Проблема интернет-зависимости в подростковой среде




Скачать 91.8 Kb.
Дата 15.09.2016
Размер 91.8 Kb.
ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Мухаметшина Кристина Олеговна

ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», студентка УП-130714 Института государственного управления и предпринимательства
Данная статья посвящена изучению влияния Интернета на личность подростков, а так же в целом на социокультурное формирование молодежи. Термин «интернет-зависимость» достаточно новый, но уже стал популярным и часто употребляемым. В работе рассматриваются положительные и отрицательные моменты такого влияния, исследуются точки зрения на данную проблему отечественных и зарубежных специалистов-психологов, социологов, философов. При написании работы были использованы такие методы исследования как: систематизация особенностей подросткового возраста; проведение социологического исследования среди школьников; анализ документов. В целом сегодня можно говорить о том, что интернет-зависимость стала глобальной проблемой наравне с алкоголизмом и наркоманией. Воздействие вредных привычек, таких как, привязанность к курению и алкоголю, регулярные посещения ночных заведений, постоянный просмотр телевизионных программ и Интернета, по большей части оказывает пагубное влияние на современную молодежь. Исследования подтверждают, что часть современной молодежи, вместо того, чтобы активно включаться в социокультурную жизнь, создать семью и ориентироваться на созидательную деятельность регулярно погружается в «виртуальную реальность».

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростковый возраст, социологическое исследование
PROBLEM INTERNET ADDICTION AMONG TEENAGERS
Mukhametshina Kristina

Ural Federal University


This research work is dedicated to observation of internet's influence on teen's personality and other parts of their life. The internet-addiction term was originated a short time ago,but it already has become a very popular and often used. Many points of view of foreign and native psychologists are envisaged in this research work. Next methods of researching were used here: envisaging of growing age specificities; conducting research among pupils; fnalysing of recieved information. Unfortunately,internet-additction has become global problem on level with alcoholism and drug-addiction. Influence of bad habits,night clubs,television and internet has a bad impact on modern youth. Researches are admittied that a big part of modern youth delves into virtual reality instead of doing extra activity and taking a part in many events.
Keywords: Internet addiction, adolescence, sociological study.
Наверно, многие задумывались о том, чем живет и дышит наше поколение? Но кроме восклицаний: «в наше время такого не было!» как правило, ничего не приходится слышать. Воздействие вредных привычек, таких как, привязанность к курению и алкоголю, регулярные посещения ночных заведений, постоянный просмотр телевизионных программ и Интернета, по большей части оказывает пагубное влияние на современную молодежь. Многочисленные исследования [2, 5] подтверждают, что часть современной молодежи, вместо того, чтобы активно включаться в социокультурную жизнь, создать семью и ориентироваться на созидательную деятельность регулярно погружается в «виртуальную реальность».

На сегодняшний день представить себе мир без Интернета практически невозможно. С его помощью мы смотрим фильмы, общаемся с друзьями, узнаем новости и совершаем покупки, не выходя из дома.  Изначально Интернет – это просто еще один инструмент для расширения своих возможностей, как в деловой сфере, так и в плане отдыха и приятного общения. Но когда человек начинает проводить слишком много времени в Сети это может стать тревожным сигналом.

Впервые термин «интернет-зависимость» был введен в обращение в 1994 году психиатром Иваном Голдбергом. Он определил его, как навязчивое стремление выйти в Интернет и оставаться там как можно дольше. Он сравнил эту зависимость с другими типами зависимости – алкогольной, наркотической, зависимостью от азартных игр. В зависимости от направлений развития Интернета можно выделить несколько видов зависимостей: информационная зависимость как постоянный поиск новой информации, как правило, бесцельный; зависимость от он-лайн игр; зависимость от виртуального общения.

В научной литературе кроме отрицательных, выделены и положительные стороны Интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию базовых потребностей человека:



  • познавательных (поиск новой информации, повышение квалификации, получение экспертного мнения);

  • коммуникативных (родственное, интимное, дружеское, деловое общение);

  • потребности в саморазвитии (творческая реализация, самообразование, демонстрация достижений:

  • рекреации (игры, досуг, увлечения);

  • аффилиации (новые знакомства, сотрудничество, поиск единомышленников, сопричастность к группе, партнерство).

Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людьми, не желание брать на себя ответственность и принимать решения.

По мнению А. Е. Войскунского [1, 3], влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности, существует возможность позитивного развития отдельных способностей. Он считает, что в цепочке «подросток - компьютер – Интернет» возможно два варианта развития их взаимосвязи: «положительный» и «отрицательный». Во втором случае при частом использовании компьютера и Интернета возникают психологические проявления Интернет-зависимости, что в итоге приводит к изменению личности в целом.

Подростковый возраст особенно подвержен различным отклонениям в поведении – это связано с психологическими возрастными особенностями. Дело в том, что в этот период особенное значение имеет формирование системы нравственных ориентиров, планирование жизненного пути, создание образа будущего. На волнующие вопросы подростки все чаще начинают искать ответы в сети Интернет, ведь там можно найти информацию буквально обо всем [3]. Часто подростковый возраст называют критическом периодом психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать».

Наши наблюдения за учащимися среднего и старшего звена общеобразовательных школ во время уроков и перемен, показали, что 40 % от времени, которое обучающиеся проводят в школе, подростки проводят в Интернете. В дальнейшем респондентами нашего исследования стали ученики 9-11 классов школы. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется формированием мировоззрения, вхождением в социокультурную жизнь социума, мы считаем данное времяпрепровождение далеким от идеала. В связи с этим, изучение причин «ухода» из реальной жизни в виртуальную становится все более актуальным.

Изначально, мы выдвинули несколько гипотез. Так, исходя из теоретических положений и наблюдения за учащимися среднего и старшего звена нашей школы, мы предположили, что у большинства учащихся 9 и 11 классов (60 %) мы можем обнаружить интернет-зависимость; учитывая тот факт, что в подростковой среде приоритетным для развития и уверенности в себе в силу особенностей данного возраста является общение со сверстниками, стоит предположить, что девушки являются более интернет-зависимыми, чем юноши, потому что более эмоциональны и направлены на общение с окружающими; малое количество свободного времени, активная досуговая деятельность, хобби как важный фактор, способствующий тому, что подросток проводит меньше времени, общаясь «он-лайн», предположили, что у учащихся, посещающих кружковую деятельность уровень интернет-зависимости окажется ниже, чем у учащихся без организации досуга; и, наконец, коммуникативные и организаторские склонности предполагают активное стремление к общению и организации деятельности окружающих людей, поэтому мы предположили, что учащиеся с высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей обладают низким уровнем интернет-зависимости.

В рамках исследовательской деятельности были использованы такие методики, как: тест-опросник интернет-зависимости, разработанный К. Янгом, тест на определение коммуникативных и организаторских склонностей. Выборка составила 71 человек. Выявленный уровень интернет-зависимости поможет дать своевременные рекомендации ребятам, для того, чтобы они были более адаптированы к будущей социализации.

В результате анализа полученных материалов, нами сделаны следующие выводы:



  1. Данные теста-опросника К. Янга на определение интернет-зависимости помог выявить учащихся с высоким уровнем интернет-зависимости – 42 %, со средним уровнем – 41 % и с низким уровнем – 13 %. Были так же выявлены учащиеся, на которых интернет не оказывает никакого влияния, потому что у них нет к нему доступа (4 %). Таким образом, каждый четвертый респондент находится в опасном положении, а учащиеся со средним уровнем зависимости находятся в «группе риска».

  2. В нашем исследовании принимало участие 32 юношей и 39 девушек. К сожалению, девушки являются более интернет-зависимыми, в отличии от юношей. Возможно, это объясняется большей эмоциональностью представителей «слабого» пола.

  3. Среди наших респондентов были 7 человек – обучающихся только на «отлично», 25 – «хорошисты», 39 – «троечники». Анализ уровня интернет-зависимости показал, что среди «отличников» 15 % респондентов много времени проводят в сети, среди «хорошистов» – 38 %, среди «троечников» – 70 %. Таким образом, можно говорить о том, что и успеваемость или отношение к учебе, что более точно на наш взгляд, влияет на уровень интернет-зависимости учащихся. Чем меньше времени подросток проводит в сети, тем больше возможности заниматься дополнительно по предметам и уделять внимание развитию образования.

  4. 52 учащихся занимается дополнительно в кружках, секциях и т.д. (танцы, волейбол, футбол и т.д.), среди них: 20 % – с высоким уровнем интернет-зависимости, 45 % – средним уровнем и 35 % – с низким уровнем. К сожалению, хобби не ограничивает время, проведенное в сети.

  5. С помощью теста на определение коммуникативных и организаторских склонностей мы выявили учащихся с низким, средним и высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей, и сравнили полученные результаты с выявленным уровнем интернет-зависимости, который показал, что учащиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей не зависят от влияния «сети», а вот учащиеся с низким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей показали высокий уровень интернет-зависимости. Видимо, учащиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей стремятся в режиме реального времени реализовывать свои склонности, организовывать людей, общаться с ними. А учащиеся с низким уровнем развития коммуникативных склонностей пытаются компенсировать нехватку общения в «сети», к тому же там можно представить себя идеальнее, чем есть на самом деле.

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют нам сделать ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит избежать интернет-зависимости. Итак,

1) Заведите хобби или увлечение; посещайте различные группы и клубы, занимайтесь спортом, музыкой, танцами, пением и т.д.; займитесь вместе с другом физическими упражнениями; поспите вместо того, чтобы сидеть в интернете.

2) Посмотрите фильм, сходите на концерт, почитайте книгу. Найдите какой-нибудь интерес, который станет для вас альтернативой интернету.

3) Пополните запас ваших знаний: наверняка, в вашем доме скопилось множество книг, которые вы давно хотели прочесть. Займитесь этим, таким образом, вы не только отвлечетесь от интернета, но и займетесь самообразованием.

4) Помогите на кухне. Вы сможете научиться контролировать себя, выбирая между интернетом и готовкой последнее, к тому же ваша семья будет благодарна вам за приготовленный ужин.

5) Избегайте походов в те места, где есть доступ в интернет, например в интернет-кафе, иначе вы можете поддаться соблазну заглянуть туда на несколько минут.

6) Запланируйте семейный вечер, вместо того, чтобы смотреть телевизор или проводить время поодиночке, соберитесь все вместе, поужинайте, а затем придумайте совместное развлечение, например, поиграйте в настольную игру.

7) Установите лимит времени работы вашего компьютера, выключайте компьютер, если у вас нет необходимости в нем.

8) Созванивайтесь и встречайтесь с друзьями в реальном времени.

Итак, воздействие вредных привычек, ночных заведений, телевидения и Интернета по большей части оказывает пагубное влияние на современную молодежь. В результате нашего исследования мы выяснили, что четверть наших респондентов являются зависимыми от интернета (42 %), то есть большую часть своего времени они проводят в «сети», 41 % ребят находится в «группе риска». Девушки являются более зависимыми, чем юноши, видимо, это связано с тем, что они являются более эмоционально зависимыми от общения и стремятся расширить его границы разными способами. Такой фактор как успеваемость так же влияет на количество времени, которое они проводят в интернете: чем лучше учится подросток, тем меньше остается возможности и желания зайти в «сеть». А вот хобби не влияет на интернет-зависимость учащихся. Такие личностные качества как коммуникабельность и умение организовывать людей так же влияют на интернет-зависимость подростков: ребята с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей стремятся в режиме реального времени реализовывать свои склонности, организовывать людей, общаться с ними. А учащиеся с низким уровнем развития коммуникативных склонностей пытаются компенсировать нехватку общения в «сети», к тому же там можно представить себя идеальнее, чем есть на самом деле.


Список литературы

  1. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100

  2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 56-63.

  3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100

  4. Психология развивающейся личности / Под. ред. А.В. Петровского. М., 1987.

  5. Тесленко И.В. Мировоззренческий портрет выпускников учреждений СПО, получающих высшее профессиональное образование: результаты социологического исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: www.science-education.ru/106-8101 (дата обращения: 13.09.2013).


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница