Программа дисциплины цикл общепрофессиональных дисциплин. Опд. В1 Дисциплины по выбору




Скачать 115.5 Kb.
Дата 02.10.2016
Размер 115.5 Kb.


«российский государственный педагогический университет има. и. герцена»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Цикл общепрофессиональных дисциплин.

ОПД.В1 Дисциплины по выбору
«Игра в классики» с современной русской литературой
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

по направлению

«050300.62 - Филологическое образование»

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Утверждено на заседании

кафедры русской литературы

Протокол № 8 от 14.02.2005 г.

Зав. кафедрой

___________Анненкова Е.И.





Утверждено на заседании Совета

филологического факультета

Протокол № 7 от 09.03.2005 г.

Председатель Совета

_____________Шубина Н.Л.

Санкт-Петербург



2005 г.

Курс

4

Семестр

7,8

Формы обучения

очная

Количество часов (трудоемкость)

120

Из них аудиторных

80




Из них лекций

28




Из них практических занятий

52




Из них лабораторных занятий

-




Из них самостоятельная работа

40

Форма отчетности

Зачеты (7,8 сем.), курсовая работа



Цель изучения дисциплины: формирование навыков отбора и применения современных литературоведческих методик применительно к анализу современного литературного процесса.
Задачи изучения дисциплины:

  • Научить применять современные технологии формирования и развития филологических компетенций для обеспечения навигации в современном литературном пространстве (знание и понимание критических и литературоведческих (научных) материалов по современной литературе, знакомство с учебниками, учебными пособиями, журнальными публикациями, материалами дискуссий (в том числе и в электронном виде), знакомство с работой современных издательств и литературных сайтов и др.).

  • Научить использовать на практике при анализе текстов базовый понятийный аппарат, рассматривать литературу через призму социальных феноменов, объясняющих ее строение; оценивать различные формы взаимодействия классики и современной литературы.

  • Научить реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов по предметной области «Современный литературный процесс» в различных образовательных учреждениях.

  • Научить определять онтологическое и типологическое своеобразие современной литературы как типа художественного сознания массового человека ХХ века, как формы культурной практики.

  • Научить интегрировать полученные знания и умения в междисциплинарном контексте.


Основное содержание дисциплины:

Тематический план




Наименование разделов и тем

1.

Современная литературная ситуация и своеобразие развития "литературного процесса" в конце ХХ - начале ХХI века.

2.

Функции литературной классики в современной культурной ситуации.

3.

Судьбы классики в эпоху постмодернизма.

4.

Ремейк как явление современной литературы.

5.

Сиквел как явление современной литературы.

6.

Пастиш как явление современной литературы.

7.

Интертекстуальность современной литературы.

8.

Феномен незаконченного произведения: типы переписывания и продолжения.

9.

Пародия как способ диалога с классическим произведением.

10.

Кинематографическая интерпретация классики.

11.

Театральная интерпретация классики.

12.

«Игра в классики» в современной массовой литературе.

13.

Социальная роль литературы: литературные образцы как символические формы социального взаимодействия.

14.

Массовая литература как социальный феномен.

15.

Современная литература как отражение социокультурных процессов общества. Основные понятия социологии литературы.

16.

Пушкинский миф и его особенности.

17.

Диалог с Н.В.Гоголем.

18.

Диалог с Ф.М.Достоевским.

19.

Диалог с Л.Н.Толстым.

20.

Диалог с А.П.Чеховым.



Содержание разделов дисциплины


  1. Современная литературная ситуация и своеобразие развития "литературного процесса" в конце ХХ - начале ХХI века. Основные направления, тенденции и объединения - судьбы реализма, постреализма, постмодернизма. Специфика литературной ситуации рубежа веков. Современная литература как итог литературы ХХ века. Элитарная и массовая литература, современная беллетристика, женская проза, роль компьютерных технологий в творческом процессе, появление сетературы, прогнозы развития литературы в ХХI веке.

  2. Русский постмодернизм как нетрадиционная эстетическая система в искусстве конца ХХ века. Роль компьютерных технологий и стратегий в структурировании постмодернисткого текста.

  3. Судьбы русской классики в конце ХХ - начале ХХI века. Диалог с классическим текстом. Трансформация «вечных» вопросов русской литературы и типов героев на примере текстов Л.Улицкой, В.Маканина, В.Сорокина, Т.Толстой, В.Пелевина и др.

  4. Идея «классики» и ее социальные функции. Проблема литературного канона в современной социокультурной ситуации. Ремейк как осовременивание классического текста. Типы ремейков.

  5. Идея «классики» и ее социальные функции. Проблема литературного канона в современной социокультурной ситуации. Сиквел как продолжение классического текста. Типы сиквелов.

  6. Идея «классики» и ее социальные функции. Проблема литературного канона в современной социокультурной ситуации. Пастиш как вариант игры с классическим текстом.

  7. Проблема интертекстуальности современной литературы. Эволюция жанра романа в литературе конца ХХ - начале ХХ1 века. Многообразие моделей романа: постреалистический, постмодернистский, филологический, экзистенциальный и философский, плутовской и авантюрный, неомифологический и др.

  8. Феномен незаконченного произведения. Варианты продолжений в современном тексте. Проблема границы и формы культурного авторитета.

  9. Пародия как форма игры с классическим текстом. Социальные формы, знаковые фигуры и символические образы в пародийном контексте.

  10. Проблема интермедиальности. Диалог классики с кинематографом. Проблема интерпретации художественного текста.

  11. Проблема интермедиальности. Диалог классики с театром. Проблема интерпретации художественного текста.

  12. -13. Массовая литература как социальный феномен. Массовый успех и система его социальной организации. Типология массовой литературы. Основные черты поэтики Жанровая специфика массовой литературы. Фантастика. Мелодрама. Фэнтези. Детектив. Герой массовой литературы: основные типы и характеристики. Феномен «глянцевого писателя» - автор массовой литературы.

  1. -15.Современная литература как отражение социокультурных процессов общества. Основные понятия социологии литературы. Трансформация читателя конца ХХ в. Проблемы рецепции. Методика изучения читательских предпочтений.

16.“Пушкинский миф” в русской литературе (А.Битов, Т.Толстая, С.Довлатов и др.). Легенды и мифы о Пушкине. Этапы создания пушкинского мифа.

17. «Все мы вышли из гоголевской шинели»: проблема восприятия творчества Н.В.Гоголя в современной литературе (В.Войнович, О.Богаев, А.Иванов и др.).

18. Диалог с творчеством Ф.М.Достоевского, Б.Акунин, Л.Петрушевская, Ю.Мамлеев и др.

19. Диалог с творчеством Л.Н.Толстого, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, Б.Акунин и др.

20. Диалог с творчеством А.П.Чехов, Б.Акунин, А.Слаповский, Г.Щербакова и др.


Основные понятия дисциплины:

традиционное и новаторское, постреализм, трансметареализм, постмодернизм, поэтика "конца стиля", массовость и элитарность, мидл-литература, беллетристика, литературный проект. рецептивная эстетика, традиции и новаторство, ремейк, пастиш, сиквел, пародия, интертекстуальность, центон.


Организация текущей аттестации:

Качество усвоения знаний проверяется в процессе обсуждения со студентами материалов литературных дискуссий, прочитанных художественных текстов, в подготовке и проведении контрольных работ по основным темам курса.


Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):

Осуществляется в форме зачета.

Итоговая аттестация складывается из баллов, полученных в течение семестра за выполнение заданий для самостоятельной работы и участие в практических занятиях. Каждый из двух курсов дисциплины завершается зачетом, который выставляется на основании баллов, накопленных за период изучения дисциплины.
Примерные вопросы к зачету:


  1. Рецензия на произведение современной литературы, в котором представлен диалог с классическим текстом.

  2. Рецензирование и аннотирование научных публикаций по проблемам дисциплины

  3. глоссарий, проблемное поле, аннотированный список источников

  4. Составление картотеки терминов.

  5. Сравнительный анализ трактовки той или иной проблемы, темы дисциплины в различных источниках.

  6. Обзор сайтов издательств, специализирующихся на выпуске современной литературы.

  7. Выявление новейшей информации о новинках современной литературы (медиа-ресурсы, Интернет и др.)


Организация самостоятельной работы:

Ознакомление с программой и списком художественной, критической и научной литературы, работа с критическими журнальными публикациями, биобиблиографическими словарями, знакомство с произведениями, о которых говорится в лекциях, выбор художественного текста для зачетного рецензирования.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:



  1. Современная русская литература конца XX - начала XXI века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [С. И. Тимина, Т. Н. Маркова, Н. Н. Кякшто и др.] ; под ред. С. И. Тиминой. - M. : Академия, 2011

  2. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021700 - Филология / Филол. фак. С.- Петерб. гос. ун-та ; [С. И. Тимина и др.] ; под ред. С. И. Тиминой . - 2-е изд., стер. - М. ; Санкт-Петербург : Академия : Филологический факультет СПбГУ, 2010.

  3. Хализев В.Е.   Теория литературы [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений - 5-е изд. ; испр. и доп. - М. : Академия, 2009.

  4. Черняк М.А.  Современная русская литература: [учебное пособие для высших пед. учебных заведений] - Изд. 2-е. - М. : Форум : САГА, 2010



б) дополнительная литература:

  1. Вайль П., Генис А. Родная речь. – М., 2011.

  2. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социологический институт. - М., 1994.

  3. Дубин Б. Классика, после и рядом. – М., 2010.

  4. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. - М., 2008.

  5. Литературная матрица. Учебник, написанный современными писателями. М., 2010.

  6. Черняк М.А. Массовая литература ХХ века. М., 2010.

  7. Черняк М.А. Отечественная проза XXI века: предварительные итоги первого десятилетия. СПб, М., 2010.

в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):




п/п

Дисциплина

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность



Игра с классикой

http://ibooks.ru/


Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.iprbookshop.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.biblioclub.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://e.lanbook.com

Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет


Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Лекционные занятия:

    1. комплект электронных презентаций/слайдов,

    2. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)

  2. Практические занятия:

    1. компьютерный класс,

    2. презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук)

  3. Прочее

    1. рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет,

    2. рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет.

Разработчики:

 кафедра русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена




проф., д.ф.н., проф.










Черняк М.А.

(место работы)




(должность, уч. степень, звание)




(подпись)




(ФИО)

Приложение

Тематика курсовых работ по дисциплине «Игра с классикой»:



  1. «Метель» В. Г. Сорокина как этап эволюции творческого метода писателя

  2. Феномен современного ремейка на материале романа Дмитрия Стахова «Генеральская дочка»

  3. Сюжеты мировой литературы в цикле Л.Петрушевской «Настоящие сказки»

  4. «Татьяна Толстая «Кысь»: литературоведческий комментарий».

  5. Русская классическая литература как фэндом: поэтика произведений фанфикшн.

  6. Чеховские мотивы в сборнике рассказов Галины Щербаковой «Яшкины дети»

  7. Интертекстуальность как ключевая особенность проекта Б.Акунина «Эраст Фандорин»

  8. Чеховские мотивы в пьесе Людмилы Улицкой «Русское варенье»

  9. Диалог с Достоевским в романе Б.Акунина «ФМ»

  10. Пушкинский миф в современной прозе

  11. Интертекстуальность как ключевая особенность романа Т.Толстой «Кысь»

  12. Феномен современного ремейка на материале пьесы Б.Акунина «Чайка»

  13. «Башмачкин» О.Богаева: диалог с Н.В.Гоголем





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница