Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Государственный университет-
Высшая школа экономики
Факультет медиакоммуникаций
Департамент медиапроизводства
Программа дисциплины
«Экономика медиа»
для направления 030600.68 «Журналистика»
подготовки магистра
Авторы: к.ф.н., Ph.D., профессор И.В. Кирия, к.ф.н., доцент М.В. Блинова,
к.ф.н., доцент В.В. Орлова
Рекомендована секцией УМС
Журналистики
Председатель
Шомова С.А.
_________________________
«___ »_______________ 2012 г.
|
Одобрена на заседании
Департамента медиапроизводства
Зав. деп.
И.В. Кирия ____________
«____»__________________ 2012 г.
|
Утверждена УС факультета
медиакоммуникаций
Ученый секретарь Новикова А.А.
___________________________
«___ » ________________2012 г.
|
|
Москва, 2012
Пояснительная записка
Учебный курс «Экономика медиа» знакомит студентов со спецификой функционирования средств массовой информации как рыночных агентов одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современной экономики. Данный курс рассматривает в целом экономику СМИ, ее место среди других индустрий, специфику экономических условий и рыночных структур, в которых существуют современные СМИ. В ходе курса планируется ознакомление студентов с экономическими особенностями мировых медиарынков и рекламных рынков. Курс читается на 1 курсе магистратуры как адаптационная дисциплина для тех, чье первое образование не соответствует журналистскому профилю.
Основные цели курса
-
Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления.
-
Курс предполагает ознакомление студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиарынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии). В рамках курса будут предложены описания основных экономических законов СМИ, сформулированы ключевые отличия условий производства, особенностей потребления, характеристик продукта, производимого медиа, от традиционных продуктов традиционных видов экономики.
-
Сформировать у студентов представления об основных функциях и ролях рекламы, видах современной рекламы и средствах её распространения, изучить зарубежный, а также отечественный опыт функционирования рекламного рынка, его экономические, национальные и культурные особенности, проанализировать правовые основы функционирования рекламной деятельности в разных странах.
-
Помимо этого данный курс позволит обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать понимание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.)
Форма организации учебного процесса
-
проведение лекционных занятий;
-
проведение семинаров, в основу которых будут положены обсуждения проблем и ситуаций на конкретных примерах зарубежной и отечественной практики;
-
проведение практических занятий с разбором конкретных примеров функционирования агентов медиарынка;
-
самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала и домашняя работа.
1. Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название темы
|
Всего
часов
|
Аудиторные
часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары и практ. занятия
|
|
I Экономика медиа
|
|
|
|
|
1
|
Система экономики медиа. Медиарынок и рынок СМИ.
|
14
|
4
|
2
|
8
|
2
|
Понятие медиаиндустрии. Основные особенности ее формирования
|
8
|
2
|
|
6
|
3
|
Основные экономические модели функционирования медиаэкономики. Эволюция моделей
|
10
|
2
|
2
|
6
|
4
|
Экономическая сущность медиапродукта
|
8
|
2
|
|
6
|
5
|
Экономические особенности медиа-предприятия
|
10
|
2
|
2
|
6
|
6
|
Конкуренция СМИ: ее виды. Типы рыночных структур в медиаиндустрии
|
14
|
4
|
2
|
8
|
7
|
Государственная политика в области экономики медиа
|
8
|
2
|
|
6
|
8
|
Стратегии медиапредприятий
|
14
|
4
|
2
|
8
|
9
|
Эволюция рекламных рынков и появление новых медиапродуктов
|
|
2
|
|
4
|
10
|
Ведущие мировые медиаконцерны
|
10
|
2
|
2
|
6
|
|
Итого
|
102
|
26
|
12
|
64
|
|
II Мировые медиарынки
|
|
|
|
|
1
|
Современные СМИ США
|
6
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Современные СМИ Великобритании
|
6
|
2
|
|
4
|
3
|
Современные СМИ Франции
|
6
|
2
|
2
|
2
|
4
|
Современные СМИ Германии
|
4
|
2
|
|
2
|
|
Итого
|
22
|
8
|
4
|
10
|
|
III Мировые рекламные медиарынки
|
|
|
|
|
1.
|
Реклама и СМИ: экономические основы взаимоотношений. Функционально-ролевые составляющие рекламы.
Концепция сдвоенного рынка в СМИ.
|
8
|
4
|
|
2
|
2.
|
Этапы развития рекламы. Современные зарубежные рекламные рынки.
|
4
|
4
|
|
2
|
3.
|
Медиареклама: система классификации. Типологические особенности различных видов рекламы.
|
4
|
4
|
4
|
|
4.
|
Реклама как структурная составляющая бизнес-модели медиа.
|
2
|
2
|
|
4
|
5.
|
Новые виды рекламы. Нестандартная реклама.
|
8
|
4
|
4
|
|
6.
|
Финансовая реклама.
|
2
|
2
|
|
2
|
7.
|
Реклама и культура за рубежом.
|
2
|
2
|
|
2
|
8.
|
Торговая марка в зарубежной рекламе. Роль коммерческого названия в продвижении товаров на рынок.
|
2
|
2
|
|
2
|
9.
|
Опыт правового и этического регулирования рекламной деятельности.
|
2
|
2
|
|
2
|
10.
|
Современная реклама в России.
|
6
|
2
|
4
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
56
|
26
|
12
|
18
|
|
ВСЕГО ЧАСОВ
|
180
|
64
|
24
|
92
|
2. Базовый учебник
Экономика медиа
-
Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.
-
Энциклопедия мировой индустрии СМИ/Под ред. Вартановой Е. Л. М.: Аспект Пресс, 2007.
Мировые рекламные медиарынки
-
Аренc У. Ф., Вейголд М. Ф., Аренс К. Современная реклама (Contemporary Advertising). М., Эксмо, 2011.
-
Бове К. Л., Аренс У. Ф. Современная реклама. М.: Изд. Дом Довгань, 1995.
-
Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Экономика, 1980.
-
Тангейт М. Всемирная история рекламы. М., 2008.
-
|