Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Компьютерная азбука»




Скачать 149.26 Kb.
Дата 30.09.2016
Размер 149.26 Kb.
Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности « Компьютерная азбука» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , а также основной образовательной программой начального общего образования . Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Программа «Компьютерная азбука» разработана на основе программно-методического комплекса "МИР ИНФОРМАТИКИ", в который включен модуль «Мир информатики, 1 ступень», разработанный авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора А.В. Могилева.
 Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности. Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в данном курсе входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса « Компьютерная азбука» значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер, поэтому курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер  остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными технологиями. Параллельно с овладением знаниями родного языка учиться осуществлять набор уже изученных букв, тренируя память и анализируя образы

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.



Целью обучения по программе «Компьютерная азбука» является  развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Задачи обучения:

  • познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;

  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

  • научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;

  • углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;

  •  развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

  • сформировать эмоционально-положительное отношение к  компьютерам.

Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку

   

Место курса в учебном плане

« Компьютерная азбука» в 1 классе изучается по одному часу в неделю.



Характеристика возрастной группы учащихся

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 7 лет .

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.

Однако от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе.

            Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов, физминуток. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: творческая, исследовательская, игровая, проектная.

Формы организации внеурочной деятельности

   В процессе обучения используются следующие формы занятий:



  • вводное занятие

  • комбинированное учебное занятие,

  • занятие-презентация,

  • экскурсия, виртуальная экскурсия,

  • демонстрация,

  • игры

  • проектная деятельность

Требования к уровню достижений обучающихся

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты.

К концу обучения в кружке учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • правила работы за компьютером;

  • назначение и работу графического редактора PAINT;

  • назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор»;

  • возможности текстового редактора WORD;

  • понятие информации, свойства информации;

  • назначение и работу программы Power Point;

  • Основные блоки клавиш;

  • Компьютерные сети;

  • информационные процессы;

  • понятие информации, свойства информации;

  • типы моделей;

  • основные понятия логики;

  • устройство персонального компьютера, основные блоки;

  • устройства ввода и вывода информации;

  • основные операционные системы и их отличия;

  • определение файла и файловой системы;

  • классификации вирусов;

  • способы защиты информации;

  • понятие алгоритм;

  • свойства алгоритмов;

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

  • включить, выключить компьютер;

  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

  • набирать информацию на русском регистре;

  • запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.

  • работать с программами   WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор

  • работать со стандартными приложениями Windows;

  • Создавать презентации;

  • пошагово выполнять алгоритм практического задания ;

  • осуществлять поиск информации на компьютере;

  • осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты;

  • работать с программами Power Point, Черепашка, Чертежник.

  • работать с разными видами информации

  • строить суждения;

  • решать логические задачи;

  • находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей;

  • работать с основными блоками компьютера, и подключать их;

  • пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;

  • запускать операционные системы Windows. Linux. Mac OS ;

  • работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);

  • пользоваться антивирусными программами;

  • осуществлять ручной поиск вредоносных программ

  • распознавать некоторые вирусы

  • составлять алгоритмы;

  • реализовывать алгоритмы

  • решать задачи с использованием блок-схем

  • осуществлять отбор нужной информации;

Метапредметными результатами являются:

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла.



уметь:

  • оценивать результаты своей работы

  • осуществлять проектную деятельность;

Содержание тем учебного курса

В программе курса "Компьютерная азбука" можно выделить следующие основные разделы и фундаментальные понятия:

1. Информация вокруг нас.

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование, передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.

2. На пороге компьютерной грамотности.

Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с монитора. Компьютер как вычислительное устройство.

3. Компьютер - универсальное средство обработки информации.

Обработка графической информации на компьютере. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска.


Методы преподавания (включая формы организации учебных занятий)

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах:



  • ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет преподаватель, а слушатели наблюдают.

  • ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа слушателей по освоению или закреплению материала под руководством преподавателя.

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой слушателей.

В курсе "Компьютерная азбука" для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие слушателей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

Особое внимание в курсе "Компьютерная азбука" уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы.

При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями слушателей, общим является девиз: "ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ".

Примерный календарно-тематический план

дата

Наименование темы

Всего часов


Содержание
Результаты

предметные

метапредметные

личностные



1

2

Введение. Компьютеры и их возможности.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Понятие информации. Формы представления информации.



1

2

Понятие об информации. Информация в нашей жизни.
Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира).

Знать, что такое компьютер, его назначение и возможности

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации
Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение,

-смыслообра-

зование,


3

Виды информационных процессов: хранение, передача, обработка информации.



1

Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование,передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.



Знать:

– происхождение слова «информация»;

виды информационных процессов

Уметь

осознанно работать

с информацией, носителями информации

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

- саморегуляция

4

Хранение информации. Примеры информационных носителей: от древнего мира до наших дней. Современные носители информации.



1

Раздел 2. На пороге компьютерной грамотности.

13

5

Инструктаж по технике безопасности. Включение и выключение компьютера.



1

Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с монитора. Компьютер как вычислительное устройство.

правила техники безопасности;

правила работы за компьютером

оценивать результаты своей работы

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

6

Знакомство с клавиатурой: клавиши управления курсором.



1

владение базовым понятийным аппаратом, умение работать мышью и клавиатурой

Понимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

7

Знакомство с устройством "мышь" и дальнейшее знакомство с клавиатурой.



3

8

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Устройства ввода информации.



4

правила техники безопасности;

правила работы за компьютером

оценивать результаты своей работы

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

9

Назначение центрального процессора и памяти компьютера. Устройства вывода и передачи информации



2

Формирование представления о различных устройствах ввода информации в компьютер;



10

Резервный урок



1

Раздел 3. Компьютер - универсальное средство обработки информации.

14

11

Знакомство с инструментами компьютерной графики и возможностями графического редактора PAINT



4

Обработка графической информации на компьютере. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с электронных носителей

Овладеть общими приемами решения задач,

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

- саморегуляция

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
12

Знакомство с инструментами графического редактора и создание рисунков



1

13

Знакомство с инструментами графического редактора и создание рисунков: изменение фонового цвета



1

14

Знакомство с инструментами графического редактора и создание рисунков: карандаш, распылитель



1

15

Знакомство с инструментами графического редактора и создание рисунков: лупа, заливка;



1

16

Копирование рисунков с поворотом.



2

17

Изменение размеров и наклонов нарисованных фигур.



3

18

Использование графических редакторов в обучающих и игровых программах.



2

19

Повторение пройденного материала



1

Всего:


33


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница