«российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Цикл общепрофессиональных дисциплин.
ОПД.В1 Дисциплины по выбору
«Игра в классики» с современной русской литературой
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению
«050300.62 - Филологическое образование»
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждено на заседании
кафедры русской литературы
Протокол № 8 от 14.02.2005 г.
Зав. кафедрой
___________Анненкова Е.И.
|
|
Утверждено на заседании Совета
филологического факультета
Протокол № 7 от 09.03.2005 г.
Председатель Совета
_____________Шубина Н.Л.
|
Санкт-Петербург
2005 г.
Курс
|
4
|
Семестр
|
7,8
|
Формы обучения
|
очная
|
Количество часов (трудоемкость)
|
120
|
Из них аудиторных
|
80
|
|
Из них лекций
|
28
|
|
Из них практических занятий
|
52
|
|
Из них лабораторных занятий
|
-
|
|
Из них самостоятельная работа
|
40
|
Форма отчетности
|
Зачеты (7,8 сем.), курсовая работа
|
Цель изучения дисциплины: формирование навыков отбора и применения современных литературоведческих методик применительно к анализу современного литературного процесса.
Задачи изучения дисциплины:
-
Научить применять современные технологии формирования и развития филологических компетенций для обеспечения навигации в современном литературном пространстве (знание и понимание критических и литературоведческих (научных) материалов по современной литературе, знакомство с учебниками, учебными пособиями, журнальными публикациями, материалами дискуссий (в том числе и в электронном виде), знакомство с работой современных издательств и литературных сайтов и др.).
-
Научить использовать на практике при анализе текстов базовый понятийный аппарат, рассматривать литературу через призму социальных феноменов, объясняющих ее строение; оценивать различные формы взаимодействия классики и современной литературы.
-
Научить реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов по предметной области «Современный литературный процесс» в различных образовательных учреждениях.
-
Научить определять онтологическое и типологическое своеобразие современной литературы как типа художественного сознания массового человека ХХ века, как формы культурной практики.
-
Научить интегрировать полученные знания и умения в междисциплинарном контексте.
Основное содержание дисциплины:
Тематический план
№
|
Наименование разделов и тем
|
|
1.
|
Современная литературная ситуация и своеобразие развития "литературного процесса" в конце ХХ - начале ХХI века.
|
2.
|
Функции литературной классики в современной культурной ситуации.
|
3.
|
Судьбы классики в эпоху постмодернизма.
|
4.
|
Ремейк как явление современной литературы.
|
5.
|
Сиквел как явление современной литературы.
|
6.
|
Пастиш как явление современной литературы.
|
7.
|
Интертекстуальность современной литературы.
|
8.
|
Феномен незаконченного произведения: типы переписывания и продолжения.
|
9.
|
Пародия как способ диалога с классическим произведением.
|
10.
|
Кинематографическая интерпретация классики.
|
11.
|
Театральная интерпретация классики.
|
12.
|
«Игра в классики» в современной массовой литературе.
|
13.
|
Социальная роль литературы: литературные образцы как символические формы социального взаимодействия.
|
14.
|
Массовая литература как социальный феномен.
|
15.
|
Современная литература как отражение социокультурных процессов общества. Основные понятия социологии литературы.
|
16.
|
Пушкинский миф и его особенности.
|
17.
|
Диалог с Н.В.Гоголем.
|
18.
|
Диалог с Ф.М.Достоевским.
|
19.
|
Диалог с Л.Н.Толстым.
|
20.
|
Диалог с А.П.Чеховым.
|
Содержание разделов дисциплины
-
Современная литературная ситуация и своеобразие развития "литературного процесса" в конце ХХ - начале ХХI века. Основные направления, тенденции и объединения - судьбы реализма, постреализма, постмодернизма. Специфика литературной ситуации рубежа веков. Современная литература как итог литературы ХХ века. Элитарная и массовая литература, современная беллетристика, женская проза, роль компьютерных технологий в творческом процессе, появление сетературы, прогнозы развития литературы в ХХI веке.
-
Русский постмодернизм как нетрадиционная эстетическая система в искусстве конца ХХ века. Роль компьютерных технологий и стратегий в структурировании постмодернисткого текста.
-
Судьбы русской классики в конце ХХ - начале ХХI века. Диалог с классическим текстом. Трансформация «вечных» вопросов русской литературы и типов героев на примере текстов Л.Улицкой, В.Маканина, В.Сорокина, Т.Толстой, В.Пелевина и др.
-
Идея «классики» и ее социальные функции. Проблема литературного канона в современной социокультурной ситуации. Ремейк как осовременивание классического текста. Типы ремейков.
-
Идея «классики» и ее социальные функции. Проблема литературного канона в современной социокультурной ситуации. Сиквел как продолжение классического текста. Типы сиквелов.
-
Идея «классики» и ее социальные функции. Проблема литературного канона в современной социокультурной ситуации. Пастиш как вариант игры с классическим текстом.
-
Проблема интертекстуальности современной литературы. Эволюция жанра романа в литературе конца ХХ - начале ХХ1 века. Многообразие моделей романа: постреалистический, постмодернистский, филологический, экзистенциальный и философский, плутовской и авантюрный, неомифологический и др.
-
Феномен незаконченного произведения. Варианты продолжений в современном тексте. Проблема границы и формы культурного авторитета.
-
Пародия как форма игры с классическим текстом. Социальные формы, знаковые фигуры и символические образы в пародийном контексте.
-
Проблема интермедиальности. Диалог классики с кинематографом. Проблема интерпретации художественного текста.
-
Проблема интермедиальности. Диалог классики с театром. Проблема интерпретации художественного текста.
-
-13. Массовая литература как социальный феномен. Массовый успех и система его социальной организации. Типология массовой литературы. Основные черты поэтики Жанровая специфика массовой литературы. Фантастика. Мелодрама. Фэнтези. Детектив. Герой массовой литературы: основные типы и характеристики. Феномен «глянцевого писателя» - автор массовой литературы.
-
-15.Современная литература как отражение социокультурных процессов общества. Основные понятия социологии литературы. Трансформация читателя конца ХХ в. Проблемы рецепции. Методика изучения читательских предпочтений.
16.“Пушкинский миф” в русской литературе (А.Битов, Т.Толстая, С.Довлатов и др.). Легенды и мифы о Пушкине. Этапы создания пушкинского мифа.
17. «Все мы вышли из гоголевской шинели»: проблема восприятия творчества Н.В.Гоголя в современной литературе (В.Войнович, О.Богаев, А.Иванов и др.).
18. Диалог с творчеством Ф.М.Достоевского, Б.Акунин, Л.Петрушевская, Ю.Мамлеев и др.
19. Диалог с творчеством Л.Н.Толстого, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, Б.Акунин и др.
20. Диалог с творчеством А.П.Чехов, Б.Акунин, А.Слаповский, Г.Щербакова и др.
Основные понятия дисциплины:
традиционное и новаторское, постреализм, трансметареализм, постмодернизм, поэтика "конца стиля", массовость и элитарность, мидл-литература, беллетристика, литературный проект. рецептивная эстетика, традиции и новаторство, ремейк, пастиш, сиквел, пародия, интертекстуальность, центон.
Организация текущей аттестации:
Качество усвоения знаний проверяется в процессе обсуждения со студентами материалов литературных дискуссий, прочитанных художественных текстов, в подготовке и проведении контрольных работ по основным темам курса.
Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):
Осуществляется в форме зачета.
Итоговая аттестация складывается из баллов, полученных в течение семестра за выполнение заданий для самостоятельной работы и участие в практических занятиях. Каждый из двух курсов дисциплины завершается зачетом, который выставляется на основании баллов, накопленных за период изучения дисциплины.
Примерные вопросы к зачету:
-
Рецензия на произведение современной литературы, в котором представлен диалог с классическим текстом.
-
Рецензирование и аннотирование научных публикаций по проблемам дисциплины
-
глоссарий, проблемное поле, аннотированный список источников
-
Составление картотеки терминов.
-
Сравнительный анализ трактовки той или иной проблемы, темы дисциплины в различных источниках.
-
Обзор сайтов издательств, специализирующихся на выпуске современной литературы.
-
Выявление новейшей информации о новинках современной литературы (медиа-ресурсы, Интернет и др.)
Организация самостоятельной работы:
Ознакомление с программой и списком художественной, критической и научной литературы, работа с критическими журнальными публикациями, биобиблиографическими словарями, знакомство с произведениями, о которых говорится в лекциях, выбор художественного текста для зачетного рецензирования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
-
Современная русская литература конца XX - начала XXI века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [С. И. Тимина, Т. Н. Маркова, Н. Н. Кякшто и др.] ; под ред. С. И. Тиминой. - M. : Академия, 2011
-
Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021700 - Филология / Филол. фак. С.- Петерб. гос. ун-та ; [С. И. Тимина и др.] ; под ред. С. И. Тиминой . - 2-е изд., стер. - М. ; Санкт-Петербург : Академия : Филологический факультет СПбГУ, 2010.
-
Хализев В.Е. Теория литературы [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений - 5-е изд. ; испр. и доп. - М. : Академия, 2009.
-
Черняк М.А. Современная русская литература: [учебное пособие для высших пед. учебных заведений] - Изд. 2-е. - М. : Форум : САГА, 2010
б) дополнительная литература:
-
Вайль П., Генис А. Родная речь. – М., 2011.
-
Гудков Л., Дубин Б. Литература как социологический институт. - М., 1994.
-
Дубин Б. Классика, после и рядом. – М., 2010.
-
Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. - М., 2008.
-
Литературная матрица. Учебник, написанный современными писателями. М., 2010.
-
Черняк М.А. Массовая литература ХХ века. М., 2010.
-
Черняк М.А. Отечественная проза XXI века: предварительные итоги первого десятилетия. СПб, М., 2010.
в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
№ п/п
|
Дисциплина
|
Ссылка на информационный ресурс
|
Наименование разработки в электронной форме
|
Доступность
|
-
|
Игра с классикой
|
http://ibooks.ru/
|
Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов
|
Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
http://www.iprbookshop.ru/
|
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов
|
Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
http://www.biblioclub.ru
|
Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн
|
Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
http://e.lanbook.com
|
Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»
|
Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
-
Лекционные занятия:
-
комплект электронных презентаций/слайдов,
-
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)
-
Практические занятия:
-
компьютерный класс,
-
презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук)
-
Прочее
-
рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет,
-
рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет.
Разработчики:
кафедра русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена
|
|
проф., д.ф.н., проф.
|
|
|
|
Черняк М.А.
|
(место работы)
|
|
(должность, уч. степень, звание)
|
|
(подпись)
|
|
(ФИО)
|
Приложение
Тематика курсовых работ по дисциплине «Игра с классикой»:
-
«Метель» В. Г. Сорокина как этап эволюции творческого метода писателя
-
Феномен современного ремейка на материале романа Дмитрия Стахова «Генеральская дочка»
-
Сюжеты мировой литературы в цикле Л.Петрушевской «Настоящие сказки»
-
«Татьяна Толстая «Кысь»: литературоведческий комментарий».
-
Русская классическая литература как фэндом: поэтика произведений фанфикшн.
-
Чеховские мотивы в сборнике рассказов Галины Щербаковой «Яшкины дети»
-
Интертекстуальность как ключевая особенность проекта Б.Акунина «Эраст Фандорин»
-
Чеховские мотивы в пьесе Людмилы Улицкой «Русское варенье»
-
Диалог с Достоевским в романе Б.Акунина «ФМ»
-
Пушкинский миф в современной прозе
-
Интертекстуальность как ключевая особенность романа Т.Толстой «Кысь»
-
Феномен современного ремейка на материале пьесы Б.Акунина «Чайка»
-
«Башмачкин» О.Богаева: диалог с Н.В.Гоголем
|