Программа дисциплины дпп. 01. 1 Новая история стран запада




Скачать 185.22 Kb.
Дата 16.09.2016
Размер 185.22 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)









  1. «УТВЕРЖДАЮ»

  2. Проректор (декан факультета)

  3. ________________________________

  4. «____»___________________2011 года














  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



  2. ДПП.01.1



  3. НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА


1. Цели и задачи дисциплины.


Целью дисциплины «Новая история стран Запада» является систематизированное изучение процесса модернизации Западной Европы и Америки в XVII – начале XХ вв. в его экономических, социальных, политических и культурных аспектах, выявление его глубинных причин и основных закономерностей, а также специфики развития отдельных стран и регионов.

Задачи дисциплины:

знакомство с историографией основных проблем новой истории стран Запада;

рассмотрение основных закономерностей социально-экономического развития стран Европы и Америки (в частности, механизма промышленного и аграрного переворота);

ознакомление с процессом формирования новой социальной структуры западного общества, социальных движений, обусловивших переход правящих кругов индустриально развитых стран Запада к политике реформизма;

анализ закономерностей становления современного (демократического) государства, в том числе связанных с ним ключевых понятий и принципов (парламентаризм, конституционализм и гражданское общество);

подробная характеристика основных идейно-теоретических (Просвещения) и идейно-политических течений (консервативного, либерального, радикального, социалистического) данного периода и ознакомление с политическим портретом важнейших деятелей периода;

анализ изменений в сфере международных отношений в XVII–начале XX вв. (Вестфальская система, Венская система, формирование военно-политических блоков), в том числе выявление причин Первой мировой войны и сущности, особенностей и динамики колониализма;

рассмотрение основных культурных тенденций и направлений в рассматриваемую эпоху, анализ причин кризиса европейской культуры в конце XIX–начале XX вв., феноменов модернизма и «массовой культуры».
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен получить четкое представление об основных закономерностях развития стран Запада в Новое время и их специфике в отдельных странах. Он должен усвоить глубинные причины становления в Европе и Северной Америке цивилизации современного типа.



Студенту следует научиться работать с различными типами исторических источников, с учебной и учебно-методической литературой по проблемам курса, приобрести навыки выполнения практических и научно-исследовательских заданий, самостоятельного поиска, обработки и обобщения различных типов информации. Он должен уметь грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения, выявить ключевые тенденции исторических процессов и событий и их причинно-следственные связи.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

V

VI


Общая трудоемкость курса

516

258

258


Аудиторные занятия

108

54

54


Лекции

72

36

36


Практические занятия (ПЗ)

-

-

-


Семинары (С)

36

18

18


Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

-


И (или) иные виды аудиторных занятий

-

-

-


Самостоятельная работа

184

92

92


Курсовые работы

100

50

50


Расчетно-графические работы

-

-

-


Рефераты

84

42

42


И (или) иные виды самостоятельной работы

-

-

-


Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен


4. Содержание курса.

4.1. Разделы курса и виды занятий (Тематический план):

№ п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.


Страны и народы Европы и Америки в 1640–1870 гг.

36

18

-

2.

Страны и народы Европы и Америки в 1870–1918 гг.

36

18

-

4.2. Содержание разделов курса.

4.2.1. Содержание дисциплины согласно ГОС ВПО.

Эпоха Великих географических открытий и интеграция мировой цивилизации. Модернизация европейского общества: переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному. Секуляризация культуры и развитие научной картины мира. Формирование общественно-политических и идейных течений (Просвещение, либерализм, консерватизм, социализм). Кризис сословно-корпоративного строя и формирование гражданского общества. Развитие государственно-правовой системы (абсолютизм, представительная демократия, конституционализм). Европейские революции Нового времени. Международные отношения в Новое время.


4.2.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Страны Европы и Америки в 1640–1870 гг.

I. Вводная лекция.

Содержание термина «Новая история». Проблема периодизации новой истории стран Запада. Формационный и цивилизационный подходы к курсу. Основные характеристики индустриального общества. Понятия аграрного и промышленного переворота, их предпосылки. Изменения в социальной структуре общества. Абсолютизм и демократическое государство. Основные тенденции в европейской культуре: рационализация, секуляризация, демократизация.



II. Англия в XVII–XVIII вв.

1. Англия при первых Стюартах. Английская революция середины XVII в. Протекторат Кромвеля.

2. Реставрация Стюартов и «Славная революция» 1688 г.

3. Политическое и социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот.



III. Война за независимость североамериканских колоний Англии. Образование США.

1. Особенности колонизации Северной Америки. Борьба Англии и Франции за господство в Америке. Общее и специфическое в политическом и социально-экономическом развитии североамериканских колоний Англии. Эволюция политики Англии в отношении колоний. Причины формирования национально-освободительного движения.

2. Война за независимость. Становление американского государства. Борьба федералистов и антифедералистов. Конституция 1787 г. и «Билль о правах».

IV. Франция в середине XVII – начале XIX вв.

1. Франция в середине XVII в. Становление французского абсолютизма. Фронда. Правление Людовика ХIV. Экономические и социальные изменения. Французское Просвещение. Кризис феодально-абсолютистской системы. Причины и характер Великой французской революции.

2. Великая французская революция. Начальный период революции. Деятельность монархистов-конституционалистов. Конституция 1791 г. Правление жирондистов. Якобинцы у власти. Дискуссия в историографии о якобинской диктатуре. Термидорианский период революции. Директория. Переворот 18 брюмера.

3. Франция в период Консульства и Первой империи. Внутренняя политика Наполеона Бонапарта. Его внешняя политика и «наполеоновские войны». Содержание термина «бонапартизм».



V. Англия в 1815–1870 гг.

Социально-экономическое развитие. Политический строй. Общественные движения.



VI. Экономическое, социальное и политическое развитие Франции в XIX в. Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика, Вторая империя.

VII. Германия во второй половине XVII–XIX вв.и ее объединение.

1. Политические и социально-экономические последствия Тридцатилетней войны. Особенности развития отдельных регионов Германии. Мелкокняжеский абсолютизм. Специфика немецкого Просвещения.

2. Возникновение и укрепление Бранденбург-Прусского государства. Правление Фридриха Великого.

3. Последствия наполеоновских войн. Реформы в Рейнском союзе и в Пруссии. Национально-освободительное движение.

4. Страны Германского союза после Венского конгресса. Создание предпосылок объединения страны.

5. Революция 1848–1849 гг. и попытка объединения парламентским путем. «Великогерманский» и «малогерманский» варианты единого государства и их сторонники.

6. Политика правительства О. фон Бисмарка. Объединение Германии.

VIII. Италия во второй половине XVII–XIX вв. и ее объединение.

1. Причины экономического и политического кризиса XVII в. Иностранное господство и территориальная раздробленность. Рефеодализация в итальянских землях. Развитие итальянских государств в XVIII в. Итальянское Просвещение и «просвещенный абсолютизм» в Италии.

2. Италия в эпоху Наполеоновских войн. Внутренние преобразования. Реставрация в Италии. Начало борьбы за объединение страны. Революции в Италии. Деятельность карбонариев, Дж. Мадзини, Дж. Гарибальди.

3. Социально-экономическое развитие Северной Италии. Либеральные проекты объединения страны. Политика Кавура.

4. Объединение Италии.

IX. США в первой половине XIX в. Гражданская война.

1. Территориальный рост США. Два социально-экономических региона. Партийно-политическое развитие страны. Противоречия между Севером и Югом. Движения аболиционистов и фрисойлеров.

2. Гражданская война в США. Два ее периода. Ликвидация рабства и гомстед-акт. Реконструкция Юга.

X. Международные отношения в XVII–XIX вв.

1. Создание единой системы международных отношений. Особенности «Вестфальской системы». Континентальное и колониальное соперничество ведущих держав в XVII–XVIII вв. Войны за гегемонию в Европе. Доктрина равновесия сил.

2. Последствия Наполеоновских войн. Венский конгресс и его решения. «Священный союз». Начало кризиса «Венской системы». «Восточный вопрос». Крымская война.

XI. Культура стран Европы и Америки в первый период Нового времени. Основные тенденции и направления.

Раздел 2. Страны Европы и Америки в 1870–1918 гг.

I. Вводная лекция.

Экономическое, социальное и политическое развитие стран Запада в эпоху расцвета индустриальной цивилизации. Монополистическая и государственно-монополистическая стадии развития экономики. Эволюция социальной структуры общества. Демографические процессы. Политический строй и его эволюция. Кризис классического европейского либерализма. Формирование идейно-политических течений консервативного и социалистического толка. Международное рабочее движение и II Интернационал. Понятие о радикализме. Его правый и левый варианты.



II. Франко-прусская война и Парижская коммуна.

1. Кризис режима Второй империи. Франко-прусская война. Ее последствия.

2. Парижская коммуна. Ее влияние на пути решения «социального вопроса» в Европе.

III. Великобритания в 1870–1914 гг.

1. Социально-экономическое развитие Великобритании. Причины утраты мирового экономического первенства.

2. Политический строй. «Викторианство» как социально-культурный феномен. Внутренняя политика консервативной и либеральной партий. Рабочее и социалистическое движение. Возникновение лейбористской партии. Переход к реформистской политике. Праворадикальная программа Дж. Чемберлена. Леворадикальные преобразования Д. Ллойд-Джорджа.

3. «Вторая волна» британского колониализма. Борьба Ирландии за независимость.



IV. Франция в 1871–1914 гг.

1. Третья республика и ее эволюция. Внутренняя политика правительств консервативных, умеренных и радикальных республиканцев. Рабочее и социалистическое движение.

2. Социально-экономическое развитие Франции в конце XIX–начале XX в.

3. Французский колониализм и его особенности.



V. Германия в 1871–1914 гг.

1. Государственный строй Германской империи.

2. Экономическое развитие Германии. Причины захвата Германией экономического лидерства в Европе.

3. Внутренняя политика О. фон Бисмарка. «Культуркампф». Рост социал-демократического движения и борьба с ним правительства. Начало правления Вильгельма II. «Новый курс». Партийная борьба и внутренняя политика правительств в 1894–1914 гг. Рост националистических тенденций. «Мировая политика».

4. Создание германской колониальной империи. Специфика германского колониализма.

VI. США в 1877–1918 гг.

1. Экономическое развитие США после Реконструкции. Социально-экономические регионы. Факторы ускоренного развития американской экономики.

2. Партийно-политическая система в последней трети XIX в. Рабочее и фермерское движение.

3. «Эра прогресса». Реформы Т. Рузвельта и В. Вильсона.

4. Внешняя политика США. Особенности идеологии американского империализма и общественная борьба вокруг нее. Испано-американская война. Экспансия США в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

VII. Австро-Венгрия в 1867–1914 гг.

1. Государственное устройство Австро-Венгрии по соглашению 1867 г. Этническая карта империи. Национальные противоречия.

2. Австрия. Ее политическое и социально-экономическое развитие. Национальный вопрос и социальные движения. Особенности «австромарксизма».

3. Особенности социально-экономического и внутриполитического развития Венгрии.



VIII. Италия в 1870–1915 гг.

1. Государственное устройство объединенной Италии. «Римский вопрос». Проблема Юга.

2. Италия в последней трети XIX в. Политика «Правой» и «Левой» и социально-экономическое развитие страны. Диктатура Ф. Криспи. Начало экономической и колониальной экспансии.

3. Италия в начале XX в. Реформы Дж. Джолитти. Рабочее и социалистическое движение.



IX. Международные отношения в последней трети XIX–начале XX вв.

1. Международные отношения в XIX в. Создание Тройственного союза.

2. Международные отношения в начале XX вв. Создание Антанты. Внешнеполитические причины Первой мировой войны. Июльский кризис.

X. Культура стран Европы и Америки в последней трети XIX–начале XX вв. Основные течения и направления. Характеристика модерна.

XI. Первая мировая война.

1. Причины Первой мировой войны.

2. Военные действия в 1914–1915 гг.

3. Влияние Первой мировой войны на внутреннее положение воюющих стран.

4. Дипломатическая борьба в годы Первой мировой войны.

5. Военные действия в 1916–1918 гг. Компьенское перемирие.


5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:


  1. Кривогуз, И. М. Новая история стран Европы и Америки / И. М. Кривогуз, В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева. – М., 2005.

  2. Чикалов, Р. А. Новая история стран Европы и США (1815-1918 годы) / Р. А. Чикалов, И. Р. Чикалова. – М., 2005.

б) дополнительная литература:



  1. Виппер, Р. Ю. История нового времени / Р. Ю. Виппер. – Киев, 1997.

  2. История Европы. В 5 т. Т. 4. Европа Нового времени (XVII–XVIII века) / М. А. Барг [и др.]. – М., 2000.

  3. Историография истории нового времени стран Европы и Америки / под ред. И. П. Дементьева. – М., 1990.

  4. Кертман, Л. Е. История культуры стран Европы и Америки / Л. Е. Кертман. – М., 1987.

  5. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х–1918 гг. / под ред. Н. В. Григорьевой. – М., 2001.

  6. Политическая история середины XIX в.–1917 / под ред. В. А. Кувшиновой. – М., 1992.

  7. Пономарев, Н. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки : учебное пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1–2. / Н. В. Пономарёв, С. Ю. Смирнова. – М., 2000.

  8. Раков, В. М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в XVI–XVIII вв.) / В. М. Раков. – Пермь, 1999.

  9. Хобсбаум Э. Век Революции. 1789–1848 / Э. Хобсбаум. – Р/ н/Д., 1999.

  10. Хобсбаум Э. Век Капитала. 1848–1875 / Э. Хобсбаум. – Р/н/Д. 1999.

  11. Хобсбаум Э. Век Империи. 1875–1914 / Э. Хобсбаум. – Р/н/Д. 1999.

  12. Первая мировая война: Пролог ХХ века / под ред В. Л. Малькова. – М., 1999.

в) исторические источники:



  1. Документы истории Великой Французской революции. – М., 1990.

  2. Сборник документов по истории Нового времени. – М., 1989.

  3. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640–1970) / сост. Е. Е. Юровская. – М., 1990.

  4. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1870–1918) / сост. Е. Е. Юровская. – М., 1990.

  5. Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII–XVIII вв. / под ред. В. Г. Сироткина. – М., 1990.

6.2. Средства обеспечения освоения курса.

Программа по «Новой истории стран Запада», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ.

Учебная, учебно-методическая литература, карты, библиотечные фонды библиотеки ТГПУ и областной библиотеки им. А.С. Пушкина.




7. Материально-техническое обеспечение курса.

Видеомагнитофон, диапроектор, слайды, фонды и экспозиции краеведческого и художественного музеев г. Томска.
8. Методические рекомендации по организации изучения курса.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (разных сфер жизнедеятельности общества рассматриваемого исторического периода), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.

Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.

8.2. Методические указания для студентов.

8.2.1. Примерный перечень вопросов к экзамену:

Новая история стран Европы и Америки (1640–1870 гг.).

Основные черты индустриальной цивилизации.

Промышленный и аграрный переворот в странах Европы.

Англия в первой половине XVII в. (период правления первых Стюартов).

Партийно-политические группировки в Английской буржуазной революции: пресвитериане и индепенденты.

Конституционный период Английской буржуазной революции (1640–1642 гг.).

Первая гражданская война в Англии. Законодательство Долгого парламента.

Борьба за углубление революции в Англии. Движение левеллеров. «Народное соглашение».

Завоевание Ирландии и Шотландии Кромвелем.

Завершение Английской революции и ее итоги. Переворот 1688 г.

Экономическое развитие Англии XVIII–XIX вв.

Политическое развитие Англии XVIII–XIX вв.

Североамериканские колонии Англии.

Война за независимость США 1775–1783 гг.

Образование США. Конституция 1787 г. «Билль о правах».

Франция в период правления Людовика XIV.

Реформы Ж.-Б. Кольбера.

Французское Просвещение.

Кризис феодально-абсолютистской системы Франции в XVIII в.

Начало Великой Французской революции.

Аграрные преобразования в ходе Великой французской революции.

Деятельность монархистов-конституционалистов в Учредительном собрании.

Правление жирондистов (1792–1793 гг.).

Якобинцы у власти. Оценка якобинского террора. Причины Термидора.

Социально-экономическая политика якобинцев. Борьба внутри якобинского блока.

Франция в период Консульства и Первой империи. Внутренняя и внешняя политика Наполеона. Понятие о бонапартизме.

Экономическое и политическое развитие Франции в первой половине XIX в. (Реставрация, Июльская монархия, Вторая Империя).

Германские государства во второй половине XVII–XVIII вв.

Правление Фридриха Великого в Пруссии.

Просвещенный абсолютизм в Австрии.

Реформы Штейна–Гарденберга.

Объединение Германии.

Италия в XVII–начале XIX вв.

Объединение Италии.

США в первой половине XIX в.

Гражданская война в США.

Реконструкция в США (1865–1877 гг.).

Венский конгресс и его решения.

Колониальные империи европейских государств в XVII–первой половине XIX вв.
Новая история стран Европы и Америки (1870–1918 гг.)

Особенности политического развития стран Европы и Америки (1870–1914 гг.).

Экономическое развитие стран Европы и Америки в конце XIX–начале XX вв.

Изменения в социальной структуре общества стран Европы и Америки в конце XIX–начале XX вв.

Международные отношения в конце XIX вв. Создание Тройственного союза.

Международные отношения в начале XX в. Создание Антанты.

Колониальная политика Англии, Франции, Германии.

Деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Рабочее и социалистическое движение в конце XIX–начале XX в. Создание II Интернационала.

Особенности экономического развития Англии в конце XIX–начале XX вв.

Внутриполитическое развитие Англии 1870-1914 гг. Реформистская политика Дж. Чемберлена и Д. Ллойд Джорджа.

Рабочее и социалистическое движение в Англии в конце XIX–начале XX вв. Образование Лейбористской партии.

Колониальная империя Великобритании. Ирландский вопрос.

Возникновение III республики во Франции и борьба за ее демократизацию.

Социально-экономическое развитие Франции в конце XIX–начале XX вв.

Парижская коммуна 1871 г.

Франко-прусская война и завершение объединения Германии.

Государственное устройство Германской империи.

Экономическое развитие Германии в конце XIX–начале XX вв.

Внутриполитическое развитие Германии в конце XIX–начале XX вв.

Рабочее и социал-демократическое движение в Германии. Споры о ревизионизме.

Италия после воссоединения. Государственный строй, «римский вопрос», проблема «Север–Юг». Экономическое и политическое развитие в конце XIX в.

Италия в начале XX в. Социально-экономическое развитие, социалистическое движение, внутренняя и внешняя политика.

Соглашение 1867 г. и государственное устройство Австро-Венгрии.

Социально-экономическое и внутриполитическое развитие Австро-Венгрии.

Национальная борьба в Австро-Венгрии.

США после Реконструкции. Политическое развитие. Социальная борьба (рабочее и фермерское движение).

Экономическое развитие США после Гражданской войны. Особенности американского империализма.

«Эра прогресса» в США. Политика государственного реформизма.

Причины Первой мировой войны. Июльский кризис.

Дипломатическая борьба в годы Первой мировой войны. Военные и политические планы воюющих сторон.

Борьба за союзников в годы Первой мировой войны.

Военные действия в 1914–1915 гг.

Военные действия в 1916–1918 гг.

Культура стран Запада в конце XIX–начале XX вв. Основные тенденции и направления.

8.2.2. Темы рефератов и курсовых работ:

Формирование и развитие индустриальной цивилизации в XVII–XIX вв.

Германское Просвещение.

Особенности итальянского и испанского Просвещения.

Французский абсолютизм в эпоху правления Людовика XIV.

Оценка Робеспьера в отечественной литературе.

Европейское барокко.

Вильгельм II: политический портрет.

Международные отношения в Европе в XVII–XVIII вв.

Малые страны Европы в системе международных отношений конца XIX–начала XX вв.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050401.62 Социально-экономическое образование профессионально-образовательный профиль История.
Программу составил:

Ст. преподаватель кафедры всеобщей истории А.В. Соболевский


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница