Программа Факультативного курса
«Основы программирования в среде Scratch»
Для учащихся 5-6 классов
Составитель: Гончаренко Н.Н.
Пояснительная записка
Название курса – «Основы программирования в среде Scratch».
Цель – обучение основам программирования.
Настоящий курс предлагает на платформе конструкторов Lego и аппаратно-программного обеспечения изучить основы программирования.
В предлагаемой среде Scratch используется методика конструктора с элементами объектно-ориентрованной среды, в которой все объекты можно собрать так же как в конструкторах Lego. Процесс программирования предполагает увлекательную игру, с помощью которой ученик быстрее сможет адаптироваться в основах программирования и в будущем сможет работать с более серьезными языками программирования.
Scratch - это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов.
Данный курс поможет учащимся создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и многое другое.
Курсу отводится по 1 часу в неделю.
Цели курса:
-
Изучение методов программирования для овладения знаниями в области технологии программирования; подготовка к осознанному использованию, как языков программирования, так и методов программирования.
-
Формирование алгоритмического и структурного мышления учащихся, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи курса:
-
Развитие логического мышления и творческих способностей.
-
Обучение основам программирования в среде Scratch, получение первоначальных навыков объектно-ориентированного программирования, возможности создания собственных программных проектов.
-
Стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, помощь в формировании творческой личности школьника.
Обоснование курса
Стремление учащихся к овладению современных технологий является наилучшим стимулом повышения мотивации к учебной деятельности. Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем подростки вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьника вырабатываетсяопределенная культура поведения, формируется его мировоззрение.
Работа в среде Scratch позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать основы программирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки моделирования и конструирования.
В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Начальный уровень программирования настолько прост и доступен, что Scratch рассматривается в качестве средства обучения не только старших, но и младших школьников.
В предлагаемом курсе рассматриваются команды языка Scratch. Курс не охватывает все возможности среды Scratch, он адаптирован для определенной возрастной категории.
Язык команд Scratch — русский.
Версия Scratch – 1.4
Среда рабочего стола — любая.
В результате изучения факультатива учащиеся должны:
-
Изучить основные команды и функции программирования и уметь применять их на практике;
-
Изучить среду программирования Scratch;
-
Уметь составлять программы;
-
Уметь тестировать и отлаживать свои программы;
-
Уметь применять полученные навыки для создания игр, историй и различных проектов.
Содержание курса
№ урока
|
Тема
|
Часы
|
1 - 2
|
Вводный урок. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Основы программирования.
|
2
|
3 - 4
|
Основы работы со средой программирования Scratch.
|
2
|
5
|
Анимация. Кот бегает. Практическая работа № 1.
|
1
|
6
|
Смена костюма. Практическая работа № 2.
|
1
|
7
|
Добавляем звук. Практическая работа № 3.
|
1
|
8
|
Анимация с обработкой событий. Практическая работа № 4.
|
1
|
9
|
Анимация. Кот говорит, думает, меняет цвет.
|
1
|
10
|
Практическая работа № 5.
|
1
|
11
|
Практическая работа № 6.
|
1
|
12
|
Создание своего объекта в графическом редакторе.
|
1
|
13
|
Практическая работа № 7.
|
1
|
14
|
Меняем фон сцены.
|
3
|
15
|
Практическая работа № 8.
|
1
|
16
|
Анимация сложного движения.
|
1
|
17
|
Практическая работа № 9.
|
1
|
18
|
Работа с несколькими объектами.
|
1
|
19
|
Практическая работа № 10.
|
1
|
20-22
|
Проект: «Первый мультик».
|
3
|
23
|
Демонстрация проектов
|
1
|
24
|
Рисование в среде программирования Scratch.
|
1
|
25
|
Практическая работа № 11.
|
1
|
26
|
Создание программ линейной структуры. Практическая работа № 12.
|
1
|
27
|
Команда ветвления. Простые и сложные условия. Практическая работа № 13.
|
1
|
28
|
Создание программ с ветвлением. Практическая работа № 14.
|
1
|
29
|
Организация циклических программ.
|
1
|
30
|
Практическая работа № 15.
|
1
|
31
|
Решение комбинированных задач с циклами и ветвлением.
|
1
|
32
|
Практическая работа № 16.
|
1
|
33-34
|
Итоговая практическая работа.
|
2
|
|
ИТОГО
|
34
|
Список литературы
-
http://scratch.mit.edu – официальный сайт Scratch
-
http://letopisi.ru/index.php/Скретч - Скретч в Летописи.ру
-
http://setilab.ru/scratch/category/commun - Учитесь со Scratch.
-
http://scratch.ucoz.net
-
http://www.webplanet.ru/review/entertainment/2008/01/22/scratch21.html
-
http://www.iteach.ru/exp/articles.php?mpt_id_text=115
|