Пояснительная записка Долголетию шахматы можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Сегодня шахматы это и спорт, и искусство, и наука




Скачать 169.43 Kb.
Дата 08.09.2016
Размер 169.43 Kb.








Пояснительная записка

Долголетию шахматы можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Каждый находит в них что-то своё. Красивые партии, комбинации, окончания, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра.

Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Данная программа предназначена для обучающихся 1-5-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы – школе» под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).

Актуальность
Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. 

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

В программе используются важнейшие принципы обучения:



  1. Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.

  2. Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.

  3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.

  4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков.

  5. Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности.

  6. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний. Кроме того, этот принцип отражён в учебно-тематическом плане программы: “Турниры”, “Анализ партий”, “Конкурсы решения задач”, “Сеанс одновременной игры”.

Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий учащихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность.



Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.


Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Формы проведения занятий:

  1. Практикум.

  2. Сеанс одновременной игры.

  3. Турнир.

  4. Блиц-турнир.

  5. Конкурс.

  6. Лекция.

  7. Турнир.

  8. Беседа.

  9. Семинар.

  10. Анализ партий.

  11. Консультационная партия.

При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:

По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:

Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.

Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

По логичности подхода:

Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:

Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.

В результате освоения данной программой учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:



1 год обучения:

Должны знать

Должны уметь

- все ходы фигур;

- шахматную нотацию;

- сравнительную ценность фигур;

- что такое шах, мат, пат;

- общие принципы игры в начале партии;

- правила поведения во время игры;

- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах);

- общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле;

- правила поведения в помещении и на улице;

- правила техники безопасности;

- правила поведения во время игры.


- ставить мат тяжёлыми фигурами;

- играть шахматную партию с записью;

- правильно вести себя в помещении и на улице;

- правильно вести себя во время игры.



2 год обучения:

Должны знать

Должны уметь

- как проводить атаку на короля;

- простейшие технические приёмы в эндшпиле (ладейном, пешечном), борьбу ферзя против пешки;

- что такое открытая линия;

- 7-я, 2-я горизонталь.



- решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные, тяжелофигурные, комбинации с сочетанием идей и др.);

- играть шахматную партию с записью и часами;



- уважительно относиться к сопернику по игре.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения

п/п

Наименование тем

Общее количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

История развития шахмат

2

2

-

3.

Первоначальные понятия

28

25

3

4.

Тактика

18

9

9

5.

Стратегия

4

4

-

6.

Эндшпиль

6

6

-

7.

Контрольная работа

2

-

2

8.

Турниры

62

-

62

9.

Анализ партий

6

-

6

10.

Конкурсы решения задач

10

-

10

11.

Сеанс одновременной игры

2

-

2

12.

Итоговое занятие

2

-

2




Всего:

144

48

96


2 год обучения


п/п

Наименование тем

Общее количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Тактика

7

3

4

3.

Стратегия

5

3

2

4.

Эндшпиль

5

2

3

5.

Дебют

3

2

1

6.

Блиц - турниры

2

-

2

7.

Конкурс решения задач

3

-

3

8.

Турниры

5

-

5

9.

Анализ партий

2

-

2

10.

Итоговое занятие

1

-

1




Всего:

34

11

23


.


СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Введение в программу «Шахматы. Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

2. История развития шахмат.

Теория: История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира.

3. Первоначальные понятия.

Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски. Название фигур. Начальная позиция. Ходы фигур – Ладья, Слон, Конь, Ферзь. Пешка. Взятие на проходе. Нападение. Защита. Значение короля. Шах. Способы защиты от шаха. Ценность фигур. Мат. Цель игры. Мат разными фигурами. Короткая и длинная рокировки. Случаи, когда нельзя делать рокировку. Ничья. Вечный шах. Пат. Шахматная нотация. Правила поведения во время игры. Как начинать партию. Дебют – начало игры, принципы разыгрывания. Мат тяжёлыми фигурами - двумя ладьями, ферзём, одной ладьёй.

Практика: Поставить мат друг другу. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих».

4. Тактика.

Теория: Двойной удар. Связка. Открытое нападение. Двойной шах. Открытый шах. Понятие о комбинации. Комбинации на отвлечение, на завлечение, блокировку.

Практика: Самостоятельно решить задачи с последующим анализом на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика».

5. Стратегия.

Теория: Изучение вопроса: «Что делать после дебюта». План в шахматной игре. Использование большого материального перевеса.

6. Эндшпиль.

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

7. Контрольная работа.

Практика: Самостоятельно решить задачи.

8. Турниры.

Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых закрепляются на практике полученные знания. Классификационные, провести с записью партий, в результате которых присваиваются разряды тем, кто выполнил норму (определённое количество очков). Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Shredder Classic 3», «Шахматная школа для начинающих».

9. Анализ партий.

Практика: Партии, сыгранные учащимися анализируются либо индивидуально, когда другие играют партии, либо в присутствии всей группы с обсуждением.

10. Конкурс решения задач.

Практика: Проводится конкурс решения задач. Поощряются победители. Выполняют задания, используя компьютерную программу: «Шахматная тактика».

11. Сеанс одновременной игры.

Практика: Проводится сеанс одновременной игры.

12. Итоговое занятие.

Практика: Провести анализ турниров, а также конкурсов решения задач. Определить дальнейшие планы. Вручить призы по итогам года.
2 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

2. Тактика.

Теория: Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур. Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные, комбинации, основанные на взаимодействии фигур. Классификация комбинаций по идеям: комбинации с использованием связки, двойного удара, открытого шаха, и на завлечение, блокировку, отвлечение, только более сложные, чем на первом году обучения, и новые темы: освобождение поля, освобождение линии, на перекрытие, на уничтожение защиты, на захват пункта, на разрушение, на сочетание идей.

Практика: Самостоятельно найти решения в нескольких комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика», «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов», «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».

3. Стратегия.

Теория: Атака на короля. Методы атаки на короля, при односторонних, разносторонних рокировках, а также не рокировавшего короля. Открытая линия. Захват открытой линии тяжёлыми фигурами. Возможность вторжения в лагерь противника. 7-я (2-я) горизонталь. Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали.

4. Эндшпиль.

Теория: Пешечные эндшпили. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях. Резкий рост активности короля и ценности пешки в пешечных окончаниях. Отдалённая проходная. Защищённая проходная. Рассматривается план выигрыша. Ладейные эндшпили: принципы игры, технические приёмы. Борьба ферзя против пешки. Трудности, возникающие при удалении короля сильнейшей стороны и нахождении пешки на предпоследней горизонтали.

5. Дебют.

Теория: Технология изучения дебюта. Рассматриваются партии дебютов. Раскрываются их идеи.

6. Блиц – турниры.

Практика: Провести турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

7. Конкурс решения задач.

Практика: Провести конкурс решения задач. Поощрить победителей. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные задачи», «Шахматные комбинации».

8. Турниры.

Практика: Провести турниры внутри группы, включая «Шахматный турнир семейных команд». Участвуют в соревнованиях районных, городских, международных. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Shredder Classic 3», «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов».

9. Анализ партий.

Практика: Провести анализ партий индивидуально, либо в присутствии всей группы с обсуждением ошибок.

10. Сеанс одновременной игры.

Практика: Провести сеанс одновременной игры. В начале и в конце учебного года.

11. Итоговое занятие.

Практика: Провести анализ результатов учащихся. Определить дальнейшие планы. Вручить призы по итогам года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Бондаревский И.З. Атака на короля. - М.:Физкультура и спорт,1962.–114с.

    2. Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г. – 128 с.

    3. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - М.: Физкультура и спорт. 1988. – 224 с.

    4. Кобленц А. Школа шахматной игры. Выдающиеся шахматисты мира . - Рига: Латвийское ГосИздательство, 1962. – 346 с.

    5. Костров В., Белявский Б. – Шахматный решебник. - СПб.: Литература, 2004 г. – 110 с.

    6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . СПб.: 2006. 92 с.

    7. Лисицын Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. - Лениздат, 1952. – 558 с.

    8. Майзелис И.Л. Шахматы. ГИДЛ, М., 1960.

    9. Нимцович А.Н. Моя система. - М.: Физкультура и спорт, 1984. – 576 с.

    10. Пожарский В.А. Учебник шахматной игры. RCH, М., 2005.

    11. Рожков П., Костров В. 1000 шахматных заданий. Второй год обучения. - СПб.: Физкультура и спорт. 1995. – 95 с.

    12. Эстрин Я.Б., Калинченко М. Малая дебютная энциклопедия.– М.: Фис. 1985-672с Яковлев Н. Костров В. Шахматный решебник. - СПб.: Физкультура и спорт, 1995. – 92 с.

    13. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с.





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница