Пояснительная записка Еще в конце XX века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно




Скачать 244.7 Kb.
Дата 17.09.2016
Размер 244.7 Kb.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «СОШ № 32»

№ от
Н.П. Морозова




СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора

МБОУ «СОШ № 32»


РАССМОТРЕНО на заседании

методического совета

МБОУ «СОШ № 32»

протокол №




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Компьютерная грамотность»

для учащихся 8- 9 классов

Составитель: Животкова

ОксанаНиколаевна,

учитель информатики


учебный год 2015 – 2016


Пояснительная записка

Еще в конце XX века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно. Главным приоритетом в системе образования становятся не только знания, умения и навыки, но и личность учащегося, с присущими ему индивидуальностью, особенностями и способностями.

Перед образовательным процессом всё более решительно ставится задача выделения учебного времени на творческую работу учащегося, нацеленную на активную учебно-познавательную деятельность и использование современных информационных технологий.
Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. Под воздействием новых информационных технологий меняется взгляд на самообразование, на содержание и методы обучения предметным дисциплинам. Бурно развивающийся процесс информатизации образования позволяет использовать в обучении широкий спектр средств новых информационных технологий. Одним из её главных элементов является компьютерная графика.

Компьютерная графика – это сравнительно новая область деятельности человека, которая представляет комплекс аппаратных и программных средств для создания, хранения, передачи, обработки и наглядного представления графической информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Под компьютерной графикой понимают и совокупность методов и приёмов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные.

В образовательных стандартах компьютерная графика трактуется как одна из важнейших технологий представления информации, что говорит о возросшей важности данной области знаний.

Широкое распространение мультимедиа технологий вызывает необходимость усилить подготовку школьников теоретическим основам компьютерной графики и практическим навыкам по созданию реалистических изображений.

Графическая программа – программа создания, обработки, просмотра, хранения графических изображений. Графические редакторы можно разделить на 2 категории: растровые и векторные.

Улучшение качества изображений, монтаж фотографий выполняются в растровых программах (Paint, AdobePhotoShop, CorelPhoto-PAINT, Gimp...). Растровое изображение строится из множества пикселей. Эффективно используется для представления реальных образов. При масштабировании и вращении растровых картинок возникают искажения. Растровые рисунки могут быть легко распечатаны на принтерах.

Для создания иллюстраций, в области дизайна, технического рисования, для оформительских работ обычно используются векторные программы (AdobeIllustrator, MacromediaFreehand, CorelDraw). Векторное изображение описывается в виде последовательности команд. Не позволяет получать изображения фотографического качества. Векторные изображения могут быть легко преобразованы без потери качества.

Расписание занятий:

Занятия проводятся в кабинете № 32 1 раз в неделю, в среду с 13-25

Программа реализуется в течение одного года обучения.

Новизна программы

Современный человек постоянно сталкивается с компьютерной графикой в своей жизни;математика, физика и многие другие науки требуют от учащихся развитых навыков рисования и обработки готовых цифровых изображений.



Актуальность программы:

Нормальный здоровый ребенок может очень много. Нужно только открыть ему радость творчества, удовлетворение от успеха, научить радоваться своим победам и преодолевать трудности.

Чтобы достигнуть каких-либо успехов, нужно напряженно и достаточно долго тренироваться. Если будет накоплен некоторый «багаж» творческих идей, то не будут пугать и незнакомые задачи, появится уверенность в своих силах, а со временем придет и успех.

Работа на компьютере позволяет развить внимание, логическое и абстрактное мышление, навыки самостоятельной работы и умение быстро переключаться с одного действия на другое. Кроме того, для ребенка это шанс стать победителем!

В 8 и 9 классах учащиесяначинают изучение темы «Компьютерной графика», но для уверенной работы в графических программах и использования навыков в дальнейшей деятельностиможно и нужно практиковаться в течение длительного промежутка времени, наработать некоторый автоматизм действий.

Цели и задачи программы.

Цельюявляется систематизация знаний о современных графических программах, овладение основными программными средствами для работы с растровой и векторной графикой и приобретение практических навыков работы с программными продуктами растровой и векторной графики на уровне квалифицированного пользователя.

Эта цель реализуется через следующие учебные задачи:


  • обеспечить сознательное и прочное овладение учениками основами знаний о принципах и процессах создания и обработки графических изображений;

  • сформировать у учеников целостное представление о принципах работы в программах растровой и векторной графики;

  • раскрыть роль графических программ в развитии современного общества;

  • привить навыки сознательного и рационального использования инструментальных программных средств в своей учебной деятельности для решения конкретных задач.

Ведущими идеями программы является создание

  • возможности для гармоничного развития личности и обеспечения эмоционального комфорта и сохранения здоровья ребенка в образовательном процессе: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития.

  • условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и запросов учащихся;

  • условий для самоопределения, саморазвития.

Принципы построения программы

  • научности

  • доступности

  • системности знаний

  • всесторонности

  • гармоничности в содержании знаний, умений и навыков

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей

Принципы педагогического процесса

  • принцип творческого развития

  • принцип доступности

  • принцип индивидуального подхода

  • принцип успешности

  • принцип практической направленности

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья

  • сохранения здоровья учащихся

Методы

  • кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

  • демонстрация - используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера, при этом получая новую учебную информацию.

  • практическая работа – всеучащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.

  • декомпозиция, расчленение сложной задачи на более простые, которые в свою очередь могут быть подвергнуты декомпозиции. В основе метода лежит анализ. Этот метод способствует грамотному использованию программного обеспечения, развитию структурированности мышления учащихся.

  • метод проектов – гдедеятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место.

Содержание программы

предполагает более углубленное изучение информатики, развивает творческий подход к усвоению учебного материала, имеет большую практическую направленность.



Формы проведения

Занятия могут проходить со всемиучащимися так и по подгруппам, индивидуально. Занятия проводятся вформе лекций, бесед, демонстраций. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся как самостоятельные задания, так и повторяются на практике изученные в ходе лекций и демонстраций приёмы, подготавливаются индивидуальные проекты по актуальным для учащихся темам. Предполагается широкое использование технических средств, проведение индивидуальных и групповых консультаций.


Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов.

Срок обучения –36 часов.



Форма контроля

Промежуточный отчёт:



  • Защита проекта по векторной графике.

Итоговая аттестация:

  • Защита проекта по растровой графике.

Защита группового проекта.

Структура проекта.

Проект состоит из нескольких этапов:


  • Выбор темы.

  • Постановка цели и задач.

  • Выбор средств и методов изменения (создания) изображения.

  • Создание и редактирование изображения..

  • Подготовка к защите и защита работы.

  • Анализ положительных и отрицательных моментов работы и выступления.

Темы для групповых проектов:

«Мои увлечения»,

«Боги древнего мира»

«Мой родной город»

«Техника в нашей жизни»

«Красота спасет мир».



Оценка процесса групповой проектной деятельности учащихся

Критерии оценки

Показатели

1.1. Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

1.2. Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

1.3. Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

1.4. Безопасность

Соблюдение правил ТБ

1.5. Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

1.6. Разработанность

Глубина проработки темы

1.7. Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

1.8. Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

1.9. Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

Оценка оформления проекта

Критерии оценки


Показатели

2.1. Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, библиографии

2.2. Системность

Единство, целостность отдельных частей текста, взаимодополнение текста и изображения.

2.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

2.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

2.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

2.6. Наглядность

Проработанность видеоряда: четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

Оценка защиты проекта.

Критерии оценки

Показатели

3.1. Качество доклада

Системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок


3.2. Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

Аргументированность, убедительность



3.3. Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Культура речи, поведения

Удержание внимания аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональная окрашенность речи



Оценочный лист проектной групповой проектной деятельности (ГПД)

п/п

Критерии оценки

(ГПД)

Показатели

Объекты оценивания

Оценка ГПД









Продукт



Процесс

Оформление проекта

Защита проекта




1.1

Актуальность

Современность тематики

проекта, востребованность проектируемого результата



Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

(подбор иллюстраций)


















1.2

Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

(подбор иллюстраций)


















1.3

Соответствие

объемам учебного времени



Качественное выполнение проекта в определенные сроки

Пояснительная записка

















1.4

Безопасность

Соблюдение правил ТБ

Пояснительная записка, доклад,

видеоряд


















1.5

Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

Защита проекта

Пояснительная

записка

Видеоряд



















1.6

Разработанность

Глубина проработки темы

Защита проекта

Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)



















1.7

Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания


Пояснительная записка
















1.8

Наличие творческого компонента в процессе проектирования

вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

Пояснительная записка, доклад
















1.9

Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.


Доклад
















Итого:
















2.1

Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения

Пояснительная записка Видеоряд
















2.2

Системность

Единство, целостность отдельных частей текста, взаимодополнение текста и изображения.

Пояснительная записка
















2.З

Лаконичность

Простота и ясность изложения

Пояснительная записка
















2.4

Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

Пояснительная записка
















2.5

Дизайн

Композиционная целостность текста, иллюстративный материал

Пояснительная записка Видеоряд
















2.6

Наглядность

Проработанность видеоряда: четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

Иллюстративность

























Итого:
















3.1

Качество

доклада


Системность, композиционная целостность; полнота

представления процесса,

подходов к решению проблемы; краткость, четкость,

ясность формулировок



Процесс защиты

проекта


Поведение

учащегося -

докладчика

















3.2

Ответы

на вопросы



Адекватность ответов

поставленным вопросам;

аргументированность;

полнота, убедительность;

содержательность, краткость


Процесс защиты

проекта


Поведение

учащегося -

докладчика

















3.3

Личностные про-

явления


докладчика

Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения;

культура речи, поведения.

Удержание внимания

аудитории; импровизационность, находчивость;

эмоциональная окрашенность речи


Процесс защиты

проекта


Поведение

учащегося -

докладчика


























Итого:
















Всего:
















Методика работы с оценочным листом

Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Оценка ГПД» ставится оценочный балл.

Он исчисляется так:

если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл;

при частичном присутствии — 0.5 балла;

если отсутствуют — 0 баллов.

Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».

Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.



Календарный учебный график.

Продолжительность учебного года 
Начало учебного года – 02.09.2014г.
Начало учебных занятий – с 02.09.2014 г.
Окончание учебных занятий – 31.05.2015 г.

Продолжительность учебного года – 36 недель.



Начало учебного года

02.09.

Продолжительность

учебного года



36 недель

Промежуточная аттестация

22 – 29 декабря

Итоговая аттестация

21 апреля – 30 мая

Окончание учебного года

31 мая

Каникулы зимние

29.12.2014 – 12.01.2015

Каникулы летние

01.06.2015 – 31.08.2015

Режим проведения занятий в период каникул.

Проводятся индивидуальные консультации по временному расписанию, составленному на период каникул.



Учебно-тематический план


Тема занятия

Количество часов

1 четверть




Графический редактор векторной графики. Виды графических программ

1

Окно программы векторной графики. Рисование простых фигур. Основы работы с объектами.

3

Системы цветов в компьютерной графике.

1

Работа с заливками. Создание рисунков из кривых

3

Методы упорядочивания и объединения объектов.

2

Индивидуальное занятие (каникулы)

1

2 четверть




Экструзия.Эффект перетекания, искажения.

2

Работа с текстом

1

Импорт и экспорт изображений

2

Зачетный проект

3

Экструзия.Эффект перетекания, искажения.

2

Работа с текстом

1

Промежуточная аттестация (выбор темы, разработка изображения).

1

3 четверть




Работа с текстом

1

Импорт и экспорт изображений

2

Графический редактор растровой графики. Интерфейс редактора растровой графики.

2

Выделение и трансформация областей.

1

Работа со слоями. Инструменты рисования.

2

Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета

2

Маски и каналы

2

Индивидуальное занятие (каникулы)

1

4 четверть




Работа с текстом

1

Корректирующие инструменты. Ретушь

2

Смешивание слоев. Режимы отображения слоев.

1

Работа с фильтрами

2

Зачетный проект

2

Итого:

36 ч.


Содержание программы.

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретические

Практические и лабораторные занятия

Раздел 1. Графический редактор векторной графики

18

3

15

Зачетный проект

Виды графических программ

1

1

 

 

Окно программы векторной графики.Рисование простых фигур.Основы работы с объектами.

3

1

 2

 

Системы цветов в компьютерной графике.

1

1

 

 

Работа с заливками.Создание рисунков из кривых

3

 

3

 

Методы упорядочивания и объединения объектов.

2

 

2

 

Экструзия.Эффект перетекания, искажения.

2

 

2

 

Работа с текстом

1

 

1

 

Импорт и экспорт изображений

2

 

2

 

Зачетный проект.

3

 

3

 

Раздел 2. Графический редактор растровой графики

18

4

14

Зачетный проект

Интерфейс редактора растровой графики.

2

1

1

 

Выделение и трансформация областей.

1




1




Работа со слоями. Инструменты рисования.

2

 

2

 

Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета

2

1

1

 

Маски и каналы

2

1

1

 

Работа с текстом

1

 

1

 

Корректирующие инструменты. Ретушь

2

1

2

 

Смешивание слоев. Режимы отображения слоев.

1

 

1

 

Работа с фильтрами

2

 

2

 

Зачетный проект

3

 

3

 

итого

36

6

27

 

Графический редактор векторной графики

Ученик должен



знать:

  • виды и средства компьютерной графики;

  • принципы формирования изображений на экране;

  • цветовые модели и их назначение;

  • систему управления цветом;

уметь:

  • использовать стандартные инструменты  векторного редактора;

  • создавать векторные рисунки из кривых;

  • работать с узлами кривых и траекториями;

  • использовать различные виды заливок;

  • создавать объемные изображения, используя экструзию;

  • создавать изображения с помощью инструмента «перетекание»;

  • импортировать и экспортировать изображения;

  • работать с простым и фигурным текстом.

Векторный способ формирования графических образов, достоинства и недостатки.
Физические модели восприятия цвета объекта. Понятие о цветовой модели. Аддитивная цветовая модель RGB. Субтрактивная цветовая модель CMYK. Цветовая модель HSB. Перевод из одной цветовой модели в другую. Система управления цветом.

Практические занятия

Рисование простых фигур. Основы работы с объектами. Системы цветов в компьютерной графике. Работа с заливками. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочивания и объединения объектов. Экструзия. Эффект перетекания, искажения. Работа с текстом. Импорт и экспорт изображений



Графический редактор растровой графики

Ученик должен



знать:

  • особенности растрового способа формирования графических изображений

уметь:

  • использовать стандартные инструменты растрового редактора;

  • работать с выделенными областями;

  • работать со слоями;

  • использовать маски и каналы;

  • выполнять различные коррекции изображения.

Растровый способ формирования графических образов, достоинства и недостатки. Пиксель и его характеристики. Растровый способ формирования графических образов, достоинства и недостатки. Цветовые каналы. Маска. Слой. Тоновая коррекция. Ретушь

Практические занятия

Интерфейс редактора растровой графики. Выделение и трансформация областей. Работа со слоями. Инструменты рисования. Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета. Маски и каналы. Работа с текстом. Корректирующие инструменты. Ретушь. Смешивание слоев. Различные режимы слоев. Работа с фильтрами.



 Материальное обеспечение

  1. Занятия проходят в кабинете № 32

  2. Ноутбук, проектор, экран.

  3. Наглядные пособия (электронные приложения) по отдельным темам.


Литература:

  1. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: учебник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

  2. Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

  3. Аша Калбег. Компьютерная графика и анимация. – СПб.: Астрель, 2004.

  4. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.

  5. Симонович С. и др. Специальная информатика: Учебное пособие / С. Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002

  6. Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. — К.: «Диалектика», 2005. 

  7. Павел Девицкий.Gimp для фотографа: эффективные методы обработки. Электронное издание.

  8. Материалы сайтаhttp://gimp.ru/download/docs/

  9. Материалы сайта http://www.metod-kopilka.ru.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница