами на территории НП, регулируется путем лицензирования этой деятельности. Регулирование развития инфраструктуры туризма на территории НП обеспечивается с помощью механизма предоставления лицензиатам в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений23.

Создание условий для развития туризма и отдыха в контексте устойчивого развития должно проходить в следующих направлениях:



  • привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма;

  • содействие формированию и продвижению конкурентоспособного туристского предложения на территории НП;

  • стимулирование предпринимательской активности местного населения в сфере туризма.

Для привлечения инвестиций в создание туристского продукта НП можно более эффективно использовать механизм сдачи в аренду земельных участков, объектов, зданий и сооружений, а также туристских маршрутов.

Что касается формирования и продвижения туристского предложения, то здесь роль НП заключается в привлечении возможностей и ресурсов профессиональных туроператоров, которые занимаются организацией внешнего потока туристов. Национальные парки выступают как бы в роли посредников между местными производителями туристских услуг и туроператорами, помогая первым найти перспективные рынки сбыта, а вторым — сформировать конкурентоспособный туристский продукт.

Стимулирование предпринимательской активности местного населения происходит путем информирования о возможностях бизнеса в сфере туризма на территории НП, а также непосредственно путем привлечения местных жителей к обслуживанию посетителей НП в рамках отдельных совместных проектов. К стимулирующим мероприятиям также относятся введение льгот в сфере налогообложения, реализация обучающих программ и программы технической помощи, льготное кредитование.

Создание условий для развития туризма на территории национальных парков и в его окрестностях невозможно без активной позиции региональных и муниципальных органов власти. Региональные и муниципальные органы власти заинтересованы в развитии туризма гораздо больше, нежели сами НП, так как развитая туристская инфраструктура помогает создавать новые относительно хорошо оплачиваемые рабочие места в условиях безработицы и низкого уровня денежных доходов сельского населения24.

Из-за противоречий между природоохранной деятельностью НП и хозяйственными интересами местного сообщества необходимо определить принципы взаимоотношений национальных парков с органами власти и управления субъектов федерации, органами местного самоуправления и с муниципалитетами.

В сфере туризма, требуется согласовывать стратегию развития НП с планами региональных органов по туризму. Это может позволить привлечь дополнительные финансовые ресурсы в инфраструктуру НП. Включение программы национального парка по туризму в государственную программу развития туризма субъекта РФ обычно оказывает сильное управленческое воздействие на местные органы власти и управления.

На местном уровне необходимо формировать партнерство с органами власти и управления путем их привлечения к деятельности общественных советов, а также к созданию и внедрению плана управления НП. Дело в том, что местные органы власти и управления обладают механизмами, обеспечивающими правовую поддержку создаваемым программам развития регулируемого туризма, они способны оказать правовую и экономическую помощь местному населению, заинтересованному в получении доходов в этой сфере. Органы местного самоуправления в содружестве с НП и структурами по поддержке предпринимательства могут разработать обучающие программы для местного населения, обеспечить льготное финансирование совместных проектов в сфере туризма, оказать содействие в формировании рынка сельскохозяйственных услуг для последующей реализации туристам, обеспечив, таким образом, сельскому услуга производителю существенное увеличение местного рынка сбыта.

В компетенции региональных и муниципальных органов власти находятся также вопросы о предоставлении некоторых налоговых льгот, которые могут быть использованы в качестве механизма стимулирования предпринимательской активности местного населения, а также способы повысить инвестиционную привлекательность территории НП.

Высокоэффективная туристская инфраструктура является одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие туризма. Стратегически важно, чтобы НП включились в процесс управления развитием туристской инфраструктуры во избежание потери контроля над хозяйственным развитием сопредельных территорий.

Создание инфраструктуры туризма не является задачей собственно НП. Он участвует в этом процессе в соответствии со своими целями и задачами в сфере туризма и отдыха путем кооперации с хозяйствующими субъектами, организациями и физическими лицами, заинтересованными в получении доходов от эксплуатации туристских ресурсов национального парка. Кооперация осуществляется на договорной основе в рамках совместных проектов25.

Привлечению частных инвестиций в туристскую инфраструктуру с учетом интересов как НП, так и сопредельных территорий способствует организация открытых конкурсов или аукционов на право аренды земельных участков, объектов, зданий и сооружений.

Для разработки и реализации проектов привлечения инвестиций необходимо привлекать специалистов местных и региональных администраций, институциональных структур по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, вузов. Для инвесторов местная администрация, как правило, выступает еще и гарантом безопасности участия в конкурсе.

Открытость и прозрачность конкурсных процедур, а также коллегиальная форма вынесения решений по проектам лицензиатов являются непременным условиями в том случае, если НП заинтересован в общественной поддержке своих инициатив.

Чтобы стимулировать предпринимательскую активность местного населения в сфере туризма, можно дополнительно использовать механизм льготного микрокредитования для целевого финансирования их проектов26.

Таким образом, НП может частично переложить задачу по созданию условий для регулируемого туризма и отдыха на местные органы власти и управления, а также на частный сектор и сконцентрировать свое внимание на экологическом мониторинге.

Организацией внешнего потока туристов и отдыхающих могут заниматься:



  • туроператоры любых правовых форм собственности, работающие по договору с НП на конкурсной основе;

  • учрежденное НП юридическое лицо с долей государственной собственности;

  • государственное учреждение НП с выделением в штатном расписании должностей для занятия.

1.4 ПРАВОВАЯ БАЗА ТУРИЗМА И ОТДЫХА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ

Правовую базу туризма в национальных парках России составляет ряд законов РФ, а также иных нормативно-правовых документов, наиболее важными из которых являются:

Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» 27: определяет задачу национальных парков в сфере туризма и отдыха; определяет механизмы финансирования туризма и отдыха на территории НП; регулирует отношения национального парка и субъектов туристской деятельности.

Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ»28: дает основные понятия и определения в сфере туризма; определяет механизмы регулирования туризма на территории страны.

Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»29: определяет виды хозяйственной деятельности, подлежащие обязательному государственному лицензированию; определяет механизм лицензирования.

Земельный кодекс РФ - определяет возможные формы землепользования в границах национального парка и на сопредельных территориях30.

Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» - определяет материальную ответственность хозяйствующих субъектов и граждан за нанесение ущерба окружающей среде31.

Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ32.

Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях НП для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926.

Постановление Правительства РФ «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации» от 07.10.1996 г. № 1168.
1.5 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Поскольку автором была выбрана тема, касающаяся экологического туризма, необходимо говорить и о природоохранных мероприятиях и их экономической эффективности.

Важным направлением улучшения природоохранной деятельности является совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования. К методам экономического регулирования относятся: платность природопользования, планирование и финансирование природоохранных программ и мероприятий, возмещение в установленном порядке вреда окружающей

среде33.

Далее представлены некоторые показатели экономического регулирования природоохранной деятельности в Архангельской области за период 2005-2007 гг. На территории Архангельской области функции администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Управление по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области (далее - Управление). На основании перечня юридических лиц (филиалов, подразделений), подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, на территории Архангельской области отчитывалось в 2007 г. 507 природопользователей.

По объектам, не вошедшим в федеральный перечень, контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании федерального закона «Об охране окружающей среды» на территории области осуществляют органы государственной власти субъектов РФ, «Государственная экологическая инспекция по Архангельской области» (далее – Инспекция). В 2007 г. на учете в Инспекции состояло 5085 природопользователей, что в 2 раза превышает количество природопользователей, состоявших на учете в 2006 г.

Распределение доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду по бюджетам всех уровней осуществляется Управлением федерального казначейства. В соответствии с Бюджетным законодательством данный вид доходов распределяется в соотношении: 20 % – в федеральный бюджет, 40 % в областной бюджет и 40 % в бюджеты муниципальных районов.

В соответствии с уточненным бюджетом на 2007 г. доходы от платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены в размере 260,295 млн. руб., в том числе 52,059 млн. руб. – в федеральный бюджет, по 104,118 млн. руб. в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Архангельской области.

Фактически в бюджеты разных уровней от платы за негативное воздействие на окружающую среду поступило 372,66 млн. руб., что составляет 143 % от плана. В том числе: в федеральный бюджет было перечислено 74,53 млн. руб. Остальную сумму разделили областной бюджет и бюджеты муниципальных образований по 149,06 млн. руб.

Уменьшение доходов 2007 г. по сравнению с предыдущим произошло за счет оплаты в 2006 г. ОАО «Архангельский ЦБК» штрафа за аварийный сброс загрязняющих веществ в реку Северная Двина в суммем 31087,1 тыс. руб. и за счет взыскания в 2006 г. задолженности за предыдущие периоды в сумме 53700,0 тыс. руб.

Таким образом, из общей суммы 435 242,5 тыс. руб. платежи 2006 г. составили 350 455,4 тыс. руб.

По итогам 2007 г. поступление доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду составило 372 657,4 тыс. руб. Из общей суммы 10,3 % составляют платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов; 46,2 % – платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов и размещение отходов; 43,5 % - за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

В сумму поступившей в 2007 г. платы входит оплата текущих платежей 84,9 % и взысканная задолженность за предыдущие годы.

В целях пополнения бюджетов всех уровней в 2007 г. в администрации Архангельской области проводились заседания комиссии по контролю внесения платы. Общая сумма задолженности за период 2004-2007 гг. составила 24,02 млн. руб.34.

Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является разработка целевых программ, предусматривающих проведение природоохранных мероприятий. С 2006 г. реализуется социально-экономическая целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 гг.», направленная на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды на территории области35.

Реализация социально-экономической целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 гг.».

В 2007 г. на финансирование мероприятий программы выделено за счет всех источников финансирования 207,47 млн. руб., что составляет 112,2 % от планируемых объемов затрат. Объем инвестиций на финансирование мероприятий программы по источникам составил (выполнение плана): федеральный бюджет - 2,0 млн. руб. (104,2 %); областной бюджет - 114,94 млн. руб. (90,3 %); местный бюджет - 10,4 млн. руб. (60,9 %); внебюджетные источники – 80,11 млн. руб. (200 %).

В 2007 г. по разделам программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 гг.» реализован ряд мероприятий.

В рамках реализации одного из мероприятий по разделу «Создание, развитие системы особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия», профинансированному в объеме 14,92 млн. руб., для обеспечения режима охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Архангельской области ОГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» оснащена специальными средствами и оборудованием, необходимыми для егерского состава. Проводились также биотехнические мероприятия, полевые исследования, работы по инвентаризации заказников и др. Выполнены работы по благоустройству особо охраняемой территории «Сосновый бор» на территории города Северодвинска.

Раздел «Экологическое образование и воспитание» был профинансирован на 3,43 млн. руб. В его рамках проведены эколого-просветительские мероприятия (семинары, практические занятия, акции), приуроченные к традиционным всероссийским Дням защиты от экологической опасности. Проведены конкурсы научно - исследовательских и внедренческих работ имени М.В. Ломоносова по проблемам охраны окружающей среды Архангельской области, на лучшую публикацию материалов на экологическую тематику; юношеские Ломоносовские чтения, конференции, обучающие семинары, детские экологические лагеря по образовательным экологическим программам. Выполнялись работы для подготовки издания Красной книги Архангельской области36.

В 2006-2008 гг. согласно программе «Социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 гг.» Онежский филиал ГУ НП «Водлозерский» финансировался из регионального бюджета на следующие мероприятия:


  • выполнение природоохранных мероприятий на территории ОФ ГУ НП «Водлозерский»;

  • организация детского экологического лагеря на территории ОФ ГУ НП «Водлозерский».

В 2009 г. рассматривается вопрос о выделении средств на организацию детского экологического лагеря.

В отличие от Архангельской области в Республике Карелия действует региональная программа «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 гг.». В эту программу включена подпрограмма «Сохранения биологического разнообразия»37. Подпрограмма предусматривает необходимость создания обширных баз данных, развитие геоинформационных систем, интеграцию различных подходов для обеспечения эффективного управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) и развития рационального природопользования в РК. Она также должна обеспечивать возможность дальнейшей оптимизации системы ООПТ. При этом важнейшим фактором и экологическим критерием формируемой сети ООПТ является не столько площадь, сколько их ландшафтная репрезентативность. Существующие и вновь создаваемые ООПТ должны обеспечить сохранение разнообразия аборигенной фауны и флоры и, в первую очередь, видов, нуждающихся в охране. Для Карелии, учитывая ее пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части общеевропейской системы охраняемых природных территорий.

Важным условием реализации современных программ и мероприятий по природоохранной и хозяйственной деятельности является также создание геоинформационных систем38 (далее - ГИС), представленных топографически привязанными базами данных по отдельным видам животных и растений, наиболее ценным биотопам и ООПТ. Развиваемые ГИС должны обеспечить сбор, хранение и возможность оперативного использования накопленной информации, в частности, для выработки и принятия управленческих решений и развития современной системы управления и контроля за использованием природных ресурсов.

Сохранение биологического разнообразия невозможно без разработки методов и программ мониторинга биологического разнообразия. Подобная работа должна быть нацелена на выявление и изучение динамики численности как отдельных индикаторных видов, так и на проведение наблюдений за состоянием ключевых мест обитания. Развитие мониторинговых исследований на современном этапе невозможно без международной научной интеграции, которая имеет особую роль в оценке состояния и сохранении биологического разнообразия мигрирующих видов.

Самостоятельной и важной задачей является усиление просветительской работы, направленной на максимальное вовлечение местного населения в природоохранную деятельность. Подобная деятельность, координируя и объединяя усилия ученых, государственных и муниципальных служащих, представителей различных общественных организаций должна способствовать поиску путей развития административно-территориальных образований, в рамках которых вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды выступают в качестве важной составляющей избираемой стратегии развития. Активная работа с природоохранными организациями, средствами массовой информации, совершенствование организационных форм и деятельности школьных экологических организаций должны быть направлены на все сферы экономики республики (промышленное производство, транспорт, энергетика, сельское и лесное хозяйство, туризм). Подобная «экологизация» может заметно снизить риск возможных неблагоприятных экологических последствий и тем самым позволит избежать в будущем дорогостоящих программ по восстановлению утраченного биологического разнообразия.

Подводя итог по природоохранным мероприятиям, проводимых в РК и Архангельской области, можно сказать, что в РК уделяется намного больше внимания развитию природоохранной деятельности, чем в Архангельской области.

Согласно прогнозам Всемирной Туристской Организации, в ближайшие несколько лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5 % в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую инфраструктуру инвестиции могут оказаться крайне выгодными.

В последнее время наблюдается повышение интереса государства и региональных органов власти к туризму как одной из перспективных отраслей экономики страны, в том числе и к таким вида туризма как природный туризм, агротуризм, спортивный туризм, для развития которых не требуются большие капиталовложения.

Эти виды туризма приемлемы для НП как неистощительные виды природопользования39.

Поскольку большинство проблем, связанных с развитием туризма в НП, относится к сфере менеджмента и, учитывая все благоприятные возможности, которые дает туризм делу охраны природы, наиболее оптимальной представляется стратегия, нацеленная на развития регулируемого туризма и отдыха в НП.

Можно определить следующие основные стратегические направления развития туризма в НП:


  • широкое внедрение механизмов совместного со всеми заинтересованными сторонами управления туризмом на территории НП (с целью открытия доступа к новым ресурсам и возможностям, обеспечения учета интересов заинтересованных сторон, формированию комплексного подхода к решению проблем территории, достижения целей устойчивого развития);

  • обеспечение прозрачности политики НП в сфере туризма и готовность к сотрудничеству;

  • внедрение эффективной системы управления туристскими потоками на территории НП (прием посетителей, информационные услуги, экскурсионно-познавательная программа, контроль за числом посетителей и их поведением в природе, обеспечение правопорядка, обеспечение безопасности, предоставление услуг гидов-проводников, природоохранное благоустройство территории);

  • применение элементов маркетинга при территориальном и проектном планировании объектов и элементов обустройства в рекреационной зоне и зоне познавательного туризма, а также при разработке стратегии перспективного развития территории НП, формировании туристского предложения, организации обслуживания посетителей;

  • повышение рекреационной и инвестиционной привлекательности территории;

  • пошаговое развитие туризма на территории НП с максимальной опорой на существующие ресурсы и возможности;

  • кадровое обеспечение стратегии развития регулируемого туризма и отдыха;

  • активизация предпринимательских инициатив в сфере туризма40.

На федеральном уровне поддержка развития туризма может выражаться в следующих действиях:

1. Законодательная и государственная поддержка туризма. В этой связи представляется необходимым конкретизировать положения земельного законодательства в части арендных отношений как на землях, принадлежащих НП, так и включенных в его границы без изъятия из хозяйственной эксплуатации41.

2. Разработка нормативов (например, норм предельно допустимой антропогенной нагрузки, системы взимания платы за вход и услуги, оказываемые НП и предельные размеры этих платежей и т. д.), облегчающих организацию регулируемого туризма и отдыха.

3. Маркетинг и продвижение туристских продуктов отдельных национальных парков и их групп на внутреннем и внешнем рынках. Стратегию продвижения системы НП определяет соответствующий департамент Министерства природных ресурсов России.

4. Разработка системы подготовки и обучения персонала НП, отвечающего за организацию регулированного туризма и отдыха. Очень полезно предусмотреть в этой системе участие партнеров НП на региональном уровне (чиновников, представителей общественности и других заинтересованных сторон) в программах обучения и повышения квалификации.

5. Разработка механизма, обеспечивающего узнаваемость НП, их природоохранного и рекреационного назначения (механизма брендинга).


2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ВОДЛОЗЕРСКИЙ»

2.1 РЕСУРСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НП «ВОДЛОЗЕРСКИЙ»

Национальный парк «Водлозерский» образован в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 224 от 20.04.1991 г. Северная его часть расположена в Архангельской области, а южная – в Республике Карелия. Территория парка – 469 тыс. га.

В НП сохраняются уникальный массив первозданной тайги, ненарушенные хозяйственной деятельностью человека речные и болотные системы, удивительный растительный и животный мир первобытных лесов, а также древняя и самобытная культура этого лесного края

В 2001 г. НП включён в Мировую сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО и является одним из крупнейших в Европе.

За счёт средств федерального бюджета и привлечённых источников ежегодно в НП выполняются значительные объёмы природоохранных и лесохозяйственных мероприятий.

Национальный парк разделяется на два филиала: Онежский филиал Национального парка – на территории Онежского муниципального района Архангельской области и Водлозерский филиал Национального парка – на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия. Административный центр находится в г. Петрозаводске42.

Задачи и виды деятельности НП43:

Охрана природных комплексов и культурного наследия:


  • сохранение в естественном состоянии крупных озерно-речных систем на бассейновом уровне в качестве уникальных объектов для научных исследований и фонового мониторинга;

  • сохранение типичных и примечательных форм ледникового рельефа, редких и выдающихся геологических проявлений;

  • сохранение генофонда древесных, ягодных и лекарственных растений;

  • восстановление нарушенных природных комплексов и особо ценных исторических и культурных ландшафтов;

  • сохранение объектов историко-культурного наследия, организация реставрационных и консервационных работ на памятниках деревянной архитектуры НП.

Научные и образовательные:

  • организация фонового мониторинга природной среды и природных ресурсов;

  • организация и проведение научных исследований по изучению естественно функционирующих и трансформированных природных комплексов, экологических систем и отдельных природных объектов;

  • исследование истории и приёмов традиционного природопользования в целях эколого-экономической оптимизации современной хозяйственной деятельности;

  • демографические, географические, лингвистические, топонимические, этнографические, археологические и историко-архитектурные исследования в исторических целях;

  • развитие природоохранного и экологического просвещения среди местного населения и посетителей НП, организация визит-центров, музеев, выставок и экспозиций, в том числе под открытым небом, посвящённых истории, природе и культуре края.

Рекреационные: создание в НП условий для отдыха населения и организация научного, познавательного и различного рода активного туризма (водный, лыжный и другие).

Социально-экономические и культурные: сохранение самобытных этнических традиций и духовной культуры, местных промыслов и ремёсел; улучшение социально-экономических условий жизни местного населения при сохранении традиционных, экологически без ущербных форм природопользования внедрение экологически сбалансированной системы рационального природопользования и экономической деятельности на не заповедных участках НП (туризм, производство сувениров, сельское хозяйство, лесное хозяйство).

Для достижения указанных целей и выполнения задач национальный парк осуществляет следующие основные виды деятельности:


  • обеспечение природоохранного режима территории НП;

  • ведение лесного хозяйства, охрана и защита лесов;

  • охрана и воспроизводство, рациональное использование ресурсов наземной и водной фауны;

  • охрана и восстановление объектов историко-культурного наследия;

  • научно-исследовательская деятельность и осуществление экологического мониторинга;

  • просветительская деятельность;

  • организация рекреационного использования территории и туристская деятельность;

  • организация традиционного природопользования, развитие местных промыслов и ремёсел.

Для развития экологического туризма требуются значительные и разнообразные ресурсы. Именно эта его особенность влияет на территориальную организацию туристской деятельности, формирование туристских районов и маршрутов и их специализацию44.

Ресурсами экологического туризма являются природно-климатические факторы: рельеф, водные объекты, флора и фауна, уникальные и просто интересные природные участки; историко-культурные достопримечательности: материальная и духовная культура населения; исторические, археологические, культурные памятники, находящиеся в непосредственной связи с природной средой.

На территории НП установлен дифференцированный режим его охраны, защиты и использования45. С учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей НП выделены следующие функциональные зоны:

Заповедная зона – предназначена для сохранения в естественном состоянии эталонных лесоболотных комплексов на водораздельных территориях бассейна реки Илекса.

На территории заповедной зоны:

Запрещаются все виды хозяйственной и рекреационной деятельности:

Разрешается: ограниченная научно-исследовательская деятельность по изучению естественно эволюционирующих природных систем, а также проведение фонового мониторинга.

Особо охраняемая зона – предназначена для сохранения наиболее ценных природных комплексов и ландшафтов НП в естественном состоянии и организации регулируемого посещения.

На территории особо охраняемой зоны:

Разрешается: научно исследовательская деятельность, эпизодическое посещение экспозиционных природных объектов по обозначенным коротким маршрутам на периферийных участках зоны, перемещение малочисленных групп посетителей по специально проложенным экологическим тропам с зафиксированными местами остановок в сопровождении представителя НП, жестко регламентируемые сельскохозяйственные и биотехнические мероприятия, направленные на охрану и защиту лесов, регулирование численности животных, любительские и спортивные охота и рыболовство;

Запрещается: все виды хозяйственной деятельности (за исключением деятельности по обустройству водных маршрутов и пешеходных троп, а также деятельности, организуемой для обеспечения базовых кордонов службы охраны НП), разведение костров и стоянка туристов вне специально предусмотренных для этого мест, перемещение посетителей и туристов на территории зоны без представителя национального парка или специально выданного администрацией НП разрешения.

В целях обеспечения условий для развития туризма в НП выделены рекреационные коридоры вдоль основных водных маршрутов и старинной тропы «монастырка» по направлению Варишпельда – Калакунда – Луза – Калгачиха (120 км.).

При движении туристов по проложенным водным маршрутам и пешеходным тропам:


  • Разрешается: использование безмоторных плавсредств, рыбная ловля на крючковые снасти, сбор грибов и ягод вдоль маршрута;

  • Использование моторных лодок мощностью двигателя до 12 л.с., снегомобилей туристского класса, гужевого транспорта только при движении организованными группами в сопровождении аттестованного гида или представителя администрации НП;

  • Запрещается: разведение костров и стоянка туристов за пределами предусмотренных для этого мест, отклонение туристов от маршрута, охота без специального на то разрешения администрации НП, заготовка ягод, грибов, лекарственных растений.

Рекреационная зона – предназначена для организации познавательного туризма и активного отдыха в естественных природных условиях.

На территории рекреационной зоны разрешается:

Свободное перемещение туристов по проложенным маршрутам, сбор грибов, ягод и лекарственных растений, спортивная охота и рыболовство по специальным разрешениям администрации НП; лесохозяйственные и биотехнические мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния лесов и рекреационных свойств местности, благоустройство территории, повышение продуктивности угодий и регулирование численности животных; строительство подъездных и лесохозяйственных дорог и дезурбанизированных объектов туристской инфраструктуры.

Лесохозяйственная зона – предназначена для лесовосстановления, а также проведения лесохозяйственных и биотехнических мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов (ягодников) и охотничьих угодий, улучшение санитарного состояния лесов и повышение их эстетических и рекреационных свойств.

На территории рекреационной зоны разрешается:

Свободное перемещение туристов по проложенным маршрутам, сбор грибов, ягод и лекарственных растений, спортивная охота и рыболовство по специальным разрешениям администрации НП; лесохозяйственные и биотехнические мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния лесов и рекреационных свойств местности, благоустройство территории, повышение продуктивности угодий и регулирование численности животных; строительство подъездных и лесохозяйственных дорог и дезурбанизированных объектов туристской инфраструктуры.

Зона традиционного природопользования и рекреации – предназначена для сохранения естественной жизни местной этнической группы водлозеров, поддержания системы традиционного природопользования местных жителей, сохранения и возрождения местных этнических традиций, реализации стратегии социально-экономического возрождения Водлозерья. Вместе с тем, данная зона предназначена для активного рекреационного использования и формирования развитого рекреационно-туристского комплекса.

На территории зоны традиционного природопользования и рекреации разрешается:

Проведение лесохозяйственных и лесоводственных мероприятий, направленных на сохранение качества лесов и улучшение их санитарного состояния, а также удовлетворение нужд местного населения; проведение биотехнических мероприятий, направленных на сохранение ресурсов диких животных и улучшение среды их обитания, регулируемая охота и охотничий промысел как вид традиционного природопользования местного населения; рыбоводственные мероприятия, направленные на воспроизводство рыбных ресурсов озера Водлозеро, а также традиционных промысел рыбы в акватории Водлозера населением и рыболовецкими бригадами, согласно установленным лимитам; рыбная ловля на крючковые снасти на оз. Водлозеро и других водоемах; традиционное хозяйственное использование сельхозугодий; развитие экстенсивного сельскохозяйственного производства; возрождение традиционных крестьянских хозяйств в границах исторически сформировавшихся угодий; проведение агротехнических мероприятий, направленных на восстановление заросших и зарастающих мелколесьем сенокосных угодий, пашен и пастбищ; регулируемая рекреационная деятельность с ориентацией туристских потоков на хорошо оборудованные маршруты с зафиксированными местами стоянок и ночлега; размещение рекреационных центров, административных и хозяйственных объектов НП, а также связанных с ним инженерных коммуникаций и дорожно-транспортных связей; реконструкция существующих и создание новых, экологически безопасных производств по переработке местных ресурсов.

Территория Водлозерского НП достаточно велика и сложна своей конфигурацией. Несмотря на значительную площадь и большую протяженность в меридиональном направлении, территория НП при всех свойственных ей природных различиях характеризуется в целом сравнительно невысокой степенью природной и социально-экономической дифференциации. Степень изученности территории НП неоднородно и в целом невысока. Проведенные исследования позволили определить физико-географическую структуру территории НП на уровне ландшафтов. Этот уровень в целом соответствует степени дробности, необходимой для функционального зонирования столь обширной территории.


2.2 ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Оценка рекреационной привлекательности ландшафта.

Ведущими признаками, определяющими рекреационные качества различных типов ландшафта являются: контрастность рельефа, структура лесного покрова, наличие водных объектов, ягодных и грибных угодий, эстетические качества, транспортная доступность. По этим признакам на большей части территории НП доминируют ландшафты средних рекреационных достоинств. К числу условий, ограничивающих их рекреационную привлекательность, можно отнести высокую степень заболоченности (более 50 %), довольно однообразный равнинный рельеф, малопривлекательные для рекреантов еловые леса, наличие значительных по площади понижений с труднодоступными заболоченными лесами, отсутствие должного транспортного сообщения.

Однако национальные парки – это рекреационные территории особого типа. По разработанным А.Г. Николаевским (1985 г.) нормативным оценкам, учитывающим специфику национальных парков как природоохранных учреждений, и результатам исследований природных комплексов Водлозерского национального парка, рекреационная привлекательность ландшафтов НП заключается в следующем:

Ландшафты имеют большую эколого-просветительскую ценность, так как они разнообразны и сформированы в пределах единого водосборного бассейна р. Илекса – оз. Водлозеро, по которому проходят различные биографические рубежи, а также условная граница между природной страной Фенноскандией и Русской равниной.

Ландшафты НП – уникальные объекты научных исследований и мониторинга. Они типичны для таежной зоны и им свойственна высокая сохранность биотических комплексов.

Болотные ландшафты в сочетании с лесными комплексами, придают НП неповторимый таежный облик. По биологическому разнообразию болот НП уникален. Рекреационная ценность болот определяется их эстетическим значением и возможностью сбора на них лекарственно- ягодных растений. За рубежом болотные ландшафты имеют большое значение для рекреации. В целом ряде европейских стран одним из самых популярных видов туризма становится путешествие по охраняемым болотам, оборудованным настилами и смотровыми вышками.

Основным рекреационным ядром НП являются природные и исторические культурные ландшафты Водлозерья, а также окрестностей Пильмасозера и участок реки Илекса от оз. Тун до оз. Монастырское.

Рекреационное использование ландшафтов НП возможно при организации рекреационно-туристской инфраструктуры (баз отдыха, приютов). В НП перспективны различные виды туризма: пеший, конный, водный, а в районе скалистого кряжа Ветреный Пояс – горные виды туризма и связанный с ними спортивные мероприятия.

Оценка климата.

Территория НП вытянута с севера на юг более чем на 180 км. и поэтому здесь наблюдаются различия в климатических условиях. Северная его часть – от северной границы до озера Калгачинское, относится к среднему агроклиматическому району, центральная – (от широты оз. Калгачинское до оз. Тун) – к теплому, а южная – к самому теплому.

Зима во всех районах умеренно суровая, снежная, влажная с ультрафиолетовым голоданием. Весна – очень холодная. Число дней с осадками более 1 мм составляет до 25 %. Лето прохладное, а число дней с осадками более 1 мм – 41 %. Осень очень холодная и влажная, число дней с осадками более 1 мм составляет 33-37 %. На основании этих характеристик климат территории НП следует оценить как удовлетворительный для стационарного отдыха, а также развития различных видов летнего и зимнего видов туризма.

Рекреационная нагрузка на экосистемы.

Предельно допустимой рекреационной нагрузкой в неблагоустроенном лесном массиве считается 1-4 человека на 1 га (Пронин, 1981 г.,1982 г.). В зеленых зонах населенных пунктов Нечерноземья предельная нагрузка на 1 га елового леса с дренированными почвами – 1 человек в течение дня, с избыточно увлажненными почвами – 0,8; сосновых – 1,5 и 0,9, а березовых – 1,8 и 1,0 соответственно (Лукьянов, 1987 г.). На 1 га болотных экосистем рекреационная нагрузка не должна превышать 0,6 чел./дня. Эти шкалы апробированы, и они являются экологической основой регулирования лесной рекреации.

Исследования антропогенного воздействия на леса южной части НП, наиболее населенной и посещаемой туристами, показали, что средний класс дигрессии лесных насаждений составляет 1,2 – то есть значительного нарушения лесной среды не наблюдается. Лесная площадь этой части НП составляет 64 791 га, население д. Куганаволок – более 500 человек.

Общее предельное количество человек, которые могут одновременно находиться в пределах зоны традиционного природопользования и рекреации, включая рекреационный коридор по р. Илекса, определен здесь в 24,3 тыс. человек. Зона имеет площадь 32 679 га, следовательно, предельная рекреационная нагрузка составляет 0,7 чел./га. В пересчете на всю площадь зон допускающих рекреацию с учетом допустимой нагрузки на болотные экосистемы (0,6 чел./га), рекреационная емкость НП составит 120 тыс. человек.

Рекреационная оценка водоемов.

Средняя температура воды водоемов превышает 16 градусов С в течение 2-3 месяцев. На водоемах НП можно развивать различные виды отдыха и водного туризма.

Особенности гидрологического режима озер и рек НП накладывают ряд ограничений на некоторые формы туризма:


  • Сплав туристами по р. Илекса должен быть запрещен в период весеннего половодья – с апреля по май и в связи с укорачиванием светового дня с 22 сентября.

  • Проезд и проход по льду на оз. Водлозеро и других озерах, связанных непосредственно с р. Илекса, должен быть запрещен весной с апреля (начало весеннего половодья р. Илекса), а также в случае мягкой зимы с частыми и значительными оттепелями46.

Оценка биологических ресурсов и возможностей их использования.

На территории НП выявлены большие ресурсы болотных лекарственно-ягодных растений (Антипин и другие, 1993 г.). Валовая продукция клюквы и морошки на болотах южной части составляет 25 (клюквы) и 5 (морошки) кг/га. На мезотрофных болотах, широко распространенных в НП, продуктивность ценопопуляций таких лекарственных растений как вахта и сабельник болотный достигает 487 и 666 кг/га. Сбор ягод и лекарственных растений наиболее перспективен в южной части НП. Лекарственное сырье вахты (листья без черешков) рекомендуется собирать со второй половины июля с 3-5 летним перерывом заготовки на одном и том же участке. Сбор наземной массы сабельника болотного должен проводится в июле – начале августа с интервалом 4-5 лет (Дьячкова, 1991 г.).

Ресурсы ягод черники, брусники, а также съедобных грибов в лесах НП не изучены.

На территории НП выявлены крупные и стабильные популяции охотничье-промысловой фауны: боровой дичи (особенно глухаря и белой куропатки), водоплавающих птиц, крупных млекопитающих животных (Борщевский). Водоемы НП богаты рыбой.

При наличии экологического мониторинга за состоянием популяций лекарственно-ягодных растений, грибов, а также охотничье-промысловой фауны, возможна разумная эксплуатация биологических ресурсов НП: лицензионный сбор ягод, лекарственных растений, грибов, любительского рыболовства и охоты.

Анализ факторов, ограничивающих развитие рекреации.

Основными факторами, ограничивающими развитие рекреации в национальном парке являются следующие:


  • Отсутствие хороших подъездных путей к НП ограничивает поток посетителей, желающих здесь отдохнуть.

  • Отсутствие развитой гостинично-кемпинговой инфраструктуры как на территории НП, так и в прилегающем районе, ограничивает потенциальные возможности использования ресурсов НП для стационарного отдыха.

Наличие негативных биологических факторов: массовое распространение кровососущих двукрылых (комары, мошки, слепни), высокая численность таежного клеща – основного переносчика вирусов клещевого энцефалита (Быкова и другие, 1995 г.). Видовой состав комаров включает 11 видов. В основном, это таежные виды, хорошо приспособленные к условиям севера. Максимум активности приходится на июнь.

Слепни насчитывают 10 видов, они активны на протяжении всего лета.

Для защиты от кровососущих насекомых и клещей необходимы противоэнцефалитные костюмы, реппеленты и регулярные само- и взаимоосмотры.

Подводя итог вышесказанного, можно говорить о том, что по характеристике природной и историко-культурной ценности, территория НП «Водлозерский» отвечает требованиям, предъявляемым к особо охраняемым природным и историко-культурным территориям.

К числу основных факторов усложняющих организацию деятельности и функционирование НП «Водлозерский» следует отнести:


  • Недостаточную изученность территории;

  • Слабое развитие или полное отсутствие транспортных связей и инженерных коммуникаций в районе расположения НП, отсутствие рекреационной инфраструктуры;

  • Низкая устойчивость природных комплексов НП к антропогенным нагрузкам;

  • Наличие естественных медико-биологических ограничений развития рекреации47.

2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ

Экотуризм и организация различных форм активного, познавательного отдыха людей на природе является важнейшим направлением развития национального парка, определяющим его общественное признание и социально-экономическую отдачу вкладываемых в организацию НП государственных средств.

Отрасли экологического туризма в Водлозерском НП.

Маршрутный туризм. Водный туризма на байдарках, каноэ, надувных плотах по рекам и озерам национального парка, включая водноспортивные сплавы высокой сложности (р. Вама, Кожа). Лыжный и пешеходный туризм, включая длительные путешествия по ненаселенной тайге высокой сложности.

Экскурсионный туризм. Водные экскурсии или многодневные круизы на катерах по крупным озерам с посещением островов, интересных участков побережья, знакомством с уникальными природными объектами, памятниками истории и культуры, включая пешие экскурсии и прогулки по специальным природным (экологическим) тропам. Зимние экскурсии и непродолжительные программы на снегомобилях по специально подготовленным трассам.

Приключенческий туризм. Сафари на снегомобилях по ненаселенной тайге. Многодневные путешествия на моторных лодках по озерам и рекам.

Гостевой туризм. Стационарный отдых в северной деревне, ориентированный на экзотику сельской жизни, с использованием для проживания домов местных жителей и специальных гостевых домов.

Рыболовный туризм и рекреация: отдых на берегах водоемов с возможностью рыбалки на крючковые снасти.

Специализированный рыболовный туризм: специализированные рыболовные туры.

Образовательный туризм. Использование территории и ресурсов НП в качестве места учебы, творчества и активного познавательного отдыха может иметь следующие формы:


  • Экологические детско-юношеские лагеря, слеты, конкурсы, олимпиады;

  • Детские научно-исследовательские и краеведческие экспедиции;

  • Студенческие учебные и научные практики;

  • Учебные семинары экологической направленности.

Специализированный туризм. Использование территории и ресурсов НП в качестве научных исследований и специального интереса, может иметь следующие направления:

  • Научный туризм.

  • Паломнический туризм к религиозным святыням (Ильинско-Водлозерская пустынь или Ильинский погост, Юрьевогосркая пустынь, Кожеозерский монастырь), ностальгический туризм в родные края48.

Применительно к деятельности НП как особо охраняемой природной территории и государственного природоохранительного учреждения, важнейшие задачи развития экотуризма могут быть сформулированы следующим образом:

  • Экологическое просвещение населения, пропаганда природного и культурного наследия НП;

  • Предоставление условий для активного и познавательного отдыха среди дикой природы, эмоциональное и физическое оздоровление населения;

  • Получение собственных средств для развития НП, увеличение валютных поступлений в местный и региональный бюджет;

  • Создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства в туризме, создание инфраструктуры туризма и сферы обслуживания и услуг на местном уровне;

  • Развитие туристского продукта и повышение его качества, улучшение рекламы и маркетинга для потенциальных клиентов.

Исходя из задач развития экотуризма в НП и принимая во внимание нынешнее положение в сфере развития туризма и услуг, стратегические области развития экотуризма будут выглядеть следующим образом:

  • Развитие инфраструктуры туризма (размещение, транспорт, связь, благоустройство маршрутов);

  • Поиск источников финансирования;

  • Обучение ключевых лиц, занятых в туризме;

  • Развитие услуг с точки зрения клиентов;

  • Повышение безопасности и комфорта туристов;

  • Активизация маркетинга и рекламы;

  • Обеспечение в туристском обслуживании высоких требований гигиены и санитарии;

  • Развитие предпринимательства в области туристского обслуживания;

  • Использование в туризме геополитического положения региона – на границе России и ЕС.

2.4. АНАЛИЗ ПОСЕТИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

Рассмотрим несколько основных групп туристов и посетителей НП.

«Неорганизованные» туристы и отдыхающие на базах, в кемпингах.

Эту обширную совокупность туристов следует разделить, по крайней мере, на следующие группы:


  • сборщики грибов, ягод, растений, рыбаки (если парк допускает лицензионную рыбную ловлю); что же касается охоты, то развивать ее даже в контролируемых условиях согласно этическим принципам, принятым большинством национальных и международных эколого-туристских ассоциаций, не рекомендуется (в Водлозерском НП охота категорически запрещена);

  • «стихийные» туристы выходного дня;

  • участники самодеятельных турпоходов (пеших, велосипедных, водных);

  • дачники (собственники и дачесъемщики);

  • «организованные» отдыхающие (размещающиеся на стационарных базах - в лесных приютах, на туристских базах).

Для туристов «выходного дня» и любителей пикников, а также для участников самодеятельных походов, как известно, необходима специальная организация территории НП49.

В отличие от самодеятельных туристов, «организованные» российские отдыхающие на стационарных базах обычно менее подготовлены к тому, чтобы воспользоваться всеми возможностями активного отдыха и всем набором услуг, имеющихся в НП. Об этих возможностях они, как правило, узнают не заранее, а уже на месте. Их спектр интересов, с другой стороны, может быть достаточно широк, что обусловлено длительным пребыванием на базе, разнообразием возрастных групп отдыхающих, географией мест их постоянного жительства. И этот спектр интересов, безусловно, необходимо исследовать, а также целенаправленно формировать, используя все локальные и региональные возможности, в том числе и экскурсионные программы отнюдь не только по территории НП.

Для НП студенты и школьники составляют одну из наиболее привычных и массовых групп экскурсантов. Для этой категории туристов в программы туров вполне уместно и необходимо включать не только познавательный материал, знакомство с которым осуществляется «пассивным» путем, но и задания по проведению самостоятельных наблюдений и даже исследований, а также активную работу по обустройству территории НП, подкормке животных, обработке коллекций и другим подобным мероприятиям.

К выполнению таких заданий участников туров, а также и экскурсий целесообразно готовить заранее. Следует иметь в виду, что и школьники, и студенты, и профессиональные исследователи заинтересованы в том, чтобы работники НП и преподаватели школ и институтов, а также исследователи составляли эти задания совместно и чтобы содержание этих заданий в целом соответствовало учебным программам школ и институтов или исследовательским планам и парков, и научно-исследовательских учреждений. Учитывая именно эти, нередко весьма явно обозначенные (но чаще непроявленные, однако потенциально существующие) интересы экскурсантов и туристов, приглашаемых в НП в рамках просветительской и образовательной деятельности, можно и нужно формировать более или менее постоянный контингент соответствующих партнеров и обеспечивать тем самым постоянный поток посетителей.

Если говорить в целом о возможных участниках программ НП, то это может быть любой человек, который стремится удалиться от суеты цивилизованной жизни, наслаждаться природой и культурными достопримечательностями края. Единственное условие для участников активных туров – это некоторая физическая подготовка.

Экономический эффект зависит от качества услуг и от маркетинга. Степень экономического эффекта также зависит от формы путешествия. Группы посетителей, приобретающие большие пакеты услуг, приносят больший доход, чем индивидуальные туристы. Воздействие на окружающую среду от группы также выше, чем от индивидуальных туристов. Доля коммерческих посетителей в разных национальных парках неодинакова. Она зависит также от того, на какой стадии развития находится НП

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница