Программа летней учебной полевой практики по ботанике Направление подготовки лесное дело профиль подготовки общий




Скачать 278 Kb.
Дата 28.08.2016
Размер 278 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

 
 


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан биологического факультета

___________________________ 

«......» _____________________



ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ по ботанике

Направление подготовки ЛЕСНОЕ ДЕЛО

Профиль подготовки ОБЩИЙ

Заочная форма обучения

Квалификация (степень)  выпускника БАКАЛАВР

 

 



 

Обсуждено на заседании кафедры

«__»____________ 2013 г.

Протокол № __
Зав. кафедрой____________


Разработчик:
к.б.н., доцент Л.В. Петухова


 

 

  


г. Тверь 2013 г.

1.    ЦЕЛИ  ПРАКТИКИ

Летняя полевая практика - один из важнейших этапов учебных занятий по ботанике. Полевая практика завершает изучение теоретического и практического курса Ботаники в части анатомия и морфология растений, закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные на лекциях и лабораторных занятиях. На первом курсе полевая практика посвящена общему знакомству с разнообразием растений в природе. При этом студенты учатся анализировать особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений, знакомятся с их экологией, жизненными формами. Наблюдение и изучение растений на месте их произрастания помогает практически убедиться в единстве растительного организма и условий его существования. Летняя полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе.


Цель практики


Знакомство с флорой района практики, изучение анатомо-морфологических и экологических особенностей видов.
2.    ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

  1. Овладение навыками морфолого-биологического и экологического анализа растений.

  2. Выявление разнообразия морфологической структуры отдельных органов и в целом растений.

  3. Установление зависимости морфологической структуры растений от экологических условий.

  4. Выявление изменения морфологической структуры в онтогенезе растений.

  5. Знакомство с основными представителями местной флоры травянистых и древесных растений.

  6. Овладение приемами сбора, определения, гербаризации растений

 

3.    МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс содержательно связан дисциплиной базовой части профессионального цикла (ОПД) «Ботаника», вариативной части ОПД «Структурная ботаника», дисциплиной по выбору математического и естественно научного цикла (ЕН) «Флора и география Тверской области», спецпрактикумом «Биология высших и низших растений», учебной и производственной практиками старших курсов.

 

4.    ВИД И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ учебная полевая

 

5.    ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ практика проводится на 1 курсе в июне – июле на базе кафедры ботаники и учебно-научной базы Тверского государственного университета «Ферязкино»

 

6.    КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ


  • готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ОК-3);

  • знание роли основных компонентов лесных и урбоэкосистем : растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов (ПК-5)

  • знание особенностей систематики, анатомии, морфологии, физиологии и воспроизводства, географического распространения, закономерностей онтогенеза и экологии представителей основных таксонов лесных и декоративных растений (ПК-6)

  • знать закономерности динамики лесных и урбоэкосистем в различных климатических, географических и лесорастительных условиях при различной интенсивности их использования (ПК-9);

  • владеть методами таксации, мониторинга состояния и инвентаризации в лесах (ПК-10);

  • умение в полевых условиях выполнять с использованием геодезичкеских приборов измерения, описание границ и привязку на местности объектов лесного и лесопаркового хозяйства на местности (ПК-11);

  • умением в полевых условиях использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации объектов лесных и урбоэкосистем различного иерархического уровня (ПК-12)

  • умение в полевых условиях давать лесотипологическую характеристику обследуемого участка, определять стадии возрастного развития лесных насаждений, этапы сукцессионной динамики лесных и урбоэкосистем (ПК-13);

  • уметь в полевых условиях выполнять измерения деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов (ПК-14);

  • умение в полевых условиях определять систематическую принадлежность, названия основных видов лесных и декоративных растений, вредных и полезных насекомых, фитопатогенных грибов и других хозяйственно-значимых организмов (ПК-15);

  • способность применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем (ПК-29).


7.    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ по ботанике

Общая трудоемкость данной практики составляет 4 недели, 192 часа из них 12 аудиторных.




№ п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Теоретическая подготовка.




Самостоятельная работа

1

подготовительный этап (инструктаж по технике безопасности)

1










2

Вводное занятие. Гербаризация растений.

1




Представление гербаризированных растений

3

Сбор растений для гербария, определение, морфологические описания




20

Зачет по знанию загербаризированных растений

4

Определение тематики индивидуальных исследовательских работ. Работа над индивидуальной работой

1




20

Устный отчет о ходе работы, печатный и электронный варианты глав и разделов индивидуальной работы

5

Растения елового леса.

1

10

Определение видов.

6

Растения соснового леса и сухих местообитаний.

1

10

Определение видов.


7

Древесно-кустарниковые растения района практики. (Смешанный лес, растения парка, поселка).




10

Определение видов.


8

Травяно-кустарничковые растения смешанного леса.

1




10

Определение видов.


9

Растения лиственного леса.

1

10

Определение видов.


10

Растения низинного и суходольного луга.

1

10

Определение видов.


11

Растения водоемов.

1




10

Определение видов.


12

Растения болот.







20

Определение видов.


13

Рудеральные и придорожные растения.

Сорные растения.



1

10

Определение видов.


14

Возрастные изменения растений.







20

Зачет по теме

15

Итоговая конференция.

1

10

Защита индивидуальной работы (доклад)

16

Зачет

1

10

Зачет на знание флоры района практики и латинских названий видов.

ИТОГО:

12

180






8.    ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ) Оформление, монтирование, этикетирование гербарных материалов; отчет по знанию видового состава растений региона, их анатомических и морфологических особенностей (зачетная экскурсия, морфологические описания, изготовление материала по онтогенезу растений); собеседование, консультация по теме индивидуальной работы, отчет по выполнению отдельных глав и разделов; заполнение полевого дневника; проведение определений растений с фиксацией полученных результатов в рабочей тетради; зачет на знание латинский названий видов (в устной форме); защита результатов индивидуальных исследований с предоставлением печатных и электронных материалов; обсуждение итогов практики; сдача итогового отчета.

[Примечание:

При возвращении с производственной практики в вуз студент вместе с научным руководителем от кафедры обсуждает итоги практики и собранные материалы. В дневнике по производственной практике руководитель дает отзыв о работе студента, ориентируясь на его доклад и отзыв руководителя от производственной организации, приведенный в дневнике.

Студент пишет краткий отчет о практике, который включает в себя общие сведения об изучаемом объекте.

Отчет о прохождении производственной практики утверждается на заседании кафедры.]

 9.    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ 

 

Содержание работы

Вводное занятие.

Цели и задачи работы, методика проведения экскурсий и камеральной обработки. Правила сбора и гербаризации растений. Методика морфологического анализа растений.

Определение растений. Знакомство с методикой морфологического анализа.

Затем студенты самостоятельно выполняют описания 3-4 предложенных растений из их сборов, определяют, оформляют этикетки.

Сбор растений для гербария. Определение.

Морфологические описания

Цель работы: заложить основу гербария, успеть его хорошо высушить к концу практики. Лучше всего идти к опушке леса, где рядом луг и поле с культурной растительностью. Здесь богатый видовой состав из сорняков, луговых и опушечных растений. Знание их необходимо и в то же время это обычные, широко распространенные в нашей флоре виды, поэтому сбор гербария не приводит к оскудению флоры и выпадению редких видов. Определение собранных растений позволяет заложить основу знаний видового состава, что имеет значение для последующих экскурсий, для индивидуальных заданий по морфологическим описаниям. Определение растений, оформление этикетoк и морфологические описания 2-3 видов, предложенных преподавателем, прово­дятся во второй половине дня. Для усвоения латинских названий дается список растений, латынь которых следует выучить.


РАСТЕНИЯ ЕЛОВОГО ЛЕСА

Цель работы. Обратить внимание на морфологические особенности ели, собрать шишки разного возраста. Выяснить различия покровной ткани стволов разного возраста. Отметить экологические условия.

Выяснить морфологические особенности травянистых растений и кустарничков и их размножение. Отметить приспособления, препятствующие испарение воды.



Ход работы. Морфологический анализ 3-4 видов растений. Определение, гербаризация. Рассмотреть анатомические особенности. Сделать заключение о приспособительных особенностях растений произрастающих под пологом елового леса в условиях недостаточного освещения, достаточной влажности, кислых, холодных почв..
РАСТЕНИЯ СОСНОВОГО ЛЕСА И СУХИХ МЕСТООБИТАНИЙ

Цель работы. Обратить внимание на морфологические особенности сосны, собрать шишки разного возраста. Выяснить различия покровной ткани стволов разного возраста. Отметить экологические условия.

Выяснить морфологические особенности травянистых растений и кустарничков и их размножение. Отметить приспособления, препятствующие испарение воды. Выделить склерофиты, суккуленты.



Ход работы. Морфологический анализ 3-4 видов растений. Определение, гербаризация. Рассмотреть анатомические особенности листьев овсяницы овечьей, вереска обыкновенного, зарисовать. Сделать заключение о приспособительных особенностях растений сухих и светлых местообитаний.

ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫЕ РАСТЕНИЯ РАЙОНА ПРАКТИКИ

Цель работы. Выяснить морфологические особенности (листорасположение, фopмy листьев, характер роста), биологические особенности и практическое значение деревьев и кустарников.

Ход работы. Морфология листа. Самостоятельная работа студентов по сбору материала по предложенном темам (форма листовой пластинки, тип рассечения листовой пластинки, типы края и жилкования, сложные листья, части листа, характер прикрепления листа к стеблю).


ТРАВЯНО-КУСТАРНИЧКОВЫЕ РАСТЕНИЯ СМЕШАННОГО ЛЕСА

Цель работы. Основные виды, слагающие травяно-кустарничковый ярус, их морфолого-биологические особенности. Рассмотреть растения с pазличными типами корневищ (эпигеогенное - гравилат, копытень; гипогеогенное - вороний глаз, ландыш, купена), отметить способность к вегетативному размножению. Обратить внимание на типы нарастания, ветвления. Найти примеры разных жизненных форм растений (короткокорневищные, длиннокорневищные, стержнекорневые), выделить разные типы побегов и корневых систем. Метаморфозы корня (очиток пурпурный). Рассмотреть строение цветков и соцветий.

Ход работы. Морфологический анализ 3-4 видов. Опре­деление незнакомых видов. Выводы. Зачетная ра­бота по видовому составу и латинским названиям деревьев и кустарников.
РАСТЕНИЯ ЛИСТВЕННОГО ЛЕСА

Цель работы. Основные виды, образующие фитоценоз в таком типе леса , их морфолого-биологические особенности. Рассмотреть растения с pазличными типами корневищ (эпигеогенное - гравилат, копытень; гипогеогенное - вороний глаз, ландыш, купена), отметить способность к вегетативному размножению. Обратить внимание на типы нарастания, ветвления. Найти примеры разных жизненных форм растений (короткокорневищные, длиннокорневищные, стержнекорневые), выделить разные типы побегов и корневых систем. Метаморфозы корня . Рассмотреть строение цветков и соцветий.

Ход работы. Морфологический анализ 3-4 видов. Опре­деление незнакомых видов. Выводы. Зачетная ра­бота по видовому составу и латинским названиям деревьев и кустарников.


РАСТЕНИЯ НИЗИННОГО И СУХОДОЛЬНОГО ЛУГА

Цель работы:Определение луга, видовой состав, хозяйственная значимость луговых растений, их деление на четыре группы.

Злаки, их морфологические особенности. Верховые, низовые, со­отношение у них побегов с полным (генеративных) и неполным (вегетативных) циклом развития. Рыхлокустовые, плотнокустовые злаки, рaccмотреть особенности их побегообразования. По обочинам найти длиннокорневищные (пырей ползучий, костер безостый). Сравнить условия их произрастания.

Бобовые растения. Рассмотреть корневую систему с корневыми клубеньками. Отметить особенности сложных листьев (тройчатые, перистые), побегов (приподнимающиеся - клевер, люцерна; цепляющиеся - горошек, чина), соцветий и цветков.

Разнотравье. Видовой состав и значение отдельных видов. Морфологические особенности наиболее типичных видов: тысячелистник (характер соцветия, типы побегов, жизненная форма), смолка липкая, василистник, лапчатка и др. Морфологические особенности осок.

Дать самостоятельные задания студентам по видовому составу злаков и других растений луга. Найти примеры с разными типами соцветий, цветков. Рассмотреть сборы студентов..

Ход работы. Описать и зарисовать особенности побегообразования рыхлокустового и плотнокустового злака. Дать полные морфологические описания 4-5 видов луговых растений. Определить неизвестные виды.

Продолжить изучение луговых растений. Сравнить видовой состав суходольного и низинного лугов. Выделить наиболее типичнее виды. Рассмотреть морфологические особенности таволги, горца змеиного валерианы, гравилата речного и др. Отметить характер нарастания, жизненную форму, тип корневой системы.

Самостоятельная работа студентов по заданию, например, предло­жить по конкретному виду для полного морфологического анализа. Собрать примеры различных типов корневых систем. Задание.

ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сбор материала, проведение наблюдений. Сту­денты отчитываются о проделанной работе, получают консультацию.

РАСТЕНИЯ ВОДОЕМОВ

Цель работы:Помимо общего снаряжения нужно взять специальное оборудование. Выяснить специфические особенности водной среды и ее отличие от воздушной. Рассказать об основных группах растений с демонстрацией отдельных видов (прибрежных, плавающих, погруженных). Понаблюдать быстрое увядание и поникание растений, вынутых из воды, обратить внимание на особенности внутреннего строения (аэренхима). Сравнить толщину и окраску листьев рдеста, водокраса, кубышки. Найти примеры гетерофилии (стрелолист, поручейник, жерушник земноводный). Выяснить особенности вегетативного размножения водных растений (ряска, водокрас, рдест гребенчатый, стрелолист, кубышка, рогоз и т.д.). Показать особенности гербаризации водных растений. Собрать растения для гербаризации и камеральной обработки.

Ход работы.. Сделать описания и зарисовки наиболее характерных представителей каждой экологической группы водных растений. Выделить метаморфизированные органы. Приготовить поперечные срезы стебля рдеста и рассмотреть их под микроскопом. Зарисовать. Составить список водных растений по группам. Сформулировать выводы. Выделить латинские названия, необходимые для запоминания.
РАСТЕНИЯ БОЛОТ

Цель работы: Кроме обычного снаряжения взять почвенные термометры. Беседa преподавателя о способах образования и типах болот, особенностях условий произрастания растений на сфагновом болоте. Рассмотреть сфагнум, выяснить его биологические и морфологические особенности. Посмотреть, какие еще мхи встречаются на болоте. Измерить температуру сфагнового покрова на поверхности и на разной глубине (20, 30, 50 см), убедиться в плохой теплопроводности сфагнума. Об­ратить внимание на особенности микрорельефа болота.

Выяснить видовой состав древесных растений (деревья, кустарники, кустарнички). Сравнить сосну, выросшую на болоте и в бору, выбрав растения примерно одного возраста; измерить диаметр и высоту ствола, длину хвоинок, шишек. Назвать причины угнетения. Назвать общие морфологические приспособления кустарничков, приуроченность и микрорельефу. Определить тип нарастания, ветвления, величину годичных приростов. Найти листья разных лет, установить направление роста побегов, характер формирования корней.

Выяснить морфолого-биологические особенности травянистых рас­тений. Понаблюдать за росянкой. Загербаризировать названные преподавателем растения, собрать материал для работы в лаборатории.

Ход работы. Оформить отчет по экскурсии, включающий краткую характеристику экологических условий, составление списка болотных растений и кратких морфолого-биологических описаний. Смонтировать в альбоме веточки кустарничков, сделать зарисовки. Рассмотреть листья багульника, брусники, сделать анатомические срезы. Выделить латинские названия, необходимые для запоминания.

РУДЕРАЛЬНЫЕ И ПРИДОРОЖНЫЕ РАСТЕНИЯ

Цель работы. Выяснить особенности экологических условий вблизи жилья человека и вдоль дорог. Установить видовой состав рудеральных и придорожных растений, их морфо-биологические особенности. Обратить внимание на прицепки, колючки, железки разного типа на соцветиях лопуха, гравилата, побегах крапивы и других; объяснить их происхождение и значение в жизни растений. Сравнить изрезанность листьев одуванчика, выросшего в тени и на открытом месте. Рассмотреть направление роста побегов, их длину, особенности листьев птичьей гречихи, гусиной лапчатки, подорожника большого и др. Выяснить причину выносливости этих растений к вытаптыванию. Посмотреть видовой состав малопроезжих дорог.

Ход работы. Морфологический анализ 3 – 4 видов, различных по продолжительности жизни и способам размножения растения. Зачет по знанию латинских названий растений.

СОРНЫЕ И РУДЕРАЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.



Цель работы. Распространение, происхождение, общие биологические особенности сорных растений. Выделить однолетники, найти озимые и яровые формы; многолетники. Дать задания студентам выкопать подземные органы бодяка полевого, хвоща полевого, пырея, льнянки обыкновенной, щавеля кисловатого. Рассмотреть, сравнить их, установить способ вегетативного размножения этих растений, объяснить, в чем заключается чрезвычайно высокая способность этих растений к вегетативному размножению. В конце экскурсии дать задания собрать по 20 видов сорняков и отчитаться по знанию видового состава.

Обратить внимание на отличительные морфологические особенности культурных злаков, льна и других культур. Собрать растения для гербария и морфологического анализа. Рассмотреть разные типы плодов



Ход работы. Оформить отчет по теме. Зарисовать подземные органы льнянки, осота, хвоща. Рассмотреть собранные плоды. Отметить приспособления к распространению плодов и семян. Составить список сорнополевых растений по продолжительности жизни и характеру строения подземных органов.

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ

Цель работы.Опираясь на знания студентов вспомнить, что называется большим и малым жизненным циклом, какие возрастные состояния выделяются в большом жизненном цикле растений, по каким признакам их можно различить. Показать на конкретном примере (свербига восточная, чистотел большой, копытень европейский) морфологические отличия разных возрастных состояний. Дать задания студентам подобрать материал по онтогенезу определенных видов.

Ход работы.Задание Дать подробное морфологическое описание изучаемого вида и его возрастных состояний, сделать зарисовки. Собранные растения разного возраста закложить в гербарий.

Требования к зачету

  1. Гербарий 20 видов растений (20 деревья, кустарники).

  2. Морфологический гербарий и сборы в рубашках по темам: лист (Форма листовой пластинки, рассечение, тип края, типы жилкования, форма верхушки и основания листовой пластинки, части листа, сложные листья); корень (типы корневых систем, метаморфозы корня); метаморфозы побега и его частей; типы соцветий, типы плодов.

  3. 5 полных морфологических описаний по плану морфо-биологического анализа.

  4. Знание не менее 20 латинских названий растений района.

Примерная тематика индивидуальных работ


Целью самостоятельной работы студента-биолога на летней прак­тике является приобретение первых навыков научного исследования в природе. При выполнении задания следует самостоятельно собрать необходимый материал по заданной теме, обработать его, составить коллекцию, гербарий, проанализировать полученные данные, сопоставить их с литературными данными, сделать выводы и оформить работу в виде отчета.

Индивидуальные задания выполняются как самостоятельная работа в течение всего периода практики по ботанике. Темы индивидуальных работ следует раздать раньше, чтобы студенты успели продумать ее, обратить внимание на объекты в процессе экскурсий. В отведенные дни для индивидуальных работ собирается и оформляется основной материал. В последующие дни есть возможность высушить собранный гербарий, закончить оформление работы.

1. Вечнозеленые растения леса (хвойного, смешанного). Дать морфологическую характеристику растениям, определить их жизненную форму, установить продолжительность жизни листьев в разных учловиях. Сделать выводы о биологическом значении и возможности происхождения зимнезелености разных растений в условиях сезонного климата.

На основе отличительных признаков составить ключ к определению видов.




2. Морфологическое сравнение земляники лесной в разных местах произрастания (можно взять другой вид). Сравнить растения, растущие в условиях затенения под пологом леса и на сухом освещенном месте (количество и размеры листьев, характер опушения, длина цветоносов, количество цветков и плодов, интенсивность вегетативного размножения). Сделать выводы, какие морфологические признаки подвержены большим изменениям, какие условия наиболее благоприятны для исследуемого вида.
3. Изменение формы листьев у растений с возрастом. На конкретных примерах (сныть, одуванчик, василек шероховатый, короставник полевой) показать, как изменяется форма листьев. Оформить монтаж. Дать морфологические описания исследуемым растениям.
4. Метаморфозы побегов (или корней) района полевой практики. Собрать растения, составить коллекцию, дать описания.
5. Ядовитые (или лекарственные) растения леса (луга, болота), их характеристика.

6. Пищевые растения дикой флоры. Их применение. (Одуванчик, клевер, марь.белая, папоротник-орляк, свербига, иван-чай, сныть, крапива, ярутка и др.).Рассказать, как можно их использовать, приготовить несколько блюд, загербаризировать.
7. Видовой состав многолетних сорных. растений. Составить гербарий. Посмотреть распространение многолетних сорняков в посевах разных культур. Сделать вывод, какие условия способствуют их большему распространению.
8. Особенности цветения и опыления растений в лесу. Обратить внимание на окраску цветков, положение нектарников и количество выделяемого нектара. Понаблюдать, какие насекомые осуществляют опыление, каково соотношение ветроопыляемых и насекомоопыляемых видов. Найти виды с клейстогамными цветками (кислица, фиалка удивительная), определить соотношение клейстогамных и хазмогамных цветков. Сделать выводы.
9.Разнообразие жизненных форм растений травянистого яруса леса (смешанного, хвойного). Установить видовой состав травянистых растений, определить их жизненные формы по Раункиеру и в эколого-морфологическом отношении. Определить соотношение разных жизненных форм. Сделать выводы, почему в данных условиях преобладают те или иные жизненные формы.
10. Возобновление ели (или другого вида) и состояние подроста на разных участках леса (в зависимости от характера освещения, мохового покрова, рельефа, увлажнения и т.д.). Выбрать соответствующие участки леса. На определенной площади (100 м ) каждого участка посчитать число молодых елочек/возобновление и подрост/, определить их высоту, жизненность, количество ветвей, олиственность. Сделать выводы, в каких условиях наиболее интенсивное возобновление и луч­шее состояние подроста, почему.
11. Интенсивность вегетативного размножения вегетативно-подвижных видов. Можно конкретизировать тему, взяв растения определенной экологической группы (сорные, растения леса, водные растения), либо в зависимости от способа размножения (столонообразующие, корнеотпрысковые, длиннокорневищные). Найти примеры столонообразующих растений (адокса мускусная, седмичник европейский, рдест гребенча­тый, стрелолист - подземные столоны; живучка ползучая, земляника, лапчатка гусиная - надземные столоны). Определить число столонов, их дли­ну, количество дочерних растений.

Рассмотреть корнеотпрысковые растения (щавель кисловатый, льнянка обыкновенная, иван-чай, осот полевой). Определить длину корней, расположение корней с придаточными почками, число почек и расстояние между ними, посчитать число образовавшихся дочерних побегов и определить их дальнейшую способность к вегетативному paзмножению. Таким же образом проанализировать длиннокорневищные растения (майник двулистный, пырей ползучий, крапива двудомная, мать-и-мачеха). Определить длину корневищ, интенсивность их вет­вления, размер и число междоузлий. Выяснить, на каком расстоянии от материнского появляются дочерние укоренившееся побеги, с чем это связано.

Сделать выводы об интенсивности вегетативного размножения специализированными органами. Заложить гербарий.

План морфологического анализа растений


Экологические особенности, продолжительность жизни растения (однолетник, двулетник, многолетник), жизненная форма по морфоло­гическим признакам и по Раункиеру.

Вегетативная часть.

1.Тип корневой системы (по происхождению: система главного корня, придаточных корней, смешанная; по морфологическим особенностям:

стержневая, мочковатая, кистевая, бахромчатая). Глубина распространения. Внешний вид корней (цвет, толщина).

Метаморфозы корня.

2. Надземная часть. Однотипность или разнотипность побегов, удлиненные, укороченные побеги, направлении роста побегов, продолжительность жизни, характер нарастания растения.

Стебель, особенности по поперечному сечению (цилиндрические, ребристые, крылатые, сплюснутые, трех - четырехгранные и т.д.), опушению (гладкий, опушенный, какими волосками), положению относительно земной поверхности.

Листья. Формации листьев на побеге, их особенности. Листья срединной формация: форма листовой пластинки, верхушки и основания, рассечение, тип края, жилкования, опушение; части листа (влагалище, раструб, прилистники), характер прикрепления листа к стеблю.

Листорасположение.

Подземные побеги (каудекс, корневища, столоны), их особенности.

Генеративная часть.

1. Соцветие (ботрическое, цимозное, брактеозное, фрондозное), тип соцветия, количество цветков, положение на побеге.

2. Цветок актиноморфный, зигоморфный, расположение частей цвет­ка на цветоложе. Околоцветник простой, двойной, особенности чашечки, венчика (число частей, срастание, окраска, форма). Андроцей (число тычинок, характер срастания, расположение на цветоложе, стаминодии). Гинецей, тип гинецея (апокарпный, ценокарпный), число плодолистиков, особенности завязи, столбика и рыльца, положение завязи. Нектарники. Характер опыления. Приспособления в цветке к перекрестному опылению.

3. Тип плода. Приспособления к распространению плодов и семян.

Практическое значение, где встречается.

Морфологическое описание травянистого растения (образец)

Гравилат городской (Geum urbanum L.). Мезофит. Травянистый многолетник, короткокорневищный поликарпик, гемикриптофит.

Во взрослом состоянии только система придаточных корней, кистевая или бахромчатая, корни равномерно располагаются на корневище, подузловые. Продолжительность функционирования - 6-8 лет.

Растение имеет побеги двух типов: главный - вегетативный, розеточный, моноподиально-нарастающий, многолетний} боковые - генеративные, удлиненные, монокарпические и моноциклические. Главный побег за счет сокращения корней втягивается в почву, становится эпигеогенным корневищем. Направление корневища ортотропное.

На главном побеге листья только срединной формации, без при­листников, основание черешка расширенное, охватывающее стебель. Листья длинночерешковые, прерывисто-лировидно-перисторассеченные. Край листа двояко-зубчатый, жилкование - перисто-краевое. Наблю­дается гетерофиллия, форма листьев на побеге меняется в течение вегетационного периода.

Боковые побеги можно рассматривать как соцветия, после цветения и плодоношения отмирают полностью. Стебель цилиндрический, прямо­стоячий, у основания приподнимающийся, опушенный простыми волосками, достигает длины 40-50 см. Листья тройчато-рассеченные с ромбовидными заостренными долями, с травянистыми прилистниками, опушенные. Нижние - черешковые, верхние - сидячие. Листорасположение очередное, формула листорасположения - 2/5.

Соцветие цимозное, фрондозное, упрощенный тирс. Цветок гемициклический, актиноморфный, околоцветник двойной, раздельнолистный. Чашечка пятимерная, с подчашием, венчик из пяти лепестков желтого цвета. Андроцей из большого числа несросшихся тычинок, многобратственный. Гинецей апокарпнный, из большого числа пестиков. Опыление перекрестное, насекомыми. Формула цветка Ca'5 Ca5 Co5 A∞ G

Плод - орешек. При созревании плодов верхняя часть столбиков отваливается, на оставшихся образуются крючочки, с помощью которых плоды цепляются к одежде, шерсти животных. Приспособлением к рас­пространению плодов является и образование карпофора - вытягивание части цветоложа выше чашечки.



Лекарственное и пищевое растение, встречается в смешанных ла­сах, по кустарникам, около жилья человека.

Литература:

ОСНОВНАЯ

  1. Ботаника с основами фитоценологии : анатомия и морфология растений: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Биология" в обл. образования и педагогики / [Т. И. Серебрякова и др.]. - Москва : Академкнига, 2006. 543 с.

  2. Березина Н.А., Афанасьева Экология растений: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Экология" и по направлению "Экология и природопользование". - Москва : Academia, 2009. – 399 с.

  3. Дементьева С.М., Спирина У.Н., Катаускайте Л.А. Анатомия и морфология растений : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 020803 "Биоэкология" / Твер. гос. ун-т. – Тверь : Тверской государственный университет, 2007. – 114 с.

  4. Флора средней полосы европейской части России: учеб. Пособие для биол. фак. ун-тов, пед. и с-х вузов / П.Ф. Маевский; Правительство Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. 10 – е испр. И доп. изд. Москва; КНК, 2006. – 600 с.: ил. – Библиограф.: с.596.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Барыкина Р.П. Большой практикум по ботанике: экол. анатомия цветковых растений : учеб.-метод. пособие / Р. П. Барыкина, Н. В. Чубатова. – М.: КМК, 2005. 77 с.

  2. Бавтуто Г.А. Учебно-полевая практика по ботанике: [Учеб. пособие для биол. спец. пед. ин-тов] / Г. А. Бавтуто. – Минск : Вышэйш. шк., 1990. – 268 с.

  3. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"] – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 173 с.

  4. Дементьева С.М., Спирина У.Н., Катаускайте Л.А. Биология : учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса специальностей "Экология" и "Биоэкология". Ч. 1 : Анатомия и морфология растений / Твер. гос. ун-т, Каф. экологии. – Тверь: Тверской государственный университет, 2005. – 71 с.

  5. Определитель сосудистых растений Центра европейской России / [Авт.: И. А. Губанов, К. В. Киселева, В. С. Новиков, В. Н. Тихомирова]. – М.: Московский государственный университет, 1991(1992). – 398 с.

  6. Определитель сосудистых растений центра европейской России / [Авт.: И.А. Губанов, К.В. Киселева, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров ]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: АРГУС, 1995. – 558 c.

  7. Определитель высших растений Северо-Запада европейской части РСФСР: (Ленингр., Псков. и Новгор. обл.) / ЛГУ им. А.А. Жданова; [Сост.: Е.В. Баранова и др.]. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. – 376 с.

  8. Практикум по анатомии и морфологии растений: учеб. пособие для студентов вузов / [В. П. Викторов и др.]; под ред. Л. Н. Дорохиной. - 2-е изд., испр. – М.: Academia, 2004. 173 с.

  9. Цвелев Н.Н. Определитель сосудистых растений Северо-Западной России (Ленинградская, Псковская и Новгородская области) / Ботан. ин-т им. В.Л. Комарова ; Ботан. сад им. В. Л. Комарова РАН. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. хим.-фармацевт. акад., 2000. – 780 с.

  10. Щербаков А.В., Майоров С.Р. Летняя учебно-производственная практика по ботанике: учеб.-метод. пособие. Ч. 1 : Полевое изучение флоры и гербаризация растений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Биол. фак., Каф. высш. растений ; под ред. А. К. Тимонина. – М.: Кафедра высших растений биологического факультета МГУ, 2006. – 82 с.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ



Перечень доступных для ТвГУ информационных ресурсов


  • Научный журнал Nature Biotechnology;

  • Журналы ACS (Американского химического общества): Chemical Biology, Biochemistry, Energy and Fuels, Langmuir, Organometallics, Nano Letters, Organic Letters и другие;

  • Доступ к Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU;


Лицензионное программное обеспечение

Microsoft Windows Professional Russian Upgrd OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition (версии XP, Vista, 7)

Microsoft Office Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition (версии 2003, 2007)

Kaspersky Anti-Spam for Linux Russian Edition. 1500-2499 User 2 year Educational Renewal License

Kaspersky WorkSpace Security Russian Edition. 500-999 User 2 year Educational Renewal License

SYMC ENDPOINT Protection 11.0 renewal BASIC- 12 MONTHS AcademicEdition Band A

Total Commander 7.x 101-200 User licence

ABBYY Lingvo х3 Европейская версия (лицензии Concurrent)

ABBYY FineReader Professional Edition (версии 7, 8, 9)

CorelDRAW Graphics Suite X4 Education License ML (1 - 60)

Nero 9 Premium Volume Licenses SRP GOV/AcademicEdition 10-19 seats

NetOp School Комплекты лицензий 1 Teacher+10 Students

OriginLab OriginPro V8 Educational concurrent license

 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

мультимедийное оборудование, компьютерная техника, микроскопы (Биолам, МикМед, МБС), лупы, рулетки, копалки, лопаты, почвенные буры, гербарные сетки и прессы, веревки, определители, тематические CD-диски, набор сит для исследований почвы.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (ПООП).



Рецензент_________________________

(подпись)


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница