Искусство 9 класс
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика курса
-
Место курса «Искусство» в учебном плане
-
Планируемые результаты изучения курса «Искусство»
-
Содержание курса
-
Поурочно-тематическое планирование
-
Описание учебно-методического обеспечения
-
Описание материально-технического обеспечения
-
Список литературы
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 8-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом. Документ разработан на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству
-
Примерной программы «Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение, 2010
-
Авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.
-
Рабочей программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год
-
Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ Суерская средняя общеобразовательная школа,
-
Учебным планом МАОУ Суерская средняя общеобразовательная школа на 2015-2016 учебный год.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
-
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
-
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
воспитание художественного вкуса;
-
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
формирование учений и навыков художественного самообразования.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
-
-
-
-
-
-
уроки-практические работы;
-
уроки-«Погружения»;
-
уроки-деловые игры;
-
уроки-ролевые игры
-
уроки-соревнования;
-
уроки-консультации;
-
компьютерные уроки
-
уроки с групповыми формами
-
работы;
-
уроки- мастерские;
|
-
уроки, которые ведут
-
учащиеся;
-
уроки-диспуты;
-
уроки-диалоги;
-
уроки-конференции;
-
уроки-семинары;
-
уроки-экскурсии;
-
уроки-путешествия;
-
другие
|
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Методы и приемы организации урока:
Основным методом организации урока является метод художественно-педагогической драматургии. Нельзя построить урок, не сформулировав его цели и задачи. Замысел композиции урока, реализованный в последовательном, точном развитии проблем, переходящих из одной в другую, - это и есть то, за чем будет на уроке следить ученик, что будет волновать его воображение, чувства, мысль. В драматургии эта особенность композиции называется «сквозным действием». «Сквозное действие есть сценическое выражение этой мысли, ради которой поставлен спектакль» (Г.А.Товстоногов).
Искусство передает жизнь в движении. Закон искусства требует передать это движение, развитие как процесс, имеющий свои истоки, кульминацию и завершение.
Определив то главное, что должен понять и с чем должен уйти ученик с урока, учитель выявляет композиционный центр урока, или его кульминацию. В.И.суриков, имея в виду композиционное решение в живописи, говорил, что автору важно прежде всего нащупать «узел композиции», «узел идеи». Итак, движение в уроке выглядит следующим образом:
-
Экспозиция – ситуация, из которой впоследствии «вырастет» проблема, а ее разрешение приведет к кульминации; настрой на восприятие того, что предстоит увидеть на уроке. Экспозиция готовит завязку.
-
Завязка и создание проблемной ситуации. Завязка – это явление, событие, факт, который служит толчком к возникновению конфликта.
-
Формулирование проблемы.
-
Разработка.
-
Кульминация – это «узел композиции урока», «узел его главной идеи». Она максимально заостряет конфликт. В этот период урока определяются те нравственные, идейные, эстетические выводы, к которым должны подвести учащихся.
-
Развязка – это решение выдвинутых проблем, ответы на вопросы, формулирование выводов.
-
Последействие – этап урока, который не имеет конца, т.к. это волнение, воображение, размышления над жизненно важными вопросами, которые продолжаются и после урока.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ИСКУССТВО»
Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).
При изучении курса «Искусство» большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенных согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10 – 15 % времени инвариантной части базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства:
-
познавательно-эвристической
-
коммуникативно-семиотической
-
эстетической
-
ценностно-ориентирующей
-
социально-организующей
-
практической
-
воспитательной
-
зрелищной
-
внушающей
-
гедонистической и др.
Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Таким образом, содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
-
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
-
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
-
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
-
МЕСТО КУРСА «ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
8 класс – 1час;
9 класс – 1 час.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСКУССТВО»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами изучения искусства являются:
-
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
-
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
-
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
-
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
-
участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
-
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
-
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
-
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
-
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
-
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
-
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
в сфере познавательной деятельности:
-
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
-
знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
-
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
-
различать изученные виды и жанры искусств;
-
описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
-
классифицировать изученные объекты и явления культуры;
-
структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
-
формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
-
формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
-
представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
-
осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;
-
уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)
в сфере эстетической деятельности:
-
эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства;
-
видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм;
-
создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов искусства)
-
развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
-
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
-
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
в сфере коммуникативной деятельности:
-
формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетентности;
-
культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств;
-
диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности.
в трудовой сфере:
-
применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.
Выпускники основной школы научатся:
-
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
-
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
-
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
-
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Результаты освоения курса «Искусство»
Выпускники научатся
|
8 класс
|
9 класс
|
-
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
-
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
-
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
-
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
|
-
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
-
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
-
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
-
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
|
Выпускники получат возможность научиться
|
8 класс
|
9 класс
|
-
представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
-
наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
-
усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
-
различать изученные виды и жанры искусств;
-
описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
-
классифицировать изученные объекты и явления культуры;
-
структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.
|
-
представлять систему общечеловеческих ценностей;
-
осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
-
уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
-
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
-
использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-
развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
-
воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
-
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
-
понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
-
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
-
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
|
|