Программа по истории. 11 класс (физико-математический профиль)




Скачать 390.92 Kb.
страница 1/2
Дата 05.09.2016
Размер 390.92 Kb.
  1   2
Рабочая программа по истории. 11 класс (физико-математический профиль)

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089), Примерных программ по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании в Минобрнауки от 07.07.2005 г. № 03-1263), учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4», тематического планирования, предлагаемого авторами.

Рабочая программа по истории для 11 класса (физико-математический профиль) рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Основные содержательные линии учебной программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «История (всеобщая история) » 24 часа и «История (история России)» 44 часа. Решением Педагогического совета МБОУ «Нахабинская гимназия №4» предполагается их последовательное изучение.

Рабочая программа разработана на основе авторских программ А.А. Улуняна, доктора исторических наук; Е. Ю. Сергеева, доктора исторических наук и А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова, В.С.Морозова по истории России 20-начала 21 века, соответствующих Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и допущенных Министерством общего и профессионального образования РФ.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Улуняна Ар. А., Сергеева Е. Ю. Новейшая история зарубежных стран: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений и учебник Загладина Н.В. История Отечества. 20 век. Русское слово, 2010 г. Программа курса охватывает период с начала 20- начала 21 вв.

Количество часов на изучение истории распределено следующим образом:



Разделы

Авторская программа

Рабочая программа

Всеобщая история

35

24

Раздел 1. Война и революции – начало истории 20 века

7

5

Раздел 2. Мир межу двумя мировыми войнами

9

7

Раздел 3. Вторая мировая война

4

3

Раздел 4. Мир во 2 половине 20 века

14

8

Итоговое повторение

1

1

История России.

34

44

Введение

1

1

Раздел 1. Россия накануне 1 мировой войны

4

6

Раздел 2. Россия в годы революций и гражданской войны

4

5

Раздел 3. Советское государство и общество в 1920-1930 гг.

5

7

Раздел 4. ВОВ

4

5

Раздел 5. СССР в 1945-1964 гг.

4

5

Раздел 6. СССР в годы Коллективного руководства

4

5

Раздел 7. Перестройка и распад советского общества

4

5

Раздел 8. Россия на рубеже20-21 вв.

4

5

Итого часов




68

Учебно-тематическое планирование курса




Разделы

Рабочая программа

Всеобщая история

24

Раздел 1. Война и революции – начало истории 20 века

5

Раздел 2. Мир межу двумя мировыми войнами

7

Раздел 3. Вторая мировая война

3

Раздел 4. Мир во 2 половине 20 века

8

Итоговое повторение

1

История России.

44

Введение

1

Раздел 1. Россия накануне 1 мировой войны

6

Раздел 2. Россия в годы революций и гражданской войны

5

Раздел 3. Советское государство и общество в 1920-1930 гг.

7

Раздел 4. ВОВ

5

Раздел 5. СССР в 1945-1964 гг.

5

Раздел 6. СССР в годы Коллективного руководства

5

Раздел 7. Перестройка и распад советского общества

5

Раздел 8. Россия на рубеже20-21 вв.

5

Итого часов

68



Основная цель курса — сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории, который преподается в общеобразовательных учреждениях России.

Курс дает возможность выполнять следующие задачи методического и дидактического характера:

-способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории XX в.;

стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;

-дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;

-развивать у старшеклассников навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.

В результате изучения истории ученик должен знать:

-основные виды исторических источников;

-основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

-работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);

-работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);

-работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);

-описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);

-анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов,

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

-анализировать причины текущих событий в России и мире;

-высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;

-использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Организация учебного процесса по предлагаемой программе включает комплексное использование картографического материала, иллюстративного ряда, документальной кинематографики, энциклопедий, справочников, хрестоматий и дидактических пособий (важную роль играет изучение биографий политических деятелей, дипломатов, военных, ученых, мастеров культуры).
При изучении истории России главной остается цель исторического образования — знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.

При освоении Обязательного минимума содержания курса отечественной истории 11 класса старшеклассники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

-хронологические знания и умения

называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;

-составлять хронологические и синхронистические таблицы;

знание фактов

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

-описание (реконструкция)

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;

-анализ, объяснение

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

-показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

-классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;

-объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

-излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;

-объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;

-излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

-сравнивать излагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

-высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;

-работа с источниками

-читать историческую карту с опорой на легенду;

-использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-высказывать суждение о назначении, ценности источника;

-характеризовать позиции, взгляды автора источника;

-сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
Содержание

РАЗДЕЛ I. ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИИ — НАЧАЛО ИСТОРИИ XX в.

ТЕМА 1. МИР В НАЧАЛЕ XX в.

История как наука. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. Становление индустриального общества. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения.



Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс.

Ведущие государства мира в начале XX в.

Великобритания. Характерные черты экономического и политического развития. Конец Викторианской эпохи. Массовые демократические движения. Суффражизм. Ирландский вопрос и борьба за гомруль. Реформы в политической и социальной сфере. Деятельность Д. Ллойд Джорджа. Основные цели внешней политики.

Германия. Внутреннее положение Германской империи. Борьба политических партий. Рост влияния социал-демократов. Экономические успехи. Пангерманская пропаганда. Усиление противоречий между Германией и Великобританией, Францией, Россией. Ориентиры «мировой политики» кайзера Вильгельма II.

Франция. Политический режим третьей республики. Борьба республиканцев и радикалов. Расширение деятельности профсоюзов. Особенности хозяйственного развития. Политика Ж. Клемансо. Укрепление франко-русского союза.

Соединенные Штаты Америки. Особенности внутриполитического строя. Доминирование двух партий: республиканцев и демократов. Деятельность Американской федерации труда (АФТ). Быстрый рост промышленности и сельского хозяйства. Реформы президентов Т. Рузвельта и У. Тафта. Активизация внешней политики в Южной Америке и Восточной Азии.

Австро-Венгерская империя. Своеобразие политической системы дуалистической монархии. Пестрый национальный состав. Социально-экономическое положение империи. Консервативная политика Франца Иосифа I. Усиление позиций социал-демократии. Основные задачи на международной арене.

Италия. Модернизация итальянской экономики. Различия между промышленным Севером и аграрным Югом. Реформистская деятельность правительств Дж. Занарделли и Дж. Джолитти. Дипломатическое лавирование между европейскими державами.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX—XX вв.

Общая характеристика колониальных и зависимых стран. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Новые явления в хозяйстве и обществе. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.

Япония. Достижения модернизации экономики и общества. Активизация внешней политики. Начало японской экспансии в Азии.

Китай. Кризис Цинской империи. Угроза распада страны на отдельные территории. Восстание ихэтуанеи. Попытки реформ. Синьхайская революция. Ликвидация монархии и установление республики.

Индостан. Особенности британского колониального управления. Внутриполитическое положение. Экономическое развитие. Деятельность Индийского национального конгресса (ИНК).

Иран. Столкновение интересов ведущих держав в Иране. Кризис шахского режима. Демократическая революция в Иране. Ввод русских и британских войск на территорию страны.

Османская империя. Политический и экономический кризис. Репрессии султана Абдул Хамида. Возникновение младо-турецкого движения. Демократическая революция и создание правительства младотурок. Сближение с Германией.

Страны Африки. Господство европейских держав. Колониальные империи Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии и Бельгии. Начало модернизации традиционного общества. Народные движения против колонизаторов. Появление политических партий.

Страны Латинской Америки. Общие черты стран региона. Особенности социально-экономического развития. Господство латифундистов. Формирование городских слоев. Характеристика политических режимов. Политика США и Панамериканский союз. Мексиканская революция.

Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Характерные черты политики ведущих держав. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты: испано-американская, англо-бурская, русско-японская, итало-турецкая, Первая и Вторая Балканские; кризисы вокруг Марокко и Боснии. Усиление международной напряженности. Завершение подготовки Германии к войне.

Основные понятия: промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество, пангерманизм, панисламизм, миссионеры, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений.

ТЕМА 2. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914—1918 гг.)



Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Увеличение количества воюющих государств. Начальный период маневренных боевых действий (август — декабрь 1914 г.). Поражение германских войск на Марне. «Бег к морю». Успехи русской армии в Галиции и поражение в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Закавказье. Захват Антантой германских владений на Тихом океане. Основные сражения 1915—1916 гг. Переход к позиционной войне. Отступление русских войск в мае — августе 1915 г. Кровопролитные бои в Шампани, Артуа и Фландрии. Сражение на Сомме. Бои у Вердена. Брусиловский прорыв. Борьба на море. Ютландский бой. Действия подводных лодок. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Брестский мир 1918 г. Ситуация на периферийных фронтах: Северная Италия, Балканы, Месопотамия. Поражение германских сил в африканских колониях. Попытка германского наступления во Франции весной — летом 1918 г. Контрнаступление войск Антанты. Нарастание внутренних трудностей в Германии, Австро-Венгрии и Болгарии. Революционные движения. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.

Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Введение нормированного снабжения. Нарастание тягот и бедствий гражданского населения. Проблема военнопленных. Антивоенные и национально-демократические движения. Положение нейтральных стран в годы войны. Итоги Первой мировой войны.

Основные понятия: тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, рационирование продовольствия, сепаратный мир.

ТЕМА 3. ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ. ПОСЛЕВОЕННАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ



Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Возникновение Чехословакии и Королевства СХС (Югославии). Воссоздание Польского государства. Образование Австрийской республики. Ноябрьская революция в Германии. Возникновение Веймарской республики. Создание Венгерского государства. Образование независимых республик Балтии. Воссоздание Финского государства. Попытки обретения суверенитета Украиной, Белоруссией, Молдавией, республиками Кавказа. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.

Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Подготовка Парижской (Версальской) мирной конференции. Повестка дня и особенности переговорного процесса. Итоги и значение конференции. Организация и проведение Вашингтонской мирной конференции. Основные документы. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.



Основные понятия: революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, социализация, советизация, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

РАЗДЕЛ II. МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ



ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЫ, АЗИИ И АФРИКИ В 1920гг.

Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения.

Великобритания. Послевоенное восстановление экономики. Обострение внутриполитической борьбы. Результаты парламентских выборов. Первое лейбористское правительство. Кризис и раскол либеральной партии. Всеобщая забастовка 1926 г. Проблемы советско-британских отношений. Колониальная политика британского правительства.

Франция. Постепенное возвращение к мирной жизни. Реформы в социальной сфере. Особенности партийно-политической борьбы. Советско-французские отношения. Политика правительства в колониях.



Соединенные Штаты Америки. «Эра процветания». Биржевой бум. Массовая иммиграция из Европы. Соперничество республиканской и демократической партий. Обострение социальных противоречий. Изоляционизм во внешней политике. «Дипломатия доллара».

Германия. Стабилизация режима Веймарской республики. Демократизация политической жизни. Возникновение новых партий. Попытки антиконституционных путчей справа и слева. Экономические трудности. Проблема репараций. Восстановление отношений с Россией (СССР).

Италия. Социально-политический кризис в стране. Забастовочное движение. Массовое недовольство итогами Первой мировой войны. Возникновение фашистской партии. Деятельность Б. Муссолини. Поход фашистов на Рим и захват ими власти в стране. Переход к созданию корпоративного общества.

Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.

Основные итоги развития индустриальных государств к концу 1920-х гг.

Международные отношения в 1920-е гг. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Территориальные вопросы. Репарации и долги. Планы Ч. Дауэса и О. Юнга. Итоги эволюции международных отношений к началу 1930-х гг.

Основные понятия: стабилизация капитализма, военные путчи, теория твердого индивидуализма, теория мировой революции, фашизм, корпоративное общество, Малая Антанта, «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос.

ТЕМА 5. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В 1930-е гг.



Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.

Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма.

Италия. Диктатура фашистов. Особенности государственного строя. Экономическая политика. Идеология. Репрессии против инакомыслящих. Программа расширения колониальных владений.

Германия. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Деятельность А. Гитлера. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии.

Франция. Социально-политические противоречия начала 30-х гг. XX в. Политический кризис. Угроза прихода к власти правых и левых радикалов. Забастовочное движение. Образование правительства Народного фронта. Внутри- и внешнеполитическая деятельность правительства Народного фронта. Причины его распада.

Испания. Особенности социально-политического развития в первой трети XX в. Диктатура М. Примо де Риверы. Общественное движение. Национальные проблемы. Программа создания Народного фронта. Антиконституционный мятеж генерала Ф. Франко. Гражданская война 1936— 1939 гг. Поражение левых сил. Установление авторитарного режима. Преобразования в политической структуре и экономической сфере.

Великобритания. Особенности социально-политического развития. Деятельность второго лейбористского правительства. Углубление раскола либеральной партии. Создание национального правительства. Экономическая политика национального правительства. Внешнеполитический курс невмешательства. Деятельность Н. Чемберлена и У. Черчилля. Развитие британо-советских отношений.

Авторитарные режимы в Восточной Европе. Общая характеристика и национальные особенности.

«Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.

Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Цивилизаторская миссия европейских держав. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.

Япония. Дальнейшая милитаризация экономики. Борьба за рынки сырья. Внешнеполитическая экспансия. Вторжение в Северо-Восточный Китай и создание государства Маньчжоу-Го. Укрепление авторитарного режима внутри

страны. Подавление выступлений профсоюзов и военных. Вторжение в Центральный Китай.

Китай. Глубокий внутриполитический кризис. Господство милитаристских клик. Вмешательство иностранных держав. Деятельность Сунь Ятсена. Создание Компартии. Революция 1925—1927 гг. Установление диктатуры Чан Кайши. Борьба коммунистов против Национального правительства. Возникновение советских районов на территории Китая. Создание Национального фронта борьбы против Японии.

Индия. Политика британской колониальной администрации. Усиление влияния ИНК. Деятельность М. Ганди. Идеология гандизма. Политические реформы 1930-х гг.

Турция. Ликвидация султаната и установление республики. Деятельность М. Кемаля. Реформы во всех областях жизни. Сохранение противоречий в национальном вопросе. Внешняя политика.

Страны и народы Африки. Особенности развития арабских государств Северной и Тропической Африки. Идеология панафриканизма. Первые Панафриканские конгрессы.

Латинская Америка. Своеобразие развития латиноамериканских государств. Воздействие крупных международных монополий на хозяйство. Характерные черты политической жизни. Образование Народных фронтов в Аргентине и Чили.

Основные понятия: цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства, идеология гандизма, пантюркизм, панафриканизм.

ТЕМА 6. РАСПАД ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКОЙ СИСТЕМЫ

Международные отношения в 1930-е гг. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 1930-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.

Наука и культура в первой половине XX в. Развитие естественных и гуманитарных наук. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины. Возникновение новых научных дисциплин. Вклад российских ученых в мировую

науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.

Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин — Рим — Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова—Риббентропа, теория относительности, физика атома, биохимия, геополитика, социология, авангардизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, революция в моде, Олимпийские игры.

РАЗДЕЛ III. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

ТЕМА 7. НАЧАЛО, ХОД И ЭТАПЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ



Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участников. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.

Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.

Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.

Основные понятия: вермахт, «зимняя война», «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации, пакт, хартия.

РАЗДЕЛ IV. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.



Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.

Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Греции. Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание Коминформа и советско-югославский конфликт. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.

Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (1950—1990-е гг.). Первый этап «холодной войны» (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 1970-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 1970-х — конец 1980-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».

Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), тактика «выжженной земли», Хельсинкский акт.



ТЕМА 9. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В КОНЦЕ 1940-х — 1990-е гг. Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946 г. конец 1950-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 1950-х — конец 1960-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 1950—1960-е гг. Третий этап (1970-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 1970-х — начала 1980-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (1980-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 1980—1990-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 1990-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.

Крупнейшие западные страны и Япония в конце 1940-х 1990-е гг. Соединенные Штаты Америки. Превращение США в доминирующую силу Запада. Великобритания. Ослабление политических и экономических позиций в мире. Франция. Неравномерность общественно-политического и экономического развития. Италия. Влияние наследия движения Сопротивления, демонтаж тоталитарной модели и становление демократии. Федеративная Республика Германия. Становление государственности, формирование демократической системы и приобретение политических и экономических позиций в Европе. Япония. Становление современного демократического общества и государства, быстрое экономическое развитие.

Особенности эволюции государств Северной и Южной Европы. Общие черты развития. Историческая и культурная обусловленность политического и экономического единства в рамках региона. Скандинавские страны. Тесные политические и экономические связи. Страны Южной Европы. Греция, Испания и Португалия. Нестабильность политического развития и переход к демократии.

Основные понятия: военно-промышленный комплекс, военный паритет, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, голлизм, еврокоммунизм, коалиционное правительство, майский кризис, маккартизм, политика «новых рубежей», расовая сегрегация, рейганомика, референдум, социальное партнерство, «справедливый курс», тэтчеризм, «экономическое чудо», авторитарный режим, баскская проблема, каталонская проблема, режим полковников, скандинавская модель социализма.

ТЕМА 10. РАЗВИТИЕ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1940—1990-е гг.



Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов. «Албанский путь к социализму».

«Югославский социализм». Румыния. Венгрия. Чехословакия. Польша. ГДР. Болгария.

Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 1980—1990-х гг. Провал попыток реформирования реального социализма. Демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.

Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция, «Солидарность», «Хартия-77».



ТЕМА 11. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛ. XX в.

Политическая ситуация во второй половине 1940-х гг.

Движение за национальное освобождение. Общие и особенные черты общественно-политического развития в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Формы деколонизации Азии и Африки в период «холодной войны».

Достижения и проблемы развивающихся стран в 1970—1990-е гг. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.

Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950—1990-е гг. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 1950—1990-е гг.

Основные понятия: апартеид, Год Африки, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, религиозно-этнические группы, суверенитет, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», красные кхмеры, маоизм, шариат.



ТЕМА 12. НАУКА, КУЛЬТУРА И СПОРТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Две волны научно-технической революции 1950— 1990-х гг. Основные направления НТР в 1950—1960-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Ядерная энергетика. Генетика. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Завершение индустриализации всех секторов общественного производства. Соединение науки с производством и качественное изменение системы образования. Вторая волна НТР в 1980—1990-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество. Новая роль религий.

Искусство и спорт в 1950—1990-е гг. Направления и жанровые особенности искусства в 1950—1970-е гг. Новые черты искусства в 1980—1990-е гг. Олимпийское движение и массовый спорт.

Основные понятия: компьютерная революция, мегаполис, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, абстракционизм, виртуальная реальность, гиперреализм, концептуализм, массовая культура, постмодернизм, реализм, сюрреализм, хиппи.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА



Общие черты и закономерности развития мира в XX в.

Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Итоги развития к началу XXI в. Основные понятия исторического, политического, экономического, научного и культурного развития мира.
ИСТОРИЯ РОССИИ. XX— НАЧАЛО XXI в.

Введение. История как наука. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. Россия в новых исторических условиях начала 20 века.

Раздел 1. Россия накануне 1 мировой войны

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1908—1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX— начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства. Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай П. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.



Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.

Россия в период революции



Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.

Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый совет рабочих депутатов.

Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.

Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906—1907 гг. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Начало российского парламентаризма. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.

Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума.

Россия между двумя революциями.

Политическое и социально-экономическое развитие.

Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. [«Вехи».]

Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.

Наш край в начале 20 века. Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения (Союз русских художников, «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.

Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.

Раздел 2. Россия в годы революций и гражданской войны

Россия от февраля к октябрю.



Начало революции. Двоевластие. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.

Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.

Конец двоевластия. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис.

Курс большевиков на вооруженное восстание. [Возможные альтернативы развития революции.]

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование временного Советского правительства во главе с В. И. Лениным.

Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, кризисы правительства, Всероссийский съезд Советов.

Утверждение советской власти.



Создание Советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Утверждение советской власти в стране. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Созыв и разгон Учредительного собрания.

Блок партии большевиков с левыми эсерами. Создание Красной Армии, ВЧК. Начало утверждения однопартийной системы. Конституция РСФСР.

«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, земли, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды. « Культурная революция ».

Борьба в партии и Советах по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.

Советская Россия в годы Гражданской войны и интервенции. Причины интервенции и Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны и интервенции, ее фронты, сражения.

Социальный состав и политический характер сил революции и контрреволюции. Военные и политические деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.) в период Гражданской войны.] Политика военного коммунизма.

Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны современниками и потомками. Наш край в годы революций

Основные понятия: Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, культурная революция, сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, военный коммунизм, продразверстка.

Раздел 3. Советская государство и общество в 1920-1930 гг.



Советская страна в период нэпа (1921— конец 1920-х гг.).

Экономический и политический кризис 1920— начала 1921 г. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.

Переход от политики военного коммунизма к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Трудности, противоречия и кризисы нэпа. Курс на форсированную индустриализацию.

Проекты создания советского многонационального государства. I Всесоюзный съезд Советов. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг. Последствия создания СССР.

Обострение внутрипартийной борьбы в середине 1920-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.

Советская внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.

Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 1920-х —1939 г.), внешняя политика СССР. Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 1920-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский.

Цели, источники индустриализации. XIV съезд ВКП(б). Курс на индустриализацию. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.

Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. [Отказ от принципов кооперации.] «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации. Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.

Ликвидация массовой неграмотности и переход ко всеобщему обязательному начальному образованию. Трудности культурного строительства. Отношение к интеллигенции. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Положение советской науки: достижения, трудности, противоречия.

Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».

Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины.

Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Договор о дружбе и границе между СССР и Германией (сентябрь 1939 г.). Просчеты и ошибки советской внешней политики.

Советская страна накануне Великой Отечественной войны.

Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхингол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.

Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница