Процессно-ориентированная оценка экономической эффективности внедрения икт




Скачать 78.01 Kb.
Дата 20.09.2016
Размер 78.01 Kb.

Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»

Рычков Андрей Игоревич,

аспирант МГТА
Процессно-ориентированная оценка экономической эффективности внедрения ИКТ
По всему миру компании ежегодно тратят огромные суммы на внедрение ИКТ, надеясь повысить свою производительность. Однако зачастую взаимосвязь между ИТ и производительностью отсутствует или бывает даже негативной. Дело в том, что существующие методы оценки не пригодны для расчета эффективности, создаваемой благодаря ИТ. В данной статье представлен новый инструмент для решения данной проблемы ‒ процессно-ориентированная оценка экономической эффективности внедрения ИКТ.

Ключевые слова: ИКТ (ИТ), «Парадокс продуктивности», эффективность, инвестиции, совокупная стоимость владения (TCO), индекс рентабельности инвестиций (ROI), CALS/PLM, виртуальное предприятие.
По прогнозам компании Gartner, объем глобального рынка информационных технологий в 2012 году достигнет $3,75 трлн, увеличившись за год на 2,5% [1]. Наибольший рост ожидается в сегменте телеком-муникационного оборудования, где затраты, по оценкам аналитиков, поднимутся на 6,9% – до $472 млрд. Телекоммуникационные сервисы принесут $1,72 трлн; рост – приблизительно 1% [2].

При этом долгое время считалось, что в результате внедрения ИКТ рост производительности должен достигаться чуть ли не автоматически. Однако всестороннее и обширное применение ИКТ подняло вопрос о целесообразности инвестиций в ИТ. Поэтому в 80-е и 90-е годы в США и странах Западной Европы были проведены масштабные исследования по выявлению взаимосвязи между внедрением ИКТ и приростом производительности предприятий, однако результаты их крайне противоречивы: начиная негативным и кончая позитивным влиянием ИКТ.

Отсутствующая или даже негативная взаимосвязь между ИТ и производительностью стала известна как так называемый «Парадокс продуктивности» (Productivity paradox) [3], который сам автор термина Erik Brynjolfsson объясняет в основном следующими четырьмя причинами:


  • смещение по времени между инвестициями в ИТ и их воздействием (объясняется сложностью большинства ИТ-систем и необходимостью определенного количества времени на обучение пользователей данных ИТ-систем);

  • перераспределение прибыли (компании, эффективно использующие ИТ, отвоевывают доли рынка у компаний, которые либо не используют ИТ, либо не в состоянии использовать ИТ эффективно. ИТ – ключевой фактор конкурентоспособности компании);

  • ошибки менеджмента (под ошибками менеджмента понимаются инвестиции в ИТ, которые производятся без проведения должного анализа области ее применения [4]. Кроме того, неэффективность ИТ связана нередко с иррациональными или личными мотивами менеджмента);

  • ограниченная пригодность существующих методов для оценки эффективности, создаваемой благодаря ИТ (на взгляд автора статьи, эта причина – ключевая. Оценка преимуществ использования ИТ, находящих свое отражение в виде решения таких стратегических задач, как организация совместной работы множества географически удаленных бизнес-партнеров, участвующих в проекте по созданию изделия, рост конкурентоспособности компании, повышение качества и расширения ассортимента товаров и услуг, традиционными методами может быть проведена далеко не всегда. Поэтому часть пользы (и немаленькая!) от использования ИКТ не находит своего отражения в статистике производительности. Это явление известно также как дефект оценки ИТ-систем).

Стоит отметить, что на протяжении последних десятилетий механизм воздействия ИКТ на успех предприятия претерпел ряд серьезных изменений, которые связаны с усложнением и тенденцией к интеграции информационных систем, которые выполняют роль связующего звена не только между отдельными бизнес-процессами и организационными единицами предприятия, но и организуют совместную работу «виртуального» предприятия. В связи с таким развитием становится все сложнее определить границы воздействия ИТ-систем [4], влияние ИТ на порядок проведения работ, на результаты хозяйственной деятельности предприятия в целом (так называемый дефект воздействия ИТ-систем).

ИКТ – это сложные социотехнические системы, состоящие из трех взаимосвязанных компонентов: человек, бизнес-задача и ИТ. Каждый из компонентов по-своему влияет на суммарную эффективность от внедрения ИКТ, поэтому инвестиции в ИТ не соответствуют стандартной ситуации, рассматриваемой в учении об экономике предприятия («классические» инвестиции). Особенность оценки ИТ-систем состоит в том, что принятие решения происходит в неструктурированной ситуации, для которой особенно характерно наличие дефектов воздействии и оценки.

Поэтому при расчете эффективности от внедрения ИКТ, таких как CALS/PLM-системы, автор предлагает концентрировать внимание ни на общепроизводственных показателях как индикаторе вклада от внедрения ИТ-систем, а установить механизм воздействия ИТ-систем на достижение целей предприятия через причинно-следственные связи на уровне бизнес-процессов.

Будем основываться на предположении Barua, Kriebel, Mukhopadhyay о том, что на первой ступени эффект от внедрения ИТ отражается на оперативных показателях (таких как время прохождения, загрузка производственных мощностей и т.д.), которые в свою очередь оказывают влияние на вышестоящие показатели, такие как доля рынка или прибыльность, что приводит к повышению производительности предприятия в целом [5].



Рис 1. Механизм воздействия ИТ-систем на успех компании

Таким образом, механизм возникновения пользы от ИТ обусловлен непосредственным воздействием ИТ-систем на процессы [4].

Предлагается следующий порядок проведения оценки ИТ-систем для подготовки решения об их внедрении:



  1. систематизация воздействия ИТ на процессы, затронутые внедрением;

  2. непосредственно оценка воздействия ИТ;

  3. анализ затрат на данные ИТ;

  4. обобщение результатов анализа – принятие решения о внедрении.

Рис 2. Порядок процессно-ориентированной оценки экономической эффективности ИКТ

1. Систематизация воздействия ИТ на процессы проводится в первую очередь для преодоления дефекта воздействия и состоит из следующих этапов:

а) определение эффектов воздействия;

б) анализ программно-технических характеристик ИТ-системы;

в) идентификация процессов, затронутых внедрением ИТ;

г) моделирование процессов «как есть»;

д) моделирование процессов «как должно быть».

а) В общем случае эффекты воздействия в результате внедрения ИТ-систем можно разделить на положительные и отрицательные, которые проявляются на уровне процессов в форме трех видов:


  • эффект автоматизации – эффект, возникающий в результате замены человеческого труда на ИТ, состоит в сокращении ресурсов и ускорении процессов;

  • эффект информатизации – эффект от сбора, сохранения, обработки и быстрого распространения информации, влияющий на эффективность решений, принимаемых людьми на основе более достоверной информации [6];

  • эффект трансформации – эффект, возникающий в результате замены старых процессов на новые, приводящий к реализации дальнейших потенциалов ИТ.

С точки зрения оценки пользы от ИТ, эффекты разделяются на:

Совокупность технологических и организационных эффектов – эффект воздействия ИТ-системы.

б) Характер воздействия ИТ-системы на процессы определяется ее программно-техническими характеристиками. Анализ данных характеристик формирует техническое понимание предстоящих изменений в процессах.

в) На основе классификации эффектов воздействия и анализа программно-технических характеристик системы производится идентификация процессов, затронутых внедрением ИТ, что позволяет нам:


  • четко обозначить сферу воздействия ИТ-систем;

  • упростить спецификацию сценариев внедрения;

  • снизить объем моделирования процессов «как есть» и «как должно быть» до необходимого минимума;

  • идентифицировать круг сотрудников, затронутых внедрением, и ответственных за процессы лиц;

  • снизить затраты на проведение оценки ИТ-систем в целом [4].

г) Формализация фактической ситуации – неотъемлемая предпосылка предлагаемого метода. На данном этапе происходит моделирование процессов «как есть» с необходимой степенью детализации.

д) модели процессов «как должно быть» являются детальным представлением реалистичных сценариев внедрения ИТ-систем. Основная задача моделирования «как должно быть» в рамках оценки ИТ – это систематичное детальное выявление всех эффектов воздействия ИТ-системы на процессы.

Результатом последовательного выполнения действий этапа 1 является модель процессов «как должно быть» с выявленными эффектами воздействия.

2. Сутью этапа 2 является сравнение процессов двух моделей («как есть» и «как должно быть») с помощью показателей, сформированных на основе эффектов воздействия и предназначенных для оценки продуктивности отдельных операций.

При этом под показателем понимается соотношение или абсолютное значение, выражающее производственно-экономически значимый факт.

Предваряет данный этап сбор информации по модели процессов «как есть» и аналитическая оценка показателей этапа «как должно быть».

Стоит отметить сложности, с которыми мы встретимся на данном этапе. Это и отсутствие учетных данных модели «как есть», и возможные ошибки в прогнозировании значений показателей модели «как должно быть». Ведь данные показатели можно прогнозировать лишь двумя методами: экспертной оценкой и бенчмаркингом или комбинацией этих двух методов.

Результатом действий этапа 2 является оценка пользы от ИТ по всем затронутым функциям.

3. Для проведения расчета экономической эффективности денежное выражение пользы от ИТ необходимо сопоставить с затратами на ИТ.

Для этого применяется традиционный метод совокупной стоимости владения (TCO), индекс рентабельности инвестиций и другие классические методы оценки.

4. По результатам проведенных расчетов принимается решение о внедрении (или отказе) данной ИТ-системы.

Как и любой другой, представленный процессно-ориентированный метод имеет как свои преимущества, так и свои недостатки и ограничения, обуславливающие возможности его применения на практике.

Основным преимуществом данного подхода является возможность выявления качественных эффектов и их агрегации в виде стратегических аргументов на уровне бизнес-процессов или компании в целом, что отличает данный метод от традиционных методик расчета эффективности.

К недостаткам данного метода необходимо отнести его сложность и ресурсоемкость, зависимость оценки от квалификации проводящих его лиц.



Литература

  1. Материалы компании GartnerGroup / URL: http://www.gartner.com

  2. Материалы электронного журнала Компьютерра–Онлайн / URL: http://www.computerra.ru/

  3. Brynjolfsson E. The productivity paradox of information technology / In: Communications of the ACM, 1993.

  4. Й. Беккер. Менеджмент процессов / Под ред. Й.Беккер, Л.Вилкова, В.Таратухина, М.Кугелера, М.Роземанна; - М.: Эксмо, 2007.

  5. Barua, Kriebel, Mukhopadhyay. Information technologies and business value: an analytic and empirical investigation / In: Information systems research,1995.

  6. Гараева Ю., Фролов Е. Найдены истоки эффективности ИТ /, CNews.Ru URL: http://www.iteam.ru/publications/it/section_53/article_3066/




Рычков А.И. Процессно-ориентированная оценка экономической эффективности внедрения ИКТ


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница