Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Компьютерная азбука» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , а также основной образовательной программой начального общего образования . Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Программа «Компьютерная азбука» разработана на основе программно-методического комплекса "МИР ИНФОРМАТИКИ", в который включен модуль «Мир информатики, 1 ступень», разработанный авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора А.В. Могилева.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности. Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в данном курсе входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса « Компьютерная азбука» значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер, поэтому курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными технологиями. Параллельно с овладением знаниями родного языка учиться осуществлять набор уже изученных букв, тренируя память и анализируя образы
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Целью обучения по программе «Компьютерная азбука» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи обучения:
-
познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
-
дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
-
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
-
научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;
-
углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
-
развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
-
сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку
Место курса в учебном плане
« Компьютерная азбука» в 1 классе изучается по одному часу в неделю.
Характеристика возрастной группы учащихся
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 7 лет .
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.
Однако от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов, физминуток. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: творческая, исследовательская, игровая, проектная.
Формы организации внеурочной деятельности
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
-
вводное занятие
-
комбинированное учебное занятие,
-
занятие-презентация,
-
экскурсия, виртуальная экскурсия,
-
демонстрация,
-
игры
-
проектная деятельность
Требования к уровню достижений обучающихся
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты.
К концу обучения в кружке учащиеся должны знать:
-
правила техники безопасности;
-
правила работы за компьютером;
-
назначение и работу графического редактора PAINT;
-
назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор»;
-
возможности текстового редактора WORD;
-
понятие информации, свойства информации;
-
назначение и работу программы Power Point;
-
Основные блоки клавиш;
-
Компьютерные сети;
-
информационные процессы;
-
понятие информации, свойства информации;
-
типы моделей;
-
основные понятия логики;
-
устройство персонального компьютера, основные блоки;
-
устройства ввода и вывода информации;
-
основные операционные системы и их отличия;
-
определение файла и файловой системы;
-
классификации вирусов;
-
способы защиты информации;
-
понятие алгоритм;
-
свойства алгоритмов;
должны уметь:
-
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
-
включить, выключить компьютер;
-
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
-
набирать информацию на русском регистре;
-
запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
-
работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор
-
работать со стандартными приложениями Windows;
-
Создавать презентации;
-
пошагово выполнять алгоритм практического задания ;
-
осуществлять поиск информации на компьютере;
-
осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты;
-
работать с программами Power Point, Черепашка, Чертежник.
-
работать с разными видами информации
-
строить суждения;
-
решать логические задачи;
-
находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей;
-
работать с основными блоками компьютера, и подключать их;
-
пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;
-
запускать операционные системы Windows. Linux. Mac OS ;
-
работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
-
пользоваться антивирусными программами;
-
осуществлять ручной поиск вредоносных программ
-
распознавать некоторые вирусы
-
составлять алгоритмы;
-
реализовывать алгоритмы
-
решать задачи с использованием блок-схем
-
осуществлять отбор нужной информации;
Метапредметными результатами являются:
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла.
уметь:
-
оценивать результаты своей работы
-
осуществлять проектную деятельность;
Содержание тем учебного курса
В программе курса "Компьютерная азбука" можно выделить следующие основные разделы и фундаментальные понятия:
1. Информация вокруг нас.
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование, передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.
2. На пороге компьютерной грамотности.
Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с монитора. Компьютер как вычислительное устройство.
3. Компьютер - универсальное средство обработки информации.
Обработка графической информации на компьютере. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска.
Методы преподавания (включая формы организации учебных занятий)
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах:
-
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет преподаватель, а слушатели наблюдают.
-
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа слушателей по освоению или закреплению материала под руководством преподавателя.
-
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой слушателей.
В курсе "Компьютерная азбука" для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие слушателей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.
Особое внимание в курсе "Компьютерная азбука" уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы.
При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями слушателей, общим является девиз: "ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ".
Примерный календарно-тематический план
дата
Наименование темы
Всего часов
Содержание Результаты
предметные
метапредметные
личностные
1
2
Введение. Компьютеры и их возможности.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Понятие информации. Формы представления информации.
1
2
Понятие об информации. Информация в нашей жизни.
Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира).
Знать, что такое компьютер, его назначение и возможности
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации
Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,
- самоопределение,
-смыслообра-
зование,
3
Виды информационных процессов: хранение, передача, обработка информации.
1
Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование,передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.
Знать:
– происхождение слова «информация»;
виды информационных процессов
Уметь
осознанно работать
с информацией, носителями информации
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,
- контроль, коррекция, оценка,
- саморегуляция
4
Хранение информации. Примеры информационных носителей: от древнего мира до наших дней. Современные носители информации.
1
Раздел 2. На пороге компьютерной грамотности.
13
5
Инструктаж по технике безопасности. Включение и выключение компьютера.
1
Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с монитора. Компьютер как вычислительное устройство.
правила техники безопасности;
правила работы за компьютером
оценивать результаты своей работы
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
6
Знакомство с клавиатурой: клавиши управления курсором.
1
владение базовым понятийным аппаратом, умение работать мышью и клавиатурой
Понимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
7
Знакомство с устройством "мышь" и дальнейшее знакомство с клавиатурой.
3
8
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Устройства ввода информации.
4
правила техники безопасности;
правила работы за компьютером
оценивать результаты своей работы
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
9
Назначение центрального процессора и памяти компьютера. Устройства вывода и передачи информации
2
Формирование представления о различных устройствах ввода информации в компьютер;
10
Резервный урок
1
Раздел 3. Компьютер - универсальное средство обработки информации.
14
11
Знакомство с инструментами компьютерной графики и возможностями графического редактора PAINT
4
Обработка графической информации на компьютере. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с электронных носителей
Овладеть общими приемами решения задач,
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,
- контроль, коррекция, оценка,
- саморегуляция
Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
12
Знакомство с инструментами графического редактора и создание рисунков
1
13
Знакомство с инструментами графического редактора и создание рисунков: изменение фонового цвета
1
14
Знакомство с инструментами графического редактора и создание рисунков: карандаш, распылитель
1
15
Знакомство с инструментами графического редактора и создание рисунков: лупа, заливка;
1
16
Копирование рисунков с поворотом.
2
17
Изменение размеров и наклонов нарисованных фигур.
3
18
Использование графических редакторов в обучающих и игровых программах.
2
19
Повторение пройденного материала
1
Всего:
33
|